УИД 52RS0[номер]-62дело [номер]судья ФИО3 | [номер] |
ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
[адрес] | 28 мая 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда в составе:
председательствующего судьи Кавелькиной М.Н.,
судей ФИО8, Святкиной Е.Э.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО6,
с участием ФИО1, ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Уренского районного суда ФИО2 [адрес] от [дата]
по исковому заявлению Государственного казенного учреждения ФИО2 [адрес] «Управление социальной защиты населения Уренского муниципального округа» к ФИО1 о взыскании единовременной государственной социальной помощи на основе социального контракта,
по докладу судьи ФИО8,
УСТАНОВИЛА:
ГКУ НО «УСЗН Уренского муниципального округа» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании государственной социальной помощи на основании социального контракта. В обоснование указано, что [дата] ФИО1 обратился с заявлением в ГКУ «УСЗН [адрес]» об оказании адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта по основанию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в виде единовременной денежной выплаты, в сумме 350000 руб.
В соответствии с Законом ФИО2 [адрес] от [дата] [номер]-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в ФИО2 [адрес]», Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в ФИО2 [адрес] утвержден постановлением Правительства ФИО2 [адрес] от [дата] [номер], заседанием комиссии УСЗН [номер] от [дата], с учетом мнения межведомственной комиссии по вопросам предоставления адресной государственной социальной помощи, на основании социального контракта [номер] от [дата], принято решение о заключении социального контракта с гр. ФИО1 на период с [дата] по [дата] и оказать единовременную государственную социальную помощь в размере 350000 руб.
Неотъемлемой частью социального контракта является программа социальной адаптации, формирование которой осуществляется с учетом перечня возможных мероприятий, направленных на преодоление заявителя и членов его семьи трудной жизненной ситуации. Согласно Программе социальной адаптации одними из намеченных мероприятий для предоставления возможности по выходу из трудной жизненной ситуации, ФИО1 необходимо было зарегистрироваться (встать на учет) для осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, осуществить поиск и аренду помещения, обеспечение создание не менее одного рабочего места, приобрести основные средства для ведения предпринимательской деятельности согласно сметы расходов бизнес-плана по организации собственного дела 10.71 "Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения", ежеквартально предоставлять сведения об осуществлении предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно представленной [дата] справке [номер], ФИО1 зарегистрировался как физическое лицо в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход [дата].
Кроме того, согласно п.п. 3.2 п. 3 социального контракта [номер] от [дата], ФИО1 обязан выполнять Программу социальной адаптации в полном объеме, а именно осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в течение срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в УСЗН, а также в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
Вышеуказанные мероприятия являются требованием к конечному результату в целях повышения денежных доходов семьи ФИО1 и преодоления трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта. А так же согласно п.п. 4.3 п. 1 социального контракта ФИО1 несет ответственность за выполнение условий программы социальной адаптации в полном объеме в виде возмещения неправомерно полученных денежных средств.
Согласно п.2 Перечня мероприятий Программы гр. ФИО1 установлен срок приобретения основных средств, заявленных сметой планируемых затрат бизнес- плана по организации собственного дела 10.71 «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения» до [дата] ФИО1 не выполнил данное мероприятие, в связи с чем был приглашен на заседание межведомственной комиссии (протокол [номер] от [дата]), где до членов комиссии было доведено неисполнение данного мероприятия Программы. Комиссией принято решение о необходимости предоставления подтверждающих документов, а именно о покупке оборудования – хлебопечь в срок до [дата]. Данное обстоятельство в срок до [дата] не выполнено, ФИО1 [дата] написал заявление в УСЗН о продлении срока исполнения п.2 Программы, мотивируя тем, что произошло повышение цен на необходимое оборудование.
[дата] ФИО1 предоставил копию договора купли- продажи от [дата] на покупку печи ХПК-50, стоимостью 250000 руб., заключенного со ФИО9, не предоставив подлинный документ купли-продажи, акт приема-передачи и расписку продавца о получении денежных средств.
Кроме того, имеется ранее предоставленная расписка о получении денежных средств ФИО7 от ФИО1, которая оформлена ненадлежащим образом, без указания паспортных данных, в которой указано, что ФИО7 получил от ФИО1 350000 руб. и предоставил договор купли-продажи от [дата] о покупке хлебопекарной печи ХПК-50, заключенный с ФИО7
Документы, подтверждающие покупку оборудования, оформлены ненадлежащим образом, отсутствуют подлинники договора купли-продажи, отсутствует акт приема-передачи оборудования, который является неотъемлемой частью договора купли-продажи, расписка в получении денежных средств также отсутствует, наличие двух договоров купли-продажи на 250000 руб. и 350000 руб. ставит под сомнение факт сделки.
В связи с чем, ФИО1 направлено уведомление [номер] от [дата] о необходимости возврата выплаченных денежных средств.
На основании вышеизложенного, истец просит суд взыскать в свою пользу со ФИО1 денежные средства в виде единовременной государственной социальной помощи на основании социального контракта в сумме 350000 руб.
Решением Уренского районного суда ФИО2 [адрес] от [дата] (с учетом определения об исправлении описки) исковые требования ГКУ НО «УСЗН Уренского муниципального округа» к ФИО1 о взыскании единовременной государственной социальной помощи на основе социального контракта, удовлетворены.
Со ФИО1 в пользу ГГКУ НО «УСЗН Уренского муниципального округа» взысканы денежные средства в виде единовременной государственной социальной помощи на основании социального контракта в сумме 350000 руб.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что в процессе исполнения условий социального контракта делал всё, что от него требовалось: зарегистрировался в качестве налогоплательщика для оплаты налога на профессиональный доход, оплачивал налоги, денежные средства, представленные истцом, израсходовал по целевому назначению на покупку печи ХПК-50 на основании договора, который предоставлялся истцу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции с мирнов С.В. и третье лицо ФИО10 доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Указали, что договор купли-продажи печи с ФИО7 пришлось расторгнуть по объективной причине, денежные средства возвращены. При этом заключен новый договор и приобретена печь у ФИО9 за 250000 руб., которая необходима для производства хлеба, также в последующем приобретена небольшая конвекционная печь для пирожков за 46000 руб. Деятельность ведется, под новую печь построен пристрой. В случае взыскания суммы в пользу истца деятельность будет прекращена.
Иные участники процесса на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путём направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте ФИО2 областного суда – www.nnoblsud.ru.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам ФИО2 областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от [дата] [номер] «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Постановленное по делу судебное решение не соответствует указанным нормам процессуального права, в связи с чем подлежит отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, [дата] в соответствии с Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в ФИО2 [адрес], утвержденным постановлением Правительства ФИО2 [адрес] от [дата] [номер], между ответчиком ФИО1 и ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Уренского муниципального округа» заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам [номер].
Предметом социального контракта являлось сотрудничество между истцом и ответчиком по реализации программы социальной адаптации в соответствии с Законом ФИО2 [адрес] от [дата] [номер]-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в ФИО2 [адрес]».
Согласно бизнес-плану по организации собственного дела и осуществлению самозанятости ФИО1, результатом проекта являлось оказание услуг в области производства хлеба и мучных кондитерских изделий.
В соответствии с п. 2.2. Социального контракта размер единовременной государственной социальной помощи ФИО1 составляет 350000 руб.
Факт получения адресной социальной помощи в размере 350000 руб. ответчиком ФИО1 оспорен не был.
В соответствии с п. 3.2. Социального контракта, гражданин обязан:
- встать на учет в налоговом органе ФИО2 [адрес] в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика на профессиональный доход;
- представить в УСЗН документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
- приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в УСЗН подтверждающие документы;
- возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе);
- ежемесячно предоставлять в УСЗН документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации;
- уведомить УСЗН в течении грех рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, предпринимательской деятельности в период действия социального контракта;
- представлять по запросу УСЗН информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина) в том числе об осуществлении гражданином предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
В соответствии с п.5.1. Социального контракта срок действия социального контракта по [дата].
В целях исполнения программы социальной адаптации ФИО1 [дата] зарегистрировался как физическое лицо в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, деятельность по самозанятости осуществляет по адресу: ФИО2 [адрес], Уренский муниципальный округ, [адрес].
Согласно смете планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности по реализации бизнес-плана, ФИО1 обязался приобрести оборудование (печь) стоимостью 350000 руб.
Согласно п. 2 программы социальной адаптации ФИО1 предоставлен срок для приобретения основных средств согласно сметы и предоставления в УСЗН подтверждающих документов до [дата].
Согласно Выписке из протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам предоставления адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта [номер] от [дата] п. 2 программы социальной адаптации продлен до [дата].
Вместе с тем в установленный срок ФИО1 документы, подтверждающие приобретение основных средств (оборудования), в адрес истца не предоставил.
В соответствии с п. 27 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в ФИО2 [адрес], утвержденного постановлением Правительства ФИО2 [адрес] от [дата] [номер] основаниями для досрочного расторжения социального контракта являются: установление факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений; изменение обстоятельств, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания гражданину (его семье) государственной социальной помощи, в том числе состава семьи, доходов и принадлежащего ему (его семье) имуществе на праве собственности; нарушение гражданином условий социального контракта; неисполнения (несвоевременного исполнения) получателями мероприятий программы социальной адаптации; расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае неисполнения без уважительных причин, предусмотренных пунктом 28 настоящего Порядка, и грубого нарушения работником трудовых обязанностей, по инициативе гражданина (за исключением случая перехода на другую работу) в период действия социального контракта; нецелевое использование гражданином денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта; отказ гражданина (более 5 раз) от подходящих вакансий, предложенных органами службы занятости; вступление в силу обвинительного приговора суда; наличие уважительных причин, предусмотренных пунктом 28 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 29. Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в ФИО2 [адрес], утвержденного постановлением Правительства ФИО2 [адрес] от [дата] [номер] в случае наличия оснований, установленных настоящим Порядком, денежные средства, полученные заявителем неправомерно, возмещаются добровольно на лицевой счет УСЗН, а в случае отказа от возмещения - взыскиваются с заявителя в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив, что ответчиком не был выполнены п. 2 программы социальной адаптации и условия социального контракта [номер] от [дата], при этом уважительных причин пропуска установленного срока представлено не было, пришел к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика единовременной государственной социальной помощи в размере 350000 руб. подлежат удовлетворению.
В порядке ст. 103 ГПК РФ со ФИО1 взысканы судебные издержки в виде государственной пошлины в доход местного бюджета в сумме 6700 руб.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, признавая доводы апелляционной жалобы обоснованными, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от [дата] № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от [дата] № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от [дата] № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый пункта 2 статьи 8 Федерального закона от [дата] № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Согласно пункту 1 статьи 8.1 Федерального закона от [дата] № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта (пункт 2 статьи 8.1 Федерального закона от [дата] № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (пункт 3 статьи 8.1 Федерального закона от [дата] № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного Федерального закона заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от [дата] № 178-ФЗ).
Пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона от [дата] № 178-ФЗ предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с реализацией полномочий в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению ФИО2 [адрес], а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом ФИО2 [адрес] от [дата] [номер]-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в ФИО2 [адрес]» (далее - Закон от [дата] [номер]-З).
В соответствии с ч 2.1 ст.6 Закона от [дата] [номер]-З социальная помощь на основании социального контракта в виде денежной выплаты оказывается малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной Правительством ФИО2 [адрес] и действующей на дату обращения гражданина за получением адресной государственной социальной поддержки. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая, в том числе мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости (п.3).
Согласно ст.4 Закона от [дата] [номер]-З получателями адресной государственной социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта, могут быть малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной Правительством ФИО2 [адрес], и оказались в трудной жизненной ситуации.
Адресная государственная социальная поддержка назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания адресной государственной социальной поддержки на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи». Форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации утверждается нормативным правовым актом Правительства ФИО2 [адрес].
Порядок оказания адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливается Правительством ФИО2 [адрес] (ч.1 ст.10 Закона от [дата] [номер]-З).
Согласно ч.3 ст.11 Закона от [дата] [номер]-З орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных Постановлением Правительства ФИО2 [адрес].
Пунктом 2.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства ФИО2 [адрес] от [дата] [номер] «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» (в редакции, действовавшей на момент заключения социального контракта) установлено, что пределы и условия оказания государственной социальной помощи устанавливаются в социальном контракте по соглашению сторон с учетом содержания конкретной программы социальной адаптации с учетом предельных или фиксированных размеров, установленных настоящим пунктом. Государственная социальная помощь в зависимости от цели ее оказания назначается в виде единовременной денежной выплаты на мероприятия в целях обеспечения самозанятости путем осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности - не более 350000 рублей (ст.8 Закона).
Согласно пункту 6.2 Порядка решение о прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта досрочно принимается в одностороннем порядке Управлением социальной поддержки населения и оформляется соответствующим приказом в случаях нецелевого использования денежной выплаты, предоставленной на основании социального контракта; неисполнения (несвоевременного исполнения) гражданином (членами его семьи) условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации, за исключением невыполнения по причинам, являющимся уважительными.
Пунктом 6.3 Порядка предусмотрено, что уведомление о прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 6.2 условий, направляется Управлением социальной поддержки населения с указанием основания прекращения предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения. В уведомлении о прекращении указывается сумма незаконно полученных средств, предоставленных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, и порядок ее возврата.
Добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата сумм.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм вследствие необоснованного получения им мер социальной поддержки презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности ответчика при использовании полученных денежных средств возлагается на орган социальной политики, требующий их возврата, то есть на истца.
Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение выплат, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат и определения их размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией, ответчик ФИО1 зарегистрирован как физическое лицо в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, осуществляет заявленную при заключении социального контракта деятельность, уплачивает налоги. Доказательств обратного истцом в дело не представлено.
В суд первой инстанции ответчиком представлены документы, подтверждающие приобретение им [дата] Печи ХПК-[адрес] руб., необходимой для ведения указанной деятельности, а также заявление от [дата] о продлении срока исполнения п. 2 программы социальной адаптации до [дата] в связи с повышением цен на оборудование, оставленные районным судом без внимания.
Кроме того, материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что заявление ФИО1 о продлении срока исполнения п. 2 программы социальной адаптации было рассмотрено ГКУ НО «УСЗН Уренского муниципального округа» и по нему принято решение об удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.
При этом судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы ответчика и представленные им доказательства о том, что после поступления денежных средств по социальному контракту ФИО1 был заключен договор купли-продажи Хлебопекарной печи ХПК-50 с ФИО7, которому были переданы денежные средства в сумме 150000 руб. в качестве предоплаты. Однако продавцом условия договора купли-продажи исполнены не были, в связи с чем предоплата была возвращена ФИО1 Следовательно, затягивание исполнения условий контракта вызвана обстоятельствами, не зависящими от воли ответчика.
В последующем – [дата] ответчиком ФИО1 заключен договор купли-продажи хлебопекарной печи ХПК-[адрес] руб., а также акт приема-передачи товара от [дата] и расписка о получении денежных средств в размере 250000 руб.
Поскольку срок исполнения программы, определённый как [дата], пропущен ФИО1 на один день по независящим от него обстоятельствам, судебная коллегия приходит к выводу, что данное обстоятельство с безусловностью не порождает у ответчика обязанности по возврату денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
При этом следует принять во внимание, что в настоящее время в условиях введенных в отношении Российской Федерации санкций с марта 2022 года, что признается судебной коллегией общеизвестным обстоятельством, ФИО1 имел объективные причины затруднительного положения по приобретению необходимого оборудования в соответствии с условиями социального контракта.
Отмечает суд апелляционной инстанции и тот факт, что в последующем ФИО1 также приобретено дополнительное оборудование, в том числе, печь конвекционная UNION XF013, стоимостью 46000 руб. Как пояснил суду апелляционной инстанции ответчик, данное оборудование необходимо для приготовления пирожков.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что ответчиком совершены действия по приобретению необходимого для заявленной деятельности оборудования и имущества, что свидетельствует о заинтересованности ФИО1 в реализации социального контракта как физического лица для выхода из трудной жизненной ситуации, что и является целью предоставления социальной помощи в рамках Федерального закона от [дата] № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а истцом не доказан факт недобросовестного поведения ответчика по использованию предоставленных в качестве социального пособия денежных средств, их нецелевого использования либо неосуществления заявленного вида деятельности, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания выплаченных сумм по социальному контракту.
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права. Неправильным применением норм материального права, в частности, является неправильное истолкование закона (пункт 3 части второй статьи 330 ГПК РФ).
В связи с допущенными судом первой инстанции существенными нарушениями норм материального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И ЛА:
решение Уренского районного суда ФИО2 [адрес] от [дата] отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения ФИО2 [адрес] «Управление социальной защиты населения Уренского муниципального округа» к ФИО1 о взыскании единовременной государственной социальной помощи на основе социального контракта отказать в полном объёме.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено [дата].