№ 2-161/2024 г.
УИД №10RS0015-01-2024-000162-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2024 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Копина С.А.
с участием истца –представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах Селивановой Ф.А., действующей на основании доверенности
ответчика-представителя Администрации Пудожского муниципального района Парамоновой С.Н., действующей на основании доверенности
при секретаре Тишковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах к Администрации Пудожского муниципального района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании обеспечения населения питьевой водой надлежащего качества,
у с т а н о в и л :
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Пудожского муниципального района об обязании обеспечения населения питьевой водой надлежащего качества. В заявлении истец указал, что в составе Красноборского, Кривецкого, Авдеевского, Кубовского, Пяльмского, Шальского и Куганаволокского сельских поселений имеются населенные пункты, в которых отсутствует централизованное водоснабжение. Потребление воды гражданами осуществляется из колодцев, открытых водоемов (озера, реки), скважин. На территории населенных пунктов отсутствуют объекты нецентрализованного водоснабжения, состоящие на балансе органа местного самоуправления. Ответчиком не организовано водоснабжение населения в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством Российской Федерации, не обеспечено право граждане на удовлетворение их жизненных потребностей и сохранение здоровья. Просит обязать Администрацию Пудожского муниципального района в срок до 01.03.2025 г. обеспечить население п.Бочилово, д.Бочилово, п.Кашино, п.Нефтебаза, п.Шальский, д.Рогозинская, д.Семеново, д.Теребовская, п.Кубово, п.Водла, п.Кубовский сплавучасток, д.Водла, д.Кубовская, д.Пяльма, д.Римское, п.Тамбицы, п.Тамбичозеро, п.Пудожгорский, д.Дубовская, д.Заозерье, п.Кривцы, д.Кривцы, д.Остров, д.Пирзаково, д.Погост, п.Приречный, д.Стешевская, д.Усть-Река, д.Щаниковская, д.Гакугса, д.Нигижма, п.Чернореченский, д.Алексеево, д.Октябрьская, п.Онежский, д.Песчаное, п.Рагнукса, д.Куганаволок, д.Кевасалма, д.Бостилово, д.Канзанаволок, д.Вамская Плотина, д.Афанасьевская, д.Колово, п.Колово, д.Ножево, п.Подпорожье, д.Филимоновская, д.Харловская Пудожского района питьевой водой надлежащего качества в постоянном режиме в соответствии с требованиями п.12 СанПин 3.3686-21 с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней.
Суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству привлек к участию в дело в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Ресурс», администрацию Авдеевского сельского поселения, администрацию Красноборского сельского поселения, администрацию Кривецкого сельского поселения, администрацию Кубовского сельского поселения, администрацию Куганаволокского сельского поселения, администрацию Пяльмского сельского поселения, администрацию Шальского сельского поселения.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования, дополнительно пояснила, что Пудожский район является самым необеспеченным водоснабжением по районам. Администрация не принимает мер к разрешению данного вопроса. Колодцы, скважины не стоят на балансе у администраций, паспорта возможных источников водоснабжения отсутствуют, качество воды никем не контролируется, исследования не проводятся. Наступает время паводков, когда естественные источники водоснабжения могут быть загрязнены поступающей водой, в результате возможен риск возникновения инфекционных заболеваний, передающимся водным путем, например, холера, кишечные инфекции. Самым надежным способом обеспечения населения питьевой водой является оборудование скважин, куда не попадают поверхностные воды. Также возможно оборудование общего колодца и взятия его на баланс администрации с условием достаточности питьевой воды для населения. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась, указала, что в случае удовлетворения исковых требований решение будет неисполнимым, поскольку в 2010 году судом вынесено решение по обеспечению населения г.Пудожа питьевой водой надлежащего качества, и до настоящего времени данное решение не исполнено. Денежных средств в местном бюджете не имеется. Просит в иске отказать.
Третьи лица – представители МУП «Ресурс», администрации Авдеевского сельского поселения, администрации Красноборского сельского поселения, администрации Кривецкого сельского поселения, администрацию Кубовского сельского поселения, администрации Куганаволокского сельского поселения, администрации Пяльмского сельского поселения, администрации Шальского сельского поселения в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, возражений не представили.
Третье лицо –представитель МУП «Ресурс» в отзыве указал, что осуществляет водоснабжение и водоотведение только на территории г.Пудожа. Сведениями об осуществлении мероприятий по подвозу воды населению Пудожского района у них отсутствуют.
Третье лицо -представитель администрации Красноборского сельского поселения представил отзыв, в котором указал, что полномочия по водоснабжению и водоотведению в населенных пунктах поселения переданы на уровень Пудожского муниципального района. Центральным водоснабжением обеспечены п.Красноборский, д.Каршево. В остальных пунктах центральное водоснабжение отсутствует.
Третье лицо -представитель администрации Куганаволокского сельского поселения представил отзыв. в котором поддержал позицию истца. Указал, что водоснабжение жителей поселения осуществляется из открытых источников оз.Водлозеро для хозяйственных нужд и их двух подземных источников (колодец у ФАПа и родник в районе Ручей) для пищевых нужд. Колодец и родник являются муниципальной собственностью и их состояние поддерживается администрацией.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия) является территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Карелия.
По информации, представленной администрацией Пудожского муниципального района Республики Карелия в составе Красноборского, Кривецкого, Авдеевского, Кубовского, Пяльмского, Шальского и Куганаволокского сельских поселений имеются населенные пункты, в которых отсутствует централизованное водоснабжение. Потребление воды гражданами осуществляется из колодцев, открытых водоемов (озера, реки), скважин. На территории населенных пунктов отсутствуют объекты нецентрализованного водоснабжения, состоящие на балансе администрации. Источники водоснабжения в населенных пунктах не зарегистрированы, являются бесхозными.
Общее количество населения, не обеспеченного питьевой водой надлежащего качества, согласно информации Администрации Пудожского муниципального района оставляет: п.Бочилово – 364 человека, д.Бочилово – 8 человек, п.Кашино – 62 человека, п.Нефтебаза – 10 человек, п.Шальский -1033 человека, д.Рогозинская – 2 человека, д.Семеново – 110 человек, д.Теребовская – 1 человек, п.Кубово – 526 человек, п.Водла – 378 человек, п.Кубовский сплавучасток – 34 человека, д.Водла – 8 человек, д.Кубовская – 24 чесловека, д.Пяльма – 15 человек, д.Римское – 8 человек, п.Тамбицы – 125 человек, п.Тамбичозеро – 28 человек, п.Пудожгорский – 487 человек, д.Дубовская – 1 человек, д.Заозерье – 25 человек, д.Остров – 1 человек, д.Пирзаково – 2 человека, д.Погост – 49 человек, п.Приречный- 101 человек, д.Стешевская – 18 человек, д.Усть-Река – 51 человек, д.Щаниковская -1 человек, д.Гакугса – 75 человек, д.Нигижма - 65 человек, п.Чернореченский - 107 человек, д.Алексеево – 7 человек, д.Октябрьская -7 человек, п.Онежский - 2313 человек, д.Песчаное - 37 человек, п.Рагнукса - 146 человек, д.Куганаволок - 253 человека, д.Кевасалма - 5 человек, д.Бостилово -2 человек, д.Канзанаволок - 2 человек, д.Вамская Плотина - 2 человека, д.Афанасьевская – 19 человек, д.Колово -54 человека, п.Колово - 394 человека, д.Ножево - 15 человек, п.Подпорожье - 533 человека, д.Филимоновская - 85 человек, д.Харловская -9 человек.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения относится организация водоснабжения населения.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2007 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под нецентрализованной системой водоснабжения понимаются сооружения и устройства технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 1.1. статьи 6 данного Закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 названного Федерального закона водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 (далее также Правила).
Так, согласно пункту 72 Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением № 1 (пункту 74 Правил).
Таким образом, орган местного самоуправления обязан организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Пудожского района проводилась проверка по факту обращения жительницы п.Шальский Пудожского района по подвозу питьевой воды в п.Шальский, имевшем место 01.12.2023. Проверкой установлено, что население Шальского сельского поселения не обеспечено качественным питьевым водоснабжением, не размещаются сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием центрального водоснабжения. По результатам проверки в адрес администрации Пудожского муниципального района внесено представление от 24.01.2024 г. об устранении нарушений федерального законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения. В ответ на представление администрация Пудожского муниципального района пояснила, что после приведения качества питьевой воды к предъявляемым требованиям в г.Пудоже появится возможность осуществить подвоз питьевой воды надлежащего качества жителям п.Шальский.
В соответствии с п. 1 п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу требований п. 12 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4, для предупреждения, возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.
В судебном заседании установлено, что в перечисленных в иске населенных пунктах отсутствует централизованная система холодного водоснабжения. Также на территории указанных населенных пунктов отсутствуют источники нецентрализованного водоснабжения, состоящие на балансе органа местного самоуправления.
Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика, а также третьими лицами.
Поскольку населенные пункты Пудожского муниципального района, указанные в исковом заявлении, централизованными либо нецентрализованными системами водоснабжения не обеспечены, водоснабжение этих населенных пунктов органом местного самоуправления района не организовано, подвоз питьевой воды не осуществляется, чем нарушены права и законные интересы проживающих в данных населенных пунктах граждан на питьевое водоснабжение.
На основании изложенного, суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах удовлетворить.
Возложить на администрацию Пудожского муниципального района Республики Карелия (ИНН 1015001457) обязанность в срок до 01.03.2025 г.
обеспечить население п.Бочилово, д.Бочилово, п.Кашино, п.Нефтебаза, п.Шальский, д.Рогозинская, д.Семеново, д.Теребовская, п.Кубово, п.Водла, п.Кубовский сплавучасток, д.Водла, д.Кубовская, д.Пяльма, д.Римское, п.Тамбицы, п.Тамбичозеро, п.Пудожгорский, д.Дубовская, д.Заозерье, п.Кривцы, д.Кривцы, д.Остров, д.Пирзаково, д.Погост, п.Приречный, д.Стешевская, д.Усть-Река, д.Щаниковская, д.Гакугса, д.Нигижма, п.Чернореченский, д.Алексеево, д.Октябрьская, п.Онежский, д.Песчаное, п.Рагнукса, д.Куганаволок, д.Кевасалма, д.Бостилово, д.Канзанаволок, д.Вамская Плотина, д.Афанасьевская, д.Колово, п.Колово, д.Ножево, п.Подпорожье, д.Филимоновская, д.Харловская Пудожского района питьевой водой надлежащего качества в постоянном режиме в соответствии с требованиями п.12 СанПин 3.3686-21 с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Пудожский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 09.04.2024 г.
Судья Копин С.А.