2-837/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2019 года г. Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Буйловой О.О.,
при секретаре Нефедовой М.В.,
с участием: представителя истца Кико К.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бухвалова Е. Н. к Бухваловой Л. В., Черновой О. В. об установлении факта принятия наследства и признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Бухвалов Е.Н. (истец) обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что он является правнуком по отношению к наследодателю И.А.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ. И.А.Г. состояла в зарегистрированном браке с Исаевым М.М., который умер ДД.ММ.ГГГГ. Их дочь Исаева В.М., вступила в брак с Черновым В.С. От данного брака родились две дочери: Чернова Л.В. и Чернова О.В. Чернова Л.В. вступила в брак с Бухваловым Н.В. и изменила фамилию на «Бухвалова». Истец является наследником по закону после смерти наследодателя, так как является правнуком И.А.Г., а его мать и тетя имеют намерение отказаться от наследства в его пользу. И.А.Г. на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Истцом наследство было принято фактически сразу же после смерти наследодателя, т.к. он продолжал проживать и пользоваться квартирой, нес бремя ее содержания.
Просил суд: установить факт принятия наследства Бухваловым Е.Н. после смерти И.А.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ.; признать за истцом право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти И.А.Г.
В судебное заседание истец Бухвалов Е.Н., ответчики Бухвалова Л.В., Чернова О.В., представитель третьего лица администрации Гайского городского округа не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель истца Кико К.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. умерла И.А.Г., что подтверждается свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
И.А.Г. состояла в браке с Исаевым М.М., который умер ДД.ММ.ГГГГ.
Дочь И.А.Г. и Исаева М.М.- Исаева В.М., вступила в брак с Черновым В.С., что подтверждается свидетельством о браке от ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака ей была присвоена фамилия «Чернова».
Согласно повторному свидетельству о смерти Чернова В.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В период брака у Черновой В.М. и Чернова В.С. родились две дочери: Чернова Л.В. и Чернова О.В. (ответчики).
ДД.ММ.ГГГГ. Чернова Л.В. вступила в брак с Бухваловым Н.В. После заключения брака жене присвоена фамилия «Бухвалова», что подтверждается справкой о заключении брака.
Бухвалов Е.Н. (истец) приходится сыном Бухваловой Л.В., что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа нотариуса Ф.Р. Ишкильдиной следует, что наследственные дела после смерти И.А.Г. и Исаева М.М. не открывались.
Согласно договору № на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. в собственность И.А.Г. передана квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факт принятия наследства.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", разъяснено (п. 12), что наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
Согласно положениям статьи 532 Гражданского кодекса РСФСР при наследовании по закону наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители (усыновители) умершего, указанные наследники наследуют в равных долях. Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.
Таким образом, в силу части первой статьи 532 Гражданского кодекса РСФСР (ГК РСФСР), действовавшего на момент открытия наследства, наследником первой очереди после смерти И.А.Г. являлась ее дочь- Исаева В.М., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, истец, как правнук наследодателя, мог являться наследником по закону после смерти И.А.Г. только в том случае, если к моменту открытия наследства не было в живых того из их родителей, который был бы наследником, т.е. если бы Исаева (Чернова) В.М., умерла раньше матери, и ее детей (ответчиков) не было в живых ко времени открытия наследства (наследование по праву представления).
Только в этом случае истец вправе бы был ставить перед судом вопрос об установлении факта принятия им наследства, оставшегося после смерти его прабабушки и признании за ним права собственности на наследственное имущество.
Однако такие обстоятельства материалами дела не подтверждаются, следовательно, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец не может являться наследником И.А.Г.
При указанных обстоятельствах не имеют правового значения заявления ответчиков о том, что они не претендуют на долю в наследстве.
Кроме того, согласно ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом.
Согласно ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР, признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Аналогичные положения закона содержатся в п. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей на момент рассмотрения дела судом. В соответствии с п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом (п. 2 данной статьи).
Согласно п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).
Вместе с тем, доказательств фактического вступления истца во владение имуществом, принадлежавшим наследодателю, истцом не представлено.
При этом, суд критически относится к утверждению истца и его представителя, о том, что истец фактически проживал в спорной квартире на момент смерти И.А.Г., наследство перешло в его владение, он несет бремя содержания наследственного имущества, поскольку на момент смерти И.А.Г. истец был малолетним, ему исполнилось 9 лет и он не обладал способностью своими действиями приобретать гражданские права (гражданской дееспособностью).
Законным представителем, наделенным правом действовать в защиту прав и интересов истца, в том числе и как наследника, исходя из положений ст. 11 Гражданского кодекса РСФСР и ст. 53 Кодекс о браке и семье РСФСР, действовавших в юридически значимый период, являлась его мать – Бухвалова Л.В.
Однако в материалах дела сведений, о таких действиях законного представителя малолетнего, на период открытия наследства, не имеется и истец на них не ссылался. Доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая вышеизложенное, не могут быть приняты во внимание судом в качестве доказательств принятия истцом наследства показания допрошенных свидетелей Елизаровой Л.С. и Завдовьева В.И.
Кроме того, представленные истцом квитанции, свидетельствующие о несении бремени содержания наследственного имущества, также не могут быть приняты судом в качестве доказательств, поскольку во всех представленных квитанциях плательщиком указана Н.С.Б,., а не истец, квитанции датированы ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бухвалова Е. Н. к Бухваловой Л. В., Черновой О. В. об установлении факта принятия наследства и признании права собственности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Судья: О.О. Буйлова
Мотивированное решение изготовлено: 14.10.2019 года.
Судья: О.О. Буйлова