Дело № 2- 713 Е/17
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ Коломенский городской суд Московской области в составе: судьи Коротковой М.Е., при секретаре судебного заседания Замбржицкой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамова Вениамина Борисовича, Абрамовой Татьяны Вениаминовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ Абрамова Владислава Вениаминовича, Министерству обороны Российской Федерации, администрации Коломенского муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Абрамов В.Б., Абрамова Т.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Абрамов В.В. обратились в суд с иском к муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обосновании исковых требований указывают, что квартира по адресу <адрес> была предоставлена Абрамову В.Б. на условиях социального найма на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Тимоновской КЭЧ района Министерства обороны РФ, на состав семьи четыре человека: Абрамов В.Б., Абрамова Н.К.- жена, Абрамова Т.В.- дочь, Абрамов В.В. – сын.
Абрамов В.Б., Абрамова Н.К., Абрамова Т.В., Абрамов В.В. были зарегистрированы и постоянно проживали по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают Абрамов В.Б., Абрамова Т.В., Абрамов В.В.
Несовершеннолетний ФИО12 сын Абрамовой Т.В. зарегистрирован и проживает в спорной квартире с момента рождения- с ДД.ММ.ГГГГ
Абрамова Н.К. снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ
Истцы ранее в бесплатной приватизации не участвовала и свое право на однократную приватизацию квартиры не использовали. Полагают, что занимают спорную квартиру на условиях социального найма, постоянно проживают в квартире, оплачивают квартплату и коммунальные услуги, поддерживают квартиру в надлежащем состоянии, квартира не является служебной, и, следовательно, имеют право на приватизацию данной квартиры.
Истцы желают приватизировать спорную квартиру. Указанная квартира является федеральной собственностью, в муниципальную собственность не передана. Порядок передачи жилых помещений Министерством обороны РФ из федеральной собственности в собственность граждан законодательством не урегулирован, в связи с чем, не представляется возможным заключить договор передачи жилого помещения в собственность гражданам в досудебном порядке.
Истцы Абрамов В.Б., Абрамова Т.В., Абрамов В.В. в судебное заседание не явились, направив в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие <данные изъяты>
Представитель истца по доверенности ФИО9 <данные изъяты> в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие <данные изъяты>
Представитель истца по доверенности <данные изъяты> ФИО13 в судебном заседании исковые требования поддержал полностью.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил <данные изъяты>
Представитель ответчика администрации Коломенского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил <данные изъяты>
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил <данные изъяты>
Суд, поверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность, либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Часть 1 ст. 4 указанного Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998г. № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004г. № 441-О, установление круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Связанный с этим специальный правовой режим служебной жилой площади, выражающийся в особенностях предоставления и пользования ею, ее особое функциональное назначение, предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругом работников, а также ее соответствующее территориальное расположение являются факторами, предопределяющими невозможность приватизации служебного жилья, что с учетом высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции не может рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Тимоновской КЭЧ района Министерства обороны РФ, Абрамову В.Б. предоставлена <адрес> на состав семьи четыре человека: Абрамов В.Б., Абрамова Н.К.- жена, Абрамова Т.В.- дочь, Абрамов В.В. – сын <данные изъяты>
Абрамов В.Б., Абрамова Н.К., Абрамова Т.В., Абрамов В.В. были зарегистрированы и постоянно проживали по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают Абрамов В.Б., Абрамова Т.В., Абрамов В.В.
Несовершеннолетний ФИО1- сын Абрамовой Т.В. зарегистрирован и проживает в спорной квартире с момента рождения- с ДД.ММ.ГГГГ
Абрамова Н.К. снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается выпиской из домовой книги, финансово-лицевым счетом <данные изъяты>
Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011г. №1470-р военный городок Коломна-142 исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Из финансово- лицевого счета усматривается, что статус спорной квартиры как служебной не подтвержден <данные изъяты>
В техническом паспорте БТИ, кадастровом паспорте, выписке из ЕГРП на спорную квартиру сведения о собственнике отсутствуют, сведений о принадлежности данного жилого помещения к специализированному не имеется <данные изъяты>
Как следует из сообщения Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ балансодержателем жилого дома по адресу: <адрес> является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ <данные изъяты>
Исходя из сообщения Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации информации об отнесении жилого помещения по адресу: <адрес> специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации в Департаменте не имеется <данные изъяты>
В соответствии с п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997г. №1301 (редакции Постановления Правительства РФ от 30.04.2009г. № 388) государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одинокий престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть учтено в качестве такового, однако таких доказательств ответчиком не представлено.
Абрамов В.Б. и члены его семьи были вселены в спорную квартиру в ДД.ММ.ГГГГ по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ на условиях социального найма, что следует из самого документа <данные изъяты>
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Ст. 106 ЖК РСФСР было предусмотрено, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Согласно п.1, ст.15 Закона РФ от 22.01.1993г. №4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего в тот период, государство гарантировало предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В нормативных документах: Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ», «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. №335, «Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. №335 представлены образцы ордеров на предоставление жилых помещений, служебных жилых, где имеется указание на ордере на принадлежность жилого помещения к служебному.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ордер, выданный Абрамову В.Б., не содержит отметки «служебный». Договор найма специализированного жилого помещения ни с Абрамовым В.Б., ни с членами его семьи не заключался. Требований об освобождении квартиры не заявлялось.
Таким образом, суд приходит к выводу о пользовании истцами спорной квартирой на условиях социального найма.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
В силу ст.ст. 35, 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, и каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Исходя из ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
В силу ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственником указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Учитывая, что балансодержателем квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, является ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ, истцы занимали и занимают спорную квартиру на условиях социального найма, то к правоотношениям по пользованию указанной выше квартиры применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из содержания ст.ст. 1, 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что бесплатной передаче в собственность граждан РФ подлежат занимаемые ими помещения на условиях социального найма.
В силу ч.2 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма, помимо, указанных в ч. 1 настоящей статьи прав, может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими ФЗ и договором социального найма.
Следовательно, граждане, которые занимают жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»
Истцы ранее в бесплатной приватизации не участвовали и свое право на однократную приватизацию квартиры не использовали, что следует из сообщений администрации городского округа Коломна <данные изъяты>
Истцы, желая приватизировать спорную квартиру, обратились в с заявлением к ответчику о передаче им в собственность данного жилого помещения. Им предложено с данным вопросом обратиться в суд <данные изъяты>
В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно п. 8 Постановления вышеуказанного Пленума, исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Из сообщения администрации Коломенского муниципального района усматривается, что жилое помещение по адресу: <адрес> передано в муниципальную собственность. Право собственности не зарегистрировано <данные изъяты>
Данное Конституцией РФ и другими Законами РФ право не может ставиться в зависимость от неисполнения государственными органами, учреждениями, организациями обязанности по передаче объектов социальной инфраструктуры в собственность субъекта РФ и муниципальную собственность. Установленное государством в законе право гражданина на приобретение жилья в собственность, должно быть обеспечено возможностью реализации этого права.
Законных оснований для отказа истцам в приватизации квартиры не имеется, требование истцов о передаче им в собственность занимаемого ими жилого помещения полностью отвечает требованиям законодательства РФ, регулирующего вопросы передачи гражданам жилья в собственность в порядке бесплатной приватизации, жилое помещение, занимаемое истцами, не входит в число жилых помещений, которые в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации (спорная квартира не отнесена к категории служебных, находится в пригодном для проживания состоянии, не расположена в общежитии либо на территории закрытого военного городка).
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Таким образом, суд, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, с учетом приведенных норм права, приходит к выводу о наличие у истцов законных оснований для признания за ними права собственности на бесплатную приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес>
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Абрамова Вениамина Борисовича, Абрамовой Татьяны Вениаминовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Абрамова Владислава Вениаминовича удовлетворить.
Признать за Абрамовым Вениамином Борисовичем, Абрамовой Татьяной Вениаминовной, ФИО1, Абрамовым Владиславом Вениаминовичем за каждым право собственности по <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на жилое помещение –<адрес> в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: