УИД 65RS0016-01-2024-000106-55
Дело № 2-199/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2024 года город Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего Стародубцевой М.А.,
при секретаре судебного заседания Ивановой А.С.,
с участием: заместителя Углегорского городского прокурора Леготина А.С.,
представителя истца/ответчика Данилейко Н.В., представителя ответчика/истца Серпиковой С.Ю., представителя ответчика Сычаевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области к Уварову Виктору Александровичу о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда на время проведения капитального ремонта, возложении обязанности передать ключи, а также встречному иску Уварова Виктора Александровича к Комитету по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области, администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о предоставлении жилого помещения,
установил:
06 февраля 2024 года Комитет по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области (далее – КУМС Углегорского городского округа) обратился в суд с иском, с учетом уточнений от 20 июня 2024 года, к Уварову В.А. о переселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на время проведения в нем капитального ремонта в жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: <адрес>, поселок городского типа Шахтерск, <адрес>, возложении обязанности передать ключи от входной двери жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для проведения в нем капитального ремонта в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что спорное жилое помещение – <адрес> городской округ. Согласно постановлению администрации Углегорского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений по типовому договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанное жилое помещение предоставлено Уварову В.А.
В этот же день между сторонами спора заключен договор №62 найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно акту приема-передачи от 25 октября 2018 года жилое помещение находилось в хорошем состоянии, претензий к жилому помещению у ответчика не было. 16 ноября 2023 года в адрес главы Углегорского городского округа Уваровым В.А. направлено заявление о проведении обследования жилого помещения, в связи с наличием в помещении плесени, низкой температуры, трещин и сырости. Согласно акту обследования жилого помещения межведомственной комиссией №137 от 01 декабря 2023 года в жилом помещении обнаружены следующие недостатки: в кухне оконные откосы отслоились, обои деформировались, в ванной комнате нарушен лакокрасочный слой, вентиляция в квартире не работает. С целью обеспечения безопасности и создания нормальных условий для постоянного проживания даны рекомендации демонтировать оконный блок, расчистить осыпающиеся части железобетонного блока, установить опалубку, забетонировать с устройством дополнительного армирования. Управляющей компании провести работы по прочистке вентиляционных каналов в квартире, провести работы по косметическому ремонту помещения. С целью расчета стоимости необходимых к проведению работ, истцом заказан и получен локальный сметный расчет на ремонт спорного жилого помещения. 26 января 2024 года ответчику вручено уведомление о необходимости на время проведения ремонтных работ переселиться в жилое помещение маневренного фонда, предложено сообщить Комитету о готовности к переезду и перевозу личных вещей, а также о сроках такого переезда. 01 февраля 2024 года Уваровым В.А. в КУМС Углегорского городского округа направлен отказ от переселения в маневренное жилое помещение. Указав, что ответчик, отказываясь от временного переселения на период проведения капитального ремонта, создает препятствия Комитету для выполнения обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации и заключенным договором найма жилого помещения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Не согласившись с предъявленными требованиями, 28 февраля 2024 года Уваров В.А. обратился со встречным иском к КУМС Углегорского городского округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное, применительно к условиям города Углегорска Сахалинской области, жилое помещение в границах города Углегорска Сахалинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам.
В обоснование заявленного требований Уваров В.А. указал, что относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2018 году между сторонами спора был заключен договор найма специализированного жилого помещения в отношении спорной квартиры. По причине юридической неграмотности и под давлением работников органов опеки и попечительства он вынужденно подписал документы о предоставлении жилого помещения.
Между тем, впоследствии было установлено, что предоставленное жилое помещение не соответствует требованиям Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, предоставленное жилое помещение расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома, который имеет тип общежития. Смежные жилые помещения заброшены, захламлены бытовым и строительным мусором. После вселения истца в 2018 году в жилом помещении начались протечки воды, обои отслаивались, происходило разрушение слоя штукатурки на стенах, стены и потолок покрылись плесенью. В 2019 году истец был призван на срочную военную службу, по возвращении с которой обнаружил, что жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние. В период 2021-2022 годы истец проживал в квартире сестры; в настоящее время вынужден проживать в непригодном жилом помещении. По мнению истца, составленные акт и заключение межведомственной комиссии при администрации Углегорского городского округа о пригодности жилого помещения для проживания не соответствуют действительности.
Протокольными определениями суда от 27 марта и 15 мая 2024 года к участию в деле в качестве соответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация Углегорского городского округа Сахалинской области и Управление образования Углегорского городского округа Сахалинской области, соответственно; в порядке статьи 41 Гражданского процессуального кодекса РФ с согласия истца допущена замена
ненадлежащего ответчика КУМС Углегорского городского округа надлежащим – администрацией Углегорского городского округа.
В судебном заседании представитель истца/ответчика КУМС Углегорского городского округа Данилейко Н.В. и представитель ответчика администрации Углегорского городского округа Сычаева С.В. настаивали на удовлетворении требований Комитета, со встречным иском Уварова В.А. не согласились, пояснив, что на момент заключения договора найма у Уварова В.А. каких-либо претензий по качеству квартиры не имелось, жилое помещение соответствовало санитарным и техническим требованиям. В настоящее время доказательств непригодности жилого помещения не представлено.
Представитель ответчика/истца Серпикова С.Ю. в судебном заседании исковое требование Уварова В.А. поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик/истец Уваров В.А., представитель третьего лица Управления образования Углегорского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о чем в деле имеются сведения, причины неявки суду не сообщили, об отложении дела слушанием не ходатайствовали.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора Леготина А.С., исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Российская Федерация, согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72, части 2 статьи 78 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Государственная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В силу пункта 35 части 1 статьи 4 Закона Сахалинской области от 03 августа 2009 года №80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в отношении несовершеннолетних, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Сахалинской области (часть 1 статьи 7 Закона от 03 августа 2009 года № 80-ЗО).
Исполнение государственных полномочий Сахалинской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется администрацией Углегорского городского округа и регулируется административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Углегорского городского округа от 11 января 2022 года № 23.
Приказом Министерства образования Сахалинской области от 26 сентября 2017 года № 3.12-69 утверждены требования к приобретаемым жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Среди требований к многоквартирному дому указано, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации, образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций, жилого дома в целом.
Вентиляция, отопление, системы водоснабжения, водоотведения, лифты и др., находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов-изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.
Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.
Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
В квартире должны быть установлены: межкомнатные двери, двери в ванной комнате и туалете, унитаз, ванна или душевая кабинка, умывальник со смесителем, раковина и смеситель на кухне, розетки, радиаторы отопления, выключатели, патроны, окна ПВХ, электрическая или газовая плита с духовкой.
Дверные и оконные системы: должны быть исправны и не разбиты, без видимых дефектов и повреждений. Все створки должны открываться, а швы по периметру должны быть заполнены герметиком или уплотнителем. Все запорные устройства должны быть в рабочем состоянии и в наличии, а крепления надежно зафиксированы. На стеклах не должно быть трещин, стеклопакеты должны прочно фиксироваться в рамах.
Стены, полы, потолки в квартире, а также сантехника, расположенная в этой квартире, электропроводка, межкомнатные двери, двери в ванной комнате и туалете, унитаз, ванна или душевая кабинка, умывальник со смесителем, раковина и смеситель на кухне, розетки, радиаторы отопления, выключатели, патроны, остекленные оконные рамы, обои, плинтусы, трубы и электрическая или газовая плита с духовкой не должны требовать ремонта и быть в исправном состоянии.
Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах. Квартира должна отвечать санитарно-техническим нормам, позволяющим нормальную эксплуатацию, с ремонтом, свободная и подготовленная к заселению.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения утверждена в соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 02 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, Уваров В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к лицам из числа детей-сирот, поскольку его родители Ш.О.Ф. и ФИО9 решением Углегорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
Постановлением администрации Углегорского городского округа №965 от 25 октября 2018 года Уварову В.А. предоставлено жилое помещение по типовому договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 28,5 кв.м., сроком на 5 лет.
В этот же день между Углегорским городским округом в лице председателя КУМС Углегорского городского округа (наймодатель) и ФИО2 (наниматель) заключен договор № найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По условиям договора наймодатель передал нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 29,53 кв.м., по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.
Срок действия договора составляет 5 лет с 25 октября 2018 года по 24 октября 2023 года.
По окончании срока договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с нанимателем однократно на новый 5- летний срок. При отсутствии указанных обстоятельств с нанимателем заключается договор социального найма (пункты 6 - 7 Договора).
Характеристики предоставляемого жилого помещения, его технического состояния, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, указаны в техническом паспорте жилого помещения. Жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям Углегорского городского округа Сахалинской области (пункт 2 Договора).
Квартира передана Уварову В.А. 25 октября 2018 года, что подтверждается актом приема-передачи жилого помещения специализированного муниципального жилищного фонда.
16 декабря 2019 года между муниципальным казенным учреждением «Управление архитектуры и градостроительства» Углегорского городского округа (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью Экспертно-консультационный центр «Техэкспертиза» (далее – ООО ЭКЦ «Техэкспертиза») (исполнитель) по итогам проведения электронного аукциона «Обследование жилых домов на предмет пригодности или непригодности жилого помещения для проживания граждан» заключен муниципальный контракт №295/УАГ/А-19, по условиям которого исполнитель обязался в установленный срок и с надлежащим качеством выполнить обследование 617 жилых домов в Углегорском районе Сахалинской области, и предоставить заказчику соответствующую техническую документацию.
В рамках исполнения своих обязательств ООО ЭКЦ «Техэкспертиза» в феврале 2020 года проведено непосредственное обследование, а также обработка результатов и составление заключения по итогам обследования объекта – многоквартирного жилого <адрес> года постройки.
Согласно представленному ООО ЭКЦ «Техэкспертиза» вышеуказанному заключению – технический отчет по результатам обследования жилого дома на предмет пригодности или непригодности жилого помещения для проживания граждан, расположенного по адресу: <адрес>, шифр: 561-ТО-1219, в соответствии с ГОСТ 31937-2011, установлены категории технического состояния несущих конструкций объекта:
фундамента – ограниченно-работоспособное (горизонтальная и вертикальная гидроизоляция конструкций фундаментов – отсутствует, выпадение раствора из швов между отдельными блоками ФБС, неравномерная осадка фундаментов здания, о чем свидетельствуют сквозные трещины в узлах сопряжения стеновых блоков). В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа фундаментов составляет 65%;
наружных и внутренних стен – ограниченно-работоспособное (наружные стены здания повсеместное нарушение целостности отделочных слоёв фасадов, участки деструкции защитного бетонного слоя стеновых блоков с оголением арматуры и её коррозией, нарушение целостности заполнения швов между блоками наружных стен, отсутствие антисейсмических поясов по периметру здания). В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа стен составляет 70%;
перегородок – ограниченно-работоспособное (нарушение целостности отделочного слоя перегородок, что проявляется в растрескивании штукатурного слоя, отставании обоев и др.). В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа перегородок составляет 50%;
перекрытий – ограниченно-работоспособное (прогибы панелей подвальных перекрытий, деструкция защитного бетонного слоя панелей подвальных перекрытий с оголением арматуры и её коррозией). В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа перекрытий составляет 50%;
полов – ограниченно-работоспособное (повсеместное нарушение целостности материалов покрытия полов, коробление дощатого настила полов, зыбкость при ходьбе). В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа перекрытий составляет 55%;
несущих конструкций покрытия (стропильной системы) – ограниченно- работоспособное (локальные участки увлажнения обрешетки стропильной системы в результате протечек кровли). В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа стропильной системы составляет 45%;
кровли – требуется ремонт (протечки кровельного покрытия, о чем свидетельствует увлажнение обрешетки стропильной системы). В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа кровли составляет 55%;
лестничных маршей и площадок – требуется ремонт (сколы и выбоины в отдельных ступенях лестничных маршей, расшатанность перил лестничных маршей). В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа лестничных маршей и площадок составляет 50%;
дверных и оконных блоков – требуется ремонт (коробление переплетов деревянных оконных блоков). В соответствии с ВСН 53-86 (р) значение физического износа кровли составляет 55%;
систем водоснабжения, отопления и электроснабжения – требуется замена. В соответствии с ВСН 53-86 (р) нормативный срок эксплуатации внутридомовых магистралей до постановки на капитальный ремонт (полной замены) составляет 30 лет, 20 лет и 30 лет, соответственно; значение физического износа систем водоснабжения, отопления и электроснабжения составляет 70%.
В целом состояние здания оценено как ограниченно-работоспособное. Ремонтно-восстановительные мероприятия для здания II группы капитальности, при фактическом значении физического износа, составят 38-90% от восстановительной стоимости конструктивных элементов. Выполнение ремонтно-восстановительных работ целесообразно, так как материальные затраты на восстановление объекта не будут превышать затраты на возведение аналогичных новых площадей.
16 ноября 2023 года Уваров В.А. обратился к главе Углегорского городского округа с заявлением, в котором просил инициировать работу межведомственной комиссии при администрации Углегорского городского округа для обследования жилого помещения – <адрес>, указав на наличие в жилом помещении трещин, плесени, сырости и нарушение температурного режима.
Из акта обследования помещения (многоквартирного жилого дома) от 01 декабря 2023 года следует, что межведомственная комиссия при администрации Углегорского городского округа произвела обследование занимаемого Уваровым В.А. жилого помещения, в ходе которого установлено, что в кухне оконные откосы отслоились. Внутренняя отделка – обои, краска. Обои деформировались. В ванной комнате нарушен красочный слой. Вентиляция в квартире не работает. Инженерные системы центральные.
Межведомственной комиссией при администрации Углегорского городского округа даны рекомендации и определены необходимые к принятию меры для обеспечения безопасности и создания нормальных условий для постоянного проживания: демонтировать оконный блок, расчистить осыпающиеся части железобетонного блока, установить опалубку, забетонировать с устройством дополнительного армирования. ООО УК «Кристалл» (управляющая компания) провести работы по прочистке вентиляционных каналов в квартире, а также по косметическому ремонту помещения.
Заключением межведомственной комиссии №137 от 01 декабря 2023 года жилое помещение – <адрес> признана соответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодной для проживания.
Не согласившись с указанным заключением межведомственной комиссии при администрации Углегорского городского округа, Уваров В.А. 01 декабря 2023 года обратился в Углегорскую городскую прокуратуру с заявлением по факту нарушения жилищных прав.
В рамках проведенной проверки, 13 декабря 2023 года составлен акт обследования жилого помещения <адрес>, согласно которому в кухне оконные откосы отслоились. Внутренняя отделка – обои, краска. Обои деформировались. В ванной комнате нарушен красочный слой. Вентиляция в квартире не работает. Инженерные системы центральные. Радиаторы системы теплоснабжения прогреваются равномерно (горячие). Температурный режим в квартире не соответствует норме (кухня и прихожая +- 13,2 градусов, комната +-16,2 градусов).
Также в ходе проверки по обращению Уварова В.А. установлено скопление в подвальном помещении многоквартирного <адрес> водных масс, наличие строительного и бытового мусора в брошенных соседних квартирах, нарушение температурного режима на лестничной клетке первого этажа (температура 6 градусов, радиатор отопления не функционирует, окно не имеет плотного притвора и не оборудовано фурнитурой), отсутствие освещения на первом этаже. Установлено отсутствие герметизации межпанельных стыков фасада указанного выше многоквартирного дома (с внешней стороны квартиры Уварова В.А.).
На данных основаниях 25 декабря 2023 года Углегорской городской прокуратурой в адрес управляющей компании ООО «Кристалл» и мэра Углегорского городского округа Филина Ф.В. внесены представления об устранении нарушений закона в сфере жилищно-коммунального законодательства, а также причин и условий, им способствующих.
ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «Кристалл» П.А.Г. обратилась в КУМС Углегорского городского округа с заявлением, в котором просила, в том числе, инициировать работу межведомственной комиссии при администрации Углегорского городского округа для обследования многоквартирного жилого <адрес>, для определения технического состояния многоквартирного жилого дома, наличия основания для признания его аварийным.
Согласно указанному заявлению, управляющей компанией произведен визуальный осмотр общего имущества многоквартирного жилого <адрес>, в ходе которого выявлено неудовлетворительное состояние общего имущества многоквартирного дома. Указанные дефекты дают основания для проведения комплексного обследования указанного выше дома на предмет определения его аварийности, поскольку состояние фасада и несущих конструкций, по мнению управляющей компании, угрожает жизни и здоровью граждан, проживающих в данном доме. Усугубляет положение наличие большого количества брошенных жилых помещений, в которых несущие конструкции как внутреннего, так и наружного контура находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, поскольку длительное время подвергаются негативному влиянию таких атмосферных факторов как влажность, сезонные перепады температур. В настоящее время провести работы по герметизации швов в периметре <адрес> не представляется возможным по причине наличия глубокого разрушения как межпанельных заполнений по периметру всего фасада здания, так и самих панелей. По мнению управляющей компании, механическое воздействие на панели вибрационным инструментом (перфоратором) повлечет критическое разрушение внешних панелей здания. Кроме того, герметизация швов в периметре одной или нескольких квартир, не сможет исключить влажностных воздействий на внутренний контур, поскольку попадание воды в межпанельные швы происходит по всему периметру фасада здания.
Отсутствие постоянного температурного режима в многоквартирном доме, в силу наличия разбитых квартир, негативно сказывается на состоянии наружного и внутреннего контура многоквартирного дома. Пониженная температура разбитых помещений изменяет положение точки росы, что создает опасность разрушения наружного контура многоквартирного дома, в том числе, влияет на температурный режим квартир, в которых проживают граждане. Копия указанного заявления также направлена в адрес главы Углегорского городского округа Филина Ф.В.
По результатам рассмотрения вышеуказанных представлений 25 января 2024 года ООО «Кристалл» Углегорскому городскому прокурору дан ответ аналогичного содержания; администрацией Углегорского городского округа указано на нецелесообразность повторного осмотра межведомственной комиссией спорного жилого помещения, а также о сроках проведения капитального ремонта в нем до 01 марта 2024 года.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Пашко А.Г., подтвердила обстоятельства, изложенные выше. Дополнительно пояснив, что фасад многоквартирного жилого дома находится в аварийном состоянии, из-за расположения жилого дома в подвальном помещении происходит скопление грунтовых вод, что негативно сказывается на техническом состоянии его фундамента. Четвертый этаж многоквартирного жилого дома не заселен, окна разбиты, вследствие чего в помещения проникают холод и атмосферные осадки. Работники управляющей компании дважды приглашались Уваровым В.А. для проверки работы вентиляционной системы, а также для производства работ по ремонту окна в кухне. При снятии оконных откосов работниками общества установлено разрушение внешних панелей здания. По всему периметру квартиры наличествуют пятна черного цвета, ощущается стойкий запах плесени. Также в управляющую компанию поступали жалобы от жильцов многоквартирного жилого дома на разрушение балконной плиты, нарушение температурного режима в доме, наличия промерзания.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку она была предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, личной заинтересованности в исходе дела не установлено. Суд принимает указанные показания свидетеля в качестве доказательств по делу, поскольку они относимы, допустимы и согласуются с другими доказательствами по делу.
Ответчик/истец Уваров В.А. и его представитель Серпикова С.Ю. в ходе рассмотрения и разрешения настоящего гражданского дела указывали, что переданная ему квартира непригодна для постоянного проживания в связи с наличием недостатков, которые выявились в процессе проживания Уварова В.А. в квартире. При передаче жилого помещения 25 октября 2018 года в квартире был произведен текущий ремонт, все недостатки были скрыты, в этой связи при подписании соответствующего акта приема-передачи претензий у нанимателя к состоянию спорного жилого помещения не возникло.
При рассмотрении гражданского дела представители соответчиков не соглашались со встречным иском Уварова В.А.. Вместе с тем, указали, что администрацией Углегорского городского округа 19 февраля 2024 года в областную комиссию при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области направлен пакет документов для рассмотрения вопроса о переносе срока капитального ремонта указанных выше конструктивов многоквартирного жилого дома.
В ходе выездного судебного разбирательства был проведен визуальный осмотр жилого помещения, установлено разрушение внешних панелей здания в периметре окна в кухне квартиры Уварова В.А., наличие трещин, намокание стен вследствие затекания атмосферных осадков и наличие плесени по периметру всей квартиры.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу, что на момент передачи администрацией Углегорского городского округа Уварову В.А. жилого помещения, многоквартирный жилой дом, в которой находится квартира №8, имел эксплуатационные недостатки, отраженные в заключении ООО ЭКЦ «Техэкспертиза», проведенной в рамках заключенного муниципального контракта №295/УАГ/А-19 от 16 декабря 2019 года.
При этом за истекший период времени (с 2020 года) ремонтные работы выявленных недостатков многоквартирного жилого дома по состоянию на день рассмотрения и разрешения гражданского дела не устранены.
Многоквартирный жилой <адрес> включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2043 года», утвержденную постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой капитальный ремонт электроснабжения и водоснабжения запланирован на 2026-2028 годы, теплоснабжения на 2029-2031 годы, водоотведения и фасада на 2032-2034 годы. Одновременно при получении данных от управляющей компании о непригодном, аварийном состоянии многоквартирного жилого дома, органами местного самоуправления работа межведомственной комиссии при администрации Углегорского городского округа на предмет соответствия указанного многоквартирного дома установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям, не инициирована. Обследование многоквартирного дома не проведено.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Доказательства, опровергающие установленные обстоятельства, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ стороной ответчика по встречному иску суду не представлено, отсутствие плесени в жилом помещении истца опытным путем не опровергнуто, соответствующие пробы не отобраны, ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы не заявлено, равным образом суду не представлено доказательств тому факту, что появление указанных эксплуатационных недостатков вызвано нарушением нанимателем правил пользования предоставленным ему жилым помещением, на что представители соответчиков по встречному иску ссылались в ходе судебного разбирательства.
Дефекты, на которые ссылается Уваров В.А. и его представитель Серпикова С.Ю.: физический износ внешних панелей здания, наличие трещин, плесени, промерзания и нарушение температурного режима в жилом помещении, стороной ответчика по встречному иску не опровергнуты.
Все приведенные выше доказательства указывают на наличие эксплуатационных, физических недостатков многоквартирного жилого <адрес>.
Оценивая письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что на момент представления администрацией Углегорского городского округа Уварову В.А. жилого помещения, указанный многоквартирный дом, имел ряд существенных недостатков, выявленных Уваровым В.А. в процессе проживания в квартире, и при наличии которых данный многоквартирных жилой дом, а соответственно, и квартиры №8, не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не были пригодными для проживания. В этой связи суд приходит к выводу, что администрацией Углегорского городского округа надлежащим образом обязанность по обеспечению истца жилым помещением, пригодными для проживания, отвечающими требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ не исполнена, право Уварова В.А. на предоставление однократно благоустроенного жилья, пригодного для проживания, по договору найма специализированного жилого помещения, не реализовано.
При этом суд полагает, что принцип однократного предоставления жилого помещения не нарушается, поскольку жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, Уваров В.А. не была обеспечен, то есть, его право на жилье, установленное законом, реализовано не было.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на администрацию Углегорского городского округа обязанность по предоставлению Уварову В.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям в черте города Углегорск Сахалинской области.
Исполнение государственных полномочий Сахалинской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложено на администрацию муниципального образования, в этой связи администрация Углегорского городского округа является надлежащим ответчиком по требованию о возложении обязанности предоставить Уварову В.А. жилое помещение; в удовлетворении искового требования, заявленного к КУМС Углегорского городского округа, суд отказывает как к ненадлежащему ответчику.
При таком положении дела, принимая во внимание, что первоначально обязанность по обеспечению Уварова В.А. жилым помещением, пригодным для проживания и отвечающим требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, администрацией Углегорского городского округа надлежащим образом исполнена не была, суд правовых оснований для удовлетворения иска КУМС Углегорского городского округа о переселении Уварова В.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на время проведения в нем капитального ремонта в жилое помещение маневренного фонда, с возложением обязанности передать ключи от входной двери жилого помещения, не находит; в иске КУМС Углегорского городского округа надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
встречное исковое заявление Уварова Виктора Александровича к Комитету по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области, администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о предоставлении жилого помещения, - удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Углегорского городского округа Сахалинской области (ОГРН 1026500993683, ИНН 6508003210) обязанность предоставить Уварову Виктору Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, паспорт серии № №, выдан Миграционным пунктом ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Углегорска.
В удовлетворении иска Комитета по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области к Уварову Виктору Александровичу о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда на время проведения капитального ремонта, возложении обязанности передать ключи, а также встречного иска Уварова Виктора Александровича к Комитету по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа Сахалинской области о предоставлении жилого помещения, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом.
Мотивированное решение составлено 26 июня 2024 года.
Председательствующий М.А. Стародубцева