Решение по делу № 11-2961/2021 от 12.02.2021

Судья Гибадуллина Ю.Р.

Дело №2-1288/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-2961/2021

08 апреля 2021 г.                        г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Челюк Д.Ю., Шушкевич О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                             Вербовой А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Красильникова Александра Анатольевича к Государственному учреждению –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Озерске Челябинской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционным жалобам Красильникова Александра Анатольевича, Государственного учреждения –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Озерске Челябинской области на решение Озерского городского суда Челябинской области от 09 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Челюк Д.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, истца Красильникова А.А., его представителя Большакова В.П. по доводам апелляционной жалобы и возражения относительно апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия

                У С Т А Н О В И Л А:

Красильников А.А. обратился с иском к Государственному учреждению –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Озерске Челябинской области (далее по тексту - УПФР в г. Озерске) о возложении обязанности включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, периоды: прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от производства с 03 сентября 1984 г. по 27 октября 1984 г.; с 14 мая 1990 г. по 18 мая 1990 г.; с 14 октября 2002. по 26 декабря 2002 г.; с 13 марта 2003г по 05 апреля 2003г., с 03 апреля 2006 г. по 22 апреля 2006 г., периода работы с 16 июня 1997 по 31 декабря 2001 в должности <данные изъяты> ОАО «Уральские авиалинии»;

в летном составе гражданской авиации, периоды работы с 21 октября 1992 г. по 30 ноября 1992 г. в должности <данные изъяты> ИЛ-76 свердловского объединенного авиаотряда Уральского управления гражданской авиации, с 01 декабря 1992 г по 30 июня 1997 г в должности <данные изъяты> ИЛ-76 в АОЗТ АК «Уральские авиалинии», зачитав их в льготном исчислении каждые 20 часов налета на самолетах -за один месяц выслуги и суммировании их с инженерно-техническим стажем, как менее льготным, а также период работы с 27 ноября 2013 по 25 июля 2020 г. в должности бортпроводника.

Возложить на ГУ УПФР в г.Озерске Челябинской области обязанность включить в его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением работы в должности бортпроводника период работы с 27 ноября 2013 г. по 25 июля 2020 г. Признать право Красильникова А.А. на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 20 декабря 2018 года.

В обоснование требований указал, что имеет необходимый стаж для назначения досрочной пенсии на основании п.15 ч.1 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» -работа в летном составе гражданской авиации, по п.15 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ – работа в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, в том числе путем суммирования периодов работы в летном составе с работой в инженерно-техническом составе на основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также по п.1.ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»- работа в должности бортпроводника по Списку №1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года. Также необоснованно не засчитаны периоды прохождения повышения квалификации, так как в указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд, в связи с чем, подлежит включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Пенсионный фонд в своем письменном отказе о назначении пенсии не учел трудовой стаж с 09 февраля 2009 по 06 ноября 2013 в должности бортоператора- бортпроводника грузовых самолетов, с 27 ноября 2013 г. по 25 мая 2016 г. в должности <данные изъяты> АН-74 в авиаэскадрилье АН-74 летной службы, с 25 мая 2016 по настоящее время переведен на должность <данные изъяты> АН-74 в авиационную эскадрилью воздушных судов АН-74, АН-2 летной службы.

Истец Красильников А.А. и его представитель Большаков В.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители ответчика УПФР в г. Озерске Одинцова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Решением Озерского городского суда Челябинской области от 09 декабря 2020 года исковые требования Красильникова А.А. удовлетворены частично. На УПФР в г. Озерске возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Красильникова А.А., в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»: периоды повышения квалификации с отрывом от производства с 03 сентября 1984 г по 27 октября 1984г.; с 14 мая 1990 г. по 18 мая 1990г.; с 14 октября 2002 г. по 26 декабря 2002 г.; с 13 марта 2003 г. по 05 апреля 2003 г.; с 03 апреля 2006 г. по 22 апреля 2006 г., а также периоды работы с 21 октября 1992 года по 30 ноября 1992 года в должности <данные изъяты> ИЛ-76 Свердловского объединенного авиаотряда Уральского управления гражданской авиации, с 01 декабря 1992 года по 30 июня 1997 года в должности <данные изъяты> ИЛ-76 в АОЗТ АК «Уральские авиалинии». На УПФР в г. Озерске возложена обязанность назначить Красильникову А.А. досрочную страховую пенсию по старости с 01 ноября 2018 года.

В апелляционной жалобе истец Красильников А.А. просит отменить решение суда, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В жалобе указывает, что в его специальный стаж подлежит включению период работы 16 июня 1997 года по 31 декабря 2001 года в должности <данные изъяты> Ссылается на то, что ответственность за достоверность сведений, предоставляемых работодателем для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования возложена на работодателя, не исполнение работодателем своих обязанностей не может являться основанием для исключения периодов работы из специального стажа, при условии доказанности факта работы в особых условиях, с наличием которых закон связывает право на досрочную пенсию. Также подлежит включению в льготный стаж период работы с 27 ноября 2013 года по 25 мая 2016 года в должности <данные изъяты> АН-74 в авиаэскадрилье АН-74 летной службы, с 25 мая 2016 по настоящее время в должности <данные изъяты> АН-74 в авиационной эскадрильи воздушных судов АН-74, АН-2 летной службы. На момент подачи заявления (20 декабря 2018 г) у него уже имелось право на получение досрочной пенсии по Списку №1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года, по п.1.ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (бортпроводник). В связи с чем, с момента начала трудовой деятельности с 27.11.2013 г и к моменту обращения в УПФР истец имел стаж 5 лет 23 дня в должности <данные изъяты>. Данный факт подтверждается справкой ЗАО «ЮТэйр» №36-9643/20 от 08 июля 2020 г., летной книжкой <данные изъяты> трудовой книжкой, действующими свидетельствами, справками, заданиями на тренировку с 2013 по 2020 г. и другими документами из личного дела. В жалобе ссылается на аналогичную судебную практику.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ УПФР в г.Озерске Челябинской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным, поскольку выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Также ссылается на нарушение норм материального права, а именно п.15 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 г. №459, пп.15 п.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ч.1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ. Указывает, что к летному составу относятся только члены летного экипажа, а учитывая, что бортоператоры относятся к кабинному экипажу, правом на досрочное пенсионное обеспечение как работники летного состава гражданской авиации не пользуются. В соответствии с представленными документами в стаж на соответствующих видах работ по п. 15 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ не засчитаны периоды, в том числе прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от производства, работы с 21 октября 1992 по 30 ноября 1992 в должности <данные изъяты> Ил-76 Свердловского объединенного авиаотряда Уральского управления гражданской авиации. Поскольку не представлена справка, подтверждающая выполнение <данные изъяты> работ в составе летного экипажа воздушного судна. Также не включены период работы с 01 декабря 1992г. по 30 июня 1997 в должности бортоператора самолетов ИЛ-76 АОЗТ АК «Уральские авиалинии» в связи с тем, что справка, подтверждающая выполнение <данные изъяты> специальных работ в составе летного экипажа воздушного судна, не представлена. Истребовать документы, подтверждающие занятость не предоставляется возможным, в связи с ликвидацией организации 14 июля 2003 года. Работы с 16 июля 1997 г. по 31 декабря 2001 г. в должности <данные изъяты> ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» не включены в связи с отсутствием справки, подтверждающей льготный характер работы и кодов ДПО в выписке из индивидуального лицевого счета от 09 января 2019г.

Представитель ответчика УПФР в г. Озерске не принял участие в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: а) периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий"; б) периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", - применяются соответствующие положения: пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 г. N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 1 января 1992 г.; Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 1 января 2002 г.

Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 18 июля 2002 г. было принято постановление N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР.

В ст. 79 вышеуказанного закона, утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона о государственных пенсиях, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется Министерством гражданской авиации.

В п. 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Согласно п. 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

Согласно части 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна. Бортоператоры не входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу.

Как установлено судом и следует из материалов дела Красильников А.А. 20 марта 1984 года зачислен на должность <данные изъяты> в Свердловский объединенный авиаотряд гражданской авиации и с указанного времени осуществляет деятельность в гражданской авиации (л.д.207-219 т.1).

10 октября 2018 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по г.Озерску о назначении досрочной страховой пенсии на основании п.15 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.191-193 т.1)

Решением УПФР в г.Озерске Челябинской области от 21 января 2019 года (л.д. 179-185 т.1) Красильникову А.А. в назначении досрочной страховой пенсии отказано, в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Согласно решению подтверждены следующие условия назначения страховой пенсии по старости: возраст-55 лет, продолжительность страхового стажа-34 года 1 месяц 0 дней, продолжительность специального стажа – 12 лет 9 месяцев 27 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента- 139,605.

В соответствии с представленными документами в стаж на соответствующих видах работ по пункту 15 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ не засчитаны периоды, в том числе оспариваемые истцом:

-прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от производства в календарном и льготном порядке: с 03.09.1984 г.. по 27.10.1984 г.; с 14.05.1990 г. по 18.05.1990 г.; с 14.10.2002. по 26.12.2002 г.; с 13.03.2003г по 05.04.2003г., с 03.04.2006 г. по 22.04.2006 г.,

- работы с 21.10.1992 по 30.11.1992 в должности <данные изъяты> ИЛ-76 Свердловского объединенного авиаотряда Уральского управления гражданской авиации,

-работы с 01.12.1992 г по 30.06.1997 г в должности <данные изъяты> ИЛ-76 в АОЗТ АК «Уральские авиалинии», зачитав их в льготном исчислении каждые 20 часов налета на самолетах-за один месяц выслуги и суммировании их с инженерно-техническим стажем, как менее льготным.

- работы с 16.06.1997 по 31.12.2001 в должности <данные изъяты> ОАО «Уральские авиалинии».

    Кроме того, УПФР по г.Озерску не засчитаны периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, нахождения на работах в пионерском лагере в должности <данные изъяты> с сохранением средней заработной платы, нахождения на строительстве МЖК, работы с 15.05.2007 по 28.10.2008 г. в должности <данные изъяты> ОАО «Аэропорт Кольцово» в связи с отсутствием справки, подтверждающей льготный характер работы, и кодов ДПО в выписке из индивидуального лицевого счета от 09.01.2019г.

Истцом указанные периоды не оспаривались.

    Судом первой инстанции установлено, что за периоды работы истца в качестве <данные изъяты> Красильников А.А. имеет определенный налет часов, который зафиксирован в его летной книжке (в 1993 г. -366 час., в 1994 г. -533 час. 07 мин. В 1995 г. – 490 час. 52 мин., в 1996 г. – 271 час. 56 мин, а всего 1662 час. 49 мин. на дату 01 ноября 2018 года), что при пересчете трудового стажа в соответствии с пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459, составляет 06 лет 11 мес. Кроме того, суд суммировал периоды его работы в инженерно – техническом составе, работы истца в летном составе и курсы повышения квалификации, вследствие чего признал за ним право на назначение пенсии по подпункту 15 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с момента возникновения права, а именно с 01 ноября 2018 года.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, так как они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Учитывая, что бортоператоры не входят в летный состав экипажа воздушного судна, а относятся к кабинному экипажу, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не пользуются. Такое разделение правовых оснований досрочного назначения трудовой пенсии по старости между <данные изъяты> и лицами, входящими в летный экипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полета не идентичны. Наличие у Красильникова А.А. летной книжки с указанием количества налета часов само по себе не влечет возникновение права на досрочное назначение пенсии.

Ссылка суда в обоснование доводов о наличии у Красильникова А.А. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как работнику летного состава гражданской авиации на применение Списка должностей работников летного состава авиации, утвержденного постановлением Совета Минтсров РСФСР от 04 сентября 1991 г. № 459 несостоятельна поскольку данным нормативным правовым актом определен перечень должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию по подп. 13 ч. 1 ст. 27 Федерального закона о трудовых пенсиях, (с 01 января 2015 г. – по п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона), к которым Красильников А.А., работавший в должности бортоператора не относится.

Кроме того, вывод суда о суммировании стажа Красильникова А.А. периода его работы в инженерно – техническом составе, работы истца в летном составе и курсов повышения квалификации основан не правильном применении норм материального права.

На основании Правил от 11.07.2002 г. № 516 предусмотрено суммирование периодов работы, указанных в пункте 2 настоящих Правил осуществляется в следующем порядке путем прибавления:

К периодам работы в инженерно – техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации работ по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации. Таким образом, при суммировании стажа в составе летного экипажа по п. 15 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» возможно прибавить пункты 13 и 14, что не было учтено судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Озерске Челябинской области по включению периодов работы истца с 21.10.1992 г. по 30.11.1992 г., с 01.12.1992 г. по 30.06.1997 г. и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 ноября 2018 года.

Доводы апелляционной жалобы Красильникова А.А., что судом необоснованно не включен в его специальный стаж период работы в должности <данные изъяты> с 27 ноября 2013 года по 25 мая 2016 года в должности <данные изъяты> АН-74 в авиаэскадрилье АН-74 летной службы, с 25 мая 2016 по настоящее время в должности <данные изъяты> АН-74 в авиационной эскадрильи воздушных судов АН-74, АН-2 летной службы отклоняются судебной коллегией.

В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 г. № 258 н, в случаях когда необходимы данные о характере работы и других факторах, показатели, определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по стрости установленные для отдельных видов работ (деятельности) принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Из уточняющей справки АО «ЮТэйр» от 23 марта 2021 г. следует, что в период с 27 ноября 2013 г. по 24 мая 2016 г. Красильников А.А. работал в должности, которая относится к кабинному экипажу, код льготы не указывается.

В трудовой книжке Красильникова А.А. указано, что в период с 27 ноября 2013 г. принят на должность <данные изъяты> АН -74 в авиаэскадрилью АН-74 летной службы (Приказ № <данные изъяты>).

Из летной книжки Красильникова А.А. также следует, что должность истца значится как <данные изъяты>

При таких обстоятельствах, правовых оснований для включения указанного периода в специальный стаж истца, как он считает в должности бортпроводника, дающий право на назначение страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» не имелось.

Кроме того, в оспариваемом решении УПФР г. Озерска не содержится выводов по включению либо невключению в специальный стаж истца указанного периода работы.

В материалах дела имеется еще одно решение УПФР г. Озерска об отказе в назначении пенсии по старости Красильникову А.А. на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» от 30 октября 2020 г., по которому принято решение о невключении в специальный стаж истца в том числе периода работы с 27 ноября 2013 г. по 24 мая 2016 г. в должности <данные изъяты> Указанное решение истцом не оспаривалось.

Доводы апелляционной жалобы Красильникова А.А., о том, что в его специальный стаж подлежит включению период работы 16 июня 1997 года по 31 декабря 2001 года в должности <данные изъяты> отклоняются судебной коллегией, так как уточняющая справка подтверждающая льготный характер работы, истцом не представлена, в выписке из индивидуального лицевого счета от 19 января 2019 года отсутствуют коды ДПО.

Доводы апелляционной жалобы УПФР г. Озерска в части необоснованного включения судом в специальный стаж истца курсов повышения квалификации отклоняются судебной коллегией.

Удовлетворяя исковые требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации: производства с 03 сентября 1984 г. по 27 октября 1984 г.; с 14 мая 1990 г. по 18 мая 1990 г.; с 14 октября 2002. по 26 декабря 2002 г.; с 13 марта 2003г по 05 апреля 2003г., с 03 апреля 2006 г. по 22 апреля 2006 г., суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, положениями статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что прохождение курсов повышения квалификации являлось обязательной частью трудовой деятельности истца; в спорные периоды времени за ним сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд.

В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж указанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации противоречат нормам материального права.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Озерского городского суда Челябинской области от 09 декабря 2020 года отменить в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Озерске Челябинской области по включению периодов работы с 21.10.1992 г. по 30.11.1992 г., с 01.12.1992 г. по 30.06.1997 г. и в части признания права и назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 ноября 2018 года, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований Красильникову Александру Анатольевичу.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Красильникова Александра Анатольевича, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Озерске Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

11-2961/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Красильников Александр Анатольевич
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Озерске Челябинской области
Другие
Большаков Владислав Вадимович
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Челюк Дарья Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
12.02.2021Передача дела судье
23.03.2021Судебное заседание
08.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2021Передано в экспедицию
08.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее