Дело № 33а-2427/2019 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Мох Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июля 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Бабича В.В.,
судей Кондрак Н.И., Артамоновой Т.А.,
при секретаре Михайловой В.Г.,
с участием представителей:
административного истца Муляра В.Я.,
административного ответчика Савинова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Колтоновской Екатерины Олеговны к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного истца Колтоновской Екатерины Олеговны – Муляра Вячеслава Яковлевича на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 10 апреля 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Колтоновская Е.О. обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Севреестра, оформленное сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок <адрес> в г. Севастополе, КН/УН № и уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости – названном земельном участке.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 10 апреля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель административного истца подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об удовлетворении иска.
Указывает, что обжалуемое решение суда не соответствует основаниям отказа, указанным в оспариваемых решениях Севреестра и основаниям искового заявления, поскольку суд мотивировал отказ тем, что истцу отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет. При этом в решении Севреестра в качестве причины для отказа в регистрации права собственности указано, что представленные на регистрацию распоряжения не являются основанием для осуществления кадастрового учета, не устанавливают и не подтверждают ранее возникшее право на рассматриваемый земельный участок. Также суд первой инстанции не принял во внимание вступившие в законную силу судебные акты, представленные истцом, которыми установлены законность действий СГГА при издании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ и факт его издания на основании заявлений граждан; факт передачи земельных участков в собственность не юридического лица ОК «ДСК «Санбриз», а граждан членов кооператива; отсутствие нарушений прав Севастопольского городского Совета и норм Земельного и Водного кодексов Украины при издании указанного распоряжения; соответствие проекта землеустройства ОК «ДСК «Санбриз» требованиям украинского законодательства; расположение земельных участков членов ОК «ДСК «Санбриз» за границами населенного пункта г. Севастополя. Кроме того, граждане-члены ОК «ДСК «Санбриз» получили государственные акты на право собственности на земельные участки на основании постановления Окружного административного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. При этом решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт утверждения материалов выбора земельного участка ориентировочной площадью 5.1 га в районе мыса Толстый (Северная сторона) для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления, дачи согласия на разработку в установленном порядке градостроительного обоснования и проекта землеустройства по отведению указанного земельного участка ОК «ДСК «Санбриз» и утверждения проекта землеустройства по отведению земельного участка с определением границ в натуре (на местности) названного земельного участка и передачи их членам кооператива на основании распоряжений СГГА №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от ДД.ММ.ГГГГ, а так же то, что земельный участок площадью <данные изъяты> га по <адрес> был предоставлен в собственность Мартыновскому Ю.П. как члену ОК «ДСК «Санбриз», который в соответствии с распоряжением СГГА №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списка граждан-членов ОК ДСК «Санбриз», а Колтоновская Е.О. - включена с предоставлением указанного земельного участка. В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» вышеуказанные распоряжения городской администрации являются действующими и согласно постановления Правительства г. Севастополя №202 от 07.08.2014 года подтверждают ранее возникшее право истца.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней доводам.
Представитель административного ответчика против удовлетворения жалобы возражал, полагал решение суда законным и обоснованным.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося истца.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что решение Севреестра об отказе в государственной регистрации права собственности при отсутствии кадастрового учета является законным и обоснованным.
С такими выводами суда первой инстанции с учетом установленным обстоятельств данного дела не может согласиться коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или)государственной регистрации прав (далее Закон № 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или)государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1).
В силу частей 1, 4 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 5, 19 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон № 46-ЗС).
Пунктом 3 статьи 7 Закона № 46-ЗС установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Постановлением Правительства города Севастополя № 202 от 07 августа 2014 года утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка (п. 11 перечня).
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21) ОК ДСК «Санбриз» утверждены материалы выбора земельного участка ориентировочной площадью 5.1 га в районе мыса Толстый (Северная сторона) для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления (п. 1 распоряжения). ОК ДСК «Санбриз» дано согласие на разработку в установленном порядке градостроительного обоснования и проекта землеустройства по отведению указанного земельного участка в соответствии с заявлениями граждан, для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления (п. 2 распоряжения).
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22) утвержден проект землеустройства по отведению земельного участка с установлением его границ в натуре (на местности), расположенного в районе мыса Толстый (Северная сторона), для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления (п. 1 распоряжения). Названный земельный участок площадью <данные изъяты> га передан в собственность ОК «ДСК «Санбриз» с указанием - согласно списков членов, для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления, с отнесением этого земельного участка по основному целевому назначению к категории «земли жилой и общественной застройки» (п. 2 распоряжения). На ОК «ДСК «Санбриз» и граждан-членов кооператива возложена обязанность в течении месяца со дня издания настоящего распоряжения выполнить через Севастопольский городской филиал ГП «Центр государственного земельного кадастра» работы по оформлению государственных актов на право частной собственности на земельные участки (п. 3 распоряжения). Пунктом 4 указанного распоряжения на Главное управление Госкомзема Украины в г. Севастополе была возложена обязанность обеспечить оформление и государственную регистрацию государственных актов на право частной собственности на земельный участок площадью 5,1 га в установленном законом порядке.
Согласно приложения к вышеуказанному распоряжению №-р, Мартыновскому Ю.П. как члену ОК «ДСК «Санбриз» предоставлен земельный участок № <адрес> <адрес>, площадью <данные изъяты> га (л.д. 24-25). В дальнейшем распоряжением Севастопольского городской государственной администрации №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-27) внесены изменения в распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ, Мартыновский Ю.П. исключен из списка граждан-членов ОК ДСК «Санбриз» с принятием Колтоновской Е.О., которой и предоставлен вышеназванный земельный участок.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 147-155) оставлено без изменения решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 136-146), которым Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано в удовлетворении иска к Мартыновскому Ю.П., Колтоновской Е.О. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок площадью 750 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и исключении сведений о границах земельного участка из Государственного кадастра недвижимости.
При этом, вышеуказанными решением и апелляционным определением установлено, что согласно ответа ГКУ «Архив города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ в архивном фонде Главного управления земельных ресурсов в городе Севастополе имеется документ – распоряжение Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность ОК «ДСК «Санбриз» земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного в районе мыса Толстый (Северная сторона), для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления» и приложение – список граждан-членов ОК «ДСК «Санбриз», при этом законность названного распоряжения была предметом исследования судебными органами Украины, которыми, в том числе, установлена правомерность возникновения у членов ОК «ДСК «Санбриз» права собственности на земельные участки, предоставленные им в соответствии с указанным распоряжением, а именно:
- постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от ДД.ММ.ГГГГ первому заместителю прокурора города Севастополя было отказано в удовлетворении иска о признании недействительными распоряжений Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от ДД.ММ.ГГГГ;
- постановлением Окружного административного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, признаны противоправными действия Главного управления Госземагенства в г. Севастополе по отказу членам ОК «ДСК «Санбриз» в выдаче государственных актов на право собственности на земельные участки, расположенные в границах ОК «ДСК «Санбриз», на Главное управления Госземагенства в г. Севастополе возложена обязанность выдать указанные государственные акты.
В силу требований ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 64 КАС РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вышеуказанные распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ являются документами, подтверждающими ранее возникшее право Колтоновской Е.О. на земельный участок <адрес> в г. Севастополе.
ДД.ММ.ГГГГ Колтоновская Е.О., действуя через представителя, обратилась в Севреестр с заявлением № о государственной регистрации права собственности на земельный участок <адрес> в г. Севастополе, площадью <данные изъяты> кв.м, к которому приложила вышеуказанные распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, архивную выписку из списка граждан-членов ОК ДСК «Санбриз». Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлениями о предоставлении дополнительных документов к указанному заявлению, а также о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – данному земельном участке - в части государственного кадастрового учета.
ДД.ММ.ГГГГ Колтоновской Е.О. было отказано во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке как ранее учтенном в связи с неполучением ответа от ГКУ «Архив города Севастополя» на межведомственный запрос на наличие правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок, а ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации права собственности – поскольку по мнению административного ответчика представленные истцом распоряжения Севастопольской городской государственной администрации не являются документами, подтверждающими право собственности истца и отсутствием сведений об участке в государственном кадастре недвижимости.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом Севреестру для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок <адрес> в г. Севастополе были представлены все необходимые и достаточные документы как для постановки участка на кадастровый учет, так и для регистрации права собственности.
При этом ненадлежащее взаимодействие Севреестра с иными органами и вследствие чего неполучение им ответов на межведомственные запросы при представлении истцом надлежащих документов, содержание которых Севреестром неверно истолковано, что повлекло принятие незаконных решений, не может являться основанием для отказа в постановке участка на кадастровый учет и нарушения прав истца.
Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Судебная коллегия полагает, что административный ответчик не доказал законность оспариваемых решений. При этом административный истец факт нарушения своих прав доказал.
Выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых решений не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение постановлено при неправильном применении норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены решения суда и принятия по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Принимая по делу новое решение, судебная коллегия полагает, что поскольку установлено, что истцу неправомерно отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности, необходимо возложить на Севреестр обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца путем возложения обязанности внести в Единый государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке <адрес> в г. Севастополе и зарегистрировать право собственности истца.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Вынести по делу новое решение.
Признать незаконными и отменить решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости – земельном участке <адрес> в г. Севастополе.
Возложить на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя обязанность внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке <адрес> в г. Севастополе как о ранее учтенном и зарегистрировать за Колтовской Екатериной Олеговной право собственности на названный земельный участок, о чем сообщить в суд и истцу в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий
судьи