Дело № 2-93/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2019 года с.Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Тюхтеневой Т.В., при секретаре Беляшевой Е.В., с участием помощника прокурора Тогочоевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Улаганского района к БУЗ РА «Улаганская районная больница» о понуждении привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился прокурор Улаганского района к БУЗ РА «Улаганская районная больница» о понуждении привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства в срок до 1 сентября 2019 года, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района в ходе проведения проверки площадки для хранения золошлаковых отходов котельной здания БУЗ РА «Улаганская районная больница», расположенной по адресу: с. Улаган, ул. Больничная, д.30, выявлено нарушение требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования. При эксплуатации котельной по вышеуказанному адресу осуществляется хранение золошлаков от сжигания каменного угля на почве на открытой площадке. Хранение золошлаков производится на не имеющей твердого покрытия площадке, не оборудованной навесом, ограждением, ливнестоками. Кроме того, по периметру площадки отсутствует обваловка.
В судебном заседании помощник прокурора Улаганского района А.Н. Тогочоева поддержала заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования прокурора удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика БУЗ РА «Улаганская районная больница» и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство здравоохранения Республики Алтай не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, об уважительных причинах неявки не сообщили, не заявляли ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного заседания.
Выслушав помощника прокурора А.Н.Тогочоеву, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что БУЗ РА «Улаганская районная больница» находится в здании, расположенном по адресу: Республика Алтай, Улаганский район, с.Улаган, ул. Больничная, 30, которое является собственностью Республики Алтай.
Функции и полномочия учредителя БУЗ РА «Улаганская районная больница» осуществляет Министерство здравоохранения Республики Алтай.
В ходе проведенной прокуратурой проверки площадки для хранения золошлаковых отходов котельной здания БУЗ РА «Улаганская районная больница» выявлено нарушение требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования. При эксплуатации котельной по вышеуказанному адресу осуществляется хранение золошлаков от сжигания каменного угля на почве на открытой площадке. Хранение золошлаков производится на не имеющей твердого покрытия площадке, не оборудованной навесом, ограждением, ливнестоками, а также по периметру площадки отсутствует обваловка. Указанные золошлаковые отходы складируются на открытой площадке навалом (насыпью) в отсутствие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров без использования герметичной тары. Площадка для хранения золошлаков не соответствует требованиям для хранения отходов, так как отсутствуют обваловки, навес и обособленная сеть ливнестоков.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям.
В соответствие со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) установлены основополагающие принципы охраны окружающей среды, в числе которых принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности, оказывающей какое-либо воздействие на окружающую среду и принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Исходя из данного принципа, индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо перед началом хозяйственной деятельности и в процессе её осуществления обязаны в полном объёме обеспечить получение необходимых разрешительных документов, вести предусмотренный законом учет и предоставлять отчетность, обеспечивать оказание воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями закона. Для обеспечения исполнения данных обязанностей по соблюдению правил и норм индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо должны принять все зависящие от них меры.
В соответствие с ч.1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно ч.1, 2 ст.51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. При этом Закон № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимает вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные
законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ ("О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по укреплению здоровья обучающихся и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11, ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Согласно ч.2 ст. 21 Закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п.3.2. СанПин 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» временное складирование отходов производства и потребления допускается, в том числе на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии со ст. 13,42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Складирование отходов в местах, не оборудованных для этих целей, может повлечь загрязнение почв и грунтовых вод, возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, т.е. оказать негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие человека.
Таким образом, нарушениями требований в области охраны окружающей среды нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 42,58 Конституции РФ, ст.ст. 11,39 Закона № 7-ФЗ.
Непринятие администрацией БУЗ РА «Улаганская районная больница» мер по организации места для хранения золошлаков, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также возможного причинения вреда здоровью граждан и окружающей природной среде.
Согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Прокурор правомерно обратился с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Доказательства, представленные прокурором Улаганского района, суд расценил как относимые и допустимые.
В связи с изложенным, требования прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к БУЗ РА «Улаганская районная больница» о понуждении привести деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, характер заявленных требований, суд считает необходимым установить срок до 01.09.2019 года, который, по мнению суда, будет являться разумным и достаточным для надлежащего исполнения решения суда.
В силу п.п.9 п.1 статьей 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от оплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Из материалов дела следует, что прокурор Улаганского района обратился в суд с требованиями в защиту неопределенного круга лиц, то есть в интересах физических лиц. Заявленные требования относятся к требованиям неимущественного характера.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «Улаганский район» государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп., от уплаты которой истец при подаче иска освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░.30:
- ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░