Решение по делу № 2а-1349/2021 от 31.03.2021

дело № 2а-1349/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2021 года город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,

помощник судьи – Кручик М.В.,

с участием:

административного истца – Беляка В.Б.,

представителя административного ответчика – УМВД России по г.Севастополю - Обелова Д.И., на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Беляка Виктора Брониславовича к УМВД России по г.Севастополю, заинтересованные лица: МВД России, ФКУ «ГИАЦ МВД России», МВД России по Республике Крым, о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия,

установил:

Беляк В.Б. обратился в суд с административным иском к УМВД России по г.Севастополю о признании незаконным решения о направлении ответа, содержащегося в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ на от ДД.ММ.ГГГГ; внесении соответствующих сведений о несудимости истца в базу данных ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Исковые требования мотивированы тем, что Беляк В.Б., <данные изъяты>

Истец обратился с письмом на имя начальника УМВД России по г.Севастополю с просьбой с целью установления истины предоставить сведения, на основании которых в 2018 году ИЦ УМВД РФ по г.Севастополю внесло сведения о наличии у истца судимостей. 19.02.2021 истцу был предоставлен ответ, который истец считает незаконным, поскольку до 20.04.2018 подтверждалась информация МВД Украины об отсутствии у истца судимостей. Ответчик не предоставляет сведения, на основании каких документов были внесены сведения о судимости истца или не располагает данными.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения иска, полагая требования истца необоснованными, а действия ответчика законными, представил письменные возражения.

Заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом. ФКУ «ГИАЦ МВД России» направило письменные возражения на иск с ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Остальные участники процесса о причинах неявки представителей суд не уведмили.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что 19.02.2021 УМВД России по г.Севастополю на обращение Беляка В.Б. от 04.02.2021 о наличии в банках данных о гражданах, формируемых МВД России, о наличии судимостей дан ответ, согласно которому срок хранения информации о привлечении истца к уголовной ответственности не истек, хранение органом внутренних дел таких сведений действующему законодательству не противоречит, права и законные интересы не нарушает, оснований для корректировки соответствующих сведений в информационных банках данных полиции не имеется. Действующим законодательством Российской Федерации порядок предоставления гражданам учетных алфавитных карточек на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, осужденных за преступления, независимо от срока и вида наказания не предусмотрен.

Согласно справке УМВД России по г.Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Право полиции осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации формирование и ведение банков данных и обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах установлено статьей 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о полиции внесению в банки данных подлежит, в частности, информация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания.

Частью 3 статьи 13 Закона о полиции установлено, что порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно пункту 33 части 1 статьи 13 Федерального закона № 3-ФЗ полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право использовать в деятельности информационные системы, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Более того, полиции предписано обеспечивать защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (часть 4 статьи 17 Федерального закона о полиции).

Ведение централизованных учетов осуществляется на основании приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 февраля 2014 г. № 89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Наставление).

Приложение № 1 к Наставлению содержит Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (далее - Правила).

Согласно подпункту 15.1 Правил в оперативно-справочном учете ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.

Подпункт «г» пункта 15.2 Правил предусматривает хранение в пофамильных картотеках учетных алфавитных карточек на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, осужденных за преступления независимо от срока и вида наказания - до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.

Данные положения межведомственного нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует. Учет лиц, повергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте головного преследования.

Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении от 10 мая 2018 г. № АПЛ18-143, принятым в связи с заявлением о признании частично недействующими некоторых положений Наставления, не позволяющих ограничить объем информации о судимостях, предусмотренное пунктами 15.1 и 15.2 Правил хранение учетных документов независимо от снятия и погашения судимости не может рассматриваться как юридическое последствие судимости и ограничение прав лиц, ранее имевших судимость.

Таким образом, наличие в информационных банках данных полиции такой информации, определенной нормами Закона о полиции, не влечет нарушение прав истца, поскольку полиция осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте судимости и не принимает решение о допуске к выбираемой гражданином деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такого факта.

Учитывая, что срок хранения информации о привлечении к уголовной ответственности в отношении Беляка В.Б. не истек, хранение органом внутренних дел таких сведений действующему законодательству не противоречит, права и законные интересы не нарушает, оснований для удаления из информационных банков данных полиции соответствующих сведений не имеется.

При этом, доводы истца об отсутствии у него судимостей вследствие погашения не могут быть приняты во внимание, поскольку условия подпункта 15.4 приведенного порядка ведения централизованных учетов не содержат положений, допускающих изъятие сведений из банков данных о привлечении к уголовной ответственности по причине погашения судимости.

Кроме того, в соответствии с пунктом 65 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, создание информационных систем, в том числе банков данных, обеспечение их ведения и функционирования, достоверность, актуальность содержащейся в них информации и ее защиту от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и (или) распространения, а также от иных неправомерных действий, а также обеспечение предоставления сведений, содержащихся в этих информационных системах и банках данных, федеральным органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции МВД России.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 05.05.2014 № 91-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» вступившие в законную силу судебные решения, принятые на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, имеют ту же юридическую силу (в том числе для целей исполнения уголовного наказания), что и судебные решения, принятые на территории Российской Федерации.

При этом порядок предоставления государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования ранее регламентировался положениями Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и(или) факт уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121.

Согласно требованиям пункта 74.9 указанного Административного регламента в графе справки «Дополнительная информация» указывались имеющиеся в учетах ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) и (или) о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и горда федерального значения Севастополя, а также сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) и (или) о факте уголовного преследования и о прекращении уголовного преследования на территории бывшего СССР и иных государств.

Аналогичные положения закреплены в действующем Административном регламенте МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справки о наличии (отсутствии_) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 27.09.2019 № 660 (пункт 76.8).

В соответствии с распоряжением МВД России от 14.07.2014 № 1/6431 формирование и ведение оперативно-справочных учетов (фамильный учет) информационным центром МВД России по г.Севастополю осуществляется на базе ОСК ИЦ МВД России по Республике Крым (г.Симферополь).

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела в действиях административного ответчика при даче оспариваемого ответа не установлено нарушений действующего законодательства, суд отказывает в удовлетворении административного иска.

    Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    решил:

    в удовлетворении административного иска Беляка Виктора Брониславовича к УМВД России по г.Севастополю о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, отказать.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Судья

    В окончательной форме решение принято 21.06.2021.

2а-1349/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Беляк Виктор Брониславович
Ответчики
УМВД России по г. Севастополю
Другие
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Давлетшин Вахит Ильясович
ФКУ "ГИАЦ" МВД РФ
УМВД России по Республике Крым
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Прохорчук Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
31.03.2021Регистрация административного искового заявления
01.04.2021Передача материалов судье
02.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.04.2021Предварительное судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее