Гражданское дело № 2-653/2024
УИД № 30RS0005-01-2024-000628-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2024г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фоменко О.А.,
с участием представителя Ахтубинского городского прокурора Астраханской области помощника Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Засыпкиной В.К., действующей в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней Бобровской Е.М.,
истца Бобровской Н.Г.,
представителя ответчика администрации МО «Ахтубинский район» Чернухиной Е.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: Астраханская область Ахтубинский район г. Ахтубинск ул. Ватутина д. 18А, гражданское дело № 2-653/2024 по исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора Астраханской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО1, законным представителем которой является Бобровская Н.Г. к администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ахтубинский городской прокурор Астраханской области в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратился в суд с требованиями к администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» (далее–администрация МО «Ахтубинский район») о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что в Ахтубинскую городскую прокуратуру Астраханской области обратилась Бобровская Н.Г. с заявлением о защите прав несовершеннолетней дочери ФИО1, в связи с укусом ее бродячей собакой в районе школы по <адрес> в <адрес>. В ходе проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГг., когда ФИО1 шла в школу по <адрес>, на нее напала безнадзорная собака и покусала. В результате нападения безнадзорной собаки ФИО1 получила телесные повреждения в виде укуса левой голени, и сразу с матерью Бобровской Н.Г. обратилась в ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ» за медицинской помощью. ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на лечении в отделении гнойной хирургии, прошла курс вакцинации. Ответчиком обязанность по принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих на территории Ахтубинского района Астраханской области, в должной мере не соблюдается, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации МО «Ахтубинский район» и нападением ДД.ММ.ГГГГг. на ФИО1 безнадзорной собаки. ФИО1, с учетом ее возраста, состояния здоровья, испытала серьезные моральные страдания, до настоящего времени испытывает страх при виде собак, появился страх за жизнь и здоровье, в связи с чем, причинённые моральные страдания оценивает в размере 20000 рублей. Просит суд взыскать с ответчика в пользу ФИО1, законным представителем которой является Бобровская Н.Г. за счет казны муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Представитель истца Засыпкина В.К., действующая в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО1, в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, при этом пояснила, что ДД.ММ.ГГГГг. на несовершеннолетнюю Бобовскую Н.Г. напала безнадзорная собака, укусила за голень левой ноги. Считает, что ответчиком не надлежащим образом проводятся мероприятия по работе с безнадзорными животными, в связи, с чем в адрес администрации МО «Ахтубинский район» неоднократно вносились представления.
Истец Бобровская Н.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГг. утром дочь шла в школу по <адрес> в <адрес>, в районе школы на нее напала уличная собака среднего размера, и укусила за голень левой ноги. Вокруг еще было много собак, которые стали кидаться и лаять на дочь. Последняя пришла в школу, на ноге были царапины, синяк, повреждена одежда. Затем они с дочерью поехали в ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ», где ее положили на дневной стационар в хирургическое отделение, делали прививки. После этого случая у дочери на ноге остались следы от укуса собаки, она стала бояться собак. В настоящее время на <адрес> в <адрес> собак стало еще больше, собаки агрессивные.
Истец ФИО1 суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГг. шла в школу, недалеко от школы всегда бегает много собак, когда проходишь мимо, они всегда начинают лаять и кидаться. Неожиданно на нее напала собака и укусила за голень левой ноги. Укус был средней глубины, сочилась кровь. В школе первую помощь не оказали. После окончания уроков она с мамой поехала в больницу, где ей обработали рану, сделали прививку. После случившегося она стала бояться собак, испытывает страх, когда находится на улице.
Представитель ответчика администрации МО «Ахтубинский район» Чернухина Е.М., действующая на основании доверенности от 8 сентября 2023г. (сроком 1 год), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в их удовлетворении отказать, размер компенсации морального вреда в случае удовлетворения определить исходя из требований действующего законодательства, при этом пояснила, что администрацией надлежащим образом исполняются обязанности по заключению контрактов на отлов, стерилизацию, вакцинацию, лечение и возврат на прежнее место обитания тех животных без владельцев, в отношении которых от физических и юридических лиц поступили обращения. Причинно-следственной связи между действиями администрации и укусом ребенка собакой не имеется. 7 июня 2023г. заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и содержанию животных на территории муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» с ООО «ПромКомплект».
Представитель третьего лица ООО «ПромКомплект» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не представил сведений об уважительности причин неявки. Согласно заявления просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав при этом, что ООО «ПромКомплект» проводило отлов безнадзорных животных в г. Ахтубинске по контракту от 7 июня 2023г., последний отлов состоялся 12 октября 2023г. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПромКомплект» не обслуживало Ахтубинский район Астраханской области, в связи с чем не может быть привлечено в качестве третьего лица.
В связи с тем, что третье лицо о месте и времени рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, не представило сведений об уважительности причин неявки, суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав представителя истца Засыпкину В.К., законного представителя Бобровскую Н.Г., несовершеннолетнюю ФИО1, представителя ответчика Чернухину Е.М., исследовав материалы гражданского дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статья 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда.
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.
Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в пункте 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, переходят в муниципальную собственность.
Положениями статьи 1 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 498-ФЗ) предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (подпункт 2 статьи 3 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них: установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Пункт 3 статьи 7 Федерального закона № 498-ФЗ предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 17 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
Как следует из пунктов 9.5, 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 54 от 6 мая 2010г., регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Астраханской области от 23 июля 2013г. № 32/2013-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации проведения на территории Астраханской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. утром несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, шла в школу по <адрес>, где на нее напала собака и укусила за голень левой ноги.
После чего несовершеннолетняя ФИО1 с матерью Бобровской Н.Г. обратилась в ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ» за медицинской помощью, и в этот же день была госпитализирована в отделение гнойной хирургии ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ», ей было назначено медикаментозное лечение, перевязки с антисептиками.
На стационарном лечении несовершеннолетняя ФИО1 находилась с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., выставлен диагноз: укушенная рана левой голени. Собака бродячая. После выписки рекомендовано продолжить введение вакцины КОКАВ 1.0 на 14, 30, 90 сутки (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.8).
В ходе рассмотрения дела несовершеннолетняя ФИО1, пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГг. по дороге в школу по <адрес> на нее неожиданно напала безнадзорная собака и укусила за левую голень, укушенная рана ноги начала кровоточить. Она испытал физическую боль, страх. Находилась на лечении, ей делами перевязки, уколы. Прежний образ жизни ее не изменился.
Мать несовершеннолетней ФИО1- Бобровская Н.Г. обратилась в Ахтубинскую городскую прокуратуру о проведении проверки по факту нападения на ее дочь ФИО1 бродячей собаки ДД.ММ.ГГГГг., в результате чего дочери был причинен вред здоровью.
На основании пункта 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003г. за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на: осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Согласно Уставу муниципального образования «Ахтубинский район», принятому Советом муниципального образования «Ахтубинский район» решением от 23 июня 2016г. № 200, муниципальное образование является муниципальным районом.
Из статьи 11 Устава следует, что органы местного самоуправления Ахтубинского района в соответствии с законодательством могут быть наделены правом осуществлять отдельные государственные полномочия, то есть полномочия по вопросам не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 2013г. за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения. Наделение органов местного самоуправления Ахтубинского района отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Астраханской области, отдельными государственными полномочиями Астраханской области – законами Астраханской области. Исполнение отдельных государственных полномочий органами и должностными лицами Ахтубинского района осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области.
Постановлением Правительства Астраханской области от 9 октября 2013г. № 408-П «О порядке расходования субвенций бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области для осуществления отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» определены основные цели расходования средств субвенций в области обращения с животными, а именно отлов, содержание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев.
28 декабря 2022г. между службой ветеринарии Астраханской области и администрацией муниципального образования «Ахтубинский район» в целях реализации Закона Астраханской области № 32/2013-ОЗ от 23 июля 2013г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» заключено соглашение № 1/2023, предметом которого является предоставление бюджету муниципального образования «Ахтубинский район» субвенций из бюджета Астраханской области на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий на 2023 год.
В соответствии с пунктами 1.2 и 2.1.2 указанного Соглашения Служба доводит до органа местного самоуправления денежные средства, выделяемые из бюджета Астраханской области, для осуществления отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в виде субвенций в сумме 9521716,74 рублей через Управление Федерального казначейства по Астраханской области, из которых объем средств по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев – 9057317,43 рублей. Количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания, согласно пункту 1.4 Соглашения, составляет 651 ед.
27 февраля 2023г. между администрацией МО «Ахтубинский район» и ИП Симко Л.И. был заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области. Исполнитель обязуется оказать услугу по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области в соответствии с техническим заданием. Стоимость поручаемых исполнителю услуг по настоящему контракту составляет 2267807 рублей. Цена за единицу услуги (особь) составляет 13910 рублей. Срок исполнения исполнителем своих обязательств по настоящему контракту с момента заключения муниципального контракта до 26 мая 2023 года. Согласно нарядам-заданиям за период с 1 марта 2023 года по 13 апреля 2023 года отловлено 148 особей.
10 мая 2023г. между администрацией МО «Ахтубинский район» и ИП Симко Л.И. был заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области. Исполнитель обязуется оказать услугу по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области в соответствии с техническим заданием. Стоимость поручаемых исполнителю услуг по настоящему контракту составляет 2267330 рублей. Цена за единицу услуги (особь) составляет 17276,67 рублей. Срок исполнения исполнителем своих обязательств по настоящему контракту с момента заключения муниципального контракта до 10 июля 2023г.
7 июня 2023г. между ООО «ПромКомплект» и администрацией МО «Ахтубинский район» в целях реализации Закона Астраханской области № 32/2013-03 от 23 июля 2013г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области, предметом которого являются услуги по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к муниципальному контракту). Услуги оказываются силами и за счет исполнителя, заказчик обеспечивает оплату оказанных услуг в установленном контрактом порядке, форме и размере. Максимальное значение цены контракта составляет 4 520 750 рублей, цена за единицу услуги (особь) составляет 17 276,67 рублей. Срок исполнения обязательств по контракту с момента заключения муниципального контракта и до 30 ноября 2023г. Ответчиком представлены документы о приемке работ по указанному муниципальному контракту, который был исполнен. Согласно наряд-задание в период с 4 октября 2023г. по 12 октября 2023г. отловлено 29 особей. 13 ноября 2023г., 1 декабря 2023г. администрацией МО «Ахтубинский район» и ООО «ПромКомплект» подписаны акты оказания услуг на общую сумму 2 002 940 рублей.
Следующий аналогичный муниципальный контракт администрацией МО «Ахтубинкий район» был заключен с ИП Симко Л.И. 26 января 2024г.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно пункту 2 статьи 2 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993г. № 4979-1 «О ветеринарии», а также статьями 3, 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1.3 Постановления службы ветеринарии Астраханской области от 24 декабря 2019г. № 15 «О Порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Астраханской области» мероприятия по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировке и передаче в приюты для животных; содержанию животных без владельцев в приютах для животных; возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиску новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания на территории Астраханской области (далее - мероприятия по обращению с животными без владельцев) могут осуществляться юридическими лицами (коммерческими или некоммерческими организациями, в том числе фондами, общественными организациями, учреждениями, иными организациями) и индивидуальными предпринимателями. Органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, наделенные отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в качестве организации, осуществляющей мероприятия по обращению с животными без владельцев привлекают Исполнителей, в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Доводы представителя администрации муниципального образования «Ахтубинский район» о том, что деятельность администрации по обращению с животными без владельцев не предполагает осуществление обязанностей собственника по отношению к животным без владельцев, включая контроль за поведением животных без владельцев, а сводится к заключению контрактов на отлов, стерилизацию, вакцинацию, лечение и возврат на прежнее место обитания тех животных без владельцев, администрация не несет ответственность за случаи ненадлежащего выполнения гражданами и юридическими лицами обязанности по сообщению и нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территории или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, за не установление хозяев таких собак, то есть вины администрации в причинении вреда здоровью несовершеннолетней, не имеется, не могут быть приняты судом. Доказательств того, что собака, укусившая истца, имеет собственника ответчиком не представлены.
В силу действующего законодательства на ответчика, наделенного отдельными государственными полномочиями Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, возлагается ответственность по возмещению причиненного ФИО1 вреда укусом собаки без владельца, что не связано с наличием или отсутствием у администрации права собственности на животных без владельцев, имеющих неснимаемые и несмываемые метки, либо не установлением собственника особи, причинившей вред истцу. Возврат животных без владельца на прежние места обитания возможен только в отношении тех особей, которые не проявляют немотивированную агрессию.
Кроме того, с 1 марта 2023г. вступили в силу Методические указания по предотвращению причинения животными без владельцев вреда жизни и здоровью граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2022г. № 1980, согласно которым, уполномоченные органы обязаны утверждать порядок определения лиц, ответственных за создание условий для снижения риска причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан.
Администрацией муниципального образования «Ахтубинский район» обязанность к принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории Ахтубинского района Астраханской области, в должной мере не соблюдаются, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации муниципального образования «Ахтубинский район» и нападением 28 ноября 2023г. на несовершеннолетнюю ФИО1 безнадзорной собаки.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь приведенными нормативными положениями в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу, что в данном случае взыскание компенсации морального вреда, причиненного в результате нападения безнадзорной собаки, должно быть произведено с муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области за счет казны муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» в соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины администрации муниципального образования «Ахтубинский район» в причинении вреда несовершеннолетней ФИО1, ответчиком не представлено (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда») разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Согласно пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни. При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), устранить эти страдания либо сгладить их остроту. Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Моральный вред, причиненный лицу, не достигшему возраста восемнадцати лет, подлежит компенсации по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный лицу, достигшему возраста восемнадцати лет (пункт 28 указанного Постановления).
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», при определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства и разъяснений по их применению следует, что поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Как указывалось выше, после укуса собаки, не имеющей владельца, ФИО1 была помещена в хирургическое отделение ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ», где проходила лечение с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., прошла кратковременный курс вакцинации.
Как указала в судебном заседании ФИО1, она испытала физическую боль, когда ее укусила собака за ногу, в последующем проходила лечение, ей делали прививки, обрабатывали раны, она испытала стресс, тем самым ФИО1 были причинены физические и нравственные страдания, действиями, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения нематериальные блага, в частности, жизнь и здоровье.
Учитывая характер причиненных потерпевшей физических и нравственных страданий, несовершеннолетний возраст ФИО1, состояние ее здоровья, индивидуальные особенности, требования разумности и справедливости, суд считает возможным удовлетворить требования истца о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в размере 15000 рублей.
На основании статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Согласно статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Исходя из приведенных норм права, учитывая, что истец-Ахтубинский городской прокурор и ответчик-орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 15, 151, 1064, 1069, 1071, 1082, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Ахтубинского городского прокурора Астраханской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО1, к администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить в части.
Взыскать с администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области», находящейся по адресу: Астраханская область г. Ахтубинск ул. Волгоградская, д. 141, ИНН 30112000794, ОГРН 1023000509498, за счет средств казны муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» в пользу несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в интересах которой действует законный представитель Бобровская Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрированная по адресу: <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии № выдан ДД.ММ.ГГГГг. <данные изъяты>, код подразделения №, компенсацию морального вреда в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья: И.В. Лябах