04RS0018-01-2024-004591-47
№2-3454/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26августа 2024г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ РБ в составе председательствующего судьи Баженовой Н.А., при секретаре Литвиновой Е.Е., с участием представителя истца Жамбаловой Р.С., представителя ответчика Сергеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Намсараеву Б. Ж., Бардамову Л. Л.чуо возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском об обязании индивидуального предпринимателя Намсараева Б.Ж. (далее ИП Намсараев) установить газоочистное оборудование.
Исковые требования мотивированы тем, что ИП Намсараев является арендатором объекта недвижимости – <данные изъяты> расположенного по адресу:<адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха при осуществлении производственной деятельности. По результатам проверки установлено, что гостиничный комплекс отапливается твердотопливным котлом, имеет две трубы, склад для угля и шлака. В процессе эксплуатации котла осуществляется выделение загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с чем, используемый объект является стационарным источником выбросов в атмосферу. <данные изъяты> поставлена на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее- НВОС) с присвоением IV категории негативного воздействия, однако газоочистное оборудование на котельной не установлено. По результатам проверки ИП Намсараеву внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако до настоящего времени газоочистное оборудование не установлено. Просил обязать индивидуального предпринимателя Намсараева в срок до <данные изъяты>
Определением суда от 22.07.2024г. в качестве соответчика привлечен собственник здания Бардамов Л.Л.
В судебном заседании помощник прокурора Жамбалова Р.С. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, пояснила, что надлежащим ответчиком является ИП Намсараев, поскольку он официально арендует <данные изъяты>
В судебном заседании представитель ИП Намсараева по доверенности Сергеева Е.В. требования не признала, пояснила, что обязанность по установке газоочистного оборудования у ответчика отсутствует, поскольку выбросы в атмосферный воздух не превышают предельных значений.
Ответчики ИП Намсараев, Бардамов Л.Л. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся ответчиков, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 42 Конституции РФ установлено право каждого на благоприятную окружающую среду, а также достоверную информацию о ее состоянии.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность в том числе юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и т.д.
Согласно пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002№ 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Как следует из пунктов 1, 2 ст. 19 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
Из п. 1 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории (п. 5 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно письма Министерства природных ресурсов РФ от 20.09.2019 № 12-47/22755 "Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха" в отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ от04.05.1999 "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Согласно ч. 7 ст. 16 Федерального закона N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В силу ст. 16.1 Федерального закона N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
В соответствии с п. 4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 "Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования" оборудование котельной в том числе, включает в себя оборудование для очистки дымовых газов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бардамов Л.Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
<данные изъяты>. между Бардамовым Л.Л. и ИП Намсараевым Б.Ж. заключен договор аренды нежилых зданий, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду нежилые здания: <данные изъяты>
Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 22.04.2024г. Намсараев Б.Ж. зарегистрирован индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
На основании решения заместителя прокурора <адрес> № от 22.04.2024г. в отношении ИП Намсараева проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха.
Согласно справке экологического обследования, проведенного при участии специалистов Республиканской службы по охране, контролю и регулирования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю, надзору в сфере природопользования, <данные изъяты>
<адрес> в адрес ИП Намсараева внесено представление с требованием принять меры к установке газоочистного оборудования.
Из ответа ИП Намсараева на представление прокурора установлено, что ИП Намсараев заключил договор поставки золоуловителя <данные изъяты> вместе с тем, в связи с большим размером и мощностью данного оборудования, установка в котельной предприятия не представляется возможной. Продолжаются поиски оборудования необходимой мощности.
Согласно предоставленному ответчиком отчету по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух для объектов, находящихся в пользовании ИП Намсараева, по итогам инвентаризации на объекте <данные изъяты>
При указанных обстоятельствах, эксплуатация источника выбросов без газоочистного оборудования свидетельствует о негативном воздействии производственной деятельности ответчика на окружающую среду, создает угрозу причинения вреда ее компонентам и является нарушением требований законодательства, прав человека на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, с целью восстановления прав граждан на благоприятную окружающую среду и интересов государства по управлению в сфере охраны атмосферного воздуха, индивидуального предпринимателя, как арендатору и пользователю источников выбросов, необходимо обязать совершить указанных экологических мероприятий.
Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств по устранению допущенных нарушений, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требований к Бардамову Л.Л. в силу вышеизложенного необходимо отказать.
С учетом обстоятельств дела, а так же действий, которые следует совершить ответчику в целях устранения в полном объеме допущенные нарушения в области природоохранного законодательства, применительно к правилам статьи 204 ГПК РФ, суд в соответствии с нормами пункта 1 статьи 206 ГПК РФ полагает, что срок, предложенный прокурором для устранения нарушения является недостаточным и считает возможным установить срок до 01.10.2024г.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░-░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░. ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.09.2024░.