УИД- 11К80017-01-2020-000006-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при помощнике судьи Конановой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района Республики Коми 12 марта 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Новоселова Сергея Александровича к администрации МР «Сысольский» о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением и постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНО В ИЛ:
Новоселов С.А. обратился в суд к администрации муниципального района «Сысольский» (далее - администрация МР «Сысольский») с требованиями о признании его сиротой, обязании включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. В обоснование требований истец указал, что 02.09.2019 АМР «Сысольский» вынесено постановление № 9/788 «Об отказе во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений». Однако истец полагает, что имеет право на включение его в названный Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, так как он с 1972 года находится в статусе сироты, в период с 1965 года по 1986 год находился на полном государственном обеспечении, а с 1996 года проживает в ГБУ РК «Кунибский психоневрологический интернат». Наличие у истца психиатрического заболевания не позволяло ему до достижения 23-летнего возраста самостоятельно реализовать свое право на жилище путем своевременного обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилье. В настоящее время он проживает в ГБУ РК «КИ «Сила жизни», где и зарегистрирован. Каким-либо жилым помещением не обеспечен.
Истец Новоселов С.А. и его представитель Некрасова К.В., действующая на основании доверенности от 27.12.2019, на требованиях настаивали.
Представитель ответчика АМР «Сысольский» Лаптева Е.Г., действующая по доверенности от 05.02.2020, требования не признала по тем основаниям, что п.3 ст.4 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» предусмотрено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа включаются в список органами местного самоуправления на основании запросов граждан или их законных представителей. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они, по мнению ответчика, утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Кроме того, на момент достижения истцом 23-летнего возраста действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающие порядок предоставления жилого помещения лицам по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей во внеочередном порядке. Однако Новоселов С.А. своим правом на получение жилья не воспользовался.
Привлеченные судом в качестве третьих лиц Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми в судебном заседании не присутствовали, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми полагало, что является ненадлежащим лицом, а Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми возражало против требований истца.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьих лиц.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении Новоселов Сергей Александрович родился (дата). Его матерью являлась Н.Е.А., отец в свидетельстве о рождении не значится.
Н.Е.А. умерла 10.02.1972, то есть тогда, когда Новоселову С.А. было 6 лет.
Таким образом, Новоселов С.А. с 6-летнего возраста является сиротой, поскольку его мать умерла, а сведения об отце отсутствовали.
Из представленных суду сведений следует, что биография истца складывалась следующим образом: В период с 19.10.1965 по 01.12.1965 и с 03.05.1966 по 11.10.1966 Новоселов С.А. проживал в ГУ РК «Сыктывкарский Ухтинский дом ребенка специализированный». С 11.10.1966 по 22.09.1968 воспитывался в ГУ РК «Ухтинский дом ребенка специализированный» и был переведен в Печорский детский дом, где находился по 09.09.1971. С 10.09.1971 по 26.03.1973 проживал в Усть-Усинской школе-интернате. С 27.03.1973 по 16.06.1983 обучался и проживал в ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №6» г. Печоры. С 01.09.1983 по 03.07.1984 Новоселов С.А. обучался в Койгородском ГПТУ №20 Коми АССР по профессии «машинист самоходных машин». Вместе с тем, 28.04.1984 Новоселов С.А. окончил 8 классов в Койгородской средней школе рабочей молодежи с. Койгородок. В период с 25.07.1984 по 29.10.1984 работал в Ясногском подсобном хозяйстве трактористом и был уволен в связи с призывом в армию. С 31.10.1984 по 28.11.1986 служил в Советской армии.. По окончанию службы в армии с 19.12.1986 по 11.11.1994 работал на рабочих должностях в Верхне-Вычегодской сплавконторе (п. Седкыркещ г. Сыктывкара), в СУ-9 треста «Бумпромстрой», в П/о Сыктывкарский лесопромышленный комплекс им. Ленинского комсомола, в Заозерском лесопункте Сысольского леспромхоза, в Ношульском леспромхозе Прилузского района, в Совхозе «Ношульский». На основании путевки от 29.10.1996, выданной Министерством Республики Коми по социальным вопросам 15.11.1996 поступил в Кунибский Психоневрологический интернат, где и проживает до настоящего времени.
Таким образом, с 03.05.1966 по 03.07.1984 Новоселов С.А. находился на полном государственном обеспечении.
После достижения Новоселовым С.А. совершеннолетия, а именно 24.06.1983 ВС РСФСР был утвержден Жилищный кодекс РСФСР, пунктом 3 статьи 60 которого предусматривалось, что в случае помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) жилое помещение сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей) если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (пункт 2 статьи 37). Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям вне очереди.
В соответствии Правилами учета граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335, принятие граждан на учет осуществлялось в заявительном порядке (п. 12) и обязательным условием для принятия на такой учет граждан являлось постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте (п. 8).
При этом срок обращения с заявлением о принятии на учет граждан, отнесенных к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий какими-либо возрастными рамками этих граждан не ограничивался.
Таким образом, Новоселов С.А. после достижении совершеннолетия в порядке реализации своих жилищных прав как лицо, высвободившееся из государственного детского учреждения, мог самостоятельно обратиться с заявлением о принятии его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Между тем, по сведениям ГУ «Коми республиканская психиатрическая больница» Новоселов С.А. неоднократно проходил психиатрическое обследование. В том числе в период с 29.08.1984 по 12.09.1984 в Эжвинской Республиканской психиатрической больнице по направлению участкового врача-психиатра с диагнозом <данные изъяты> с целью уточнения степени интеллектуальной недостаточности и решения вопроса о годности в военной службе. По результатам обследования выставлен диагноз <данные изъяты>. В период с 04.08.1995 по 04.10.1995 в Коми республиканской психиатрической больнице с диагнозом <данные изъяты>. По результатам обследования Новоселову С.А. установлена 2 группа инвалидности. В период с 19.04.1996 по 14.05.1996 Коми республиканской психиатрической больнице с диагнозом <данные изъяты>. По результатам обследования рекомендовано устройство в дом-интернат психоневрологического профиля.
Из материалов ВТЭК следует, что диагноз <данные изъяты> был выставлен Новоселову С.А. первоначально в 1975 году. Поэтому актом №1253 от 13.09.1996 Новоселову С.А. была установлена 2 группа инвалидности бессрочно как инвалиду с детства.
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что по достижению совершеннолетия Новоселов С.А. не мог самостоятельно реализовать свое право на жилище в силу имеющихся у него психиатрических заболеваний.
21.12.1996 был принят Федеральный закон №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите были отнесены к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 названного Федерального закона (в первоначальной редакции) предусматривалось, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или Учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование порядка обеспечения жильем лиц по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было изменено Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 29.02.2012 №15-ФЗ), вступившим в законную силу с 01.01.2013.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп. 1,3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ.
По смыслу приведенного правового регулирования до достижения возраста 23 лет дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, из положений п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ следует, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ прямо предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В развитие указанного принципа Президиум Верховного Суда Российской Федерации в своем Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном 20.11.2013, указал, что при наличии спора, суду надлежит выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как указано в данном Обзоре, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, основанием для защиты в судебном порядке права обеспечения жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав таких лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Из представленных суду доказательств следует, что Новоселов С.А. впервые обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечении жилыми помещениями (далее - Список) в администрацию МР «Койгородский» 05.04.2017. Однако администрацией МР «Койгородский» Новоселову С.А. было отказано во включении в указанный Список в связи с тем, что им не были представлены документы, подтверждающие статус ребенка-сироты, а также потому, что он обратился не по месту своего проживания. На повторное обращение Новоселова С.А. 10.09.2017 с указанным заявлением администрацией МР «Койгородский» также было отказано во включении в Список по тем основаниям, что Новоселов С.А. не относится к категории лиц, подлежащих включению в этот Список, так как достиг возраста 23 лет.
Вместе с тем, Новоселов С.А. обращался и в администрацию МР «Сысольский» с запросом о включении его в названный Список, в том числе в 2017 году и в 2019 году. Постановлениями администрации МР «Сысольский» Новоселову С.А. также было отказано во включении в Список в связи с тем, что представлены документы и сведения, которые не подтверждают право гражданина на включение в Список - возраст превышает 23 года.
Судом установлено, что Новоселов С.А. является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте сиротой. Между тем, из имеющихся в деле доказательств следует, что жилищные права Новоселова С.А. ни по достижения им совершеннолетия, ни по окончанию службы в армии по призыву, не были реализованы.
Так, по сведениям Росреестра в собственности Новоселова С.А. и его матери Н.Е.А. объекты недвижимости не значатся. Согласно ответу ГБУ РК «РУТИКО» сведения о зарегистрированных правах на объект капитального строительства в отношении Н.Е.А. отсутствуют.
Из ответа на запрос суда, данного Управлением опеки и попечительства администрации МО ГО «Сыктывкар» от 07.02.2020, следует, что сведения о признании Новоселова С.А. ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, равно как и сведения о закреплении за ним какого-либо жилого помещения отсутствуют
По информации, предоставленной органами местного самоуправления по месту нахождения Новоселова С.А. в период с 1966 по 1996 годы, а именно, администрацией МО ГО «Печора» в ответе от 05.02.2020, администрацией МР «Прилузский» в письме от 07.02.2020, администрацией МО ГО «Сыктывкар» в сообщении от 07.02.2020, администрацией МР «Койгородский» в ответе от 12.02.2020, Новоселов С.А. в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в том числе по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда не состоял и не состоит, жилое помещение по договорам социального найма не предоставлялось, договор социального найма не заключался.
Администрация МО ГО «Сыктывкара» в своем письме от 12.02.2020 также указала, что общежитие по адресу: <адрес>, где как указал Новоселов С.А. он проживал временно в период работы в лесопункте, в настоящее время является многоквартирным жилым домом. Информация о предоставлении жилого помещения в указанном жилом доме Новоселову С.А. отсутствует.
По сведениям администрации МР «Прилузский» от 07.02.2020 общежитие, располагавшееся в <адрес>, где, как следует из пояснений Новоселова С.А. он проживал в связи с работой в Ношульском леспромхозе, принадлежало Чекшинскому лесопункту Ношульского леспромхоза и предназначалось для проживания работников, привлекаемых для сезонных работ. Документы по общежитию и гражданам, проживавшим в нем, а также гражданам, состоявшим на учете для улучшения жилищных условий на предприятии, органам местного самоуправления не передавались.
Согласно информации, предоставленной администрацией МР «Койгородский» в письме от 11.02.2020, Новоселову С.А. жилое помещение ни по договору социального найма, ни по другим основаниям не выделялось.
Таким образом, по окончании учебных заведений и службы в армии Новоселов С.А. жильем не был обеспечен. Однако Новоселов С.А., хоть и являлся совершеннолетним и дееспособным, в силу психического здоровья не мог самостоятельно реализовать свое жилищное право путем своевременного обращения с заявлением о постановке его на соответствующий учет. К данному выводу суд приходит исходя из того, что Новоселов С.А. является инвалидом с детства по психиатрическому заболеванию, фактически окончил 8- летнюю школу в восемнадцатилетнем возрасте, что свидетельствует о задержке умственного развития. В то же время, уполномоченными органами, в том числе образовательными организациями, где Новоселов С.А. находился под опекой и на попечении, не было предпринято никаких мер для постановки Новоселова С.А. на учет как имеющего право на внеочередное предоставление жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей обеспечения его жильем.
Поскольку законодательство, действующее на момент достижения Новоселовым С.А. 23-летнего возраста не предусматривало какие-либо сроки либо возрастные ограничения для постановки на учет нуждающихся в жилье детей-сирот, а на момент введения нового правового регулирования Новоселов С.А. уже достиг соответствующего возраста, но из-за имеющегося него психиатрического заболевания не мог самостоятельно защитить свои жилищные права. Уважительность причин пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается объективными причинами, в связи с чем, ссылки ответчика и третьих лиц на неисполнение истцом обязанности по постановке на учет в возрасте до 23 лет судом отклоняются.
На основании изложенного и исходя из положений ст. 7 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, суд приходит к выводу, что истец, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот, имеет право на получение жилого помещения по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма в Сысольском районе.
Из Акта врачебной комиссии ГБУ РК «Кунибский интернат «Сила жизни» № 24 следует, что у Новоселова С.А. медицинских противопоказаний для самостоятельного проживания не выявлено. Навыки самообслуживания сформированы достаточно.
По смыслу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ жилое помещение лицам из числа детей-сирот предоставляется по месту жительства указанных лиц.
Учитывая, что Новоселов С.А. выразил волеизъявление на обеспечение его жилым помещением на территории Сысольского района Республики Коми, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении обязанности предоставить жилое помещение именно на территории указанного района являются обоснованными.
При удовлетворении заявленных требований с ответчика в доход местного бюджета взыскивается государственная пошлина в размере 300 рублей (ст. 103 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новоселова Сергея Александровича удовлетворить.
Новоселова Сергея Александровича, (дата) года рождения, уроженца <данные изъяты>, отнести к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На администрацию муниципального района «Сысольский» возложить обязанность включить Новоселова Сергея Александровича, (дата) года рождения, уроженца <данные изъяты> в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Взыскать с администрации муниципального района «Сысольский» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Константинова Н.В.
Мотивированное решение изготовлено 17.03.2020