Дело № 2а-503/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2018 года г. Ярцево

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Паниной И.Н.,

при секретаре Кельт М.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Павлова Р.О. к <данные изъяты> районному отделу судебных приставов УФССП по <данные изъяты> области, УФССП России по <данные изъяты> области, судебному приставу-исполнителю <данные изъяты> РОСП УФССП по <данные изъяты> области Зубаревой В.С. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Павлов Р.О. обратился в суд с административным иском, в котором указал, что <данные изъяты>. судебным приставом-исполнителем Зубаревой В.С. со ссылкой на п.5 ч.1 ст.13 ФЗ от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу , выданному на основании решения <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> области от <нет данных>. (дело ), которым с Павлюченкова А.М. в его пользу была взыскана задолженность в сумме <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. в возврат госпошлины. Считает указанное постановление незаконным, поскольку, несмотря на неоднократное направление на исполнение исполнительного листа в <данные изъяты> РОСП, административный ответчик в нарушение действующего законодательства об исполнительном производстве длительное время по формальным основаниям умышленно затягивает его исполнение, не производит необходимые исполнительские действия, способствующие исполнению решения суда, не объявил розыск должника и его имущества.

Просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> РОСП УФССП России по <данные изъяты> области Зубаревой В.С. от <нет данных>. об отказе в возбуждении исполнительного производства и обязать административного ответчика Зубареву В.С. возбудить исполнительное производство по исполнительному листу от <нет данных>., а также взыскать с УФССП по <данные изъяты> области в его пользу судебные расходы в сумме <данные изъяты> руб. за оказание представителем юридических услуг и <данные изъяты> руб. в возврат госпошлины.

В судебном заседании административный истец и его представитель требования поддержали.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Зубарева В.С., представитель административного ответчика - <данные изъяты> РОСП УФССП по <данные изъяты> области Севрук П.А. заявленные требования не признали, мотивируя это тем, что исполнительный документ не соответствовал требованиям ст. 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а именно отсутствовали сведения о должнике. Программное обеспечение без даты и места рождения не позволяет оформить возбуждение исполнительного производства. На вопросы суда пояснили, что ранее исполнительное производство в отношении указанного должника трижды возбуждалось и оканчивалось в связи с невозможностью взыскания денежных средств. Несмотря на допущенную ими описку при указании имени должника в исполнительном производстве, исполнительные действия производились в отношении должника, указанного в исполнительном листе.

Представитель Управления ФССП России по <данные изъяты> области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – Павлюченков А.М. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Суд считает возможным в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

При решении вопроса о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен проверять соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к ним. Несоответствие исполнительного документа предъявляемым требованиям является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства (ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Требования, предъявляемые к исполнительным документам, содержатся в статье 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", перечень их является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Подпунктом "а" п. 5 ч. 1 ст. 13 названного Закона установлено, что в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика.

Кроме того, Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ в часть 2 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" внесены изменения, согласно которым взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Таким образом, по смыслу закона несоответствие исполнительного листа требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст.13 настоящего Федерального закона, может служить основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства лишь в том случае, когда исполнительный лист в силу выявленных в нем недостатков формы или содержания не позволяет судебному приставу-исполнителю совершать исполнительные действия или принять меры принудительного исполнения в строгом соответствии с принципами исполнительного производства, закрепленными в ст. 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Судом установлено, что на основании решения <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> области от <нет данных>. по делу был выдан исполнительный лист серии о взыскании с Павлюченкова А.М. в пользу Павлова Р.О. задолженности по договору займа в размере <данные изъяты> руб. и судебных расходов с сумме <данные изъяты> руб. (л.д.).

<нет данных>. административный истец обратился в <данные изъяты> РОСП УФССП России по <данные изъяты> области с заявлением, в котором просил принять вышеуказанный исполнительный лист для исполнения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> РОСП УФССП по <данные изъяты> области Зубаревой В.С. от <нет данных>. в возбуждении исполнительного производства отказано на том основании, что исполнительный документ не соответствует требованиям п.5 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а именно отсутствуют сведения о должнике и взыскателе. (л.д).

Постановлением от <нет данных>. в связи с допущенной опиской в вышеуказанное постановление были внесены исправления в части указания имени должника. (л.д.)

Между тем, из исполнительного листа (л.д. видно, что в нем указаны все необходимые в соответствии с законом сведения о взыскателе – фамилия, имя, отчество, место жительства. Те же самые сведения указаны и о должнике, но без даты и места рождения, как того требуют положения ст. 13 ФЗ № 229-ФЗ.

Однако, по мнению суда, формальное несоответствие исполнительного документа требованиям ст. 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - отсутствие даты и места рождения должника, в конкретной ситуации не могло являться основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства и не препятствовало судебному приставу-исполнителю в осуществлении возложенных на него полномочий.

Так, из материалов дела усматривается, что исполнительный лист ранее неоднократно (<нет данных>., <нет данных>., <нет данных>.) предъявлялся взыскателем к исполнению, что подтверждается соответствующими отметками <данные изъяты> РОСП УФССП, однако был возвращен судебным приставом-исполнителем без исполнения, в связи с невозможностью взыскания в виду отсутствия имущества у должника. (л.д.

Таким образом, отсутствие даты и места рождения должника в исполнительном документе ранее все же позволило судебному приставу-исполнителю возбудить исполнительное производство. (л.д.

Кроме того, в судебном заседании судебный пристав-исполнитель пояснил, что исполнительные действия в ходе ранее возбуждавшихся исполнительных производств осуществлялись, несмотря на описку в имени должника, именно в отношении должника, указанного в исполнительном листе. Таким образом, судебному приставу исполнителю были известны необходимые сведения – дата и место рождения должника. <данные изъяты>

Таким образом, из приведенных обстоятельств усматривается, что каких-либо препятствий в идентификации должника у судебного пристава-исполнителя не имелось.

<данные изъяты>

При таких обстоятельствах, отказ в возбуждении исполнительного производства по формальным основаниям в данной ситуации нарушает права взыскателя и создает препятствия для получения своевременного исполнения судебного решения, в связи с чем, суд находит обоснованными требования Павлова Р.О. о признании постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконным.

Доводы представителя <данные изъяты> РОСП о том, что без указания места и даты рождения должника технически невозможно оформить возбуждение исполнительного производства, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд решает вопросы права, к которым не относится анализ программного обеспечения ведения исполнительного производства.

Рассматривая требования административного истца о взыскании с Управления Федеральной службы судебных приставов по <данные изъяты> области судебных расходов, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Часть 4 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относит расходы на оплату услуг представителей.

Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснил, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, ст. 112 КАС РФ, ч. 2 ст. 110 АПК РФ).

Обязанность суда взыскивать судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе, расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Как следует из материалов дела, <нет данных> между Павловым Р.О. и (Заказчик) и ИП Кафаровым В.Г.о. (Исполнитель) был заключен договор на юридическое обслуживание, согласно п.2 которого Исполнитель оказывает услуги по подготовке документов и защите интересов Павлова Р.О. в <данные изъяты> городском суде по спору с <данные изъяты> РОСП об отказе в возбуждении исполнительного производства (л.д.

Согласно квитанции, услуги по указанному договору в сумме <данные изъяты> руб. Павловым Р.О. оплачены (л.д.

Таким образом, то обстоятельство, что в связи с рассмотрением настоящего дела Павлов Р.О. понес расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., нашло свое подтверждение.

Между тем, учитывая сложность дела, продолжительность его рассмотрения, принимая во внимание объем выполненной представителем административного истца работы в связи с рассмотрением настоящего дела, время, затраченное на подготовку административного иска, а также, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает, что размер подлежащих взысканию с УФССП России по <данные изъяты> области в пользу Павлова Р.О. расходов на оплату услуг представителя должен быть уменьшен до суммы <данные изъяты> рублей.

Взыскивая расходы на оплату услуг представителя с УФССП России по <данные изъяты> области, суд исходит из того, что согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 12 Постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при удовлетворении требования заявителя по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей судебные расходы могут быть возмещены за счет территориального органа Федеральной службы судебных приставов России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель.

Вместе с тем, у суда отсутствуют основания для возмещения понесенных Павловым Р.О. судебных расходов по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., исходя из следующего.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются организации и физические лица - при подаче в суд административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

Поскольку Павлов Р.О. обратился в суд с требованием о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя и был освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу вышеприведенных норм не должен был оплачивать государственную пошлину.

Несмотря на это, при подаче настоящего административного иска Павловым Р.О. был представлен чек-ордер об уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. (л.д.

При таких обстоятельствах на основании статьи 105 КАС РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей подлежит возврату административному истцу как излишне уплаченная.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ <░░░ ░░░░░░>. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░ ░░ <░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ <░░░ ░░░░░░>

2а-503/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Павлов Роман Олегович
Ответчики
УФССП России апо Смоленской области
Ярцевский РОСП УФССП России по Смоленской области
Судебный пристав-исполнитель Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области Зубарева Валентина Сергеевна
Другие
Кафаров Вахид Гусейн Оглы
Суд
Ярцевский городской суд Смоленской области
Дело на сайте суда
yarcevo.sml.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
27.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее