Решение от 06.06.2022 по делу № 8Г-9309/2022 [88-10827/2022] от 20.04.2022

УИД 43RS0026-01-2020-000307-87

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело №88-10827/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

06 июня 2022 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Гаиткуловой Ф.С.,

судей Ромасловской И.М., Данилина Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя министерства лесного хозяйства Кировской области и представителя администрации муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 09 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 10 марта 2022 года по гражданскому делу №2-447/2021 по иску прокурора Омутнинского района Кировской области к муниципальному образованию Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области в лице администрации, министерству лесного хозяйства Кировской области, обществу с ограниченной ответственностью «Вояж» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки,

заслушав доклад судьи Ромасловской И.М., возражения относительно доводов кассационных жалоб прокурора Сальникова А.А.,

установила:

прокурор Омутнинского района Кировской области обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, в котором с учетом изменений в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчика организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в пятистах метрах к югу от д.Плетеневская Омутнинского района Кировской области, предоставив координаты свалки по данным Яндекс карт, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды выявлена несанкционированная свалка отходов 4-5 класса опасности, объемом не менее 3000 куб.м, расположенная в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области, в том числе на землях неразграниченной собственности Омутнинского городского поселения на площади 7300 кв.м.

В ходе рассмотрения заявленных прокурором требований к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство лесного хозяйства Кировской области.

Решением Омутнинского районного суда Кировской области от 21.08.2020 года исковые требования прокурора Омутнинского района Кировской области удовлетворены.

На муниципальное образование Омутнинское городское поселение в лице администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение возложена обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в пятистах метрах к югу от д.Плетеневская Омутнинского района Кировской области, координаты по данным Яндекс карт 58 635216, 52 218133, `в срок до 01.06.2021 года.

В удовлетворении требований к министерству лесного хозяйства Кировской области отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 12.11.2020 года решение Омутнинского районного суда Кировской области от 21.08.2020 года оставлено без изменения.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2021 года решение Омутнинского районного суда Кировской области от 21.08.2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 12.11.2020 года отменены, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела прокурор Омутнинского района Кировской области исковые требования дополнил, указал, что прокуратурой района с привлечением специалистов министерства охраны окружающей среды Кировской области, сотрудника КОГКУ «Кировлесцентр», геодезиста КОГБУ «ВятНТИЦМП» проведен осмотр мест несанкционированного размещения отходов, которым установлено, что несанкционированная свалка отходов расположена в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области в точках с географическими координатами 58.635216°N, 52.218133°Е. Свалка расположена на земельном участке площадью 7482 кв.м. Общий объем отходов составляет 24379 куб.м. Свалка частично расположена на землях неразграниченной государственной собственности в границах муниципального образования Омутнинское городское поселение, на площади 6484 кв.м, объем отходов 21786 куб.м, и на землях лесного фонда в 3 выделе 89 квартале Омутнинского сельского участкового лесничества, на площади 998 кв.м, объем отходов 2593 куб.м. На свалке имеются отходы 4-5 класса опасности. Свалка состоит из опилков натуральной чистой древесины, горбыля натуральной чистой древесины, бытовых отходов и отходов жилищ несортированных, мусора от сноса и разборки зданий несортированного. При этом, земельный участок не поставлен на кадастровый учет в государственном реестре недвижимости, зарегистрированные права на него отсутствуют. Кроме того, в ходе проверки установлено, что отходы деревообработки вывозило на спорный земельный участок ООО «Вояж», в связи с чем постановлением от 17.11.2020 года ООО «Вояж» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.2 КоАП Российской Федерации.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений исковых требований, прокурор просил обязать министерство лесного хозяйства Кировской области, ООО «Вояж» организовать в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидацию несанкционированного места размещения отходов, расположенного в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская в точках с географическими координатами 58.635216°N, 52.218133°Е в границах квартала 89 выдела 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества в границах указанных в иске координат поворотных точек; обязать администрацию Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области, ООО «Вояж» организовать в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидацию несанкционированного места размещения отходов, расположенного в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская в точках с географическими координатами 58.635216°N, 52.218133°Е в кадастровом квартале 43:22:410601 в границах указанных в иске координат поворотных точек, за исключением части земель лесного фонда, расположенных в квартале 89 выделе 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества.

Определением Омутнинского районного суда Кировской области от 22.07.2021 года произведена замена ненадлежащего ответчика муниципальное образование Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области надлежащими ООО «Вояж», муниципальное образование Омутнинский муниципальный район Кировской области, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области.

Определением Омутнинского районного суда Кировской области от 19.08.2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области, МТУ Росимущества в Удмуртской республике и Кировской области.

Определением Омутнинского районного суда Кировской области от 19.10.2021 года Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Решением Омутнинского районного суда Кировской области от 09.12.2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 10.03.2022 года, иск прокурора Омутнинского райойа Кировской области удовлетворен частично.

На министерство лесного хозяйства Кировской области возложена обязанность организовать в срок до 31.12.2023 года ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области в границах квартала 89 выдела 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества Кировской области с координатами поворотных точек, указанных в решении.

На муниципальное образование Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области в лице администрации возложена обязанность организовать в срок до 31.12.2023 года ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке в кадастровом квартале 43:22:410601 в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области с координатами поворотных точек, указанных в решении, за исключением земельного участка земель лесного фонда, расположенного в границах квартала 89 выдела 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества Кировской области.

В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Вояж» отказано.

В кассационной жалобе министерства лесного хозяйства Кировской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений в части возложения на министерство обязанности по ликвидации несанкционированного места размещения отходов, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Министерство не является причинителем вреда окружающей среды, в связи с чем не может является ответчиком по делу, так как правовые основания для возложения на Министерство указанных в решении мероприятий отсутствуют. Считают, что ООО «Вояж» не может подлежать освобождению от возложения на него обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, в рамках указанного дела должно быть привлечено к гражданско-правовой ответственности.

В поданной администрацией муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылкой на то, что негативное воздействие на природный объект произошло в лесном фонде, ввиду чего правовые основания для возложения на администрацию обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки отсутствовали.

Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав пояснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не были допущены судами при рассмотрении данного дела.

Так, судами установлено, что прокуратурой Омутнинского района Кировской области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области требований законодательства об охране окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения.

Согласно справке осмотра от 23.10.2019 года №23-52/2019, составленной старшим госинспектором Кировской области в области охраны окружающей среды, свалка отходов деревообработки расположена в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская. Свалка находится на земельном участке площадью 9000 кв.м. Общий объем отходов не менее 30000 куб.м. Свалка расположена на землях лесного фонда в 3 выделе 89 квартала Омутнинского сельского участкового лесничества на площади 1700 кв.м и на землях неразграниченной муниципальной собственности Омутнинского городского поселения на площади 7300 кв.м. На свалке имеются отходы 4-5 класса опасности. Свалка состоит из опилок натуральной чистой древесины, горбыля из натуральной чистой древесины, бытовых отходов и отходов жилищ несортированных, мусора от сноса и разборки зданий. Отходы расположены на земле навалом в отсутствии искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, без обваловки и организованной системы ливневых стоков.

06 ноября 2019 года прокуратурой в адрес администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Из письма от 06.12.2019 года администрации следует, что к административной ответственности за разгрузку древесных отходов на свалке привлечен Виллисов А.В. (третье лицо по делу), администрация ходатайствует об инициировании проверки.

В ответе администрации от 27.12.2019 года указано, что проведение проверки соблюдения правил благоустройства запланировано на январь 2020 года.

Согласно письму отдела управления муниципальным имуществом муниципального образования Омутнинское городское поселение от 17.06.2020 года №133, земельный участок с координатами 58.635216, 52.218133 к югу от д.Плетенёвская 500 м в реестре муниципальной собственности МО Омутнинского городского поселения отсутствует.

Из показаний свидетеля Исупова Ю.В., работавшего до 2018 года лесничим в Омутнинском сельском лесничестве, следует, что весной 2017 года при осуществлении патрулирования лесов на предмет нахождения несанкционированных свалок им была обнаружена свалка у д.Плетенёвская, площадью более 0.5 га, которая существовала и в 2011 году, однако на территорию гослесфонда свалка не переходила вплоть до 2018 года.

09 июня 2017 Исуповым Ю.В. составлен отчет о проведении патрулирования, из которого следует, что лесничим обнаружена свалка промышленных отходов и отходов бытового назначения на землях поселений - д.Плетенёвская у кромки леса участка лесного фонда, зафиксированы координаты.

Из показаний свидетеля Решетникова Д.П., работающего лесничим Омутнинского сельского участкового лесничества с февраля 2019 года, следует, что им в октябре 2019 года обнаружена свалка, расположенная на землях лесфонда. При патрулировании весной 2019 года свалка на землях государственного лесного фонда не находилась.

В соответствии с актом совместного патрулирования от 04.06.2019 года в квартале 89 выдел 3 пл. 22.6 га Омутнинского сельского участкового лесничества обнаружена незаконная свалка древесных отходов пл. 0.17 га и на территории, прилегающей к данному выделу.

Из акта совместного патрулирования от 01.10.2019 года следует, что в квартале 89 выдел 3 Омутнинского сельского участкового лесничества ранее обнаруженная свалка не убрана от лесного массива. Продолжается завоз свежего опила.

Лесным отделом Омутнинского лесничества главе администрации Омутнинского района Омутнинского городского поселения направлено письмо от 02.07.2019 года о принятии мер по факту незаконной свалки дополнительных и перемещенных промышленных отходов с указанием того, что за два года незаконная свалка расширилась путем перемещения на территорию государственного лесного фонда.

В адрес прокурора Омутнинского района Лесным отделом Омутнинского лесничества направлена справка от 08.10.2019 года о факте выявления незаконной свалки в д.Плетенёвская.

Согласно справке осмотра мест несанкционированного размещения отходов на территории Омутнинского городского поселения Омутнинского района от 14.07.2021 года №6-52/21, составленной старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды Никитиным А.В., 24.05.2021 года представителем прокуратуры Омутнинского района Кировской области совместно с государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды Никитиным А.В., геодезистом КОГБУ «ВятНТИЦМП» Караваевым Р.В., лесничим Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества Решетниковым Д.П. проведен осмотр земельных участков, расположенных на территории муниципального образования Омутнинское городское поселение, в ходе которого установлено наличие свалки отходов деревообработки в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области на земельном участке с географическими координатами 58.635216°N, 52.218133°Е, площадью 7482 кв.м. Общий объем отходов 24379 куб.м. Свалка частично расположена на землях неразграниченной муниципальной собственности в границах муниципального образования Омутнинское городское поселение Кировской области, на площади 6484 кв.м, объем отходов 21786 куб.м, и на землях лесного фонда в 3 выделе 89 квартала Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского района Кировской области, на площади 998 кв.м, объем отходов 2593 куб.м. На свалке имеются отходы 4-5 класса опасности. Свалка состоит из опилок натуральной чистой древесины, горбыля натуральной чистой древесины, бытовых отходов и отходов жилищ несортированных, мусора от сноса и разборки зданий несортированного. Отходы расположены на земле навалом, в отсутствии искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, без обваловки и организованной системы ливневых стоков, чем нарушены требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

К справке приложена фототаблица, исполнительная схема с координатами поворотных точек расположения свалки на земельном участке.

Согласно акту совместного патрулирования территории лесного фонда от 24.05.2021 года лесничим Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества Кировской области Решетниковым Д.П. совместно с представителем прокуратуры Омутнинского района Кировской области проведено патрулирование территории лесного фонда, в ходе которого в квартале 89 выдела 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества обнаружена незаконная свалка древесных отходов на территории государственного лесного фонда (опилки), площадью 0.1 га.

К акту приложены координаты поворотных точек свалки, схема свалки на землях государственного лесного фонда.

Согласно ответу Межмуниципального отдела по Афанасьевскому, Верхнекамскому, Омутнинскому районам Росреестра от 12.07.2021 года №157, земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, расположен в кадастровом квартале 43:22:410601 вблизи д.Плетенёвская, относится к категории земель: земли запаса. Данный земельный участок на кадастровый учет не поставлен, сведения о правообладателе отсутствуют. Граница черты населенного пункта д.Плетенёвская установлена в 1991 году.

По данным осмотра публичной кадастровой карты от 20.08.2021 года, земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в границах муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области. Межселенные территории на территории Омутнинского района отсутствуют.

По сообщению Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района от 22.10.2021 года №03-1513 земельный участок вблизи д.Плетенёвская Омутнинского района, граничащий с земельным участком с кадастровым номером 43:22:000000:397 (земли лесного фонда), расположен на территории муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, не сформирован, границы не установлены в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с генеральным планом, Правилами землепользования и застройки Омутнинского городского поселения названный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, сведения о перераспределении земель отсутствует.

По информации лесного отдела Омутнинского лесничества от 19.10.2021 года квартал 89 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества является свободным от передачи третьим лицам, не имеет обременения.

Также судом установлено, что постановлением заместителя главного государственного инспектора Кировской области в области - охраны окружающей среды от 17.11.2020 года №120-52 ООО «Вояж» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.2 КоАП Российской Федерации, выразившегося в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, повлекшее причинение вреда окружающей среде (почве), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000.00 рублей.

Из данного постановления следует, что в период с февраля 2020 года по 29.08.2020 года работник ООО «Вояж» Смехов И.Г. на тракторе Беларус-82.1 с прицепом вывозил отходы деревообработки (опил) с территории пилорамы ООО «Вояж» на земельный участок, расположенный в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования к муниципальному образованию Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области и министерству лесного хозяйства Кировской области, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.13, 16, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст 8, 60.12, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999 года№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 года №145/167, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, установив факт нарушения ответчиками требований вышеуказанных правовых норм в части ненадлежащего исполнения обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки, наличие указанной свалки на землях Омутнинского городского поселения и лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное пользование, пришел к выводу, что обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия, организации несанкционированной свалки законом возложена на муниципальное образование Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области в части земель, не входящих в состав лесного фонда, а в названной части - на министерство лесного хозяйства Кировской области, в связи с чем обязал министерство лесного хозяйства Кировской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская в границах квартала 89 выдела 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества Кировской области, а муниципальное образование Омутнинское городское поселение в лице администрации поселения - организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельной участке в кадастровом квартале 43:22:410601 в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская, за исключением земельного участка земель лесного фонда, установив срок до 31.12.2023 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований к ООО «Вояж», суд исходил из того, что факт принадлежности отходов ООО «Вояж» не подтвержден, поскольку из постановления по делу об административном правонарушении от 17.11.2020 года установить объем вывезенных данным юридическим лицом отходов невозможно, при этом, по материалам дела и объяснениям сторон, спорная свалка образована значительно ранее 2020 года, тогда как предметом рассмотрения дела об административном правонарушении являлись действия Общества, имевшие место быть в 2020 году.

Суд кассационной инстанции оснований не согласится с выводами судов нижестоящих инстанций, принятым по делу решением не усматривает.

Доводы Министерства о том, что обязанность по уборке выявленной несанкционированной свалки отходов на территории лесного фонда надлежало возложить на ООО «Вояж», которое признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч 2 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несостоятельными.

Наличие постановления по административному делу о признании виновным ООО «Вояж»в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допустившего загрязнение лесов отходами производства и потребления, и нарушившего правила санитарной безопасности в лесах не освобождает ответчиков от обязанности исполнять возложенные на них государством полномочия по организации охраны земель, отнесенных к их ведению, при том, что материалами дела факт принадлежности отходов ООО, его причастности к образованию свалки ранее 2020 года подтвержден не был.

Доводы кассационной жалобы Министерства о том, что данный ответчик не является причинителем вреда окружающей среде и не может быть привлечено в качестве ответчика, не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание, поскольку положения подп.6 п.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливают, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Аналогичные полномочия по охране, защите лесов, лесоразведению отражены в п.п.2.1, 3.1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 года №145/1670.

В силу п.3 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с п.1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В п.1.7 названного выше Положения также указано, что финансирование Министерства за счет субвенций из федерального бюджета и средств областного бюджета осуществляется при выполнении Министерством полномочий, установленных ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13.10.2015 года №26-П, исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (подп.4 п.1 и п.3).

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку несанкционированная свалка выявлена, в том числе на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которым на территории Кировской области является министерство лесного хозяйства Кировской области.

В этой связи Министерство вопреки доводам кассационной жалобы является надлежащим ответчиком по делу, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке в указанных в судебных постановлениях границах на него возложена правомерно.

Доводы кассационной жалобы представителя администрации муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области о том, что на данного ответчика необоснованно возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в лесах, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку не основаны на материалах дела и оспариваемых судебных постановлениях, так как на муниципальное образование Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области в лице администрации возложена обязанность организовать в срок до 31.12.2023 года ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке в кадастровом квартале 43:22:410601 в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области с координатами поворотных точек, указанных в решении, за исключением земельного участка земель лесного фонда, расположенного в границах квартала 89 выдела 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества Кировской области.

Таким образом, суды, установив расположение (нахождение) несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном в границах Омутнинского городского поселении, а также в границах участка лесного фонда, с учетом указанных выше положений нормативных правовых актов, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в соответствующих координатах на администрацию муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области и министерство лесного хозяйства Кировской области.

Приведенные в кассационных жалобах доводы в целом повторяют правовую позицию заявителей, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно не приняты во внимание, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.

Вновь приводя данные доводы, заявители не указывают на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражают несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.

Доводы кассационных жалоб не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.

На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Омутнинского районного суда Кировской области от 09 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 10 марта 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя министерства лесного хозяйства Кировской области и представителя администрации муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области - без удовлетворения.

Председательствующий Ф.С. Гаиткулова

Судьи И.М. Ромасловская

Е.М. Данилин

УИД 43RS0026-01-2020-000307-87

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело №88-10827/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

06 июня 2022 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Гаиткуловой Ф.С.,

судей Ромасловской И.М., Данилина Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя министерства лесного хозяйства Кировской области и представителя администрации муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 09 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 10 марта 2022 года по гражданскому делу №2-447/2021 по иску прокурора Омутнинского района Кировской области к муниципальному образованию Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области в лице администрации, министерству лесного хозяйства Кировской области, обществу с ограниченной ответственностью «Вояж» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки,

заслушав доклад судьи Ромасловской И.М., возражения относительно доводов кассационных жалоб прокурора Сальникова А.А.,

установила:

прокурор Омутнинского района Кировской области обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, в котором с учетом изменений в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчика организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в пятистах метрах к югу от д.Плетеневская Омутнинского района Кировской области, предоставив координаты свалки по данным Яндекс карт, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды выявлена несанкционированная свалка отходов 4-5 класса опасности, объемом не менее 3000 куб.м, расположенная в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области, в том числе на землях неразграниченной собственности Омутнинского городского поселения на площади 7300 кв.м.

В ходе рассмотрения заявленных прокурором требований к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство лесного хозяйства Кировской области.

Решением Омутнинского районного суда Кировской области от 21.08.2020 года исковые требования прокурора Омутнинского района Кировской области удовлетворены.

На муниципальное образование Омутнинское городское поселение в лице администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение возложена обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в пятистах метрах к югу от д.Плетеневская Омутнинского района Кировской области, координаты по данным Яндекс карт 58 635216, 52 218133, `в срок до 01.06.2021 года.

В удовлетворении требований к министерству лесного хозяйства Кировской области отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 12.11.2020 года решение Омутнинского районного суда Кировской области от 21.08.2020 года оставлено без изменения.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2021 года решение Омутнинского районного суда Кировской области от 21.08.2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 12.11.2020 года отменены, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела прокурор Омутнинского района Кировской области исковые требования дополнил, указал, что прокуратурой района с привлечением специалистов министерства охраны окружающей среды Кировской области, сотрудника КОГКУ «Кировлесцентр», геодезиста КОГБУ «ВятНТИЦМП» проведен осмотр мест несанкционированного размещения отходов, которым установлено, что несанкционированная свалка отходов расположена в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области в точках с географическими координатами 58.635216°N, 52.218133°Е. Свалка расположена на земельном участке площадью 7482 кв.м. Общий объем отходов составляет 24379 куб.м. Свалка частично расположена на землях неразграниченной государственной собственности в границах муниципального образования Омутнинское городское поселение, на площади 6484 кв.м, объем отходов 21786 куб.м, и на землях лесного фонда в 3 выделе 89 квартале Омутнинского сельского участкового лесничества, на площади 998 кв.м, объем отходов 2593 куб.м. На свалке имеются отходы 4-5 класса опасности. Свалка состоит из опилков натуральной чистой древесины, горбыля натуральной чистой древесины, бытовых отходов и отходов жилищ несортированных, мусора от сноса и разборки зданий несортированного. При этом, земельный участок не поставлен на кадастровый учет в государственном реестре недвижимости, зарегистрированные права на него отсутствуют. Кроме того, в ходе проверки установлено, что отходы деревообработки вывозило на спорный земельный участок ООО «Вояж», в связи с чем постановлением от 17.11.2020 года ООО «Вояж» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.2 КоАП Российской Федерации.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений исковых требований, прокурор просил обязать министерство лесного хозяйства Кировской области, ООО «Вояж» организовать в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидацию несанкционированного места размещения отходов, расположенного в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская в точках с географическими координатами 58.635216°N, 52.218133°Е в границах квартала 89 выдела 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества в границах указанных в иске координат поворотных точек; обязать администрацию Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области, ООО «Вояж» организовать в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидацию несанкционированного места размещения отходов, расположенного в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская в точках с географическими координатами 58.635216°N, 52.218133°Е в кадастровом квартале 43:22:410601 в границах указанных в иске координат поворотных точек, за исключением части земель лесного фонда, расположенных в квартале 89 выделе 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества.

Определением Омутнинского районного суда Кировской области от 22.07.2021 года произведена замена ненадлежащего ответчика муниципальное образование Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области надлежащими ООО «Вояж», муниципальное образование Омутнинский муниципальный район Кировской области, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области.

Определением Омутнинского районного суда Кировской области от 19.08.2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области, МТУ Росимущества в Удмуртской республике и Кировской области.

Определением Омутнинского районного суда Кировской области от 19.10.2021 года Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Решением Омутнинского районного суда Кировской области от 09.12.2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 10.03.2022 года, иск прокурора Омутнинского райойа Кировской области удовлетворен частично.

На министерство лесного хозяйства Кировской области возложена обязанность организовать в срок до 31.12.2023 года ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области в границах квартала 89 выдела 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества Кировской области с координатами поворотных точек, указанных в решении.

На муниципальное образование Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области в лице администрации возложена обязанность организовать в срок до 31.12.2023 года ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке в кадастровом квартале 43:22:410601 в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области с координатами поворотных точек, указанных в решении, за исключением земельного участка земель лесного фонда, расположенного в границах квартала 89 выдела 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества Кировской области.

В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Вояж» отказано.

В кассационной жалобе министерства лесного хозяйства Кировской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений в части возложения на министерство обязанности по ликвидации несанкционированного места размещения отходов, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Министерство не является причинителем вреда окружающей среды, в связи с чем не может является ответчиком по делу, так как правовые основания для возложения на Министерство указанных в решении мероприятий отсутствуют. Считают, что ООО «Вояж» не может подлежать освобождению от возложения на него обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, в рамках указанного дела должно быть привлечено к гражданско-правовой ответственности.

В поданной администрацией муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылкой на то, что негативное воздействие на природный объект произошло в лесном фонде, ввиду чего правовые основания для возложения на администрацию обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки отсутствовали.

Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав пояснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не были допущены судами при рассмотрении данного дела.

Так, судами установлено, что прокуратурой Омутнинского района Кировской области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области требований законодательства об охране окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения.

Согласно справке осмотра от 23.10.2019 года №23-52/2019, составленной старшим госинспектором Кировской области в области охраны окружающей среды, свалка отходов деревообработки расположена в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская. Свалка находится на земельном участке площадью 9000 кв.м. Общий объем отходов не менее 30000 куб.м. Свалка расположена на землях лесного фонда в 3 выделе 89 квартала Омутнинского сельского участкового лесничества на площади 1700 кв.м и на землях неразграниченной муниципальной собственности Омутнинского городского поселения на площади 7300 кв.м. На свалке имеются отходы 4-5 класса опасности. Свалка состоит из опилок натуральной чистой древесины, горбыля из натуральной чистой древесины, бытовых отходов и отходов жилищ несортированных, мусора от сноса и разборки зданий. Отходы расположены на земле навалом в отсутствии искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, без обваловки и организованной системы ливневых стоков.

06 ноября 2019 года прокуратурой в адрес администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Из письма от 06.12.2019 года администрации следует, что к административной ответственности за разгрузку древесных отходов на свалке привлечен Виллисов А.В. (третье лицо по делу), администрация ходатайствует об инициировании проверки.

В ответе администрации от 27.12.2019 года указано, что проведение проверки соблюдения правил благоустройства запланировано на январь 2020 года.

Согласно письму отдела управления муниципальным имуществом муниципального образования Омутнинское городское поселение от 17.06.2020 года №133, земельный участок с координатами 58.635216, 52.218133 к югу от д.Плетенёвская 500 м в реестре муниципальной собственности МО Омутнинского городского поселения отсутствует.

Из показаний свидетеля Исупова Ю.В., работавшего до 2018 года лесничим в Омутнинском сельском лесничестве, следует, что весной 2017 года при осуществлении патрулирования лесов на предмет нахождения несанкционированных свалок им была обнаружена свалка у д.Плетенёвская, площадью более 0.5 га, которая существовала и в 2011 году, однако на территорию гослесфонда свалка не переходила вплоть до 2018 года.

09 июня 2017 Исуповым Ю.В. составлен отчет о проведении патрулирования, из которого следует, что лесничим обнаружена свалка промышленных отходов и отходов бытового назначения на землях поселений - д.Плетенёвская у кромки леса участка лесного фонда, зафиксированы координаты.

Из показаний свидетеля Решетникова Д.П., работающего лесничим Омутнинского сельского участкового лесничества с февраля 2019 года, следует, что им в октябре 2019 года обнаружена свалка, расположенная на землях лесфонда. При патрулировании весной 2019 года свалка на землях государственного лесного фонда не находилась.

В соответствии с актом совместного патрулирования от 04.06.2019 года в квартале 89 выдел 3 пл. 22.6 га Омутнинского сельского участкового лесничества обнаружена незаконная свалка древесных отходов пл. 0.17 га и на территории, прилегающей к данному выделу.

Из акта совместного патрулирования от 01.10.2019 года следует, что в квартале 89 выдел 3 Омутнинского сельского участкового лесничества ранее обнаруженная свалка не убрана от лесного массива. Продолжается завоз свежего опила.

Лесным отделом Омутнинского лесничества главе администрации Омутнинского района Омутнинского городского поселения направлено письмо от 02.07.2019 года о принятии мер по факту незаконной свалки дополнительных и перемещенных промышленных отходов с указанием того, что за два года незаконная свалка расширилась путем перемещения на территорию государственного лесного фонда.

В адрес прокурора Омутнинского района Лесным отделом Омутнинского лесничества направлена справка от 08.10.2019 года о факте выявления незаконной свалки в д.Плетенёвская.

Согласно справке осмотра мест несанкционированного размещения отходов на территории Омутнинского городского поселения Омутнинского района от 14.07.2021 года №6-52/21, составленной старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды Никитиным А.В., 24.05.2021 года представителем прокуратуры Омутнинского района Кировской области совместно с государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды Никитиным А.В., геодезистом КОГБУ «ВятНТИЦМП» Караваевым Р.В., лесничим Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества Решетниковым Д.П. проведен осмотр земельных участков, расположенных на территории муниципального образования Омутнинское городское поселение, в ходе которого установлено наличие свалки отходов деревообработки в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области на земельном участке с географическими координатами 58.635216°N, 52.218133°Е, площадью 7482 кв.м. Общий объем отходов 24379 куб.м. Свалка частично расположена на землях неразграниченной муниципальной собственности в границах муниципального образования Омутнинское городское поселение Кировской области, на площади 6484 кв.м, объем отходов 21786 куб.м, и на землях лесного фонда в 3 выделе 89 квартала Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского района Кировской области, на площади 998 кв.м, объем отходов 2593 куб.м. На свалке имеются отходы 4-5 класса опасности. Свалка состоит из опилок натуральной чистой древесины, горбыля натуральной чистой древесины, бытовых отходов и отходов жилищ несортированных, мусора от сноса и разборки зданий несортированного. Отходы расположены на земле навалом, в отсутствии искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, без обваловки и организованной системы ливневых стоков, чем нарушены требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

К справке приложена фототаблица, исполнительная схема с координатами поворотных точек расположения свалки на земельном участке.

Согласно акту совместного патрулирования территории лесного фонда от 24.05.2021 года лесничим Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества Кировской области Решетниковым Д.П. совместно с представителем прокуратуры Омутнинского района Кировской области проведено патрулирование территории лесного фонда, в ходе которого в квартале 89 выдела 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества обнаружена незаконная свалка древесных отходов на территории государственного лесного фонда (опилки), площадью 0.1 га.

К акту приложены координаты поворотных точек свалки, схема свалки на землях государственного лесного фонда.

Согласно ответу Межмуниципального отдела по Афанасьевскому, Верхнекамскому, Омутнинскому районам Росреестра от 12.07.2021 года №157, земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, расположен в кадастровом квартале 43:22:410601 вблизи д.Плетенёвская, относится к категории земель: земли запаса. Данный земельный участок на кадастровый учет не поставлен, сведения о правообладателе отсутствуют. Граница черты населенного пункта д.Плетенёвская установлена в 1991 году.

По данным осмотра публичной кадастровой карты от 20.08.2021 года, земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в границах муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области. Межселенные территории на территории Омутнинского района отсутствуют.

По сообщению Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района от 22.10.2021 года №03-1513 земельный участок вблизи д.Плетенёвская Омутнинского района, граничащий с земельным участком с кадастровым номером 43:22:000000:397 (земли лесного фонда), расположен на территории муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, не сформирован, границы не установлены в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с генеральным планом, Правилами землепользования и застройки Омутнинского городского поселения названный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, сведения о перераспределении земель отсутствует.

По информации лесного отдела Омутнинского лесничества от 19.10.2021 года квартал 89 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества является свободным от передачи третьим лицам, не имеет обременения.

Также судом установлено, что постановлением заместителя главного государственного инспектора Кировской области в области - охраны окружающей среды от 17.11.2020 года №120-52 ООО «Вояж» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.2 КоАП Российской Федерации, выразившегося в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, повлекшее причинение вреда окружающей среде (почве), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000.00 рублей.

Из данного постановления следует, что в период с февраля 2020 года по 29.08.2020 года работник ООО «Вояж» Смехов И.Г. на тракторе Беларус-82.1 с прицепом вывозил отходы деревообработки (опил) с территории пилорамы ООО «Вояж» на земельный участок, расположенный в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская Омутнинского района Кировской области.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования к муниципальному образованию Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области и министерству лесного хозяйства Кировской области, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.13, 16, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст 8, 60.12, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999 года№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 года №145/167, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, установив факт нарушения ответчиками требований вышеуказанных правовых норм в части ненадлежащего исполнения обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки, наличие указанной свалки на землях Омутнинского городского поселения и лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное пользование, пришел к выводу, что обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия, организации несанкционированной свалки законом возложена на муниципальное образование Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области в части земель, не входящих в состав лесного фонда, а в названной части - на министерство лесного хозяйства Кировской области, в связи с чем обязал министерство лесного хозяйства Кировской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская в границах квартала 89 выдела 3 Омутнинского сельского участкового лесничества Омутнинского лесничества Кировской области, а муниципальное образование Омутнинское городское поселение в лице администрации поселения - организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельной участке в кадастровом квартале 43:22:410601 в пятистах метрах к югу от д.Плетенёвская, за исключением земельного участка земель лесного фонда, установив срок до 31.12.2023 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований к ООО «Вояж», суд исходил из того, что факт принадлежности отходов ООО «Вояж» не подтвержден, поскольку из постановления по делу об административном правонарушении от 17.11.2020 года установить объем вывезенных данным юридическим лицом отходов невозможно, при этом, по материалам дела и объяснениям сторон, спорная свалка образована значительно ранее 2020 года, тогда как предметом рассмотрения дела об административном правонарушении являлись действия Общества, имевшие место быть в 2020 году.

Суд кассационной инстанции оснований не согласится с выводами судов нижестоящих инстанций, принятым по делу решением не усматривает.

Доводы Министерства о том, что обязанность по уборке выявленной несанкционированной свалки отходов на территории лесного фонда надлежало возложить на ООО «Вояж», которое признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч 2 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несостоятельными.

Наличие постановления по административному делу о признании виновным ООО «Вояж»в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допустившего загрязнение лесов отходами производства и потребления, и нарушившего правила санитарной безопасности в лесах не освобождает ответчиков от обязанности исполнять возложенные на них государством полномочия по организации охраны земель, отнесенных к их ведению, при том, что материалами дела факт принадлежности отходов ООО, его причастности к образованию свалки ранее 2020 года подтвержден не был.

Доводы кассационной жалобы Министерства о том, что данный ответчик не является причинителем вреда окружающей среде и не может быть привлечено в качестве ответчика, не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание, поскольку положения подп.6 п.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливают, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Аналогичные полномочия по охране, защите лесов, лесоразведению отражены в п.п.2.1, 3.1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 года №145/1670.

В силу п.3 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с п.1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В п.1.7 названного выше Положения также указано, что финансирование Министерства за счет субвенций из федерального бюджета и средств областного бюджета осуществляется при выполнении Министерством полномочий, установленных ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13.10.2015 года №26-П, исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление от░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░.83 ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░, ░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░.4 ░.1 ░ ░.3).

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 43:22:410601 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 89 ░░░░░░ 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.379.6 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 10 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░

░.░. ░░░░░░░

8Г-9309/2022 [88-10827/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Омутнинского района
Ответчики
администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области
Министерство лесного хозяйства Кировской области
ооо ВОЯЖ
Другие
Министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области
Министрество охраны окружающей среды Кировской облсти
МО Омутнинское городское поселение в лице администрации МО Омутнинское городское поселение
НТ СТ Строитель 1 в лице председателя Пьянкова Сергея Алексеевича
Вилисов Алексей Викторович
Ип Керов Иван Александрович
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Удмуртской республике и Кировской области
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
6kas.sudrf.ru
06.06.2022Судебное заседание
06.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее