Судья Махонина Е.А. дело № 33а-12286
25RS0004-01-2019-004110-75
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 ноября 2019 года город Владивосток
Судья судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда Туктамышева О.В., рассмотрев частную жалобу Мануйлова ФИО4 на определение судьи Советского районного суда г. Владивостока от 06 сентября 2019 года, которым административное исковое заявление Мануйлова Ю.Г. к прокурору Приморского края, прокурору Советского район, Отделу полиции № 6 (ОП-6) об оспаривании действий, бездействий, возложении обязанности оставлено без движения,
у с т а н о в и л а:
Мануйлов Ю.Г. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просил признать действия начальника ОП-6 и прокуроров Советского района и Приморского края незаконными, выразившиеся: по прокурору Приморского края: в неуведомлении его должным образом о принятом решении по жалобе от 21.08.2015 в соответствии со ст. 124 УПК РФ, в виде постановления и уведомления, в непроведении служебного расследования в отношении работников прокуратуры района, в непринятии мер прокурорского реагирования по привлечению работников ОП-6 к ответственности по уголовному преследованию и административному наказанию, в непередаче его заявления по подследственности. По прокурору Советского района - в отказе ему в удовлетворении его жалобы, в непроведении проверки должным образом его жалобы от 29.07.2019, в невынесении постановления и уведомления о принятом решении в порядке ст. 124 УПК РФ, в неисполнении своих обязанностей по уголовному преследованию по ст. 315 УПК РФ и административному наказанию по ст. 17.7 КоАП РФ работников ОП-6 и СО ОП-6, в нарушении его конституционных прав на доступ к правосудию в разумные сроки, в т.ч. на исполнение судебных актов, на исполнение требований прокурора, на восстановление уголовного дела, в халатном отношении к своим обязанностям. По ОП-6: в неисполнении постановлений суда от 22.11.11, от 01.12.11, 03.09.2012, 24.09.2012, от 26.11.2012, от 09.09.2013, в неисполнении требований прокурора от 22.12.2014, от 27.07.2015, в неуведомлении его и суда по каждому постановлению суда должным образом о выполнении ОП-6 постановлений суда. Признать письмо прокурора Советского района от 13.08.2019 незаконным. Возложить обязанность на прокурора Приморского края уведомить его должным образом (заказным письмом с уведомлением) о принятом решении по жалобе от 21.08.2015 в виде постановления, провести служебное расследование в отношении работников прокуратуры Советского района и Приморского края по изложенным фактам, обеспечить уголовное преследование ОП-6 по ст. 315 УК РФ, обеспечить привлечение к административной ответственности ОП-6 по ст. 17.7 КоАП РФ, передать его заявление о преступлении по подследственности, привлечь к ответственности прокуроров района и края. Возложить обязанности на прокурора Советского района провести проверку доводов его жалобы от 29.07.2019 в соответствии со ст. 124 УПК РФ и п. 2.5 приказа Генерального прокурора РФ № 45, о чем уведомить его. Обязать ОП-6 исполнить постановления суда от 22.11.11, от 01.12.11, 03.09.2012, 24.09.2012, от 26.11.2012, от 09.09.2013 в полном объеме, требование прокурора от 22.12.2014, от 27.07.2015, восстановить уголовное дело 182345 в полном объеме в соответствии с постановлениями суда, осуществить уголовное преследование работников ОП-6 по ст. 315 УК РФ, ст. 293 УК РФ, привлечь к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ руководство ОП-6. Возложить обязанности на руководство ОП-6 и СО ОП-6 исполнить постановления суда от 22.11.11, от 01.12.11, 03.09.2012, 24.09.2012, от 26.11.2012, от 09.09.2013, исполнить требования прокурора от 22.12.2014 и 27.07.2015, восстановить уголовное дело № 182345 в полном объеме согласно постановлению суда, обязать прокуроров Советского района, Приморского края и начальника ОП-6 устранить все нарушения.
06 сентября 2019 года определением Советского районного суда г. Владивостока административное исковое заявление оставлено без движения, административному истцу предоставлен срок до 16 сентября 2019 года для исправления указанных в определении недостатков.
Не согласившись с указанным определением, Мануйлов Ю.Г. подал частную жалобу, в которой просит определение судьи отменить, ссылаясь на его незаконность.
В соответствии с ч.2 ст.315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2.1 ст.315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии ч. 1 ст. 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
Определением Советского районного суда г. Владивостока от 06 сентября 2019 года административное исковое заявление оставлено без движения, административному истцу предложено в срок до 16 сентября 2019 года устранить недостатки, а именно: оформить административный иск в новой редакции, необходимо указать наименование административных ответчиков в полном объеме, необходимо уточнить, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов административного истца и его требования. Требования, содержащиеся в просительной части административного искового заявления не ясны, требования должны быть четко сформулированы и выражены конкретно. Также административному истцу необходимо разделить свои требования, подлежащие рассмотрению в ином процессуальном порядке, а также составить административное исковое заявление в разборчивой форме.
С выводами суда о наличии оснований для оставления административного искового заявления без движения согласиться не могу по следующим основаниям.
Ссылка в определении на необходимость заявителю разделить требования, подлежащие рассмотрению в ином процессуальном порядке, поскольку заявлены разнородные требования, касающиеся отказа в возбуждении уголовного дела и отказа в привлечении к административной ответственности не является основанием для оставления административного иска без движения.
В случае если административным истцом заявлены требования, подлежащие рассмотрению в порядке уголовного или административного судопроизводства, в соответствии со п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ суд отказывает в их принятии.
Оставляя заявление административного истца без движения, суд также исходил из нарушения истцом правил ч.1 ст.125 Кодекса административного судопроизводства РФ, предусматривающих подачу административного искового заявления в суд в письменной форме в разборчивом виде указав, что исковое заявление написано неразборчивым почерком, часть слов и выражений не читаема.
Однако данная норма не исключает изготовление административного искового заявления рукописным способом и особенности почерка административного истца не могут препятствовать реализации права на судебную защиту.
Кроме того в административном иске указаны административные ответчики - прокурор Приморского края, прокурор Советского район, Отдел полиции № 6 (ОП-6).
Согласно статье 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд, в том числе вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части (пункт 2 части 3); рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок (пункт 5 части 3); при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе (пункт 6 части 3).
Из приведенных положений следует, что уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле, осуществляется в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и в целях реализации определенных в статье 132 КАС РФ задач подготовки дела к судебному разбирательству - обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.
При таких обстоятельствах, полагаю, что обжалуемое определение судьи об оставлении административного искового заявления без движения вынесено с нарушением норм процессуального права, является незаконным, необоснованным и подлежит отмене.
С учетом изложенного, определение судьи подлежит отмене, а материал - возвращению в тот же суд для решения вопроса о принятии административного иска и рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 313, 315, 316 КАС РФ, судья
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ № 6 (░░-6) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░