УИД 59RS0005-01-2021-001596-53
Дело № 2а-2010/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2021 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми
в составе: председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Ленинскому району г. Перми к Болотову Олегу Валентиновичу о взыскании задолженности по налогам и сборам,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Ленинскому району г. Перми (административный истец) обратилась в суд с административным иском к Болотову О.В. (административный ответчик) о взыскании задолженности по налогам и сборам.
Требования мотивированы тем, что Болотову О.В. исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 12 194 рубля, за 2016 год в размере 14 129 рублей, земельный налог за 2016 год в размере 37 836 рублей.
Налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы, земельный налог за 2016 год исчислены в налоговом уведомлении от 09.09.2017 №. Налоговое уведомление от 09.09.2017 направлено заказным письмом по почте 13.09.2017, что подтверждается реестром заказных писем №.
В установленный законом срок налоги административным ответчиком не уплачены.
Болотову О.В. направлено требование от 14.12.2017 №. Требование от 14.12.2017 направлено заказным письмом 18.01.2018, что подтверждается реестром заказных писем №.
Инспекцией в адрес мирового судьи направлено заявление о вынесении судебного приказа.
Определением от 04.09.2020 по делу №2а-2311/2020 мировой судья судебного участка №4 Мотовилихинского судебного района г. Перми отменил судебный приказ от 17.07.2020 в отношении Болотова О.В., в связи с поступившими возражениями.
Административным ответчиком произведена оплата земельного налога 30.12.2016 в размере 10 000 рублей, 30.01.2017 в размере 10 000 рублей, 27.03.2017 в размере 5 000 рублей, 14.04.2017 в размере 5 000 рублей, 11.09.2017 в размере 7 836 рублей, с указанием налогового периода 01.12.2016.
По налогу на имущество физических лиц административным ответчиком произведена оплата 13.01.2021 в размере 5 000 рублей, 10.02.2021 в размере 5 000 рублей за 2020 год.
Таким образом, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 12 194 рубля, пени за период с 02.12.2017 по 13.12.2017 в размере 40 рублей 24 копейки, за 2016 год в размере 14 129 рублей, пени за период с 02.12.2017 по 13.12.2017 в размере 46 рублей 63 копейки, по земельному налогу за 2016 год в размере 37 836 рублей, пени за период с 02.12.2017 по 13.12.2017 в размере 124 рубля 86 копеек, административным ответчиком не погашена.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с Болотова О.В. задолженность по налогам на общую сумму 64 370 рублей 73 копейки, в том числе: по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 12 194 рубля, пени за период с 02.12.2017 по 13.12.2017 в размере 40 рублей 24 копейки, за 2016 год в размере 14 129 рублей, пени за период с 02.12.2017 по 13.12.2017 в размере 46 рублей 63 копейки; по земельному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 37 836 рублей, пени за период с 02.12.2017 по 13.12.2017 в размере 124 рубля 86 копеек.
Представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Перми в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в материалы дела письменные пояснения, в которых просил требования удовлетворить в полном объеме. Отметил, что срок для предъявления административного иска налоговым органом не пропущен. В тексте административного иска допущена опечатка в части указания на обращение к мировому судье Ленинского района г.Перми, фактически налоговый орган обращался к мировому судье Мотовилихинского района г.Перми.
Административный ответчик Болотов О.В. в судебное заседание не явился, ранее направлял письменный отзыв, указал, что административный истец пропустил срок на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В п. 1 ст. 403 НК РФ указано, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
В силу ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно положениям ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ранее в редакции ФЗ от 29.12.2014 – не позднее 1 октября).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В п. 1 ст. 389 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п. 6 ст. 75 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В силу положений ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В ч. 2 ст. 286 КАС РФ указано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.Из материалов дела следует, что Болотов О.В. являлся плательщиком налогов на имущество физических лиц за 2015-2016 годы, земельного налога за 2016 год, поскольку в его собственности в соответствующие периоды находилось недвижимое имущество и земельные участки.
Поскольку в установленный законом срок Болотов О.В. не уплатил недоимку, налоговым органом в соответствии с положениями ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес Болотова О.В. направлено требование от 14.12.2017 № со сроком уплаты до 06.02.2018.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая названные нормы права и обстоятельства дела, в том числе, суммы, исчисленные в требовании, по правилам ст. 48 НК РФ, административный истец имел право обратиться к мировому судье с заявлением о взыскании с Болотова О.В. недоимок по налогам, пени (предъявленной в настоящем иске по перечисленным в просительной части иска требованиям) в срок не позднее 06.08.2018 (шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования № от 14.12.2017 со сроком уплаты до 06.02.2018).
Вместе с тем, из обстоятельств дела и материалов дела о выдаче судебного приказа №2а-2311/2020 следует, что налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №4 Мотовилихинского судебного района г. Перми с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Болотова О.В. недоимки 13.07.2020, то есть с пропуском установленного законом срока.
17.07.2020 мировым судьей был выдан судебный приказ №2а-2311/2020, который на основании поступивших возражений Болотова О.В. был отменен 04.09.2020.
09.03.2021 Инспекция обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
На налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, поскольку Налоговый кодекс РФ не допускает возложения последствий ошибки, допущенной налоговым органом, на налогоплательщика.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может. Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Таким образом, факт выдачи судебного приказа мировым судьей за пределами срока, установленного законом, течение установленного законом срока не отменяет и не приостанавливает.
Налоговым органом не указаны обстоятельства, препятствовавшие государственной структуре обратиться в суд в установленный срок за взысканием недоимок, пени, а также не приведено каких-либо уважительных причин пропуска установленного срока, и доказательств, обосновывающих невозможность более раннего проведения мониторинга полноты принятия принудительных мер по взысканию задолженности.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Перми к Болотову Олегу Валентиновичу о взыскании задолженности по налогам и сборам, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) И.С. Пепеляева
Копия верна. Судья:
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь: