К делу №2-3985/2023
РЕШЕНИЕ
(заочное)
Именем Российской Федерации
город Сочи
Краснодарский край 19 октября 2023 года
Текст мотивированного решения составлен 26 октября 2023 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Куц И.А., при секретаре судебного заседания Чистякове В.В., с участием помощника прокурора Абинского района Краснодарского края – Сохраненкова Н.В. на основании распоряжения прокуратуры Краснодарского края о командировании от 06.10.2023 № 337-р, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Самохвалову Валерию Борисовичу о признании отсутствующим ранее возникшего права собственности на земельный участок, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сочинский национальный парк», администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Поляков Игорь Алексеевич,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Краснодарского края – прокурор города Сочи в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Самохвалову В.Б. о признании отсутствующим ранее возникшего права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований истцом указано на следующее.
Прокуратурой города Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0201003:2279 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате чего в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
Так, на основании плана лесоустройства Верхне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка 03.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным ТО по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005.
Со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 11.02.2021 № 186-О истец просит принять во внимание, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности. А отсутствие указанного учета не свидетельствует о наличии статуса бесхозяйного земельного участка.
Из указанного истец делает вывод о том, что земельные участки, входившие в территорию Сочинского национального парка, имеют правовой режим земель общего пользования, что исключает их оформление в частную собственность.
При государственной регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные для садоводства, ведения личного подсобного хозяйства до дня введения в действие ЗК РФ подлежат правовой оценке правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельные участки на предмет законности их издания уполномоченным органом в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания акта и на момент его издания.
Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в границах земель Верхне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
На указанный выше земельный участок 30.08.2006 зарегистрировано право собственности зарегистрировано за Поляковым И.А. На основании договора купли-продажи от 28.09.2021 право собственности на землю перешло к Самохвалову В.Б. как следует из актуальных сведений ЕГРН.
Основание регистрации права собственности – решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 09.3.2006 № 2-372/2006, которым удовлетворены исковые требования Беляева А.Н. к Назаренко А.В. об определении порядка пользования, устранения препятствий в пользовании и признании права собственности на земельные участки, закрепленные за Беляевым А.Н. и третьими лицами в садоводческих товариществах «Бриз» и «Эврика».
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда отменено вышеуказанное решение, гражданское дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Сочи.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Сочи от 24.03.2022 (дело № 2-58/2022) исковое заявление Беляева А.Н. оставлено без удовлетворения.
Также судом установлено, что садоводческими товариществами «Бриз» и «Эврика» не исполнены постановления главы администрации Центрального района г. Сочи от 28.06.1995 №, от 14.09.1992 №, от 14.07.1995 №, от 30.11.1992 № в части переоформления земельных участков в собственность членов данных садоводческих товариществ и выдачи каждому члену садовых товариществ государственных актов на право пожизненного владения садовым земельным участком с правом наследования согласно утвержденных списков.
В установленном законом порядке земельные участки, находящиеся в пользовании указанных лиц оформлены не были.
Кроме того, отсутствуют документы, подтверждающие, что указанные земельные участки до настоящего времени находятся во владении и пользовании истца, ответчика, а также третьих лиц - членов садоводческих товариществ «Бриз» и «Эврика».
Только в 2005 году, на основании протокола общего собрания садоводческого товарищества «Бриз», за гражданами в том числе
Поляковым И.А. закреплены земельные участки, выделенные на основании постановления администрации Центрального района г. Сочи № от 14.09.1992 «О ликвидации последствия большого оползня в садоводческом товариществе «Бриз» по ул. Ландышевой».
Вместе с тем, указанное постановление не является персонифицированным и не позволяет определить круг лиц, в отношении которых оно издавалось, а также не предусматривало изъятие земель Сочинского национального парка.
Согласно информации МКУ «Архив г. Сочи» от 29.10.2021 и от 17.08.2022 в документальных материалах администрации г. Сочи не обнаружено постановлений об утверждении постановления администрации Центрального района г. Сочи № от 14.09.1992 и постановления администрации Центрального района г. Сочи № от 18.04.1995.
Ранее в списках членов садоводческого товарищества «Бриз» Поляков И.А. не значится, указанное подтверждается списками членов товарищества, представленными в прокуратуру ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по г. Сочи сопроводительным письмом от 11.11.2021 № и МКУ «Архив г. Сочи» сопроводительным письмом от 06.10.2021
№.
Согласно, государственного акта, выданного гостинице Москва-Чайка города Сочи от 08.08.1990 A-I N°628216, зарегистрированного в книге записей государственных актов на право пользование землей за № 222, садоводческому товариществу «Бриз» предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование 6 земельный участок общей площадью 10,50 га. В указанном государственном акте отсутствует массив, в котором сформирован спорный земельный участок.
Кроме того, спорный участок подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно пределах территории названного товарищества.
Однако земельный участок № сформирован за счет земель Верхне-Сочинского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 3К РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона N° 33-Ф3, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктами 1.1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 (далее - Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом. который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города)
Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ, ч.ч. 2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-Ф3, ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 №.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу п.п. 1; 4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N° 691, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
B настоящее время указанные полномочия, предусмотренные п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 459, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества).
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
Однако согласование границ участка с территориальным органом Росимущества не производилось
При этом ранее действовали положения п. 2 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-Ф3 «О государственном земельном кадастре» (в ред. от 04.12.2006), устанавливающие, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.
Аналогичные нормы содержались в п. 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от 02.10.2002 №, пп. 6 п. 22, п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, действовавших с 02.10.2002 по 31.12.2008 и с 01.01.2009 до 01.01.2017 соответственно.
В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Верхне-Сочинского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель B лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации Краснодарском крае и Республике Адыгея, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Совокупность изложенного указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 06.10.2021 и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, лесопокрыт, фактически не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Самохваловым В.Б. и иными лицами указанным участком.
Указывая на изложенную правовую позицию, истец поясняет о незаконности возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером № просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Сохраненков Н.В. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился будучи уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Принимая во внимание требования ст.ст. 233-234 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика в заочном порядке.
В судебное заседание представители третьих лиц - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сочинский национальный парк», администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, СНТ «Куриленкова поляна» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Врио руководителя Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Принимая во внимание требования ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Выслушав стороны по делу, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу абз. 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу правовой позиции высших судов, выраженных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 10/22 "О некоторых, вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ь(п. 52), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
В силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Постановлением Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 № «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978 далее - ЛК Р. 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 № (далее - Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993 предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ, далее - ЗК РФ).
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0201003:2279 оформлен в собственность ответчика в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ, далее - ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018
№ 122 определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265.
Из материалов дела усматривается, что 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате которого в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
На основании плана лесоустройства Верхне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка 03.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005.
В силу ст. 209 ГК РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Более того, в силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.
Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в границах земель Верхне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
В силу ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 13.12.1968 №, ст.ст. 3, 12, 13, 34, 35, 85 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 01.10.1970 (далее - ЗК РСФСР 1970 года), ст.ст. 29, 37 ЛК РСФСР 1978 года, п.п. 14, 15, 16, 27 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 22.03.2974 № 175 ст.ст. 24, 25 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФРС» предоставление земель лесов первой группы, к которым относятся национальные парки, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется после проведения процедуры изъятия земель Советом Министров РСФСР (Правительством Российской Федерации) с передачей права на распоряжение такими землями.
Как установлено судом на земельный участок с кадастровым номером № 30.08.2006 зарегистрировано право собственности за Поляковым И.А. На основании договора купли-продажи от 28.09.2021 право собственности на землю перешло к Самохвалову В.Б. как следует из актуальных сведений ЕГРН.
Основание регистрации права собственности – решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 09.3.2006 № 2-372/2006, которым удовлетворены исковые требования Беляева А.Н. к Назаренко А.В. об определении порядка пользования, устранения препятствий в пользовании и признании права собственности на земельные участки, закрепленные за Беляевым А.Н. и третьими лицами в садоводческих товариществах «Бриз» и «Эврика».
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда отменено вышеуказанное решение, гражданское дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Сочи.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Сочи от 24.03.2022 (дело № 2-58/2022) исковое заявление Беляева А.Н. оставлено без удовлетворения.
Также судом установлено, что садоводческими товариществами «Бриз» и «Эврика» не исполнены постановления главы администрации Центрального района г. Сочи от 28.06.1995 №, от 14.09.1992 №, от 14.07.1995 №, от 30.11.1992 № в части переоформления земельных участков в собственность членов данных садоводческих товариществ и выдачи каждому члену садовых товариществ государственных актов на право пожизненного владения садовым земельным участком с правом наследования согласно утвержденных списков.
В установленном законом порядке земельные участки, находящиеся в пользовании указанных лиц оформлены не были.
Кроме того, отсутствуют документы, подтверждающие, что указанные земельные участки до настоящего времени находятся во владении и пользовании истца, ответчика, а также третьих лиц - членов садоводческих товариществ «Бриз» и «Эврика».
Только в 2005 году, на основании протокола общего собрания садоводческого товарищества «Бриз», за гражданами в том числе
Поляковым И.А. закреплены земельные участки, выделенные на основании постановления администрации Центрального района г. Сочи № от 14.09.1992 «О ликвидации последствия большого оползня в садоводческом товариществе «Бриз» по ул. Ландышевой».
Вместе с тем, указанное постановление не является персонифицированным и не позволяет определить круг лиц, в отношении которых оно издавалось, а также не предусматривало изъятие земель Сочинского национального парка.
Согласно информации МКУ «Архив г. Сочи» от 29.10.2021 и от 17.08.2022 в документальных материалах администрации г. Сочи не обнаружено постановлений об утверждении постановления администрации Центрального района г. Сочи № от 14.09.1992 и постановления администрации Центрального района г. Сочи № от 18.04.1995.
Ранее в списках членов садоводческого товарищества «Бриз» Поляков И.А. не значится, указанное подтверждается списками членов товарищества, представленными в прокуратуру ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по г. Сочи сопроводительным письмом от 11.11.2021 № и МКУ «Архив г. Сочи» сопроводительным письмом от 06.10.2021 №.
Согласно, государственного акта, выданного гостинице Москва-Чайка города Сочи от 08.08.1990 №, зарегистрированного в книге записей государственных актов на право пользование землей за № 222, садоводческому товариществу «Бриз» предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование 6 земельный участок общей площадью 10,50 га. В указанном государственном акте отсутствует массив, в котором сформирован спорный земельный участок.
В связи с чем, по мнению суда, фактически спорный земельный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.
Представленные доказательства в их совокупности, по мнению суда, достоверно указывают на незаконность возникновения права собственности у ответчика на земельный участок с кадастровым номером №.
При установленных обстоятельствах, принимая во внимание выбытие спорного земельного участка вопреки воле Российской Федерации, а также обстоятельства, послужившие основанием для оформления на него прав ответчика, суд находит законным и обоснованным удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Руководствуясь требованиями ст. 144 ГПК РФ, суд полагает правомерным отменить обеспечительные меры для надлежащего исполнения постановленного решения по существу заявленного спора.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 233-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Самохвалову Валерию Борисовичу о признании отсутствующим ранее возникшего права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Самохвалова Валерия Борисовича, зарегистрированное 28.09.2021 в ЕГРН, на земельный участок с кадастровым номером № категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», распложенный по адресу: <адрес>.
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0201003:2279 категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», распложенный по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Краснодарскому краю внесения сведений об аннулировании записи о праве собственности Самохвалова Валерия Борисовича на земельный участок с кадастровым номером № категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес> и регистрации права собственности за Российской Федерацией.
Отменить обеспечительные меры, наложенные определением судьи Центрального районного суда г. Сочи от 01.06.2023 по вступлении в законную силу настоящего решения в виде:
запрета Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю совершения регистрационных действий и внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером №, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенном по адресу: <адрес>
запрета Самохвалову Валерию Борисовичу и иным лицам производить рубку зеленых насаждений, осуществлять строительство объектов недвижимости, размещение некапитальных строений, ведение работ по планировке территории и иные мероприятия по использованию земельного участка с кадастровым номером №, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенном по адресу: <адрес>
запрета администрации муниципального образования г. Сочи по выдаче градостроительных планов, разрешений на строительство, уведомлений о соответствии планируемых параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства, разрешений на вырубку зеленых насаждений в отношении земельного участка с кадастровым номером №, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенном по адресу: <адрес>.
Взыскать с Самохвалова Валерия Борисовича в пользу соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.А. Куц