Дело № (2-2075/2023)
УИД №RS0№-51
Поступило в суд 22.12.2023 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Тогучинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Сибера К.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора <адрес> Кореньковой И.С., представителей материального истца Голубева В.Н., действующего на основании доверенности, Шпак Е.В., допущенной по устному ходатайству,
при секретаре Худяковой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тогучинская центральная районная больница» к Корчуганову К. В. о взыскании денежных средств, затраченных на оплату лечения потерпевшего от преступления,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации в лице Фонда обязательного медицинского страхования обратился в суд с исковым заявлением к Корчуганову К.В. о взыскании денежных средств, затраченных на оплату лечения потерпевшего от преступления.
В обоснование заявленных требований прокурор <адрес> указал в иске, что Корчуганов К.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ. В результате противоправных действий потерпевшему Караваеву Ю.Д. был причинен вред здоровью, он находился на лечении в стационаре Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Тогучинская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ НСО «Тогучинская ЦРБ», на его лечение затрачено 155 627,38 рублей, чем был причинен материальный ущерб государству, нарушены его имущественные права.
В уточненном исковом заявлении прокурор <адрес> указал, что в ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что затраты на лечение потерпевшего Караваева Ю.Д. произведены за счет средств ГБУЗ НСО «Тогучинская ЦРБ».
В связи с чем, уточнив заявленные требования, просил взыскать с Корчуганова К.В. в пользу ГБУЗ НСО «Тогучинская ЦРБ» 155 627,38 рублей 38 копеек, которые перечислить на указанные реквизиты.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Коренькова И.С. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить исковые требования и взыскать с Корчуганова К. В. в пользу ГБУЗ НСО «Тогучинская ЦРБ» сумму затрат на лечение потерпевшего 155 627,38 рублей, по основаниям указанным в исковом заявлении и её письменным пояснениях.
Материальный истец ГБУЗ НСО «Тогучинская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в ходе судебного разбирательства заявленные прокурором исковые требования поддержал, просил взыскать с Корчуганова К.В. в пользу ГБУЗ НСО «Тогучинская ЦРБ» 155 627,38 рублей 38 копеек.
Ответчик Коруганов К.В., его представитель, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и в срок, в материалах дела имеются письменные возражения по заявленным требованиям.
Учитывая вышеизложенное, заслушав мнение представителя истца, суд приходит к выводу о возможности рассмотрении дела в отсутствие не явившихся представителя материального истца, ответчика и его представителя в порядке заочного судопроизводства.
Заслушав прокурора, представителей материального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В пункте 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Согласно пункту 4 статьи 9.2 закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты тегриториальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения. При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона о прокуратуре прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
Государство несет расходы за счет бюджетных средств по содержанию лечебных учреждений и лечению больных, а средства обязательного медицинского страхования формируются, в том числе, за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда.
Таким образом, исковое заявление направлено не в защиту интересов юридического лица - ГБУЗ НСО «Тогучинская ЦРБ», а в защиту интересов Российской Федерации.
Рассматривая заявленные прокурором требования суд приходит к следующему.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ).
Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (п.1 ст. 1081 Гражданского кодекса РФ).
Согласно приговору Тогучинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Корчуганов К.В. признан виновным в совершении преступления, в отношении Караваева Ю.Д., предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и ему назначено окончательно наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из информации государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Тогучинская центральная районная больница» стоимость затрат на лечение Караваева Ю.Д. составила 155 627 рублей 38 копеек.
Судом установлено, что Корчуганов К.В. осужден за преступление, повлекшее затраты на лечение Караваева Ю.Д., следовательно, затраты на лечение потерпевшего состоят в прямой причинно-следственной связи с совершенным Корчугановым К.В. преступлением.
Согласно медицинской карте стационарного больного №, Караваев Ю.Д. находился на лечении в хирургическом отделении ГБУЗ НСО «Тогучинская ЦРБ», ДД.ММ.ГГГГ ему была проведена операция <данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в реанимационном отделении ГБУЗ НСО «Тогучинская ЦРБ». Караваеву Ю.Д. по Международной классификации болезней (МКБ 10) установлен диагноз S06.8 «<данные изъяты>».
Для оплаты услуг медицинских организаций по оказанию медицинской помощи на территории <адрес>, в том числе в стационарных условиях, ДД.ММ.ГГГГ принято Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования <адрес> (далее - Соглашение).
Предметом тарифного соглашения является установление тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядок их применения на территории <адрес>, а также способов оплаты медицинской помощи, размеров неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) применяются медицинскими организациями для расчетов за медицинскую помощь, оказанную в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории <адрес>, а также для расчетов за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями лицам, застрахованным на территории иных субъектов Российской Федерации, по видам медицинской помощи, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 2.1 Соглашения тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС формируются в соответствии с Методикой расчетов тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, установленной правилами, с учетом расчетного коэффициента дифференциации - 1,14, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи установлена в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования и включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч за единицу.
Пунктом 2.2 Соглашения предусмотрено, что включение в тариф расходов на медикаменты, перевязочные средства и медицинский инструментарий осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами, в том числе перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Соглашения, тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию являются едиными для всех страховых медицинских организаций и Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес>, участвующих в сфере обязательного медицинского страхования <адрес>, оплачивающих медицинскую помощь в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
При формировании реестров счетов и счетов на оплату медицинских услуг по законченным случаям оказания медицинской помощи применяются тарифы по ОМС, действующие на дату окончания лечения.
Размер и структура тарифов в части медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, установлена пунктом 3.5 Соглашения.
Размер среднего норматива финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования <адрес> в стационарных условиях, составляет 41 138,16 рублей (пункт 3.5.1 Соглашения).
Коэффициент приведения среднего норматива финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара к базовой ставке, исключающей влияние применяемых коэффициентов относительной затратоемкости и специфики оказания медицинской помощи и коэффициента сложности лечения пациентов, составляет 0,65 (пункт 3.5.2 Соглашения).
Согласно пункту 3.5.3 Соглашения перечень клинико-статистических групп (КСГ) и установленные коэффициенты относительной затратоемкости для определения стоимости КСГ по стационарной помощи, приведены в таблице приложения 3 к настоящему Соглашению.
Приложением № к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является Порядок применения способов оплаты медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях (далее - Порядок).
Пунктом 3.2. Порядка предусмотрено, что формирование КСГ осуществляется на основе совокупности следующих параметров, определяющих относительную затратоемкость лечения пациентов (классификационных критериев):
-диагноз (код по МКБ 10);
-хирургическая операция и /или другая применяемая медицинская технология (код в соответствии с номенклатурой), а также при необходимости, конкретизация медицинской услуги в зависимости от особенностей её исполнения (иной классификационный критерий);
-схема лекарственной терапии;
-МНН лекарственного препарата;
-возрастная категория пациента;
-сопутствующий диагноз и или осложнения заболевания (код по МКБ 10);
-оценка состояния пациента по шкалам (шкала оценки огранной недостаточности у пациентов, находящихся на интенсивной терапии (SOFA), шкала оценки органной недостаточности у пациентов детского возраста, находящихся на интенсивной терапии (р SOFA), шкала реабилитационной маршрутизации);
-длительность непрерывного проведения ресурсоемких медицинских услуг (искусственной вентиляции легких, видео-ЭЭГ-мониторинга);
-количество дней проведения лучевой терапии (фракции);
-пол;
-длительность лечения;
-показания к применению лекарственного препарата;
-объем послеоперационных грыж брюшной стенки;
-степень тяжести заболевания.
При наличии хирургических операций и (или) применяемых медицинских технологий, являющихся классификационным критерием, отнесение случая лечения к конкретной КТС осуществляется в соответствии с кодом номенклатуры.
Расчет стоимости законченного случая лечения в рамках системы КСГ -заболеваний установлен пунктом 3.3 Порядка, где кроме коэффициентов, определен размер базовой ставки финансирования медицинской помощи с коэффициентом дифференциации (БСкд) в условиях круглосуточного стационара, который составляет 26 740,10 рублей, без коэффициента дифференциации (БС)- 23 456,23 рублей.
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка коэффициент сложности лечения пациента (КСЛП) устанавливается с учетом более высокого уровня затрат на оказание медицинской помощи пациентам на основании объективных критериев (таблица 2). Суммарное значение КСЛП при наличии нескольких критериев не может превышать 1.8.
Согласно таблице 5 «Перечень КСГ круглосуточного стационара, которые предполагают хирургическое вмешательство или тромболитическую терапию» пункта 3.10 Порядка - КСГ st16.008 предусматривает операцию на центральной нервной системе и головном мозге (уровень 2).
Приложение № к Порядку является «Распределение КСГ по профилям медицинской помощи (КПГ) и коэффициенты относительной затратоемкости КСГ/КПГ (для медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях)», где пунктом 113 предусмотрено, что коэффициент относительной затратоемкости для операции на центральной нервной системе и головном мозге (уровень 2) составляет 5,82.
Таким образом, расчет затрат на лечение Караваева Ю.Д. произведен по п. 3.10 Порядка (стоимость прерванного случая госпитализации) с учетом хирургической операции, длительности лечения, в связи с чем сумма затрат составила 155 627,38 рублей.
Представитель ГБУЗ НСО «Тогучинская ЦРБ» Шпак Е.В., заслушанная в ходе судебного разбирательства, пояснила суду, что расчет сделан в соответствии с тарифным соглашением, в его размер входят базовые ставки (минимум затрат, необходимых для стационарных больных) и к этому прибавляются коэффициенты). Расчет производит программа, которая формирует его в соответствии с указанным тарифным соглашением. Данный расчет предоставила программа.
Истцами представлен список затрат на лечение Караваева Ю.Д. и соответствующий расчет взыскиваемой суммы. Стороной ответчика контррасчета суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением.
Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с Корчуганова К.В. подлежит также взысканию государственная пошлина в размере 4 312 рублей 55 копеек в доход бюджета муниципального района.
На основании изложенного выше, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тогучинская центральная районная больница» к Корчуганову К. В. удовлетворить.
Взыскать с Корчуганова К. В. в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тогучинская центральная районная больница» сумму 155 627 (сто пятьдесят пять тысяч шестьсот двадцать семь) рублей 38 копеек.
Взыскать с Корчуганова К. В. в пользу бюджета муниципального района государственную пошлину в размере 4 312 (четыре тысячи триста двенадцать) рублей 55 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Тогучинский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ К.В. Сибер
Копия верна:
Судья К.В. С