Решение по делу № 33-6971/2024 от 08.07.2024

Судья Королева Н.М. Дело № 33-6971/2024

№ 2-219/2024

64RS0019-01-2024-000247-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 августа 2024 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Бартенева Ю.И.,

судей Пивченко Д.И., Совкича А.П.,

при ведении протокола помощником судьи Мартемьяновой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зеленова А.Г. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 23 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области» о включении периода работы в срок выслуги лет,

по апелляционной жалобе Зеленова А.Г. на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 21 мая 2024 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано,

заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя истца Букаевой Н.Н., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области и третьего лица УФСИН России по Саратовской области Кузнецова Д.С., возражавшего по доводам жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших возражений,

установила:

Зеленов А.Г. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 23 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области» (далее – ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области) о включении периода работы в срок выслуги лет, выплате пособия.

Требования истца мотивированы тем, что в соответствии с Приказом -лс от <дата> с ним расторгли контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и уволили со службы, при этом стаж выслуги лет в календарном исчислении составил на день увольнения – 20 лет 02 месяца 04 дня, в льготном исчислении – 28 лет 06 месяцев 07 дней. Однако, приказом -лс от <дата> в вышеуказанный приказ внесены изменения, согласно которым выслуга лет на <дата> составляет в календарном исчислении 18 лет 10 месяцев 07 дней, в льготном исчислении – 27 лет 02 месяца 10 дней. Из периода службы исключен период работы с 01 января 2005 года по 28 апреля 2006 года в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования ФСИН России «Профессиональное училище № 190» (далее – ГОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 190») в качестве рабочего по обслуживанию здания, хотя данное учреждение относится к УФСИН России по Саратовской области, расположено на территории Исправительной колонии № 23, и требования, предъявляемые к сотрудникам данного учреждения были такими же, как и к сотрудникам ФСИН России.

Считая свои права нарушенными, Зеленов А.Г. просил обязать ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области включить период его работы с 01 января 2005 года по 28 апреля 2006 года в ГОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 190» в срок выслуги лет, обязать выплатить пособие при увольнении в размере 5 окладов денежного содержания.

Определением Красноармейского городского суда Саратовской области от 21 мая 2024 года принят отказ от исковых требований в части понуждения к выплате пособия при увольнении в размере 5 окладов. Производство по делу в этой части прекращено.

Решением Красноармейского городского суда Саратовской области от 21 мая 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Истец, не согласившись с постановленным решением, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик выражает согласие с постановленным судебным актом, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание явились представитель истца Букаева Н.Н., поддержавшая доводы жалобы, представитель ответчика ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области и третьего лица УФСИН России по Саратовской области Кузнецов Д.С., возражавший по доводам жалобы.

Истец Зеленов А.Г. и представитель третьего лица ФКПОУ № 190 ФСИН России на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки судебной коллегии не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Зеленов А.Г. проходил службу в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области в должности младшего инспектора категории группы надзора отдела безопасности в период со 02 мая 2006 года по 06 апреля 2023 года (л.д. 10-11).

Зеленов А.Г. уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ приказом ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области от <дата> -лс по п. 9 ч. 3 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника) (л.д. 8-9).

Согласно сведениям, указанным в приказе <дата> -лс выслуга лет истца на <дата> составляет в календарном исчислении – 20 лет 02 месяца 04 дня, в льготном исчислении – 28 лет 06 месяцев 07 дней.

Приказом ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области от <дата> -лс внесены изменения в пункт 2 распорядительной части приказа ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области от <дата> -лс «О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации Зеленова А.Г.», который изложен в следующей редакции: «Выслуга лет на <дата> составляет: в календарном исчислении - 18 лет 10 месяцев 07 дней, в льготном исчислении – 27 лет 02 месяца 10 дней» (л.д. 20-21).

В судебном заседании установлено, что из срока выслуги лет Зеленова А.Г. исключен период его работы с 01 января 2005 года по 28 апреля 2006 года в ГОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 190» в должности рабочего по обслуживанию здания.

В соответствие с Распоряжением Правительства РФ от 05 октября 2004 года №1272-р «О перечнях государственных образовательных учреждений начального профессионального образования уголовно-исполнительной системы и федеральных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования», ГОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 9» (<адрес>) отнесено к уголовно-исполнительной системе.

Согласно п. 1.1 Устава ГОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 190» (2005 год): именуемое в дальнейшем «Училище» создано на основании приказа Государственного комитета профессионально-технического образования РСФСР от 11 августа 1993 года № 208 по согласованию с МВД СССР при исправительно-трудовом учреждении УШ 382/23 Министерства Юстиции Российской Федерации по Саратовской области, реорганизовано Распоряжения ГУИН Минюста России от 08 декабря 2004 года №197-р. «Училище» является правопреемником Муниципального образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 9». Учредителем образовательного учреждения («Училища») в соответствие с Распоряжением Правительства РФ от 05 октября 2004 года № 1272-р является ФСИН России (л.д. 93-106).

В соответствии с пунктом 1.3. Устава «Училище» по своей организационной форме является федеральным государственным учреждением и имеет статус учреждения начального профессионального образования.

Из пункта 1.4. Устава «Училище» является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба, угловой штамп и бланки со своим наименованием.

Согласно п. 2.1. Устава «Училище» является учебным заведением, целью которого является реализация начального профессионального образования, или профессиональной подготовки осужденных, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Таким образом, ГОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 190» входит в уголовно-исполнительную систему и является учреждением профессионального образования.

К работникам уголовно-исполнительной системы относились лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему (ст. 24 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1, в редакции от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, действующей в период работы Зеленова А.Г.).

Таким образом, Зеленов А.Г., исполняя обязанности рабочего по обслуживанию здания в ГОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 190», относился к работникам уголовно-исполнительной системы.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода работы истца в выслугу лет для назначения пенсии, при этом исходил из того, что перечень учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, время работы в качестве рабочих и служащих, в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий, является исчерпывающим и включает в себя работу в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, однако профессиональные училища в данный перечень не входят.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1).

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством РФ.

Согласно абз. 14 п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях.

В силу ч. 4 ст. 36 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1) сотрудникам уголовно-исполнительной системы полностью засчитывается в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии работа в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что для включения спорного периода работы истца в выслугу лет для назначения пенсии необходимо установить, что учреждение, в котором она работала до зачисления на службу в органы внутренних дел, являлось учреждением, исполняющим наказание, входило в объединение учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности с правами и обязанностями учреждений, исполняющих наказания.

Статьей 6 Закона от 21 июля 1993 года № 5473-1 установлено, что виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее – УИК РФ).

Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечислены в ст. 16 УИК РФ, однако образовательные учреждения или профессиональные училища среди них не поименованы.

Вопреки доводам истца ГОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 190» не может быть отнесено к исправительно-трудовым учреждениям или исправительным учреждениям.

Как установлено ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Поскольку в период работы Зеленова А.Г. с 01 января 2005 года по 28 апреля 2006 года в ГОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 190» указанное учреждение, относилось к учреждениям уголовно-исполнительной системы, но не относилось к учреждениям, исполняющим наказания, исправительно-трудовым учреждениям или исправительным учреждениям, оснований для удовлетворения иска и включения указанного периода в выслугу лет для назначения пенсии у суда первой инстанции не имелось.

Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что перечень учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, время работы в качестве рабочих и служащих, в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Иные доводы истца, вновь приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда, предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ,

определила:

решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 21 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 15 августа 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-6971/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Зеленов Андрей Геннадьевич
Ответчики
ФКУ ИК-23 УФСИН России по Саратовской области
Другие
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области.
Кузнецов Дмитрий Сергеевич
Букаева Наталья Николаевна
Федеральное казенное профессионально - образовательное училище №190 ФСИН
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Бартенев Ю.И.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
11.07.2024Передача дела судье
08.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2024Передано в экспедицию
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее