Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                             02 марта 2020 года

Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, защитника Пасшак А.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев дело по жалобе ФИО1 на постановление заместителя начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО2 от 08 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ФИО1, ........ командира воздушного судна АО «Авиакомпания «Ангара»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО2 08 ноября 2019 года командир воздушного судна Ан-148 АО «Авиакомпания «Ангара» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит суд отменить данное постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что на момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения данного дела ФИО1 имел действующее свидетельство коммерческого пилота и действующее свидетельство линейного пилота с квалификационной отметкой «самолет Ан-148», что подтверждается копией протокола ВС МТУ №7 от 23.05.2019, копией приказа ВС МТУ №108/л от 23.05.2019, копией свидетельства линейного пилота от 22.05.2019. Право на управление ВС в качестве КВС ФИО1 также подтверждено письмом Росавиации №1.36-1060 от 29.10.2019. ФИО1 прошел проверку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, утвержденной Росавиацией, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей, в том числе проверку выполнения нормальных процедур на ВС, что подтверждается актом квалификационной проверки техники пилотирования, а также записью в летной книжке от 29.04.2019. На дату проведения проверки, КВС ФИО1 выполнял обязанности КВС типа Ан-148 с пассажировместимостью 70-85 человек, имея свидетельство коммерческого пилота и свидетельство линейного пилота, а также прошел процедуру проверки выполнения нормальных процедур на ВС. При этом в ФАП-128 не установлено, что проверка выполнения нормальных процедур на воздушном судне должна проводиться отдельно для обладателей свидетельств коммерческого и линейного пилота, а также главой 5 указанного ФАП, не предусмотрена разработка отдельных программ подготовки членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей для обладателей свидетельств коммерческого пилота и свидетельства линейного пилота.

В судебном заседании защитник Пасшак А.В. и ФИО1 доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить. Дополнительно указав, что сведения указанные в постановлении являются недостоверными, поскольку ФИО1 19.10.2019 и 20.10.2019 года при выполнении рейса AGU-799 Иркутск-Талакан-Иркутск осуществлял функции командира воздушного суда являясь обладателем свидетельства линейного пилота, которое получил после того как прошел проверку и которое до настоящего времени является действительным. Данные обстоятельства подтверждаются предоставленными им доказательствами.

В представленном в суд отзыве на жалобу врио начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО2 указал, что с доводами жалобы не согласен, ссылаясь на положения на положения п.2.22 ФАП-147, п.5.84 ФАП-128 указывает на то, что ФИО1 не мог выполнять функции командира ВС.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 пояснил, что являясь заместителем начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора 8 ноября 2019 года выносил постановление в отношении ФИО1 о признании его виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст. 11.5 КоАП РФ. В ходе проведения внеплановой выездной проверки ОАО «Авиакомпания Ангара» по выполнению требований воздушного законодательства РФ в период с 23.10.2019 года по 20.11.2019 года было установлено, что ФИО1 29.04.2019 года при перевозке пассажиров Иркутск-Братск-Иркутск исполнял функции командира воздушного судна, будучи обладателем свидетельства коммерческого пилота в нарушении требований п.4.2 и п.6.2 ФАП-147. А после этого, как он получил свидетельство линейного пилота, при этом дополнительная проверка навыков ему не дана. Подтверждает, что ФИО1 прошел проверку 29.04.2019 года, свидетельство линейного пилота ему выдали после всех проверок 22.05.2019 года, но поскольку срок привлечения к административной ответственности составляет всего два месяца, он не мог вменять полет 29.04.2019 года, а взял последние, который ФИО1 осуществлял 19.10.2019 года и 20.10.2019 года. В пункте 2.22 ФАП 147 (порядок выдачи авиационных свидетельств) указано о том, что обладатель свидетельства коммерческого пилот не осуществляет функции командира воздушного судна. При этом, ФИО2 считает, что 29.04.2019 года проверка не легитимна и не правомерна в связи с тем, что проведена с нарушением законодательства. В связи с чем, в постановлении указано, что ФИО1    управлял воздушным судном 19.10.2019 года 20.10.2019 года при выполнении рейса Иркутск-Талакан-Иркутск исполнял функции командира воздушного судна без квалификационной проверки. По мнению свидетеля ФИО1 вообще проверку не проходил.

Кроме того, судом по ходатайству ФИО1 и его защитника в судебном заседании был допрошен в качестве специалиста начальник отдела летных стандартов Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ФИО3, который пояснил, что Приказом ВС МТУ Росавиации от 23.12.2019 года № 204 он включен в состав в состав специалистов управления, ответственных за оформление и выдачу свидетельств авиационным специалистам входящих в состав летного и кабинного экипажей гражданской авиации.

20.05.2019 года в ВС МТУ Росавиации поступило представление АО «Авиакомпания «Ангара» и прилагаемые к нему документы на выдачу свидетельства линейного пилота авиационному специалисту ФИО1 После проведения проверки представленных документов на соответствие требованиям воздушного законодательства РФ, ФИО1 22.05.2019 года было выдано свидетельство линейного пилота . В составе представленных документов была копия справки, подтверждающая прохождение проверки навыков на воздушном судне Ан-148 ФИО1 на получение свидетельства линейного пилота. Пунктом 2.22 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 12.09.2008 № 147 установлено: 2.22 ФАП-147 -обладатель свидетельства пилота не выполняет функции командира воздушного судна или второго пилота воздушного судна: на воздушном судне, сертифицированном для полетов с одним пилотом, только если он в течение предшествующих 24 месяцев не прошел квалификационную проверку пилотом-инструктором; на воздушном судне, для эксплуатации которого требуется второй пилот, только если он в течение предшествующих 12 месяцев не прошел квалификационную проверку пилотом-инструктором. При положительных результатах указанных проверок пилот-инструктор подписывает и выдает обладателю свидетельства справку о прохождении проверки навыков. При положительных результатах указанных проверок пилот-инструктор делает соответствующую запись в летную книжку. Пунктом 5.95 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ» (утв. Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. № 128) установлены проверки пилотов. Квалификационная проверка пилота осуществляется в отношении типа ВС, а не вида свидетельства пилота (к примеру: линейный пилот, коммерческий пилот). Слово «квалификация» не относится к виду пилотского свидетельства, а только к типу ВС. Вид свидетельства пилота вообще не подтверждается, свидетельство пилота выдается бессрочно. ФИО1 прошел квалификационную проверку пилотом-инструктором ФИО4 29.04.2019 года, который подписал и выдал ФИО1 справку, подтверждающую прохождение проверки навыков на воздушном судне Ан-148 на получение свидетельства линейного пилота с квалификационной отметкой «Самолет Ан-148», а также сделал соответствующую запись в летную книжку. Пройдя проверку навыков для получения свидетельства линейного пилота и выполнения функций командира воздушного судна Ан-148, ФИО1 получив свидетельство линейного пилота с квалификационной отметкой «Самолет Ан-148» не должен был проходить какие-либо повторные проверки для назначения эксплуатантом АО «Авиакомпания «Ангара» на полет в качестве КВС Ан-148.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проанализировав доводы жалобы, выслушав стороны, специалиста, свидетеля, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом, под законностью понимается соблюдение всех норм КоАП РФ, регламентирующих порядок принятия решения, а под обоснованностью – наличие в представленных материалах сведений, которые подтверждают необходимость принятого решения.

В соответствии с ч. 4 ст. 11.5 КоАП РФ управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, состоит в управлении воздушным судном лицом, не имеющим права управления им.

В соответствии с п. 4.23 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, эксплуатант в зависимости от типа воздушного судна определяет функции всех членов летного экипажа воздушного судна, которые они должны выполнять в обычной и аварийной обстановке, а также в ситуации, требующей аварийной эвакуации людей. Эксплуатант устанавливает и осуществляет программу подготовки экипажа воздушного судна, которая предназначена для приобретения и поддержания необходимой квалификации летного экипажа, включая навыки, касающиеся функциональных возможностей человека, а также обучение методам и правилам пользования аварийно-спасательным оборудованием, которое должно находиться на борту, и тренировки по аварийной эвакуации людей с борта воздушного судна.

В соответствии с п. 5.84 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ", утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 г. N 128 (далее ФАП-128), эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.

Согласно п. 2.2 ФАП-128, командир воздушного судна знает и соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила и процедуры тех государств, в воздушном пространстве которых он выполняет полеты.

Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, согласно абзацу третьему пункта 1.2 которых данные федеральные авиационные правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей свидетельств коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет). В соответствии с пунктом 1.3 указанных федеральных авиационных правил выполнение функций члена экипажа воздушных судов осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих федеральных авиационных правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками. Общие требования к пилотам воздушных судов регламентированы разделом II названных федеральных авиационных правил, требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота - разделом IV этих же федеральных авиационных правил. Требования к обладателям свидетельств линейного пилота, установлены главой VI ФАП-147.

Из обжалованного постановления следует, что на основании распоряжения №569-р от 18.10.2019 УГАН НОТБ СФО Ространснадзора в период времени с 23.10.2019 по 20.11.2019 проведена внеплановая выездная проверка АО «Авиакомпания «Ангара» по выполнению требований воздушного законодательства РФ. В ходе проверки установлено, что командир воздушного судна Ан-148 ФИО1 19.10.2019 при выполнении рейса AGU-799 Иркутск-Талакан с 22.05 до 23.45 УТЦ (Всемирное скоординированное время), 20.10.2019 при выполнении рейса AGU-811 Талакан- Иркутск с 01.00 до 03.05 УТЦ управлял воздушным судном Ан-148 без квалификационной проверки выполнения нормальных процедур на воздушном судне не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев для обладателя свидетельства линейного пилота, чем были нарушены обязательные требования п. 5.84 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации ФАП-128.

Данное обстоятельство послужило поводом для составления в отношении ФИО1 начальником отдела надзора за соблюдением летных стандартов и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО5 31 октября 2019 года протокола об административном правонарушении по ч.4 ст. 11.5 КоАП РФ.

После чего, постановлением заместителя начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО2 08 ноября 2019 года командир воздушного судна Ан-148 АО «Авиакомпания «Ангара» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В постановлении должностным лицом указано, что проверка выполнения нормальных процедур на воздушном судне ФИО1 проведена 29.04.2019 года, как обладателю свидетельства коммерческого пилота, о чем свидетельствует запись в летной книжке «Квалификация коммерческого пилота ГА соответствует. 22.05.2019 года ФИО1 получил свидетельство линейного пилота.

Из постановления следует, что поскольку проверка выполнения нормальных процедур на воздушном судне ФИО1 как обладателю свидетельства линейного пилота не проведена, на период проведения внеплановой выездной проверки АО «Авиакомпания «Ангара», должностное лицо Ространснадзора привлекает ФИО1 к административной ответственности по ч.4 ст.11.5 КоАП РФ за то, что КВС Ан-148 ФИО1 управлял воздушным судном 19.10.2019 года и 20.10.2019 года в нарушении требований Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 года № 128, что выразилось в управлении воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, что привело к нарушению правил безопасности эксплуатации воздушных судов.

    Однако с таким выводом должностного лица согласиться нельзя.

    Доводы ФИО1 о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения данного дела он имел действующее свидетельство коммерческого пилота и действующее свидетельство линейного пилота с квалификационной отметкой «Самолет Ан-148» и был допущен к полетам в качестве КВС АН-148, заслуживают внимания.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Одним из принципов законодательства об административных правонарушениях является презумпция невиновности, установленная статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).

                                                                Должностное лицо Ространснадзора в нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, свое постановление не мотивировал, не привел доказательства, на основании которых он пришел к данному выводу, а также не оценил эти доказательства.

Признавая командира воздушного судна АО «Авиакомпания «Ангара» ФИО1 виновным в совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.5 КоАП РФ должностное лицо не указал, какими именно доказательствами подтверждается его вина. В постановлении анализ каких-либо доказательств не проведен и, следовательно, доказательства не оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В постановлении должностным лицом изложена только нормативная база (ссылки на ФАП-128 и ФАП-147), ФЗ-60 от 19.03.1997 года, а также ограничившись лишь выводом о том, что на момент проверки заявитель управлял воздушным судном 19.10.2019 года и 20.10.2019 года не имеющим права управления им.

                                                                Вместе с тем, из представленных материалов дела, а также дополнительно представленных документов заявителем, судом установлено, что из копии летной книжки ФИО1, следует, что заместителем командира ЛО пилотом-инструктором ФИО4 сделана запись из которой следует, что 29.04.2019 года на АН-148 проведена проверка техники пилотирования и навигационных процедур на допуск к самостоятельным полетам в качестве КВС и на подтверждение квалификации Общая оценка: Пять. Может быть допущен к выполнению самостоятельных полетов в качестве КВС Ан-1348 в закрепленном составе экипажа. Квалификация коммерческого пилота ГА соответствует. Достоин присвоения квалификации линейного пилота.

                                                                Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются копией акта квалификационной проверки техники пилотирования от 29.04.2019 в отношении ФИО1

                                                                Из копии свидетельства коммерческого пилота от 03.12.2014 года, следует, что его обладателем является ФИО1

                                                                Из копии свидетельства линейного пилота от 22.05.2019 года следует, что его обладателем является ФИО1

                                                                Из копии задания на полет от 18.10.2019, следует, что задание на полет на воздушном судне Ан-148 по маршруту Иркутск-Талакан номер рейса AGU-799 19.10.2019 года в 22:10 и Талакан-Красноярск номер рейса AGU-811 в 1:10 выполняет командир ВС ФИО1, второй пилот ФИО6

                                                                Таким образом, из вышеизложенного следует, что ФИО1 пройдя проверку навыков для получения свидетельства линейного пилота и выполнения функций командира воздушного судна Ан-148, 29.04.2019 года и получив свидетельство линейного пилота с квалификационной отметкой «Самолет Ан-148 22.05.2019 года не должен был проходить какие-либо повторные проверки для назначения эксплуатантом АО «Авиакомпания «Ангара» на полет в качестве КВС Ан-148. В связи с чем, КВС    Ан-148 ФИО1 управлял воздушным судном 19.10.2019 года и 20.10.2019 года в соответствии с требованиями воздушного законодательства и имеющим права управления им, поскольку имел действующее свидетельство линейного пилота, полученное после проведения установленных проверок навыков.

                                                                Кроме того, доводы ФИО1 изложенные в возражениях должностным лицом должным образом не рассмотрены. В постановлении сделана ссылка на указанные возражения, однако соответствующая оценка им не дана, что является нарушением при рассмотрении материалов дела.

                                                                При этом, доводы изложенные в возражениях заслуживали внимания, поскольку 19.10.2019 года и 20.10.2019 года ФИО1 управлял воздушным судном в соответствии с требованиями воздушного законодательства, и имел действующее свидетельство линейного пилота, что подтверждается вышеперечисленными доказательствами.

Таким образом, при рассмотрении жалобы судом установлено, что событие вмененного ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 11.5 КоАП РФ отсутствует.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление заместителя начальника УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ФИО2 от 08 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по настоящему делу в отношении заявителя - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ 08 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 11.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.1 ░.1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░. 30.9 ░░░░ ░░.

                                                                ░░░░░                                                                                     ░.░. ░░░░░░░░

12-33/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Борбатько Сергей Олегович
Другие
Новак Дарья Сергеевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Сергеева Тереза Ивановна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
19.12.2019Материалы переданы в производство судье
20.12.2019Истребованы материалы
31.12.2019Поступили истребованные материалы
04.02.2020Судебное заседание
13.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее