Судья: Матвеева Н.А. |
дело № 33-22244/2024 УИД 50RS0040-01-2023-002656-28 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 24 июня 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Мизюлина Е.В., Рыбкина М.И.,
при ведении протокола помощником судьи Дорошенко Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-303/2024 по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения,
по апелляционной жалобе Министерства социального развития Московской области на решение Реутовского городского суда Московской области от 02 мая 2024 года,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области в лице Окружного управления социального развития № 1 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных платежей.
В обоснование требований указал, что является ветераном боевых действий (ветераном СВО), что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты> от 26 июля 2023 г., выданным Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. 05 августа 2023 года подал заявление в Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области о назначении ему ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг как ветерану боевых действий, проживающему в Московской области. Вместе с тем, Окружным управлением социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области было вынесено решение от 07 августа 2023 года № 183292 об отказе в назначении (продлении выплаты) по причине: несоответствие документов, необходимых для получения государственной услуги по форме или содержанию требованиям законодательства РФ. Отказ мотивирован тем, что на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг имеют права граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории Московской области, а при принятии решения о предоставлении мер социальной поддержки по адресу фактического проживания у территориальных подразделений Министерства социального развития Московской области отсутствуют полномочия определять факт постоянного проживания заявителя и членов его семьи. Установление фактов, имеющих юридическое значение, относится исключительно к полномочиям судов в рамках рассмотрения споров по делам особого производства, предусмотренных положениями главы 28 Гражданского процессуального кодекса РФ. С учетом изложенного просил: Признать решение Окружного управления социального развития № 1Министерства социального развития Московской области <данные изъяты> от 07 августа 2023 г. незаконным. Обязать ответчика предоставить ему меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимость коммунальных услуг в размере 50% по месту фактического проживания по адресу: <данные изъяты>, c 26 июля 2023 года, то есть со дня присвоения статуса «ветерана боевых действий».
В судебное заедание стороны не явились, извещались надлежащим образом.
Решением Реутовского городского суда Московской области от 02 мая 2024 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещались надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05 августа 2023 г. ФИОобратился в Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг как «ветерану боевых действий».
Истец зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, однако собственником указанной квартиры не является. Фактически истец является собственником и проживает вместе со своей семьей в квартире по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. что подтверждается следующими документами:
выпиской из ЕГРН; свидетельствами о регистрации по месту пребывания <данные изъяты>Б/22/0007438, <данные изъяты>Б/22/0007439 и <данные изъяты>Б/22/0007440 от 14.06.2022 г.; справкой ООО УК «Центрстрой» исх. <данные изъяты> от 21.11.2023 о фактическом проживании, оплате услуг и отсутствии задолженности; справкой исх. <данные изъяты> от 01.11.2023 г. МАДОУ № 5 о том, что ФИО является воспитанником детского сада по адресу: <данные изъяты>; справкой <данные изъяты> от 18.10.2023 ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского» о том, что ФИО занимает должность врача-эндокринолога КДО <данные изъяты>; единым платежным документом за жилищно-коммунальные и иные услуги, выставленным на имя ФИО; квитанциями об оплате коммунальных услуг; выпиской из домовой книги по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>; единым жилищным документом <данные изъяты>; свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты>.
Он и члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания по вышеуказанному адресу на срок до 14 июня 2032 г. По месту постоянной регистрации он и члены его семьи не проживают, меры социальной поддержки (льготы) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в г. Москве не оформлялись.
Решением Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области от 07.08.2023 г. <данные изъяты> истцу ФИО было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием у него места жительства в Московской области.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом системного толкования приведенных выше норм, приведенных истцом ФИО доказательств и представленных документов, согласно которым он проживает в Московской области, а мерами социальной поддержки в виде льгот по оплате взноса на капитальный ремонт, жилого помещения и коммунальных услуг по месту регистрации в ином субъекте Российской Федерации (г. Москва) не пользуется, право на реализацию указанной льготы ему должно быть гарантировано по месту его фактического проживания, а потому заявленные требования удовлетворил.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части возложения на Окружное управление социального развития № 1Министерства социального развития Московской области обязанности предоставить ФИО меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за занимаемую общую площадь жилого помещения в размере 50 процентов по месту фактического проживания по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, c 26 июля 2023 года, то есть со дня присвоения статуса ветерана боевых действий, ввиду следующего.
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).
В соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 указанного Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства МО от 29.03.2022 г. № 299/12.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе РФ.
Таким образом, судом первой инстанции в указанной части правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области от 07 августа 2023 года № 183292, об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате стоимости коммунальных услуг, ввиду следующего.
Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.
Министерство социального развития Московской области, в отличии от суда, не относится к органам, устанавливающим факт проживания заявителей по конкретному адресу, в связи с чем, данный им отказ соответствует нормам Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ, а потому основания для признания его незаконным не имеется.
Кроме того, согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Указанный перечень мер социальной поддержки для данной категории граждан определен вышеназванным Федеральным законом и является исчерпывающим, в связи с чем оснований удовлетворения требований истца об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате стоимости коммунальных услуг не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области от 07 августа 2023 года № 183292, об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате стоимости коммунальных услуг следует отменить. В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области от 07 августа 2023 года № 183292, об обязании ответчика предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате стоимости коммунальных услуг отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Реутовского городского суда Московской области от 02 мая 2024 года в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области от
07 августа 2023 года <данные изъяты>, об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате стоимости коммунальных услуг - отменить.
В отмененной части принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО о признании незаконным решения Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области от
07 августа 2023 года <данные изъяты>, об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате стоимости коммунальных услуг – отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи