Дело № 2-2922/2023
УИД 59RS0001-01-2023-002708-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2023 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Костылевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Мальцевой А.Г.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора ФИО4, представителя ответчика ФИО5, действующего на основании доверенности, представителя третьего лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края – ФИО6, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14-15 ноября 2023 года
гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «город Пермь» к Горохова Р.Г. о признании недействительными результатов межевания, признании отсутствующим права собственности,
установил:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «город Пермь» обратился в суд с иском к Горохова Р.Г. о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: г. Пермь, СДТ «Зеленая долина»; признании отсутствующим право собственности ответчика на часть земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Адрес, СДТ «Зеленая долина», в части его наложения на береговую полосу р. Адресю 459 кв.м.; установлении восточной границы земельного участка, исключив из его состава часть береговой полосы р. Адресю 459 кв.м. по координатам, указанным в заключении кадастрового инженера; установлении юго-восточной, северо-восточной границ земельного участка с кадастровым номером ... с учетом новых координат восточной границы, северо-западную границу оставить в прежних координатах; внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведения об описании местоположения восточной границы земельного участка с кадастровым номером ... с учетом границ береговой полосы и земель водного фонда, площадь земельного участка считать 1 541 кв.м.
В обоснование исковых требований указаны следующие обстоятельства – Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках рассмотрения поступившего обращения проведена проверка законности владения и распоряжения земельным участком с кадастровым номером ... по адресу: Адрес, СДТ «Зеленая долина». Проверкой установлено, что Горохова Р.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... по адресу: Адрес, СДТ «Зеленая долина», площадью 2000 кв.м. Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Адрес от Дата № СЭД-30-01-02-1078 утверждены границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос и береговой линии бассейна Адрес. Для водного объекта Адрес ширина береговой полосы составляет 20 кв.м., а расстояние от границы земельного участка с кадастровым номером ... до уреза воды составляет от 8 до 12 кв.м. Согласно техническому заключению кадастрового инженера ФИО7, предоставленного Дата Департаментом градостроительства и архитектуры администрации Адрес, земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта площадью 459 кв.м. Таким образом, часть земельного участка с кадастровым номером ... на момент его образования в существующих границах, не могла и не может находиться в частной собственности, поскольку земельный участок имеет наложение на береговую полосу водного объекта Адрес. В данном случае, предоставление спорного земельного участка в существующих границах возможно только в аренду. Формирование земельного участка с учетом земли общего пользования, которыми являются береговые полосы, отраженное в межевом плане земельного участка противоречит земельному и водному законодательству. Поскольку межевание земельного участка проведено с нарушением действующего законодательства, то результаты межевания в части включения в состав частного земельного участка береговой полосы является недействительным. Изложенное нарушает права неопределенного круга лиц на пользование береговой полосой вышеуказанных общедоступных водных объектов и на благоприятную окружающую среду.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что в нарушение действующего законодательства часть водного объекта – Адрес, входит в состав спорного земельного участка. Формирование спорного земельного участка является незаконным. Земельный участок ответчик приобрел на основании федерального закона № 66-ФЗ бесплатно как член садоводческого товарищества, поэтому каких-либо убытков в случае удовлетворения заявленных требований ответчик не понесет.
Ответчик Горохова Р.Г. в суд не явилась, о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, отложить судебное заседание не просила.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требования, поскольку земельный участок был сформирован и передан в собственность ответчика до установления ограничения его оборотоспособности, а именно до 2003 года, текущие границы земельного участка были сформированы Дата, в собственность ответчик приобрела земельный участок Дата, тогда как приказ Адрес от Дата № СЭД-30-01-02-1078 внесен в Единый государственной реестр недвижимости в 2017 года. Исследование об изменении длины реки Данилиха отсутствует. Истец оплачивал налог на землю, в связи с чем ответчику быть выплачена компенсация за изымаемую часть земельного участка. Истцом заявлен ненадлежащий способ защиты публичных прав.
Третьи лица Управление Росреестра по Адрес, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Адрес, Администрация Адрес, кадастровый инженер ФИО10 в суд не явились, представителей не направили, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель Администрации Адрес просят рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее представителем Управление Росреестра по Адрес представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому собственником спорного земельного участка является Горохова Р.Г. с Дата, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет Дата на основании межевого плана от Дата в связи с образованием 13 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4415060:1. В отношении спорного земельного участка имеются сведения о незарегистрированных ограничениях и обременениях (л.д. 54-56). Согласно отзыву на исковое заявление Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Адрес, согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации, является водотоком, притоком Адрес, относится к водным объектам федеральной собственности. Длина реки составляет 11 км, была определена в 2013 по результатам выполнения государственного контракта «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в бассейне реки Данилихи на территории г. Перми Пермского края». Данные о реке были направлены в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр. Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ручья были утверждены в 2013 приказом Минприроды Пермского края от Дата № СЭД-30-01-02-1078, внесены в ЕГРН в 2017. Реестровый номер прибрежной защитной полосы Данилихи – 59.Дата, водоохранной зоны – 59.Дата. При поиске зон с особыми условиями использования территории под названными номерами автоматически отражаются прибрежная защитная полоса и водоохранная зона реки Данилиха с реестровыми номерами 59:01-6.4993 (водоохранная зона) и 59:01-6.4991 (прибрежная защитная полоса). По информации, полученной в ходе работы со справочно-информационным сервисом «Публичная кадастровая карта» установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером ... расположена часть береговой полосы р. Данилиха. Соответственно, земельный участок сформирован с нарушением требований ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 81).
Учитывая надлежащее извещение о дате судебного заседания ответчика, третьих лиц, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в материалах дела документам.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.
Частью 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту и его береговой полосе.
Данное требование содержалось в Земельном кодексе Российской Федерации и в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года (п. 3.2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
В силу ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
На основании ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. При этом береговая линия (граница водного объекта) определяется для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.
Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
Таким образом, законодатель исчерпывающе определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).
В соответствии с ч.1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что в соответствии с актом об отводе в натуре красных линий и границ земельного участка от Дата, садоводческому товариществу «Зеленая долина» по левому берегу реки Данилиха в Дзержинском районе г. Перми под существующие сады предоставлен земельный участок. Точки, лежащие на красных линиях, углах и границах участка закреплены под литерами участок I, участок II и застройщику указаны в натуре (л.д. 113).
На основании постановления администрации Адрес от Дата № «О предоставлении земельных участков садоводческому товариществу «Зеленая долина» под коллективные сады в Адрес» в аренду на 10 лет (до начала строительства автодороги) СТ «Зеленая долина» под коллективный плодово-ягодный сад по Адрес предоставлены земельные участки площадью 26206,992 м2 (в том числе участок I – 15804,452 кв.м.; участок II – 10402,54 кв.м.) за счет ранее отведенных земель. На СТ «Зеленая долина» возложена обязанность выполнить водоохранные мероприятия – ограничить хозяйственную деятельность, исключить строительство бань, туалетов с выгребными ямами, применение ядохимикатов, складирование мусора в охранной зоне реки Данилиха (50 м), исключить обработку земли перекопкой для сохранения травяного покрова в прибрежной полосе (15 м), не допускать строительство садовых домов под линией ЛЭП (л.д. 119).
Дата между администрацией Адрес и садовым товариществом «Зеленая долина» заключен договор аренды земельного участка №Д, по условиям которого арендатору передан во временное пользование на условиях аренды земельный участок, имеющий кадастровый №, площадью 26206,992 кв.м., расположенный на землях поселений и находящийся по адресу: Адрес, под коллективный плодово-ягодный сад (л.д. 124).
Согласно распоряжению начальника департамента земельных отношений администрации Адрес от Дата № прекращено право СНТ «Зеленая долина» аренды части, составляющей 8000 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 59:0164415060:1 в Адрес; члену СНТ «Зеленая долина» Горохова Р.Г. в собственность бесплатно предоставлен садовый земельный участок площадью 2000 кв.м., с кадастровым номером ... (л.д. 100).
Границы земельного участка с кадастровым номером ... определены в соответствии с межевым планом от Дата подготовленным кадастровым инженеров ФИО10, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 13 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером ..., расположенным по адресу: Адрес, сдт «Зеленая долина» (л.д. 144-163).
Согласно сведений из ЕГРЮЛ в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Зеленая долина» Дата внесены сведения о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) (л.д. 169-171).
В соответствии со сведениями, содержащимися в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости, Горохова Р.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 2000 +/- 12 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под коллективный сад, расположенного по адресу: Адрес, СДИ «Зеленая долина», государственная регистрация права произведена Дата (л.д. 50-51).
В отношении указанного земельного участка зарегистрировано обременение в виде ограничения прав на земельный участок, предусмотренных ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия не установлен, на основании Постановления Российской Федерации «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от Дата №, содержание обременения: ограничение в использовании объектов недвижимости в границах водоохранной зоны бассейна р. Данилиха в г. Перми Пермского края, устанавливаются в соответствии ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (л.д. 39).
По сведениям Департамента земельных отношений Администрации г. Перми земельный участок с кадастровым номером ... расположен в границах отвода земельного участка с кадастровым номером 59:01:4415060:1 площадью 15055,312 кв.м. по адресу: Адрес, предоставленного садоводческому товариществу «Зеленая долина» в аренду на основании постановления администрации Адрес от Дата №, договора аренды земельного участка от Дата №Д (л.д. 99).
Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от Дата № СЭД-30-01-02-1078 утверждены установленные границы водоохранных зон, границы прибрежных защитных полос и граница береговой полосы бассейна Адрес (л.д. 6, 86).
Дата Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края направило в Управление ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности Федерального агентства водных ресурсов выполненные по заказу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в 2012-2013 годах за счет субвенций из федерального бюджета материалы работ по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос по бассейнам рек Тулва, Обва, Данилиха, Егошиха, Ива, Верхняя и Нижняя Мулянка для внесения сведений в государственный водный реестр (л.д. 86).
Согласно информации Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Адрес от Дата, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территории, в том числе «Водоохранная полоса бассейна Адрес в Адрес края» с присвоением реестрового номера 59.Дата; «Прибрежная защитная полоса бассейна Адрес в Адрес края», с присвоением реестрового номера 59.Дата (л.д. 87).
Согласно сведениям из ресурса «Публичная кадастровая карта» размещенной в сети Интернет, земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в прибрежной полосе Адрес (л.д. 88-90).
Согласно заключению о расположении в границах водных объектов и береговой полосе земельных участков, подготовленного кадастровым инженером ФИО7, направленного в адрес Пермского межрайонного природоохранного прокурора Департаментом градостроительства и архитектуры администрации Адрес (л.д. 7-27), земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 2000 кв.м. частично расположен в береговой полосе. Площадь части земельного участка расположенной в границах в береговой полосы – 459 кв.м.
Каталог координат части земельного участка с кадастровым номером ..., расположенной в береговой полосе (система координат МСК-59):
Наименование части земельного участка: 55/чзу1, площадь 458,54 кв.м.
№ | X | Y |
1 | 515227,47 | 2231397,38 |
6 | 515236,26 | 2231382,53 |
7 | 515238,18 | 2231382,37 |
8 | 515238,64 | 2231382,33 |
9 | 515239,94 | 2231382,30 |
10 | 515240,13 | 2231382,30 |
11 | 515243,44 | 2231382,35 |
12 | 515244,56 | 2231382,40 |
13 | 515245,86 | 2231382,54 |
14 | 515247,16 | 2231382,76 |
15 | 515248,43 | 2231383,06 |
16 | 515248,69 | 2231383,13 |
17 | 515253,00 | 2231384,38 |
18 | 515253,99 | 2231384,70 |
19 | 515255,17 | 2231385,16 |
20 | 515258,80 | 2231386,68 |
21 | 515258,84 | 2231386,69 |
22 | 515260,03 | 2231387,24 |
23 | 515260,84 | 2231387,67 |
24 | 515263,75 | 2231389,30 |
25 | 515264,09 | 2231389,49 |
26 | 515264,38 | 2231389,67 |
27 | 515268,58 | 2231392,22 |
28 | 515269,41 | 2231392,75 |
29 | 515270,28 | 2231393,38 |
30 | 515271,68 | 2231394,45 |
31 | 515275,68 | 2231396,42 |
32 | 515275,82 | 2231396,48 |
33 | 515276,70 | 2231396,95 |
По сведениям Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Адрес длина Адрес определена в 2013 году по результатам выполнения государственного контракта «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в бассейне Адрес на территории Адрес края» Доказательств иного не представлено.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, конкретные обстоятельства данного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку в ходе судебного заседания установлен факт расположения части земельного участка с кадастровым номером ... в границах береговой полосы водного объекта – Адрес, которая в силу закона не может находиться в частной собственности, относится к местам общего пользования, к которым должен быть обеспечен доступ неопределенного круга лиц. Река может находиться исключительно в федеральной собственности, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, постольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности, береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально, составляет с ним единое целое как природный комплекс, следовательно, береговая полоса является собственностью Российской Федерации независимо от государственной регистрации права. Приобретение в частную собственность земельного участка, в составе которого расположен федеральный водный объект, нарушает установленный запрет. Запись о праве на такой участок нарушает права Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации следует, что береговой полосой является полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта, предназначенная для общего пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Установление водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от Дата № «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», согласно п. 2 которого установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, документом, послужившим основанием для регистрации ограничений права в виде расположения земельного участка с кадастровым номером ... в границах зоны с особыми условиями использования территории, является Постановление Правительства Российской Федерации от Дата № «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
Границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос и береговых линий Адрес утверждены Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Адрес от Дата № СЭД-30-01-02-1078.
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Порядок согласования местоположения границ определен ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме сих обоснованием. В таком случае местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись.
К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана. Если местоположение соответствующих границ земельных участков согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется.
В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» учетно-регистрационные действия осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет изменений в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка является межевой план (п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Таким образом, по общему правилу, государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка (уточнение местоположения границ земельного участка, площади), в том числе, в случае если площадь земельного участка является декларированной, и границы участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществляется по заявлению всех лиц, в собственности которых находится земельный участок, на основании межевого плана.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляется на общих основаниях, на основании заявления, за исключением установленных законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, также соответствует методам определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется.
По смыслу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 и ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
В ходе судебного заседания установлено, что на момент образования земельного участка с кадастровым номером ... и в настоящее время в его границах расположена часть береговой полосы Адрес, в связи с чем образование спорного земельного участка и передача его в собственность произведена с нарушением требований закона.
Учитывая изложенное, суд приходит выводу о том, что формирование и образование спорного земельного участка из земель, покрытых относящимся к государственной собственности Российской Федерации поверхностным водным объектом, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества и предоставление в собственность актом органа местного самоуправления являлись неправомерными.
При образовании спорного земельного участка органом местного самоуправления не осуществлено согласование его границ с собственником водного объекта - Российской Федерацией, следовательно, в действиях органа местного самоуправления города имелись нарушения при формировании и предоставлении спорного земельного участка.
Доводы ответчика в части того, границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос и береговых линий Адрес утверждены и внесены в Единый государственный реестр недвижимости после формирования земельного участка и передачи его в собственность Горохова Р.Г. основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является.
Спорный земельный участок был предоставлен в аренду СТ «Зеленая долина» на основании постановления Администрации Адрес от Дата, в собственность Горохова Р.Г. – на основании распоряжения начальника Департамента земельных отношений Администрации Адрес от Дата.
Порядок использования земель водного фонда ранее определялся законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
В силу ст. 3, 4 Водного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 30.06.1972, реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, воды каналов, прудов и др. составляют Единый государственный водный фонд. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР воды являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа.
Воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются.
Аналогичные положения закреплялись в ст. ст. 3, 4 Основ водного законодательства СССР, утв. Законом СССР от 10.12.1970.
Одновременно с Водным кодексом РСФСР 1972 года и Основами водного законодательства СССР 1970 года действовал Земельный кодекс РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 01.07.1970, устанавливающий исключительную собственность государства на землю.
Согласно ст. 91 Водного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 30.06.1972, все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических, химических, биологических свойств вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод. В этих целях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР могут устанавливаться водоохранные зоны (полосы). Порядок установления и использования водоохранных зон (полос) определяется Советом Министров РСФСР, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР.
Согласно ст. 20 Водного кодекса РСФСР водными объектами общего пользования являются водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании.
Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.
Проанализировав законодательство, действовавшее на момент формирования спорного земельного участка, суд приходит к выводу о том, что запрет на передачу в частную собственность водных объектов общего пользования и их береговых полос действовал и до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ и Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ. При этом суд отмечает, что законодательство, действовавшее на момент уточнения местоположения границ спорного земельного участка (в 2012 году), содержало запрет на приватизацию береговой полосы водного объекта.
Аналогичные положения содержатся в действующих нормативных правовых актах.
С учетом изложенного, как на момент формирования земельного участка, так и в настоящее время береговая полоса водного объекта – р. Данилиха находятся в собственности Российской Федерации. При этом следует учесть, что отсутствие в кадастровом паспорте спорного участка сведений о наличии на них водного объекта и об их собственнике не свидетельствует о фактическом отсутствии водного объекта в границах участка.
Указание ответчика на отсутствие в материалах дела исследований об изменении длины р. Данилиха противоречит материалам дела, в том числе сведениям представленным Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ходатайство о назначении экспертизы не поступило.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что межевание границ спорного земельного участка на момент его образования произведено с учетом сведений, предоставленных кадастровому инженеру, при этом на момент передачи в собственность ответчику земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовала информация о границах и размерах р. Данилиха правового значения не имеет, поскольку часть спорного земельного участка расположена в береговой полосе водного объекта, т.е. образован с нарушением прямых запретов, установленных вышеуказанными правовыми нормами земельного и водного законодательства, в связи с чем межевание является недействительным.
В силу п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление Пленума 10/22) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Нахождение в частной собственности земельного участка в пределах береговой полосы влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, препятствует передвижению и пребыванию граждан около водного объекта, осуществлению рыболовства и причаливанию плавучих средств. Таким образом, установление границ земельного участка ответчика в пределах береговой полосы водного объекта нарушает публичные интересы.
По смыслу вышеприведенных положений Земельного и Водного кодексов Российской Федерации воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются.
Формирование береговой полосы Адрес проведено в целях защиты земель общего пользования и охраны окружающей среды, в интересах общества, а также обеспечения соблюдения градостроительных правил (норм). Наложение земельного участка ответчика на земельный участок, относящийся к землям общего пользования, не может повлечь изменение специального правового режима береговой полосы, установленного Водным кодексом Российской Федерации.
По настоящему делу установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером ... расположена непосредственно в береговой полосе водного объекта общего пользования – Адрес. Нахождение в частной собственности и дальнейшее использование ответчиком береговой полосы Адрес влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации, как собственника указанного имущества в силу ч.1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации.
Береговая полоса водного объекта общего пользования согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, действующего на момент образования земельного участка, могут находиться в исключительной собственности Российской Федерации. При этом права Российской Федерации на спорные участки не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, поскольку согласно ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
С учетом указанных норм права публично-правовое образование осуществляет права собственности в отношении водных объектов общего пользования в силу закона без образования земельных участков.
Таким образом, береговые полосы водных объектов общего пользования не могут выбыть из владения Российской Федерации, образование участков в границах береговых полос водных объектов является неправомерным.
Поскольку спорный земельный участок, частично расположенный в береговой полосе, образован с нарушением прямых запретов, установленных указанными выше правовыми нормами земельного и водного законодательства, сведения о координатах границ и характерных поворотных точках данного земельного участка подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.
В связи с чем подлежит удовлетворению требование о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером № ... в части его наложения на береговую полосу Адрес, поскольку установлено, что земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с нарушением требований водного законодательства, так как граница земельного участка пересекает границу береговой линии Адрес. Кроме того, суд учитывает, что при межевании земельного участка местоположение его границ не было согласовано с полномочным государственным органом, представляющим интересы Российской Федерации.
Избранный прокурором способ защиты нарушенного права соответствует материальному закону, установленным фактическим обстоятельствам и специфике водного объекта, права на который принадлежат публично-правовому образованию, поскольку то обстоятельство, что в собственности ответчика незаконно находилась часть береговой полосы, не свидетельствует о том, что Российская Федерация не являлась владельцем водного объекта и береговой полосы в целом. В данном случае неприменимы иные способы защиты права. В данном случае предметом спора в соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации является индивидуально определенный земельный участок, частичное расположение которого в границах водного фонда свидетельствует о нарушении законодательства при его образовании, права федеральной собственности, что влечет признание отсутствующим права собственности на часть земельный участок.
Вопрос необходимости выплаты компенсации ответчикам за утрату земельного участка выходит за рамки настоящего спора, поскольку право ответчика на часть земельного участка, расположенного в береговой полосе Адрес не возникло, признано отсутствующим.
Доводы ответчика о добросовестности при приобретении в собственность спорного земельного участка, с учетом установленных в ходе судебного заседания обстоятельств, правового значения не имеют.
Оснований не доверять заключению о расположении в границах водных объектов и береговой полосе земельного участка с кадастровым номером ... у суда не имеется, ходатайство о назначении экспертизы для определения местоположения береговой полосу вблизи спорного участка, для определения координат береговой полосы и пр. не заявлено.
Руководствуясь положениями ст. 11.1, 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8, 22 Федерального закона от Дата N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», юридически значимым обстоятельством подлежащим установлению при разрешении настоящего спора, с учетом удовлетворения требований об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка ответчика, является возможность установления иных границ земельного участка ответчика с учетом прав и законных интересов смежных землепользователей и собственника водного объекта, отвечающих требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Из указанной нормы гражданского процессуального права следует, что суд не вправе выходить за пределы заявленных исковых требований.
С учетом изложенного, суд признает недействительным результаты межевания земельного участка с кадастровым номером ... в части наложения на береговую полосу водного объекта Адрес, признает отсутствующим право собственности ответчика на часть земельного участка в части его наложения на береговую полосу Адрес, с установлением восточной границы земельного участка с кадастровым № ... исключив из состава земельного участка часть береговой полосы р. Адресю 459 кв.м., по координатам указанным в заключении кадастрового инженера. Исключение из состава земельного участка части земельного участка, находящейся в границах береговой полосы, влечет изменение юго-восточной и северо-восточной границы земельного участка.
В соответствии с абз. 2 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от Дата «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером ....
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 459 ░░.░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 459 ░░.░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 459 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░:
№ | X | Y |
1 | 515227,47 | 2231397,38 |
6 | 515236,26 | 2231382,53 |
7 | 515238,18 | 2231382,37 |
8 | 515238,64 | 2231382,33 |
9 | 515239,94 | 2231382,30 |
10 | 515240,13 | 2231382,30 |
11 | 515243,44 | 2231382,35 |
12 | 515244,56 | 2231382,40 |
13 | 515245,86 | 2231382,54 |
14 | 515247,16 | 2231382,76 |
15 | 515248,43 | 2231383,06 |
16 | 515248,69 | 2231383,13 |
17 | 515253,00 | 2231384,38 |
18 | 515253,99 | 2231384,70 |
19 | 515255,17 | 2231385,16 |
20 | 515258,80 | 2231386,68 |
21 | 515258,84 | 2231386,69 |
22 | 515260,03 | 2231387,24 |
23 | 515260,84 | 2231387,67 |
24 | 515263,75 | 2231389,30 |
25 | 515264,09 | 2231389,49 |
26 | 515264,38 | 2231389,67 |
27 | 515268,58 | 2231392,22 |
28 | 515269,41 | 2231392,75 |
29 | 515270,28 | 2231393,38 |
30 | 515271,68 | 2231394,45 |
31 | 515275,68 | 2231396,42 |
32 | 515275,82 | 2231396,48 |
33 | 515276,70 | 2231396,95 |
░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░», ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 1 541 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
...