Дело № 2-387/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2016 года с. Нижний Цасучей
Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Булгакова А.В., при секретаре Середкиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токмакова А.Н. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Ононский район», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании производить начисление заработной платы не ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда, с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Токмаков А.Н. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ НЦСОШ), администрации муниципального района «Ононский район», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, указывая, что с 3 октября 2016 года он работает в МБОУ НЦСОШ по срочному трудовому договору в должности кочегара- машиниста. Размер его заработной платы составляет 8496 рублей в месяц, включает в себя тарифную ставку - 3400 руб., доплату за вредность 12% - 408 руб., ночные 35 % - 1190 руб., районный коэффициент (40%) - 1999 руб., процентную надбавку за непрерывный стаж работы (30%) - 1499 руб. Указывает, что с 1 июля 2016 года по Забайкальскому краю МРОТ составил 6044 руб., поэтому с учетом доплаты за вредность, ночные, районного коэффициента и надбавки за стаж размер его заработной платы должен составлять 11140 руб. в месяц (6044+408(вредность)+1190(ночные)+1499(стаж)+1999(районный коэффициент). В связи с чем за октябрь 2016 года ему недоначислено 2527,27 рублей. Просит взыскать с ответчика МБОУ «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» недоначисленную заработную плату за октябрь 2016 года в размере 11140 рублей; обязать администрацию муниципального района «Ононский район» и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты вышеуказанной суммы, в случае ее отсутствия (недостаточности) у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа»; обязать МБОУ «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» производить начисление заработной платы при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда, с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж; взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, расходы на оплату услуг адвоката в размере 3000 рублей.
В судебном заседании истец Токмаков А.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Ононский район» Одинцов В.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
Представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие, в письменном отзыве на иск просила признать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ненадлежащим ответчиком, указав в обоснование, что предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края, на основании сводной заявки, подаваемой Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Заявки муниципального района «Ононский район» финансируются в пределах бюджетных ассигнований в полном объеме. Доля финансовых средств субвенций, направляемых на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций определяется органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно ст. 22 ТК РФ обязательство по выплате в полном размере причитающейся работникам заработной платы лежит на работодателе, которым в данном случае является МБОУ Нижнецасучейская СОШ. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 86 БК РФ в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.
Представитель ответчика МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.
Суд в силу ч. 3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Заслушав истца, представителя ответчика адвинистрации МР «Ононский район» Одинцова В.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и следует из письменных материалов дела, истец Токмаков А.Н. принят в МБОУ «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» кочегаром- машинистом по срочному трудовому договору на период отопительного сезона с 03.10.2016 по 15.05.2017.
Срочным трудовым договором работнику установлен должностной оклад (тарифная ставка) в размере 3400 рублей, доплаты: за вредность 12 % - 408 руб., ночные 35% - 1190 руб., за стаж 30% - 1499 руб., районный коэффициент 40% - 1999 руб.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 сентября 2007 года, из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 года также признана утратившей силу часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На основании статьи 1 Федерального закона от 02 июня 2016 года N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в сумме 7500 руб. в месяц.
Как видно из материалов дела, установленный размер оклада по занимаемой истцом должности в 2016 году меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным федеральным законом.
Вместе с тем из материалов дела следует, что с учетом установленного истцу оклада, а также начисленных надбавок за работу в ночное время, за вредность, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы размер начисленной истцу ежемесячной заработной платы 8496 рублей превысил установленный федеральным законом с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда.
Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что размер ежемесячной заработной платы истца с учетом оклада по должности, начисленных надбавок за работу в ночное время, за вредность, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, согласно материалам дела, превышает минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом в с 1 июля 2016 года, что соответствует требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, доводы истца о том, что все надбавки и доплаты необходимо начислять сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.
В связи с изложенным, нарушений в начислении истцу заработной платы судом не установлено, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы, а также обязании администрации муниципального района «Ононский район» и Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами, обязании производить начисление заработной платы не ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда, с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж, суд не находит.
Исходя из того, что судом не установлено каких-либо нарушений прав истца со стороны ответчиков, соответственно не имеются основания и для удовлетворения исковых требований в части компенсации морального вреда и судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2016 ░░░░