Дело № 2-952/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2023 года г. Челябинск
Металлургический районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Соха Т.М.,
при помощнике судьи Воеводиной В.А.,
с участием помощника прокурора Буряковской Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамоновой М.Б. к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) о признании незаконными приказов, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мамонова М.Б. обратилась в суд с иском к Федеральном государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» (далее – ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», Университет), с учетом уточнений исковых требований (л.д. 204 т. 3, л.д. 11 т. 6) просит признать незаконным и отменить приказы № от хх.хх.хх, № от хх.хх.хх, восстановить в должности заместителя начальника отдела противопожарной безопасности управления комплексной безопасности, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.
В обоснование исковых требований указала, что с хх.хх.хх по хх.хх.хх работала в должности .... Приказом и.о. ректора ЮУрГУ Вагнера А.Р. от хх.хх.хх № с хх.хх.хх был ликвидирован отдел .... Считает указанный приказ приторным, экономически не обоснованным, носящим явные признаки избавления от неугодных сотрудников. Отдел ... был создан приказом ректора ЮУрГУ Ш.А.Л. от хх.хх.хх № во исполнение приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26 января 2022 г. № 60 «Об организации в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, работы по созданию безопасных условий обучения». В марте 2022 года с целью повышения эффективности подразделения проведено сокращение численности отдела противопожарной безопасности с шести до четырех человек, для работы в отдел приглашены молодые специалисты из числа выпускников 2022 года, имеющие квалификацию «специалист безопасности». С 01 декабря 2022 года ликвидированы два подразделения: отдел противопожарной безопасности (четыре сотрудника) и отдел организации противодействия коррупции идеолого-психологической поддержки (два сотрудника). В основании ликвидации указаны «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном, местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год». При увольнении работодателем были нарушены установленные обязательные процедуры при сокращении штата организации. Работодатель в срок, не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, не оповестил первичную профсоюзную организацию. Не ознакомил её с приказом от хх.хх.хх № «О ликвидации структурных подразделений». Перечни вакантных должностей от хх.хх.хх, от хх.хх.хх, от хх.хх.хх, от хх.хх.хх были не актуальны на дату выдачи, некоторые вакантные должности, заинтересовавшие её, были изначально заняты. В период с 30.09.2022 по 11.10.2022 в штатное расписание управления комплексной безопасности университета были введены две новые должности: специалист по антитеррористической защищенности и специалист по противодействии коррупции, занять которые было предложено сотрудникам сокращаемого этим же приказом отдела организации противодействия коррупции и идеолого-психологической поддержки С.А.А. и С.А.А., при этом работодатель не изучил преимущественное право занять имеющие вакантные должности среди всех сотрудников, подлежащих сокращению. С 01 декабря 2022 года услуги в области ... стали оказывать работники подрядной организации ООО «Алгоритм» К.Н.Д. и Н.Е.Ф., являющиеся бывшими сотрудниками университета и не обладающие более высокой квалификацией, чем сотрудники сокращенного отдела противопожарной безопасности.
В судебном заседании истец Мамонова М.Б. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что ей были предложены вакансии уборщицы, вахтера, доцента, сторожа, при этом со стороны работодателя оказывалось психологическое давление, была создана конфликтная ситуация, сотрудники мешали её трудовому процессу. Около пяти перечней вакантных должностей получала по электронной почте, в том числе, дополнительные перечни. В течение двух дней после получения перечней она подходила к К.Л.И. и знакомилась с ними в письменном виде. С предложенными должностями была не согласна, так как это было ниже её профессионального уровня. Для того, чтобы выяснить наличие вакантных должностей, она не обращалась в отдел кадров, а звонила в структурные подразделения, на кафедры, где ей сообщали, что все должности, которые были указаны в перечнях вакансий, были заняты. Отправляла уведомления ректору, в которых просила предоставить соответствующие для неё должности. Имеющиеся в отделе по коррупции вакансии, ей не были предложены.
В судебном заседании представитель ответчика ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Шведова Е.Е., действующая на основании доверенности (л.д. 74 т. 2), возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных отзывах (л.д. 40-45 т. 1, л.д. 104-108 т. 6). Дополнительно пояснила, что хх.хх.хх и.о. ректора Университета был издан приказ № о ликвидации с хх.хх.хх отделов в структуре .... 05 октября 2022 года Мамоновой М.Б. вручено уведомление о предстоящем увольнении. Истцу неоднократно были предложены все имеющиеся у работодателя вакантные должности, соответствующие её квалификации, а также вакантные нижестоящие должности, нижеоплачиваемая работа, указанные в перечнях от 18.10.2022 г., от 21.10.2022 г., от 28.10.2022 г., от 09.11.2022 г., от 22.11.2022 г., от 30.11.2023 г., от 06.12.2022 г. Все перечни вакантных должностей были вручены Мамоновой М.Б. В связи с тем, что истец отказывалась расписываться в некоторых перечнях, были составлены акты об отказе от подписи. Список от 12.12.2022 г. – это перечень всех вакантных должностей, которые были предложены истцу в течении срока уведомления, был составлен исключительно для суда. Мамонова М.Б. не выразила согласие на перевод ни на одну из предложенных вакантных должностей. В электронной форме истцу направлялись перечни вакантных должностей для предварительного ознакомления, приглашали её для получения документа в бумажном виде. Если бы Мамонова М.Б. изъявила желание на перевод на другую работу, ей бы предложили ознакомиться с должностной инструкцией, с размером заработной платы и надбавками. Должности специалиста по антитеррористической защищенности и специалиста по противодействию коррупции истцу не были предложены, поскольку не соответствовали её квалификации, у истца отсутствовало профессиональное образование в сфере предупреждения коррупционных правонарушений и в сфере обеспечения террористической защищенности объектов (территорий). Указанные должности были предложены другим сотрудникам, должности которых были сокращены.
Выслушав истца, представителя ответчика, показания свидетелей Е.О.В., К.А.М., Д.Е.Ю., Б.О.А., К.К.П., З.Л.Н.., П.О.Б., Ш.Н.А., Г.В.Н., С.Е.А., К.Р.А., Б.О.Н., К.Л.И., А.И.Н., заключение прокурора, полагавшего увольнение истца законным, а исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
В соответствии с частью 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
На основании частей 1, 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу ч. 1 ст. 82 Трудового кодекса Российской Федерации при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Из разъяснений, содержащихся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что в случаях, когда участие выборного профсоюзного органа при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, является обязательным, работодателю надлежит, в частности, представить доказательства того, что при увольнении работника по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя) были соблюдены сроки уведомления, установленные частью первой статьи 82 Кодекса, выборного органа первичной профсоюзной организации о предстоящем сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, а также обязательная письменная форма такого уведомления;
Таким образом, исходя из указанных норм, принятие решения об изменении штатного расписания, численного состава работников организации относится к компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении, осуществляемым работодателем в письменной форме не менее чем за два месяца до увольнения, работнику должна быть предложена другая имеющаяся у работодателя работа (вакантная должность) в данной и другой местности, соответствующая квалификации работника, а при отсутствии такой работы - иные имеющиеся в организации вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемая работа, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ) является унитарной некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательных, научных, социальных и иных функций некоммерческого характера, является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком, что подтверждается Уставом, изменениями к нему, утвержденными приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 46-128, 130-150 т. 1).
В соответствии с п. 4.58 Устава ректор Университета осуществляет текущее руководство деятельностью Университета, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или настоящим уставом к компетенции Министерства, учетного совета Университета и иных органов управления Университета; утверждает структуру Университета, в том числе на основании решений ученого совета Университета, а также штатное расписание Университета; принимает решения о создании и ликвидации структурных подразделений Университета, за исключением структурных подразделений Университета, решение о создании и ликвидации которых отнесено к компетенции ученого совета Университета.
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от хх.хх.хх № с хх.хх.хх исполняющим обязанности ректора ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ) на срок не более 5 лет назначен Вагнер А.Р. (л.д. 129 т. 1).
На основании трудового договора от хх.хх.хх Мамонова М.Б. была принята в ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» на должность ..., начиная с хх.хх.хх на неопределённый срок, что также подтверждается личной карточкой работника, приказом от хх.хх.хх №, копией трудовой книжки (л.д. 14-19, 151-158 том 1).
На основании заявления Мамоновой М.Б. между истцом и ответчиком ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» заключено дополнительное соглашение от хх.хх.хх к трудовому договору от хх.хх.хх, согласно которому стороны согласились на перевод на 1 ставку должности ... с хх.хх.хх, с последующими соглашениями к трудовому договору (л.д. 159-169 т. 1).
Во исполнение решения Ученого Совета университета от 27.12.2021 г. № 4 в целях выполнения мероприятий по безопасности обучающихся и работников университета в структуре университета создано управление комплексной безопасности, в которое включен отдел противопожарной безопасности. В структуре управления комплексной безопасности утверждены подразделения: отдел гражданской обороны, отдел «Стрелковый тир», отдел технических средств охраны, отдел пропускного и внутреннего контроля, отдел противопожарной безопасности, служба радиационной безопасности, ревизионный отдел, отдел организации противодействия коррупции и идеолого-психологической поддержки, что подтверждается приказом ректора ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ) от 24 марта 2022 года № 36-13/09 (л.д. 247-248 т. 1).
Управление комплексной безопасности Университета с Отделом Управление комплексной безопасности, ревизионным отделом, Отделом гражданской обороны, Службой радиационной безопасности, Отделом «Стрелковый тир», Отделом противопожарной безопасности, Отделом технических средств охраны, Отделом пропускного и внутреннего контроля, введено в штатное расписание с 25 марта 2022 года (л.д. 12-19 т. 2).
Как следует из выписки из штатного расписания за апрель 2022 года с 18 апреля 2022 года в штатное расписание введен Отдел противопожарной безопасности Управления комплексной безопасности и должности: начальник отдела, две должности инструктора по противопожарной профилактике и заместитель начальника отдела. В связи с созданием нового управления утверждено новое штатное расписание управления комплексной безопасности (л.д. 1-2, 121-122 т. 2).
Приказом ректора от 22.06.2022 г. № 111-13/09 утверждено Положение об управлении комплексной безопасности (л.д. 113 т. 2).
Как следует из п. 1.1, 1.2 указанного Положения, Управление комплексной безопасности является структурным подразделением Университета и подчиняется непосредственно ректору. Управление создается и ликвидируется на основании приказа ректора (л.д. 105-112 т. 2).
Задачами Управление комплексной безопасности является, в том числе обеспечение пожарной безопасности Университета (п. 2.5 Положения).
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2021 года, протоколом № 11 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 года (л.д. 177-197 т. 2).
Согласно п. 36 указанных Единых рекомендаций в Особенностях формирования систем оплаты труда работников сферы образования в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендовано осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям). Рекомендовано определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Согласно справке о фонде оплаты труда работников Южно-Уральского государственного университета за январь - сентябрь 2022 г.фонд оплаты труда административно-управленческого и вспомогательного персонала составлял 45,55% от общего фонда оплаты труда (л.д. 43 т. 6).
В целях исполнения Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2021 года, протокол № 11 и.о. ректора ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ) принято решение о ликвидации следующих отделов в структуре управления комплексной безопасности: отдела противопожарной безопасности и отдела организации противодействии коррупции и идеолого-психологической поддержки. Начальнику управления по работе с кадрами М.Н.С. приказано организовать уведомление работников о предстоящем увольнении в связи с совращением штата, принять предусмотренные трудовым законодательством меры по переводу работников и их согласия на другую вакантную должность или работу, как соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, что подтверждается приказом и.о. ректора Университета от хх.хх.хх № (л.д. 176 т. 1).
Приказом и.о. ректора от хх.хх.хх № на основании п. 4.50 Устава университета, п. 4.1 Регламента работы Ученого совета университета, утвержденного решением Ученого совета № 2 от 26.10.2020 г., утвержден состав рабочей комиссии по рассмотрению вопросов об изменении структуры университета (л.д. 249 т. 1).
Согласно утвержденному приказом и.о. ректора от хх.хх.хх № Положению об управлении комплексной безопасности, управление является структурным подразделением Университета и подчиняется непосредственно ректору. Управление создается и ликвидируется на основании приказа ректора (л.д. 114-120 т. 2).
Обеспечение пожарной безопасности Университета не является задачей Управления комплексной безопасности (п. 2 Положения).
Как следует из штатной расстановки за период с хх.хх.хх по хх.хх.хх И.А.В. занимал ...; Мамонова М.Б. – должность ...; Г.В.Н. и К.Р.А. – должности ... (л.д. 11 т. 2, л.д. 1-247 т. 5).
хх.хх.хх Мамонова М.Б. получила предупреждение от хх.хх.хх о предстоящем увольнении по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации по истечении двух месяцев с даты получения предупреждения. Выразила несогласие с предупреждением, указала, что ею будет подано исковое заявление по данному поводу, полагала предупреждение незаконным и противоречащим законодательству РФ. В этом же предупреждении просила предоставить ей «неотгулянный» отпуск за время работы. Указала, что на неё было оказано психическое давление со стороны присутствующих Е.О.В., Ш.Н.А., Р.Е.Ю. Просила разобраться и дать правовую оценку (л.д. 199 т. 1).
Председатель объединенной первичной профсоюзной организации ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ) 05 октября 2022 года уведомлен о сокращении численности и штата и планируемом расторжении трудовых договоров со следующими работниками: инспектором Отдела организации противодействия коррупции и идеолого-психологической поддержки С.А.А., ... Мамоновой М.Б., ... И.А.В., ... Г.В.Н., ... С.А.А., ... К.Р.А. (л.д. 198 т. 1).
Как следует из ответа ОКУ ЦЗН г. Челябинска на запрос суда (л.д. 34-39 т. 1), в адрес отдела по Тракторозаводскому и Центральному районам ОКУ Центр занятости населения г. Челябинска ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» разместил сведения на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» через личный кабинет работодателя. За период с 30.09. по 12.12.2022 г. от ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» на единой платформе поданы несколько отчетов: 05.10.2022 на сокращение с 05.10. по 06.12.2022 шести работников в связи с оптимизацией организационно-штатной структуры университета, в списке числится Мамонова М.Б., ... (особая категории – гражданин предпенсионного возраста, условия оплаты труда, средний размер заработной платы (за последние три месяца) 79 500 руб.
хх.хх.хх на сокращение с 07.10 по хх.хх.хх восьми работников, в списке числится Мамонова М.Б. ... (особая категории – гражданин предпенсионного возраста, условия оплаты труда, средний размер заработной платы (за последние три месяца) 16 771 руб.
хх.хх.хх поданы два «нулевых» отчета по сокращению за периоды 05.10. – 06.12 и 07.10. – хх.хх.хх как подтверждение закрытия процедур увольнения работников и отсутствия сокращений на дату 21.12.2022 г.
По данным информационной базы ОКУ Центра занятости населения г. Челябинска в интервале 01.10.2019 г. – 22.12.2022 г. вакансии ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» вводились 59 раз. Одна и та же вакансия могла быть введена, закрыта и позже снова введена в базу данных в данном периоде. Были введены 37 наименований вакансий на 150 мест суммарно. На 01.03.2023 г. в базе данных ОКУ Центра занятости населения г. Челябинска открытых вакансий нет. На Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа России» на 01.03.2023 г. нет открытых вакансий с местом работы в г. Челябинске (л.д. 85-86 т. 2).
Ответчиком ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» представлены списки вакантных должностей, включенных в штатное расписание на 21.10.2022 г., на 26.10.2022 г., на 02.11.2022 г., на 11.11.2022 г., на 02.12.2022 г., на 02.12.2022 г., на 07.12.2022 г. (л.д. 44-70 т. 6).
Согласно перечню вакантных должностей от 18 октября 2022 года, составленному ... М.Н.С., работодателем истцу Мамоновой М.Б. были предложены следующие имеющиеся в Университете по состоянию на обозначенную дату вакантные должности: гардеробщик, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик служебных помещений, швейцар, дворник, заведующий хозяйством, заведующий учебной лабораторией, инженер, страший научный сотрудник, доцент, старший преподаватель, инженер подразделения защиты информации, инженер НИЛ технической самодиагностики и самоконтроля приборов и систем, инженер информационно-измерительной техники, грузчик, менеджер, переплетчик, печатник плоской печати, редактор, научные сотрудники, инженер подразделения теоретической и прикладной химии, электроник, инженер экологии и химической технологии, инженер лаборатории физических исследований, переводчик, специалист по учебно-методической работе, преподаватель иностранных языков, заведующий учебной лабораторией отечественной и зарубежной истории, специалист по учебно-методической работе, видеооператор, монтажер, вахтер, инженер сервиса и технологии художественной обработки металлов, специалист по учебно-методической работе института спорта, туризма и сервиса, воспитатель в Многопрофильном колледже, медицинская сестра, заведующий сектором библиотеки, переводчик центра библиографических и электронных ресурсов, специалист по информационным ресурсам, электроник отдела компьютеризации библиотечных процессов, инженер центра виброиспытаний и мониторинга состояния конструкций, инженер научно-образовательного центра «Металлургия», программисты, доцент кафедры материаловедения и физико-химии материалов, инженер научной лаборатории, инженер-конструктор, инженер научно-исследовательской лаборатории; инженер электропривода, мехатроники и электромеханики; методист электропривода, мехатроники и электромеханики; инженер электрических станций, сетей и систем электроснабжения; водитель автомобиля; дорожный рабочий; слесарь по ремонту автомобилей; стропальщик; тракторист; кровельщик по стальным кровлям; плотник; старший мастер ремонтно-строительного участка; штукатур; программист центра олимпиадного программирования; тренер; инженер по качеству отдела контроля, лицензирования и аккредитации образовательной деятельности; маляр; плотник спортивно-оздоровительного комплекса; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий; инспектор паспортной службы; дворник, заведующий складом, вахтер, уборщик служебных помещений, уборщик мусоропроводов, газосварщик, слесарь-сантехник, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий в студенческом городке ЮУРГУ; оператор видеозаписи; инженер функционального отдела; электроник узла связи; ведущий программист вычислительного центра; инженер по надзору за строительством; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий строительного участка; специалист по рекламе; оператор диспетчерской службы; электромонтер охранно-пожарной сигнализации; инженер пропускного и внутреннего контроля; начальник пресс-службы; редактор; начальник отдела мониторинга и аналитики; аналитик отдела информационного сопровождения; начальник отдела информационного сопровождения; заместитель начальника планово-финансового отдела; менеджер проектов службы подготовки и сопровождения проектов; специалист по подготовке проектов; специалист по инновационной работе; главный научный сотрудник; аккомпаниатор центра творчества и досуга; слесарь-сантехник энерго-сервисного отдела; газосварщик, слесарь-ремонтник слесарь-сантехник, слесарь-ремонтник по ремонту электрооборудования отдела главного энергетика; заместитель директора центра развития карьеры; преподаватель инженерной и компьютерной графики; старший преподаватель архитектуры; психолог; специалист по учебно-методической работе психологии управления и служебной деятельности; преподаватель клинической психологии; доцент кафедры таможенного дела; доцент кафедры экономики промышленности и управления проектами; старший преподаватель кафедры экономики промышленности и управления проектами; преподаватель экономики и финансов; директор школы бизнеса; старший научный сотрудник менеджмента; старшие научные сотрудники кафедры экономики и финансов; инженер защиты информации; преподаватель автоматики и управления; заведующий лабораторией НИЛ технической самодиагностики и самоконтроля приборов и систем; старший научный сотрудник электронных вычислительных машин; заместитель директора центра по научно-исследовательской работе научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования; методист научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования; инженер института дополнительного образования; старший преподаватель математического анализа и методики преподавания математики; две должности «старший научный сотрудник» научно-исследовательской лаборатории молекулярной электроники; заведующий лабораторией научно-исследовательской лаборатории прикладных полугрупповых исследований; инженер теоретической и прикладной химии; инженер физики наноразменых систем; специалист по учебно-методической работе; доцент кафедры международных отношений, политологии и регионоведения; доцент кафедры лингвистики и перевода; преподаватель лингвистики и перевода; преподаватель иностранных языков; доцент кафедры русского языка как иностранного; преподаватель русского языка как иностранного; заместитель директора центра дополнительного образования «Лингвистический центр»; художник; специалист по учебно-методической работе журналистики, рекламы и связи с общественностью; старший научный сотрудник научно-образовательного центра практической прикладной философии; доцент журналистики, рекламы и связи с общественностью; старший преподаватель журналистики, рекламы и связи с общественностью; доцент кафедры русского языка и литературы; директор образовательного центра «Детский интернет-университет»; специалист по учебно-методической работе учебно-методического отдела; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий отдела организаций дистанционных технологий; повар Многопрофильного колледжа; уборщик служебных помещений зала групповых программ; гардеробщик плавательного бассейна; монтажник санитарно-технических систем и оборудования, плотник, слесарь-сантехник, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования службы главного инженера; уборщик служебных помещений в тренажерном зале «Олимпия»; водитель автомобиля, плотник, штукатур отдела эксплуатации и ремонта; администратор физического воспитания и здоровья; дежурный по спортивному залу, тренер зала групповых программ; инструктор по спорту легкоатлетического манежа; инструктор по спорту в тренажерном центре «Олимпия»; старший преподаватель физического воспитания и здоровья; преподаватель, старший преподаватель спортивного совершенствования; заведующий производством, заведующий столовой Многопрофильного колледжа; агент рекламный, специалист по связям с общественностью отдела развития; менеджер отдела маркетинга; администратор отдела информационных технологий; мойщик посуда столовая корпуса «Сигма»; кондитер, кухонный рабочий столовой главного учебного корпуса; кассир столовой корпуса «Сигма»; заместитель директора по лечебной работе медицинского центра «Сигма»; агент коммерческий, врач мануальной терапии, инструктор по лечебной физкультуре, медицинская сестра реабилитационного отделения; врач, врач-терапевт, врач-невролог амбулаторно-поликлинического отделения; врач ультразвуковой диагностики, врач-уролог, врач-хирург урологического отделения; заведующий международной научно-исследовательской лаборатории виртуальной реальности; специалист по учебно-методической работе научной библиотеки; электрогазосварщик; инженер, инженер-конструктор; инженер-конструктор 2 категории конструкторского отдела; инженер научно-исследовательского института перспективных материалов и технологии ресурсосбережения; директор, программист научно-образовательного центра «Геоинформационные системы»; водитель автомобиля лаборатории разработки компьютерных средств обучения; слесарь-ремонтник, слесарь-электромонтажник отдела «Гидравлика»; заведующий лабораторией, инженер лаборатории разработки компьютерных средств обучения; инженер отдела гидравлики; инженер отдела «материаловедения»; старший лаборант отдел «Строительство»; заведующий учебной лабораторией психологии управления и служебной деятельности; начальник отдела «Холодильник»; начальник отдела «Станки с ЧПУ»; инженер, специалист по учебно-методической работе, старший лаборант материаловедения и физико-химии материалов; старший научный сотрудник электрических станций, сетей и систем; инспектор отдела информации; инженер центра специальных экспертиз специального управления; уборщик служебных помещений, администратор спортивно-оздоровительного комплекса; заведующий студенческого общежития студенческого городка ЮУРГУ; оператор видеозаписи, художник главной редакции телевидения; инспектор пропускного и внутреннего контроля; старший инспектор учебно-производственного центра рекламных технологий; специалист по работе с иностранными гражданами; переводчик отдела организации международного научного сотрудничества; инженер научно-производственного центра «Промышленная автоматика»; инженер инновационного отдела; экономист информационно-аналитического отдела; главный научный сотрудник управления научной и инновационной деятельности; руководитель кружка, хормейстер центра творчества и досуга; кассир, начальник, загрузчик-выгрузчик пищевой продукции 2 разряда отдела рекламных технологий и оперативной печати; специалист по учебно-методической работе физико-математической школы; специалист по учебно-методической работе уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии; специалист по учебно-методической работе конституционного и административного права; специалист по учебно-методической работе гражданского права и гражданского судопроизводства; специалист по учебно-методической работе предпринимательского, конкурентного и экономического права; специалист по учебно-методической работе учебно-методического отдела; доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и судебной экспертизы (л.д. 200-207 т. 1).
хх.хх.хх в 10 часов 20 минут в ауд. № начальником управления комплексной безопасности Е.О.В., ... Б.О.А., ... К.А.М. было предложено Мамоновой М.Б. получить на руки оригиналы перечней вакантных должностей (имеющейся работы) ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)». Мамонова М.Б. отказалась от ознакомления с перечнем вакантных должностей и от подписи в получении перечня вакантных должностей от 18.10.2022 г., о чем составлен соответствующий акт от 21 октября 2022 года (л.д. 208 т. 1).
Из перечня вакантных должностей от 21 октября 2022 года, составленного ... М.Н.С., усматривается, что работодателем истцу Мамоновой М.Б. были предложены следующие вакантные должности: инженер-программист, сварщик лаборатории разработки компьютерных средств обучения НПИ «Учебная техники и технологии»; программист отдела «Материаловедения» НПИ «Учебная техники и технологии»; инженер-исследователь ресурсного центра специальной металлургии НИИ опытного машиностроения; лаборант цифровой экономики и информационных технологий; доцент кафедры конституционного и административного права; гардеробщик хозяйственного отдела в учебно-спортивном комплексе; преподаватель, мойщик посуды в Многопрофильном колледже; заведующий учебной лабораторией клинической психологии; лаборант межкафедральной учебной лаборатории «Математическое моделирование и компьютерные технологии»; инженер сервиса и технологии художественной обработки материалов; профессор градостроительство, инженерные сети и системы; младший научный сотрудник строительных конструкций и сооружения; лаборант спортивного сооружения; специалист по работе с молодежью управления по внеучебной работе (л.д. 209-210 т. 1).
хх.хх.хх в 14 часов в 30 минут в ауд. № инспектором отдела кадров К.Л.И., ... Р.Е.Ю., ... Б.О.А. был вручен Мамоновой М.Б. оригинал дополнительного перечня вакантных должностей (имеющейся работы) ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» от 21.10.2022 г. Поставить свою подпись в получении на руки оригинала перечня вакантных должностей Мамонова М.Б. отказалась, о чем составлен акт от 26 октября 2022 года (л.д. 211 т.1).
В дополнительном перечне вакантных должностей (имеющейся работы), включенных в штатное расписание ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» от 28 октября 2022 года Мамоновой М.Б. были предложены следующие имеющиеся на Университете по состоянию на обозначенную дату вакантные должности: старший инспектор института дополнительного образования, заместитель заведующего общежитием Студенческого городка; начальник отдела новостей управления медиакоммуникации и мониторинга; повар 2 разряда столовой главного учебного корпуса комбината питания; каменщик отдела эксплуатации и ремонта учебно-спортивного комплекса; инспектор управления по внеучебной работе; гардеробщик хозяйственного отдела в учебно-спортивном комплексе; преподаватель многопрофильного колледжа; начальник отдела «Станки с ЧПУ» НИИ «Учебная техника и технологии»; научный сотрудник кафедры материаловедения и физико-химии материалов; доцент кафедры гражданского права и гражданского судопроизводства; преподаватель кафедры русского языка и литературы; инспектор учебного отдела института лингвистики и международных коммуникаций; преподаватель кафедры процессов и машин обработки металлов под давлением (л.д. 212-213 т. 1).
Мамонова М.Б. дополнительный перечень от 28 октября 2022 года получила 02 ноября 2022 года. Указала, что список вакантных должностей не соответствует действительности на дату предъявления. Просила предоставить ей фактический список вакантных должностей на дату получения.
В дополнительном перечне вакантных должностей (имеющейся работы), включенных в штатное расписание ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ) от 09 ноября 2022 года, Мамоновой М.Б. были предложены следующие имеющиеся в Университете вакантные должности: инженер кафедры информационно-измерительной техники; инженер кафедры автоматизированного управления; доцент кафедры электронных вычислительных машин; старший администратор зала групповых программ учебно-спортивного комплекса; доцент кафедры спортивного совершенствования (л.д. 214 т. 1).
Мамонова М.Б. дополнительный перечень от 09 ноября 2022 года получила 11 ноября 2022 года. Указала, что список вакантных должностей не соответствует действительности, по двум должностям нет вакантных должностей. Просила предоставить ей фактический список вакантных должностей на дату предъявления.
Согласно перечню вакантных должностей (имеющейся работы), включенных в штатное расписание ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ), от 22 ноября 2022 года Мамоновой М.Б. были все 214 имеющихся в Университете вакантных должностей (имеющейся работы) (л.д. 215-223 т. 1).
хх.хх.хх в 10 часов 45 минут в ауд. № инспектором отдела кадров К.Л.И., ... Р.Е.Ю., ... Б.О.А. был вручен Мамоновой М.Б. оригинал перечня вакантных должностей (имеющейся работы) ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» от 22.11.2022 г. Поставить свою подпись в получении на руки оригинала перечня вакантных должностей Мамонова М.Б. отказалась, о чем составлен акт от 02 декабря 2022 года (л.д. 224 т.1).
В дополнительном перечне вакантных должностей (имеющейся работы), включенных в штатное расписание ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ) от 30 ноября 2022 года, Мамоновой М.Б. были дополнительно предложены следующие имеющиеся в Университете вакантные должности: инженер-исследователь отдела геодезии, картографии, землеустройства; профессор кафедры отечественной и зарубежной истории; доцент кафедры теории государства и права, трудового права; инженер НИИ перспективных материалов и технологии; профессор кафедры электропривода, мехатроники и механики; доцент кафедры спортивного совершенствования; доцент кафедры математического и компьютерного моделирования; повар центра питания; программист вычислительного центра Управления информатизации; диспетчер многопрофильного колледжа; лаборант-исследователь отдела расчетов и испытаний (л.д. 225 т. 1).
Истец дополнительный перечень от 30 ноября 2022 года получила 02 декабря 2022 года. Указала, что список вакантных должностей не соответствует действительности на дату предъявления. Просила предоставить ей достоверный список вакантных должностей на дату предъявления на 30.11.2022 г.
Согласно перечню вакантных должностей (имеющейся работы), включенных в штатное расписание ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ), от 06 декабря 2022 года Мамоновой М.Б. были предложены все имеющиеся в Университете вакантные в количестве 201 должности (л.д. 226-233 т. 1).
хх.хх.хх в 11 часов 00 минут в ауд. № ... К.Л.И., ... Б.О.А., ... К.К.П. был вручен Мамоновой М.Б. оригинал перечня вакантных должностей (имеющейся работы) ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» от 06.21.2022 г. Поставить свою подпись в получении на руки оригинала перечня вакантных должностей Мамонова М.Б. отказалась, о чем составлен акт от 07 декабря 2022 года (л.д. 234 т.1).
Представителем ответчика суду представлен список вакантных должностей по состоянию на 12.12.2022 г., которые были предложены истцу в течении всего периода уведомления (л.д. 235-242 т. 1).
Из представленной представителем ответчика переписки по корпоративной электронной почте следует, что истцу Мамоновой М.Б. были направлены приглашения явиться в отдел кадров и перечни вакантных должностей (л.д. 172-181 т. 3).
С 01 декабря 2022 года в структуре Управления комплексной безопасности введены следующие подразделения: Управление комплексной безопасности (специалист по противодействию коррупции, специалист по антитеррористической защищенности, делопроизводитель); отдел «Стрелковый тир» (начальник отдела, оператор технической поддержки, инструкторы по спортивной стрельбе, дежурный по приему и выдачи оружия); Отдел технических средств охраны (начальник отдела, операторы диспетчерской службы, электромонтеры охранно-пожарной сигнализации, техники); отдел пропускного внутреннего контроля (старшие инспекторы пропускного и внутреннего контроля, старшие дежурные, дежурные, инспекторы пропускного и внутреннего контроля. Отдел противопожарной безопасности в штатное расписание не введен (л.д. 5-10 т. 2).
В соответствии с приказом и.о. ректора ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ) от хх.хх.хх № о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), действие вышеуказанного трудового договора прекращено в связи с сокращением штата работников организации на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации Мамонова М.Б. уволена хх.хх.хх, с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка за первый месяц со дня увольнения, денежной компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск продолжительностью 17 календарных дней (л.д. 243 т.1).
Истец с приказом ознакомлена хх.хх.хх, что подтверждается её подписью.
В день увольнения Мамоновой М.Б. была выдана трудовая книжка и произведен окончательный расчет с выплатой выходного пособия и компенсацией за неиспользованный отпуск (л.д. 244-246 т. 1, 26-29, 60-64, 68 т. 2).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ... ЮУРГУ Е.О.В., показал, что было сокращение отдела коррупции и терроризма. Все, кто занимал в нем должности, были сокращены. Мамоновой М.Б. вручали перечни вакансии. Он участвовал при вручении перечня от 21.10.2022 г. В этот день утром ему позвонила начальник отдела кадров, попросила присутствовать при вручении перечня вакансий. Все пошли в кабинет 456 к Мамоновой М.Б., озвучили ей перечень вакансий, она отказалась его подписывать. Перечень положили ей на стол. После отказа истца от подписи присутствующие при вручении перечня составили акт.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор по кадрам в ЮУрГУ К.А.М. показала, что Мамоновой М.Б. были предложены перечни вакантных должностей, с которыми истец была ознакомлена. Перечни вакантных должностей вручали с Б.О.А. и ... Е.О.В. в кабинете Мамоновой М.Б. в октябре 2022 г. Они зашли в кабинет, чтобы вручить перечень, Мамонова М.Б. сообщила о том, что не будет принимать его, от получения перечня отказалась. До этого перечень направляли истцу по электронной почте. В присутствии Е.О.В. и Б.О.А. был составлен акт об отказе в получении перечня вакантных должностей.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ... в ЮУрГУ Д.Е.Ю. показала, что руководством было принято решение о ликвидации отделов. Мамоновой М.Б. предлагали должности несколько раз. Истец приходила к ним в отдел кадров для того, чтобы получить перечни вакантных должностей. К.Л.И. вручала Мамоновой М.Б. списки должностей, она при этом присутствовала. В каких-то перечнях истец расписывалась, в каких-то нет. Всего было более пяти перечней вакантных должностей, в том числе дополнительные перечни. Мамонова М.Б. приходила к ним в кабинет, забирала перечни, расписываться отказывалась. В каких-то перечнях должностей писала замечания.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор отдела кадров в ЮУрГУ Б.О.А. показала, что при ней несколько раз Мамоновой М.Б. вручали перечни вакантных должностей. Иногда истец сама приходила за перечнями по вызову, иногда направляли их по электронной почте, писали ей письма с просьбой прийти в отдел кадров и получить перечни вакантных должностей. Все перечни истец забирала с собой. Предлагали Мамоновой М.Б. расписаться, иногда расписывалась, иногда нет. В октябре 2022 г. истец не пришла в отдел кадров за получением перечня. Тогда они с Е.О.В. и К.А.М. пошли Мамоновой М.Б. в каб. 456, чтобы лично вручить ей перечень. До этого звонили, приглашали истца, отправляли ей письма по электронной почте. В связи с тем, что Мамонова М.Б. отказалась ознакомится с перечнем, он был зачитан вслух, но она попросила их выйти из кабинета. Сказала, что список вакантных должностей не соответствует действительности, отказалась его подписывать, после чего присутствующие начали составлять акт, а затем вышли из кабинета и закончили составление акта в коридоре.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля делопроизводитель в студенческом городке К.К.П. показала, что в декабре 2022 года она присутствовала в отделе кадров при вручении Мамоновой М.Б. сотрудниками отдела кадров перечня вакантных должностей. Истец с перечнем ознакомилась и отказалась в нем расписываться, в связи с чем, был составлен акт об отказе от подписи.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ... ЮУрГУ З.Л.Н. показала, что всегда встречается с людьми, которые звонят по вакансиям. Вопросами приема и перевода занимается отдел кадров, она такие вопросы не решает. В отделе кадров ей дали указание о том, чтобы не приглашать людей по вакансиям, пока идет процедура сокращения. Мамонова М.Б. не звонила ей по поводу вакансии «заведующий общежитием».
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ... П.О.Б., показала, что Мамонова М.Б. звонила ей по перечню вакантных должностей от 30.11.2022 г. Состоялась встреча, при которой присутствовали Мамонова М.Б., Ильин А. и еще молодой человек. Она им сообщила, что есть вакансия диспетчера, который занимается составлением расписания и заменой расписания, желательно с педагогическим образованием и знанием учебного процесса. Мамонова М.Б. согласие или несогласие занять эту должность не выразила. У нее нет полномочий на прием сотрудников на работу, на заключение трудового договора.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ... Ш.Н.А. показала, что присутствовала при вручении предупреждения о сокращении должности. Вместе с ... Е.О.В. и инспектором отдела кадров Р.Е.Ю. они поднялись в кабинет №, где находилась Мамонова М.Б., для того чтобы ознакомить работника с предстоящим сокращением, вручить предупреждение. Сотрудник отказалась получить предупреждение, находилась в нервозном состоянии. Тогда Р.Е.Ю. зачитала его вслух, а также разъяснила Мамоновой М.Б. права и дальнейшие её действия, после чего предложила подписать предупреждение. Истец забрала предупреждение и написала в нем петицию или обращение, попросила сделать ей заверенную копию.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Г.В.Н. показал, что ранее работал в отделе ..., также подлежал сокращению. 10.10.2022 г. в ЮУрГУ произошел пожар, подожгли мусорный бак. Сотрудники отдела собрались в каб. 456, обсудить произошедшую ситуацию. Зашли люди, которые представились сотрудниками отдела кадров и ... Е.О.В. Они сообщили, что будут зачитывать предупреждение о сокращении должности, которую занимала Мамонова М.Б. Он и К.Р.А. уже были ознакомлены с предупреждением, получили его в первых числах октября 2022 года. Мамонова М.Б. говорила присутствующим, что она сейчас не в этой должности, которую работодатель намерен сокращать. Но они её не послушали и продолжали зачитывать предупреждение. Предлагали расписаться. Мамонова М.Б. почувствовала себя плохо. После чего, сотрудники отдела кадров продолжили зачитывать предупреждение в меньшем составе. Ему предлагали пять – шесть списков вакантных должностей. Кто-то сказал, что нужно звонить в структурные подразделения и договариваться по вакансиям.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ... С.Е.А. показала, что на основании приказа о ликвидации отдела инспектор К.Л.И. подготовила предупреждение о сокращении должности. Сотрудники отделов были приглашены в отдел кадров по телефону. Мамонова М.Б. не пришла. 05.10.2022 г. она поручила другим инспекторам Р.Е.Ю., Ш.Н.А. лично вручить предупреждение Мамоновой М.Б. Через некоторое время в кабинете К.Л.И. она услышала разговор на повышенных тонах. Присутствовали все инспекторы, Ш.Н.А., Б. и Мамонова М.Б. Ей сообщили о том, что истца пытались ознакомить с предупреждением, разъяснить ей права, но Мамонова М.Б. их перебивала, говорила о том, что всё незаконно. После чего она попыталась рассказать истцу о порядке действий по сокращению должности, Мамонова М.Б. не желала слушать, говорила, что на неё оказывают психологическое давление. Разговора с истцом не получилось. 12.10.2022 г. она подробно разъяснила права, гарантии, компенсации всем работникам отдела противопожарной безопасности, в том в числе Мамоновой М.Б., о том, что сотрудники не могут быть уволены в течение двух месяцев, о том, что сотрудники отдела кадров в течении всего срока предупреждения будут предлагать им перечни должностей, с которыми им необходимо будет ознакомиться. А также разъяснила им, что сотрудники вправе ознакомится с размером заработной платы, должностными инструкциями, с выплатами. Она не предлагала сотрудникам противопожарного отдела звонить в структурные подразделения по предложенным вакансиям, все кадровые вопросы решает отдел кадров. Штатные расписания находятся только в отделе кадров. Работникам отдела противопожарной безопасности предлагали большое количество вакансий, но никто из них ни по одной должности не выразил свое согласие на перевод. Если бы Мамонову М.Б. заинтересовала какая-то вакансия, она должна была подойти к инспектору, а затем к ней, поскольку оригинал штатного расписания, в котором указана зарплата по вакансиям, находится у неё. Истец не обращалась к ней по поводу выдачи должностных инструкций и размера заработной платы. Мамоновой М.Б. вручали около трех полных перечня вакантных должностей, а также дополнительные перечни, составленные по вновь введенному штатному расписанию. Пока сокращаемые сотрудники не ознакомятся с имеющимися вакансиями, прием сотрудников со стороны приостанавливается. Когда Мамоновой М.Б. вручали перечень вакансий, сотрудники С.А.А. и С.А.А. уже были приняты на соответствующие должности, поскольку истец не явилась в отдел кадров за получением предупреждения. Перечень вакансий формируется автоматически. Сотрудникам С.А.А. и С.К.В. был предложен большой перечень вакансий, они изъявили желание на перевод. Мамонова М.Б. длительное время не являлась в отдел кадров для получения первого перечня, было принято решение направить его по электронной корпоративной почте, попросили её ответить. В связи с отсутствием от истца ответа, инспекторы направились вручать ей перечень лично.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля К.Р.А., показал, что ранее работал в отделе ..., также подлежал сокращению. Ему позвонили из отдела кадров, попросили подойти за предупреждением о сокращении. Перечень вакантных должностей вручали в кабинете отдела кадров почти одновременно с уведомлением о сокращении. Затем еще несколько раз он получал перечни вакантных должностей, приносили их Мамоновой М.Б. Сотрудники отдела кадров разъяснили, что необходимо подходить и спрашивать о вакантных должностях. В наличии вакантных должностей, указанных в перечнях, он узнавал у непосредственного руководителя структурного подразделения, в отдел кадров по этому поводу не подходил. С.Е.А. разъясняла все права и гарантии всем сотрудникам отдела противопожарной безопасности, в том, числе Мамоновой М.Б.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Б.О.Н. показала, что ранее работала в должности ... в ЮУрГУ, которая была сокращена. 05.10.2022 г. она находилась в кабинете № 456, приходила к Мамоновой М.Б. по рабочим вопросам. Из отдела кадров пришли сотрудники, были настроены решительно, хотели вручить предупреждение о сокращении. Мамонова М.Б. попросила их выйти, пояснила, что закончит рабочие вопросы и сама придет в отдел кадров. Затем стали зачитывать истцу предупреждение, только после чего Мамонова М.Б. расписалась в предупреждении и написала в нем о своем несогласии. Истцу разъяснили право на перевод на другие вакантные должности. Считает, что сотрудники отдела кадров не должны были вручать предупреждение Мамоновой М.Б. в присутствии посторонних лиц. Её должность тоже подлежала сокращению, но она отнеслась к этому более спокойно, чем Мамонова М.Б., вслух ей не зачитывали предупреждение, она просто расписалась в нем. Когда ей вручали списки, она посчитала, что необходимо выяснять наличие вакантных должностей непосредственно в структурных подразделениях, а не в отделе кадров. Два раза звонила в структурные подразделения, с кем разговаривала о наличии вакансий, не знает.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля инспектора отдела кадров К.Л.И. показала, что руководством был издан приказ о ликвидации отдела ..., необходимо было подготовить предупреждение о сокращении штата сотрудников. 04.10.2023 г. она позвонила Мамоновой М.Б., сказала, что необходимо подойти в отдел кадров и получить предупреждение, но истец не явилась. 05.10.2023 г. она вновь позвонила в отдел противопожарной безопасности, пришли Г.В.Н. и К.Р.А., расписались в предупреждениях. Мамонова М.Б. не явилась, она сообщила об этом начальнику, которая позвонила истцу, но та сказала, что ей некогда. 05.10.2022 г. сотрудники отдела кадров решили лично вручить Мамоновой М.Б. предупреждение. Истец не желала подписывать, написала о своем несогласии с предупреждением. Начальник отдела кадров сформировала перечень вакантных должностей, отдала ей, чтобы направить всем сотрудникам, подлежащим сокращению. Позвонила в отдел противопожарной безопасности, пришли Г.В.Н. и К.Р.А., расписались о получении перечня вакантных должностей. Мамонова М.Б. не явилась, в связи с чем, она написала истцу письмо с перечнем вакансий, отправила по электронной почте. В ответ Мамонова М.Б. написала, что должности не соответствуют действительности, так и не пришла в отдел кадров. Перечни вакантных должностей формировали около пяти раз. Некоторые перечни сотрудники отдела кадров приносили истцу, пытались ей вручить, составляли акты. Два раза Мамонова М.Б. получила перечни в отделе кадров. В течение срока уведомления после вручения предупреждения истец ни разу не пришла по вопросу заинтересовавших её должностей. Она не говорила истцу о том, что необходимо звонить в структурные подразделения и выяснять о наличии вакансий, указанных в перечнях. Если бы Мамонова М.Б. изъявила желание на перевод, её бы перевели без согласия руководителя структурного подразделения. Начальник отдела кадров разъясняла истцу все права и гарантии. Отдел, в которых работали С.А.А. и С.К.В., также подлежал ликвидации, им вручали предупреждения о сокращении должностей. 04 октября 2022 г. С.А.А. и С.К.В., получив перечень, изъявили желание на перевод на вакантные должности, в связи с чем, должности специалиста по антитеррористической защищенности и специалиста по противодействии коррупции были исключены из перечня должностей. Первый перечень вакантных должностей она всем сокращаемым работникам направляла в один день.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля А.И.Н. показала, что ранее работала в должности методиста в ЮУрГУ, которая была сокращена. Предупреждение о сокращении её должности она получила 07.10.2022, были предложены списки вакантных должностей от профессора до уборщицы. Она звонила и узнавала в структурных подразделениях, есть ли заинтересовавшая её должность, с кем разговаривала не знала. Сотрудники отдела кадров говорили о том, что есть вакантные должности, а в структурных подразделениях утверждали, что таких должностей нет. Когда сотрудники отдела кадров вручали ей список с вакантными должностями, они не говорили, что нужно звонить в структурные подразделения. Она сама приняла такое решение.
Не доверять показаниям свидетелей у суда оснований не имеется, они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, их показания согласуются между собой, а также подтверждаются пояснениями представителя ответчика, которая также поясняла, что Мамонова М.Б. не выражала согласие на перевод на какую-либо предложенную ей должность.
Кроме того, получение Мамоновой М.Б. всех перечней вакантных должностей, имеющихся в штатном расписании и вновь введенных в штатное расписание, подтверждается электронными письмами (л.д. 172-181 т. 3) и не оспаривается истцом.
В обоснование доводов незаконности увольнения Мамонова М.Б. ссылается на то, что в период с 30.09.2022 по 11.10.2022 в штатное расписание управления комплексной безопасности университета были введены две новые должности: специалист по антитеррористической защищенности и специалист по противодействии коррупции, занять которые было предложено сотрудникам сокращаемого этим же приказом отдела организации противодействия коррупции и идеолого-психологической поддержки С.А.А. и С.К.В., при этом работодатель не изучил преимущественное право занять имеющие вакантные должности среди всех сотрудников, подлежащих сокращению.
Действительно, должность инспектора Отдела организации противодействия коррупции и идеолого-психологической поддержки, занимаемая С.А.А., и должность инспектора Отдела организации противодействия коррупции и идеолого-психологической поддержки, занимаемая С.К.В.., также подлежали сокращению в связи с ликвидацией отдела организации противодействия коррупции и идеолого-психологической поддержки.
Из должностной инструкции инспектора в отдела организации противодействия коррупции и идеолого-психологической поддержки управления комплексной безопасности, утвержденной 12 июля 2022 года, следует, инспектор обязан: осуществлять сбор информации, поступающей из внутренних и внешних источников, в том числе по «Телефону доверия», для проведения проверок соблюдения требований законодательства в сфере противодействия коррупции, а также получать информацию о ходе проведения с работниками и иными лицами, с их согласия, бесед, опросов, получать их пояснения; организовывать работу комиссии по категорированию объектов (территорий) антитеррористической защищенности и информировать её представителей о дате, времени и месте проведения обследования, оформлять всю необходимую документацию; проверять информацию и предоставлять начальнику управления комплексной безопасности документы в связи с выявлением признаков коррупционного правонарушения; проводить и организовывать обучающие мероприятия по вопросам предупреждения коррупционных правонарушений; обеспечивать направление сведений о применении к лицу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (в случае распространения на них требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции); обеспечить правовую основу деятельности комиссии по соблюдению работниками требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в том числе представление в комиссию информации и материалов, необходимых для работы комиссии; принимать меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами; разрабатывать меры, а также выявлять и урегулировать конфликты интересов; разрабатывать мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом присвоенных им категорий и представлять предложения начальнику управления комплексной безопасности по совершенствованию системы антитеррористической защищенности; оказывать содействие правоохранительным и государственным контрольно-надзорным органам при проведении проверок, а также обеспечивать непрепятствие законной деятельности проверяющих органов (л.д. 22-24 т. 6).
С 11 октября 2022 года в штатное расписание в Управление комплексной безопасности введены должности специалиста по противодействию коррупции и специалиста по антитеррористической защищенности (л.д. 3 т. 2).
Приказом № от хх.хх.хх хх.хх.хх С.К.В.. был переведен на должность ..., С.А.А. на должность специалиста ..., что подтверждается личными карточками работников и трудовыми книжками (л.д. 30-46 т. 2).
Из должностных обязанностей специалиста по антитеррористической защищенности управления комплексной безопасности следует, что он обязан: организовать работу комиссии по категорированию объектов (территорий) антитеррористической защищенности и информировать её представителей о дате, времени и месте проведения обследования, оформлять всю необходимую документацию; формировать список объектов (территорий) антитеррористической защищенности университета, контролировать и принимать участие в их обследовании в составе комиссии по категорированию и выявлять потенциально опасные участки совершения террористического акта на них; разрабатывать мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом присвоенных им категорий и представлять предложения начальнику управления комплексной безопасности по совершенствованию системы антитеррористической защищенности; осуществлять сбор информации и документации для разработки паспортов безопасности объектов (территорий); формировать предложения по корректировке паспортов безопасности объектов (территорий) и обеспечивать их согласование; формировать перечень лиц, ответственных за хранение паспортов (территорий) и лиц, имеющих право их использование; направлять экземпляры (копии) паспортов безопасности объектов (территорий) на хранение в заинтересованные органы (организации); осуществлять в установленном порядке работу по актуализации паспортов безопасности объектов (территорий); осуществлять периодические проверки (осмотры) зданий, строений, сооружений, помещений, территории, а также потенциально опасных участков, территорий в целях поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств, систем охраны бесперебойной и устойчивой связи; взаимодействовать с территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам антитеррористической защищенности; разрабатывать меры по обеспечению технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации; организовывать и проводить инструктажи и тренировочные занятия с работниками объектов (территорий) по способам защиты и действиям в условиях угрозы совершенствования или при совершении террористического акта; информировать руководителя структурного подразделения или лица его замещающего, об угроз совершения или о совершении террористического актах на объектах (территориях), закрепленных за ним; координировать действия работников студентов, обучающихся и посетителей университета во время проведения эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта; оказывать содействие подразделениям оперативных служб, прибывающим на объект (территорию) при проведении антитеррористических мероприятий, выполнять поручения штаба контртеррористической операции (л.д. 89-91 т. 2).
Из должностных обязанностей специалиста по противодействию коррупции Управления комплексной безопасности следует, что он обязан: осуществлять сбор информации, поступающей из внутренних и внешних источников, в том числе по «Телефону доверия», для проведения проверок соблюдения требований законодательства в сфере противодействия коррупции, а также получать информацию о ходе проведения с работниками и иными лицами, с их согласия, бесед, опросов, получать их пояснения; контролировать функционирование» телефона доверия», адреса электронной почты, формы «обратной связи», размещенной на официальном сайте университета в информационно-коммуникационной сети «Интернет», для приема обращений о возможных фактах коррупции в организации; проверять информацию и предоставлять начальнику управления комплексной безопасности документы в связи с выявлением признаков коррупционного правонарушения; разрабатывать локальные нормативные акты, направленные на предупреждение коррупции и соблюдение положений антикоррупционной политики университета; проводить и организовывать обучающие мероприятия по вопросам предупреждения коррупционных правонарушений; организовывать и поддерживать актуальность сведений, размещенных в соответствующем раздела официального сайта по вопросам предупреждения коррупции; собирать, анализировать и осуществлять проверку полноты предоставляемых сведений работникам университета, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации распространяются запреты, ограничения, требования и обязанности в сфере противодействия коррупции; обеспечивать размещение на официальном сайте университета в информационно-коммуникационной сети «Интернет» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иной информации о должностных лицах университета, предусмотренной законодательством в сфере противодействия коррупции; обеспечивать направление сведений о применении к лицу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (в случае распространения на них требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции); обеспечить правовую основу деятельности комиссии по соблюдению работниками требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в том числе представление в комиссию информации и материалов, необходимых для работы комиссии; формировать и представлять на утверждение реестр коррупционных рисков организации и перечень должностей, связанных с коррупционными рисками; принимать меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами; рассматривать документы лиц, замещавших должности государственной или муниципальной службы, при заключении с ними трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг); контролировать направление уведомлений о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации; обеспечивать деятельность комиссии по соблюдению работниками требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в том числе представление в комиссию информации и материалов, необходимых для работы комиссии; разрабатывать меры, а также выявлять и устранять причины и условия, способствующие возникновению конфликтов в университете; оказывать содействия правоохранительным и государственным контрольно-надзорным органам при проведении проверок, а также обеспечивать не препятствование законной деятельности проверяющих органов (л.д. 92-94 т. 2).
Из должностной инструкции ..., утвержденной и.о ректора 28 сентября 2022 года, следует, что в должностные обязанности Мамоновой М.Б. входило: проведение анализа противопожарного состояния оборудования, зданий, сооружений университета; проведение анализа мероприятий в области пожарной безопасности, проводимых у университете; проведение анализа и систематизации причин возгораний на пожарах на объектах университета; проведение оценки необходимости расчета пожарного риска на объектах университета; разработка плана мероприятий по совершенствованию системы обеспечения пожарной безопасности в университете; разработка локальных нормативных актов университета в области пожарной безопасности; организация обучения работников университета мерам пожарной безопасности; обеспечение объектов университета первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами; составление заявок на приобретение пожарно-технического оборудования; организация и методическое сопровождение работы структурных подразделений университета по обеспечению пожарной безопасности; проверка состояния пожарной безопасности в структурных подразделениях университета; выдача предписаний для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности руководителям структурных подразделений университета; приостановление полностью или частично работы оборудования, помещений, отдельных видов работ при выявлении нарушений, создающих пожароопасную ситуацию и угрожающих безопасности людей; контроль выполнения предписаний об устранении нарушений в области пожарной безопасности; контроль содержания в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты; подготовка предложений по результатам исследования проектной документации; разработка мер по предупреждению распространения пожара на соседние здания и сооружения; контроль возможности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здание или сооружения; осуществление контроля за работой инструкторского состава; полное выполнение обязанностей начальника отдела и несение ответственности за должное их исполнение в период его отсутствия (отпуск, командировка или болезнь); осуществление обеспечения безопасных условий и охраны труда, производственной санитарии в отделе, а именно: проведение обязательных инструктажей по охране труда, обеспечение лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, безопасными методами и приемами выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдаче экзаменов; разработка инструкций по охране труда по профессиям и видам работ; контроль соблюдения работниками отдела правил по охране труда, санитарно-гигиенических требований, исправности и безопасности оборудования, инструмента, приспособлений, применяемых в отдела; безопасность технологических процессов, осуществляемых в отдела, в научных, производственных и учебных целях (л.д. 170-175 т. 1).
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом в силу ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Нарушений в процедуре увольнения в связи с сокращением штата работников суд не находит, истец своевременно была уведомлена о предстоящем сокращении, работодателем были предложены все имеющиеся у него в данной местности вакантные должности, что соответствует пункту. 3.4.2. Коллективного договора РФ (л.д. 27-41 т. 6). Иных должностей, соответствующих квалификации и опыту работы у ответчика не имелось, увольнение истца произведено по истечении установленного ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации двухмесячного срока уведомления.
Кроме того, отдел был ликвидирован, в штатном расписании от 01 декабря 2022 года должности, которую занимала истец, не имеется (л.д. 4-10 т. 2).
Оценив все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что сокращение должности заместителя начальника отдела противопожарной безопасности было обусловлено необходимостью эффективной работы Университета, формирования систем оплаты труда работников сферы образования в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников, учитывая Единые рекомендации, необходимости перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда педагогических работников не менее 70 процентов фонда оплаты труда в Университете при том, что доля расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала от общего фонда оплаты образовательного учреждения составляла 45,55%, что более 40 процентов, принятие решения о ликвидации отделов и изменении штатного расписания, сокращение работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, согласие на предложенные вакантные должности Мамонова М.Б. не выразила, что свидетельствует об её отказе на перевод, кроме того, учитывая, что истец была уволена по сокращению штата, а не численности работников, вопрос о преимущественном праве оставления на работе разрешаться работодателем не должен, при этом не установив дискриминации работника со стороны работодателя, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконными приказов № от хх.хх.хх, № от хх.хх.хх, восстановлении на работе в должности ....
Доводы истца относительно того, что работодателем не определялось преимущественное право оставления на работе, не были предложены должности специалиста по антитеррористической защищенности управления комплексной безопасности и специалиста по противодействию коррупции Управления комплексной безопасности, являются несостоятельными, поскольку Мамонова М.Б. уволена по сокращению штата, а не численности работников.
Анализируя вышеуказанные должностные обязанности, суд приходит к выводу, что они не носят дублирующий характер. В частности, должностные обязанности специалиста по антитеррористической защищенности управления комплексной безопасности и специалиста по противодействию коррупции Управления комплексной безопасности входит более широкий круг обязанностей, не относящихся к работе заместителя отдела противопожарной безопасности. Также следует учесть, что Мамонова М.Б. своевременно не явилась за перечнем вакантных должностей, который был сформирован до получения согласия С.К.В.. и С.А.А. на перевод.
При этом, суд учитывает, что преимущественное право оставления на работе с указанными работниками определяться не должно.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 декабря 2007 года № 867-О-О, работодатель в целях осуществления эффективной деятельности организации и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации, при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом РФ порядка увольнения и гарантий, направленных против возможного произвольного увольнения.
В соответствии с частью 1 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Доводы истца на нарушение преимущественного права на оставление на работе, необходимость проведения сравнительного анализа производительности труда, квалификации и опыта работы судом отклоняются, так как в соответствии с трудовым законодательством преимущественное право на оставление на работе рассматривается работодателем при сокращении одной (или более) из нескольких одинаковых должностей определенного структурного подразделения при оставлении в штате указанной должности. В данном случае была сокращена должность заместителя начальника отдела противопожарной безопасности и сам отдел, в связи с чем правила части 1 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации не применимы.
Кроме того, должностные обязанности инспектора отдела организации противодействия коррупции и идеолого-психологической поддержки, которые ранее исполняли С.К.В. и С.А.А., схожи с должностными обязанностями специалиста по ....
Доводы истца в той части, что, на нее оказывалось психологическое давление, со стороны и.о. ректора Вагнера А.Р. к ней имеется личная неприязнь, отклоняются судом, поскольку не свидетельствуют о трудовой дискриминации в отношении Мамоновой М.Б. со стороны работодателя при проведении штатных мероприятий.
Проверяя доводы истца о том, что с 01 декабря 2022 года услуги в области ... стали оказывать работники подрядной организации ООО «Алгоритм» К.Н.Д. и Н.Е.Ф., являющиеся бывшими сотрудниками университета и не обладающие более высокой квалификацией, чем сотрудники сокращенного отдела противопожарной безопасности, судом был направлен запрос в ООО «Алгоритм».
Действительно, между Университетом (Заказчик) и ООО «Алгоритм» (Исполнитель) был заключен договор № аутсортинга ... от хх.хх.хх в целях оптимизации функционирования Заказчика за счет передачи функций в области обеспечения пожарной безопасности Исполнителю (л.д. 47-48 т. 2).
Функции по противопожарной безопасности были возложены на работников ООО «Алгоритм» и привлекаемых по договорам гражданско-правового характера: И.А.Р., К.Н.Д., Н.Е.Ф. и М.С.В. (л.д. 87 т. 2).
Ранее Н.Н.Д. работала в Университете должности ..., уволена хх.хх.хх по собственному желанию, что подтверждается личной карточкой работника и приказом от хх.хх.хх № (л.д. 54-59 т. 2).
К.Н.Д. работала в Университете в должности ..., уволена хх.хх.хх по собственному желанию, что подтверждается личной карточкой работника и приказом от хх.хх.хх № (л.д. 49-53 т. 2).
Доводы истца в этой части не имеют юридического значения, поскольку передача функций по противопожарной безопасности по договору аутсортинга относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с Мамоновой М.Б., при том, что порядок увольнения и предоставления гарантий при сокращении должности заместителя начальника противопожарной безопасности ответчиком была соблюдена.
Поскольку трудовые права истца действиями работодателя при сокращении штата не были нарушены, процедура увольнения соблюдена, у суда также отсутствуют основания для удовлетворения требований Мамоновой М.Б. о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мамоновой М.Б. к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) о признании незаконными приказов № от хх.хх.хх, № от хх.хх.хх, восстановлении на работе в должности ..., взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 500 000 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Металлургический районный суд г. Челябинска.
Председательствующий Т.М. Соха
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2023 года.
Подлинный документ находится в материалах гражданского дела № 2-952/2023