Дело № 2а-1852/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2018 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хильчук Н.А.,
при секретаре Кузик Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Макарова С.В. к командиру войсковой части 6720, войсковой части 6720 об оспаривании бездействия командира войсковой части 6720, связанного с не рассмотрением по существу рапорта Макарова С.В. от *** 2018 года о предоставлении документов, касающихся жилищного обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Макаров С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к командиру войсковой части 6720, войсковой части 6720 об оспаривании бездействия командира войсковой части 6720, связанного с не рассмотрением по существу рапорта Макарова С.В. от *** 2018 года о предоставлении документов, касающихся жилищного обеспечения. В обоснование требований указал, что он проходил военную службу по контракту с 1995 года, из них в войсковой части 6720 внутренних войск МВД России в должности заместителя командира артиллерийско-зенитного дивизиона по работе с личным составом с *** по ***, в воинском звании «майор». На основании решения Барнаульского гарнизонного военного суда от *** (дело ), оставленного без изменения апелляционным определением Западно-Сибирского окружного военного суда от *** (дело ), Макаров С.В. решением жилищной комиссии войсковой части 6720 от ***, оформленным протоколом , восстановлен на жилищном учете военнослужащих - граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. На основании решения Барнаульского гарнизонного военного суда от *** (дело № ***) Макаров С.В. решением жилищной комиссии войсковой части 6720 от ***, оформленным протоколом , признан нуждающимся в предоставлении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. *** Макаров С.В. был исключен из списков личного состава войсковой части 6720 в связи с увольнением с военной службы по возрасту. Макаров С.В. и члены его семьи с 2011 года и по настоящее время проживают в служебном жилом помещении по адресу: .... В *** 2018 года Макарову С.В. должностными лицами тыла войсковой части 6720, в связи с подготовкой финансовой заявки на бюджетное финансирование для обеспечения военнослужащих и граждан уволенных в запас состоящих на жилищном учете в воинской части жилищной субсидией, было предложено представить в жилищную комиссию войсковой части 6720 (далее - жилищная комиссия) рапорт на имя председателя жилищной комиссии о не обеспечении его и членов его семьи жилым помещением (земельным участком), либо денежными средствами из иных источников. *** Макаров С.В. представил в жилищную комиссию рапорт с запрошенными сведениями. При этом для разрешения вопроса о размере денежных средств запрошенных персонально на Макарова С.В. и членов его семьи для обеспечения жилищной субсидией, ему было предложено обратиться к должностном лицам тыла воинской части. *** административный истец лично на территории воинской части обратился к и.о. начальника тыла войсковой части 6720 к-ну Ф. с обозначенным в предыдущем абзаце вопросом. На что названное должностное лицо пояснило Макарову С.В., что объём запрошенных лимитов бюджетных обязательств в части касающейся обеспечения последнего жилищной субсидией уменьшен из расчета норматива общей площади жилого помещения - на 12 кв.м. на основании решения жилищной комиссии. С целью выяснения оснований уменьшения норматива общей площади жилого помещения, разъяснения уполномоченным должностным лицам о необоснованности (при подтверждении) уменьшения объёма запрошенных лимитов бюджетных обязательств для обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных в запас, состоящих на жилищном учёте в войсковой части 6720 жилищной субсидией, в части касающейся Макарова С.В., а также оперативного направления воинской частью дополнительной заявки для выделения лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, Макаров С.В. изъявил просьбу ознакомить его с указанным решением жилищной комиссии. После чего и.о. начальника тыла войсковой части 6720 к-н Ф. предложил административному истцу обратиться к командиру войсковой части 6720 с рапортом о предоставлении следующих документов: копии протокола заседания жилищной комиссии; расчёта обоснования жилищной субсидии; копии заявки на выделение денежных средств с указанием суммы в отношении Макарова С.В. Данный рапорт был составлен Макаровым С.В. *** в служебном кабинете и.о. начальника тыла воинской части по предложенному последним образцу и вручен ему же, о чем свидетельствует расписка на указанном рапорте. *** Макаров С.В. получил в почтовом отделении ответ командира войсковой части 6720 (исх. от ***) на свой рапорт от ***, в котором (ответе) административному истцу сообщалось, что расчет жилищной субсидии производится после получения воинской частью лимитов бюджетных обязательств. Кроме того к данному ответу была приложена ксерокопия выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 6720 от *** о признании Макарова С.В. нуждающимся в предоставлении жилищной субсидии. При этом документы, запрошенные административным истцом в рапорте от ***, Макарову С.В. вручены не были. Таким образом, рапорт Макарова С.В. от *** по существу не рассмотрен и не исполнен. При этом вызывает сомнение достоверность приложенной к указанному ответу выписки из заседания жилищной комиссии от *** , поскольку ранее Макарову С.В. уже вручалась выписка из протокола заседания жилищной комиссии аналогичного содержания, но за и от ***. Административный истец считает, что бездействием командира войсковой части 6720, связанного с не рассмотрением по существу его (Макарова С.В.) рапорта от *** и не предоставлением ему запрашиваемых документов нарушены его права и законные интересы, касающиеся жилищного обеспечения, а именно. Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - ФЗ «О статусе военнослужащих») установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Макаров С.В., заключивший первый контракт о прохождении военной службы в 1995 году, относится к категории военнослужащих - граждан, основания обеспечения которых жилым помещением определены абзацем 3 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих, где сказано, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Согласно абз.13 п.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Согласно части 5 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее -Правила). Согласно пункта 1 Правил, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Пунктом 3 Правил установлено, что для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба заявление установленной формы и ряд документов. Согласно пункта 7 Правил, уполномоченные органы не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) выдают или направляют военнослужащим, подавшим заявление, предусмотренное пунктом 3 настоящих Правил, указанное решение с приложением заверенных уполномоченными органами копий рассмотренных документов. В силу пункта 12 Правил, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 дней сообщить в уполномоченные органы об изменении сведений в ранее представленных ими документах. В соответствии с пунктом 16 Правил, федеральные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами. Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии» внутренние войска МВД России преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации с сохранением структуры внутренних войск МВД России. Таким образом, нормативные правовые акты МВД России, регулировавшие правоотношения в сфере жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, применяются в настоящее время в отношении органов военного управления, воинских частей и военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Из положений п.3 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России (утв. приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 г. № 75) следует, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией (далее - Инструкция). Пунктом 18 Инструкции установлено что, в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) и учреждении внутренних войск МВД России приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия и разрабатывается Положение о жилищной комиссии. Согласно пункту 22 Инструкции, военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. В соответствии с пунктом 26 Инструкции, решение о постановке или о невозможности постановки на учет военнослужащих в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимается жилищной комиссией по результатам рассмотрения рапорта (заявления) не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в комиссию. Согласно пункту 27 Инструкции, при рассмотрении жилищных вопросов в протоколах жилищных комиссий подробно указываются жилищные условия военнослужащих, состав семьи (персонально) со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации, на основании которых военнослужащий признается нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий). Системный анализ приведенных норм права позволяет прийти к выводу, что любые действия уполномоченного жилищного органа, связанные с реализацией военнослужащими - гражданами и членами их семей жилищных прав, производимые как по инициативе самого военнослужащего - гражданина так и в результате самостоятельной проверки уполномоченным органом документов и сведений, послуживших основанием для принятия на жилищный учет, то такие действия должны оформляться в форме локальных (правовых) решений, которое в свою очередь в установленном порядке доводится (вручается) до военнослужащего - гражданина. Между тем, ни в решении жилищно-бытовой комиссии войсковой части 6720 от ***, оформленного (при первоначальной постановке на жилищный учет), ни в решении жилищной комиссии указанной воинской части от ***, оформленного протоколом (при восстановлении на жилищном учете), сведений о наличии оснований для уменьшения норматива жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в отношении Макарова С.В. и членов его семьи не имеется, каких - либо ограничений в реализации ими же права на жилищное обеспечение по установленным нормам приведенные решения жилищного органа также не содержат. Согласно пункту 19 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия. Макаров С.В., отказавшийся от предложенного жилого помещения, на основании рапорта от *** изъявил желание быть обеспеченным жилищной субсидией. Данное право Макарова С.В. было реализовано в решении жилищной комиссии войсковой части 6720 от ***, оформленного протоколом . Вопросы, связанные с предоставлением во внутренних войсках МВД России жилищной субсидии, регулируются приказом МВД России от 19 ноября 2014 года №1046 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и жилых помещений военнослужащим внутренних войск МВД России» (далее - Порядок). Согласно пункту 2 Порядка, решение о предоставлении жилищной субсидии и жилого помещения принимается жилищной комиссией воинской части по месту постановки военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях. Как уже говорилось выше, такое решение в отношении Макарова С.В. и членов его семьи принято на заседании жилищной комиссии войсковой части 6720 от ***, оформленного протоколом . Между тем решением жилищной комиссии войсковой части 6720 от ***, оформленного протоколом , признание Макарова С.В. нуждающимся в предоставлении жилищной субсидии также произведено без ограничений, т.е. без уменьшения норматива общей площади жилого помещения как в отношении Макарова С.В., так и в отношении членов его семьи, учитываемой в целях предоставления жилищной субсидии. Иное решение жилищной комиссии, содержащее сведения являющиеся основанием для уменьшения норматива общей площади жилого помещения для предоставления жилищной субсидии Макарову С.В. не вручалось. Таким образом, в настоящее время, исходя из решений жилищной комиссии войсковой части 6720 от *** , от *** , Макаров С.В. и члены его семьи состоят на жилищном учете военнослужащих - граждан войсковой части 6720, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и обеспечиваемых таковым в форме предоставления жилищной субсидии, без каких - либо ограничений. При таких обстоятельствах, информация об уменьшении норматива общей площади жилого помещения в целях обеспечения Макарова С.В. и членов его семьи жилищной субсидией - на 12 кв.м., доведенная до административного истца уполномоченным должностным лицом воинской части ***, не соответствует выводам упомянутых в предыдущем абзаце решений уполномоченного жилищного органа. Полагает, что данная информация, как противоречащая упомянутым решениям жилищной комиссии нуждается в проверке путем возложения на командира войсковой части 6720 обязанности по предоставлению Макарову С.В. документов, упомянутых им в рапорте от ***. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей вменена в обязанность командиров (начальников). Пунктом 5 этой же статьи настоящего Федерального закона определено, что никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом. Также полагает, что оспариваемым бездействием командира войсковой части 6720, ограничиваются права административного истца и членов его семьи, связанные с реализацией права на жилищное обеспечение, а также на своевременную защиту этих прав. Административный истец просил: 1) признать бездействие командира войсковой части 6720, связанное с не рассмотрением по существу рапорта Макарова С.В. от *** о предоставлении документов, касающихся предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, незаконным; 2) возложить на командира войсковой части 6720 обязанность разрешить по существу рапорт Макарова С.В. от *** и выдать Макарову С.В. документы, поименованные в указанном рапорте; 3) взыскать с войсковой части 6720 в пользу Макарова С.В. в счет возмещения судебных издержек по оплате госпошлины - сумму в размере *** рублей и расходов по оплате услуг представителя - в сумме *** рублей.
Административный истец Макаров С.В. и его представитель Керимов С.Ф., действующий на основании устного ходатайства, в судебном заседании *** заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенных в административном исковом заявлении. После перерыва в судебном заседании *** административный истец представил заявление о прекращении производства по административному делу в связи с предоставлением в суд административным ответчиком одного из истребованных им документов – предварительного расчета субсидии в отношении Макарова С.В., составленного НКЭС в/ч 6720 О, оспоренное бездействие командира в/ч 6720 исполнено и перестало затрагивать права административного истца; в соответствии со ст. ст. 46, 106, 113, 194, 195, 225 КАС РФ просил: производство по делу прекратить, разрешить вопрос о возврате госпошлины, судебные издержки по оплате услуг представителя в размере *** руб., в связи с исполнением требований истца в судебном порядке взыскать с в/ч 6720 в его пользу.
Представитель административного ответчика войсковой части 6720 Бобров А.В, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, приобщенных к материалам дела. Указал, что *** Макарову С.В. был дан ответ на его рапорт от ***, где ему было разъяснено, что на основании пункта 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и жилых помещений военнослужащим внутренних войск МВД России, утвержденного приказом МВД России от *** , расчет субсидии производится после получения лимитов бюджетных обязательств воинской частью. Исходя из вышеизложенного, должностные лица воинской части не могут представить расчет обоснования денежной субсидии на Макарова С.В. до поступления лимитов (лимиты бюджетных обязательств в войсковую часть в текущем финансовом году не поступали), а также в связи с этим не представляется возможным представить конкретную сумму денежных средств на конкретную фамилию, что и было разъяснено Макарову С.В. в ответе на его рапорт. Возможным было представить только копию из протокола жилищной комиссии. Просил в удовлетворении исковых требований Макарова С.В. отказать в полном объеме. Возражал против прекращения производства по делу по заявлению административного истца, указав, что предоставленный в суд предварительный расчет субсидии не является документом, который административным истец просил предоставить в рапорте от ***, поскольку данный расчет является предварительным и был составлен для оформления общей заявки на финансирование.
Административный ответчик командир войсковой части 6720 И. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав пояснения участников, показания свидетеля О, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 3 п.1 ст.15 указанного Федерального закона предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 18 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и жилых помещений военнослужащим внутренних войск МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 19.11.2014 № 1046 (далее Порядок), настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с предоставлением во внутренних войсках МВД России субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №Й 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», проходящим военную службу по контракту во внутренних войсках, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным во внутренних войсках нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 2, 4 Порядка решение о предоставлении жилищной субсидии и жилого помещения принимается жилищной комиссией воинской части по месту постановки военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях (в Главном командовании внутренних войск МВД России и в управлениях оперативно-территориальных объединений внутренних войск - Центральной жилищной комиссией). Жилищная комиссия принимает решение об обеспечении военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии на основании: рапорта (приложение № 1 к настоящему Порядку), отказа военнослужащего от предложенного ему жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, или желания военнослужащего изменить ранее избранное место жительства.
В соответствии с п. 5 Порядка после получения воинской частью лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии жилищная комиссия производит расчет размера жилищной субсидии в порядке, установленном Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. № 76, с применением нормативов и коэффициентов на дату проведения заседания жилищной комиссии, при необходимости осуществляет проверку сведений, находящихся в жилищном деле.
Судом установлено, что Макаров С.В. проходил военную службу по контракту с 1995 года, из них в войсковой части 6720 внутренних войск МВД России в должности заместителя командира артиллерийско-зенитного дивизиона по работе с личным составом с *** по ***.
Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 6720 от *** Макаров С.В. был поставлен на жилищный учет военнослужащих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
*** Макаров С.В. был исключен из списков личного состава войсковой части 6720 в связи с увольнением с военной службы по возрасту.
Решением Барнаульского гарнизонного военного суда от ***, вступившим в законную силу ***, решение жилищной комиссии войсковой части 6720 от *** (протокол ) в части, касающейся снятия Макарова С.В. с жилищного учета военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания, а также действия командира войсковой части 6720, утвердившего данное решение в указанной части, признаны незаконными, на жилищную комиссию войсковой части 6720 возложена обязанность по отмене названного решения в обозначенной части.
Решение Барнаульского гарнизонного военного суда от *** исполнено, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 6720 от ***.
Решением Барнаульского гарнизонного военного суда от ***, вступившим в законную силу ***, решение жилищной комиссии войсковой части 6720 от ***, оформленное протоколом об отказе в предоставлении Макарову С.В. жилищной субсидии, а также решение командира указанной части об утверждении данного решения признаны незаконными и нарушающими права административного истца. На жилищную комиссию войсковой части 6720 возложена обязанность по отмене указанного решения и повторному рассмотрению вопроса о предоставлении Макарову С.В. упомянутой выплаты.
Решение Барнаульского гарнизонного военного суда от *** исполнено, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 6720 от ***, Макаров С.В. признан нуждающимся в предоставлении ему жилищной субсидии.
В *** 2018 года должностными лицами тыла войсковой части 6720 в связи с подготовкой финансовой заявки на бюджетное финансирование для обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных в запас, состоящих на жилищном учете в воинской части, жилищной субсидией, Макарову С.В. было предложено представить в жилищную комиссию войсковой части 6720 рапорт на имя председателя жилищной комиссии о не обеспечении его и членов его семьи жилым помещением (земельным участком), либо денежными средствами из иных источников.
*** Макаров С.В. представил в жилищную комиссию рапорт с запрошенными сведениями.
Из пояснений административного истца следует, что для разрешения вопроса о размере денежных средств, запрошенных персонально на Макарова С.В. и членов его семьи для обеспечения жилищной субсидией, ему было предложено обратиться к должностном лицам тыла воинской части. *** административный истец лично на территории воинской части обратился к и.о. начальника тыла войсковой части 6720 к-ну Ф. с вопросом о размере денежных средств, запрошенных персонально на Макарова С.В. и членов его семьи для обеспечения жилищной субсидией. На что Ф. пояснил Макарову С.В., что объём запрошенных лимитов бюджетных обязательств в части касающейся обеспечения последнего жилищной субсидией уменьшен из расчета норматива общей площади жилого помещения - на 12 кв.м. на основании решения жилищной комиссии.
С целью выяснения оснований уменьшения норматива общей площади жилого помещения, разъяснения уполномоченным должностным лицам о необоснованности (при подтверждении) уменьшения объёма запрошенных лимитов бюджетных обязательств для обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных в запас, состоящих на жилищном учёте в войсковой части 6720 жилищной субсидией, в части касающейся Макарова С.В., а также оперативного направления воинской частью дополнительной заявки для выделения лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, Макаров С.В. изъявил просьбу ознакомить его с указанным решением жилищной комиссии. После чего и.о. начальника тыла войсковой части 6720 к-н Ф. предложил административному истцу обратиться к командиру войсковой части 6720 с рапортом о предоставлении следующих документов: копии протокола заседания жилищной комиссии; расчёта обоснования жилищной субсидии; копии заявки на выделение денежных средств с указанием суммы в отношении Макарова С.В. Данный рапорт был составлен Макаровым С.В. *** в служебном кабинете и.о. начальника тыла воинской части по предложенному последним образцу и вручен ему же, о чем свидетельствует расписка на указанном рапорте.
Согласно рапорту от *** Макаров С.В. просил командира войсковой части 6720 предоставить копии документов, на основании которых был произведен расчет денежной субсидии на приобретение жилого помещения: 1) копия протокола заседания жилищной комиссии; 2) расчёт обоснования денежной субсидии; 3) копия заявки на выделение денежных средств на его фамилию и конкретную сумму.
*** исх. командиром войсковой части 6720 направлен ответ Макарову С.В., согласно которому на письмо от *** направлена выписка из протокола ЖК о признании Макарова С.В. и членов его семьи нуждающимися в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания в виде жилищной субсидии. Разъяснено, что согласно пункту 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и жилых помещений военнослужащим внутренних войск МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 19.11.2014 № 1046, расчет субсидии производится после получения лимитов бюджетных обязательств воинской частью; до настоящего времени лимиты бюджетных обязательств в войсковую часть 6720 для выплаты субсидии не поступали.
Таким образом, судом установлено, что по рапорту Макарова С.В. от *** командиром войсковой части 6720 ему была вручена выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 6720 от *** о признании Макарова С.В. нуждающимся в предоставлении ему жилищной субсидии и дано разъяснение о порядке и сроках расчета жилищной субсидии.
При этом судом установлено, что жилищной комиссией войсковой части 6720 расчет размера жилищной субсидии, подлежащей выплате Макарову С.В., ни на дату его обращения с рапортом, ни на дату ответа не производился, поскольку лимиты бюджетных обязательств в войсковую часть 6720 для выплаты субсидии не поступали. Следовательно, расчёт обоснования денежной субсидии по рапорту Макарова С.В. командиром войсковой части 6720 не мог быть предоставлен.
Кроме того, копия заявки на выделение денежных средств на имя Макарова С.В. с указанием конкретной суммы командиром войсковой части 6720 также не могла быть предоставлена, поскольку заявка на финансирование выплаты жилищных субсидий военнослужащим подается без указания конкретных фамилий на общую сумму, в данном случае на сумму *** руб.
При установленных обстоятельствах факт бездействия командира войсковой части 6720, связанного с не рассмотрением по существу рапорта Макарова от *** о предоставлении документов, касающихся предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, судом не установлен.
Поскольку административным истцом в качестве основания заявленных требований было указано на возможное уменьшение норматива общей площади жилого помещения и уменьшения объёма запрошенных лимитов бюджетных обязательств для обеспечения Макарова С.В. жилищной субсидией, по запросу суда представителем административного ответчика войсковой части 6720 был предоставлен предварительный расчет субсидии, из которого следует, что предварительный расчет субсидии для Макарова С.В. был произведен по Постановлению Правительства № 76 от 03.02.2014 (по формуле, где: Н - норматив общей площади жилого помещения; С - норматив стоимости 1 кв. метра; - поправочный коэффициент) в сумме *** руб., а также предоставлен список военнослужащих войсковой части 6720, нуждающихся в предоставлении жилых помещений для постоянного проживания, изъявивших желание на обеспечение жилым помещением в виде жилищной субсидии, на сумму *** руб., утвержденный Врио командира войсковой части ***, согласно которому в заявку на финансирование выплаты жилищных субсидий военнослужащим для Макарова С.В. включена сумма *** руб., что опровергает доводы административного истца о возможном уменьшении объёма запрошенных лимитов бюджетных обязательств для обеспечения Макарова С.В. жилищной субсидией.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований административного истца о признании бездействия командира войсковой части 6720, связанное с не рассмотрением по существу рапорта Макарова С.В. от *** о предоставлении документов, касающихся предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, незаконным; возложении на командира войсковой части 6720 обязанности разрешить по существу рапорт Макарова С.В. от *** и выдать Макарову С.В. документы, поименованные в указанном рапорте.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Согласно ч.5 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В данном случае заявление административного истца о прекращении производства по делу обосновано предоставлением в суд административным ответчиком одного из истребованных административным истцом документов – предварительного расчета субсидии в отношении Макарова С.В., вследствие чего оспоренное бездействие командира в/ч 6720 исполнено и перестало затрагивать его права, то есть, по мнению административного истца, его требования исполнены административным ответчиком в судебном порядке.
Вместе с тем, как указано выше, судом не установлено бездействие командира войсковой части 6720, связанное с не рассмотрением по существу рапорта Макарова С.В. от *** о предоставлении документов, касающихся жилищного обеспечения, следовательно, предоставление в суд предварительного расчета субсидии в отношении Макарова С.В. не является добровольным удовлетворением административным ответчиком требований административного истца после предъявления административного искового заявления, основания для прекращения производства по делу отсутствуют. Также не подлежат удовлетворению требования административного истца о возврате госпошлины и взыскании с войсковой част 6720 в его пользу судебных издержек по оплате услуг представителя в размере *** руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Макарова С.В. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Хильчук