Решение по делу № 2а-684/2017 от 09.06.2017

Дело а– 684/ 2017

Поступило 09 июня 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.________ 29 июня 2017 года

Черепановский районный суд ________ в составе:

председательствующего судьи Гущиной Л.А. при секретаре Фокиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора ________ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ............ сельсовета ________ о признании незаконным бездействие, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

________ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском к Администрации ............ сельсовета ________, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой ________ проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления ________ антикоррупционного законодательства в части исполнения обязанности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов.

В ходе проведенной проверки установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ), муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно частям 3 и 4 статьи 7 этого же Федерального закона, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктам 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от (дата) № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", закреплено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения таких мер как:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно пунктам 1-4 части 1 статьи 2 Федерального закона от (дата) № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", одними из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Согласно пункту 3 части 1, части 4 статьи 3, части 1 статьи 4 этого же Федерального закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в том числе органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - заключение).

Разделом 2 (пункты 2.1-2.8) Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов в администрации ............ сельсовета, утвержденного постановлением администрации Дубровского сельсовета от (дата) , установлено, антикоррупционная экспертиза правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы и мониторинге правоприменения. Срок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов - 14 дней со дня поступления. По результатам антикоррупционной экспертизы правовых актов составляется заключение (приложение к Порядку).

Таким образом, действующим законодательством на орган местного самоуправления – администрацию ............ сельсовета возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.

В соответствии с требованиями ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Статьей 310 ГК РФ установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств.

Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

При проведении прокуратурой ________ проверки своевременности проведения органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов

нормативных правовых актов установлено, что администрация муниципального образования ............ сельсовета незаконно бездействует: не проводилась антикоррупционная экспертиза следующих муниципальных нормативных правовых актов:

- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «О внесении изменений в постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального лесного контроля»;

- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «О внесении изменений в постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации ............ сельсовета ________».

Вышеизложенное подтверждается справкой о проведении проверки в ............ сельсовете от (дата).

Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится с целью выявления и исключения из них коррупциогенных факторов.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона " Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Указанное незаконное бездействие администрации муниципального образования ............ сельсовета нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов муниципального образования ............ сельсовета, граждан временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие принятых органами местного самоуправления данного муниципального образования нормативных правовых актов. Нарушение прав заключается в возможности содержания в нормативных правовых актах положений, создающих условия для проявления коррупции.

Способом, которым в данном случае могут быть защищены права неопределенного круга лиц в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации ............ сельсовета ________, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов:

- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «Об утверждении Порядка уведомления муниципальыми служащими администрации ............ сельсовета ________ представителя нанимателя (работодателя) о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения»;

- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «О порядке уведомления муниципальными служащими администрации ............ сельсовета ________ о намерении выполнять иную оплачиваемую работу».

2. Обязать администрацию ............ сельсовета ________ провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов:

- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «О внесении изменений в постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального лесного контроля»;

- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «О внесении изменений в постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации ............ сельсовета ________».

3. Установить срок исполнения обязанности - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

При подаче административного иска прокурором ________ было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от (дата) на основании ч.2 ст.292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) ответчику было разъяснено о возможности применения правил упрощенного (письменного), производства, установлен 10-ти дневный срок для представления в суд письменных возражений относительно применения этого порядка.

Каких – либо возражений относительно применения правил упрощенного (письменного) производства от ответчика не поступило, в связи с чем рассмотрение настоящего дела проводится судом в порядке упрощенного (письменного) производства, без проведения устного разбирательства.

Стороны по делу в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав представленные доказательства в письменной форме, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с требованиями ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Статьей 310 ГК РФ установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ), муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно частям 3 и 4 статьи 7 этого же Федерального закона, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится с целью выявления и исключения из них коррупциогенных факторов.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона " Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Согласно имеющейся в материалах дела справки помощника прокурора ________ по состоянию на (дата) не проведена антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов в администрации Дубровского сельсовета. (л.д. 14).

На основании с.1 и 2 ст. 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В соответствии с положениями КАС РФ и п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-189, ст. 227 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Признать незаконным бездействие администрации ............ сельсовета ________, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов:

- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «Об утверждении Порядка уведомления муниципальыми служащими администрации ............ сельсовета ________ представителя нанимателя (работодателя) о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения»;

- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «О порядке уведомления муниципальными служащими администрации ............ сельсовета ________ о намерении выполнять иную оплачиваемую работу».

2. Обязать администрацию ............ сельсовета ________ провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов:

- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «О внесении изменений в постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального лесного контроля»;

- постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «О внесении изменений в постановление администрации ............ сельсовета ________ от (дата) «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации ............ сельсовета ________».

3. Установить срок исполнения обязанности - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Черепановский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья -

2а-684/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Маслянинского района НСО
Ответчики
Администрация Дубровского сельского совета
Суд
Черепановский районный суд Новосибирской области
Дело на сайте суда
cherepanovsky.nsk.sudrf.ru
09.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
09.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2017[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
29.06.2017[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
29.06.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2017[Адм.] Дело передано в архив
18.07.2017[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее