Решение по делу № 33-2301/2023 от 22.11.2023

УИД 13RS0023-01-2023-002435-92

Судья Урявин Д.А. № 2-1944/2023

Докладчик Селезнева О.В. Дело № 33-2301/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Смелковой Г.Ф.,

судей Дубровиной Е.Я. и Селезневой О.В.,

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 декабря 2023 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по иску Бояркина А.Н. к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Мордовия «Республиканский наркологический диспансер» о признании незаконным и отмене приказа от 2 июня 2023 г. № 636 л/с о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей начальника Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району полковника полиции Бояркина Александра Николаевича, о признании незаконным и отмене заключения служебной проверки от 6 июня 2023 г. в отношении начальника Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району полковника полиции Бояркина Александра Николаевича, о признании незаконным и отмене приказа Министерства внутренних дел по Республике Мордовия от 7 июня 2023 г. № 650 л/с «О наложении дисциплинарного взыскания» в отношении начальника Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району полковника полиции Бояркина Александра Николаевича, о восстановлении на работе в должности начальника Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району, о возложении обязанности на руководство Министерства внутренних дел по Республике Мордовия объявить личному составу Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о признании приказа об отстранении от службы, заключения служебной проверки и приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения незаконными, о признании незаконным и отмене приказа Министерства внутренних дел по Республике Мордовия от 7 августа 2023 г. № 918 л/с «По личному составу» об установлении даты увольнения со службы в органах внутренних дел полковника полиции Бояркина Александра Николаевича, об определении выслуги лет в органах внутренних дел, об отказе в выплате единовременного пособия при увольнении со службы в органах внутренних дел, об отказе в выплате премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей за август 2023 г., об отказе в выплате материальной помощи в размере одного оклада денежного содержания за 2023 г., о признании незаконным представления к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации от 17 июля 2023 г. полковника полиции Бояркина Александра Николаевича – начальника Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району, о признании незаконным и отмене акта медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) № 605 от 1 июня 2023 г., о признании незаконным и отмене приказа Министерства внутренних дел России от 26 июля 2023 г. № 905 «По личному составу» о расторжении контракта и увольнении со службы полковника полиции Бояркина Александра Николаевича - начальника Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району, по апелляционной жалобе представителя истца Бояркина А.Н. – Бояркина В.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 сентября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Селезневой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Бояркин А.Н. обратился в суд с указанным иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия (далее – МВД по Республике Мордовия), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Мордовия «Республиканский наркологический диспансер» (далее – ГБУЗ Республики Мордовия «РНД»).

В обоснование требований указал, что с сентября 2003 г. проходил службу в органах внутренних дел. 26 декабря 2022 г., имея специальное звание полковник полиции, назначен на должность начальника Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району (далее – ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району).

Приказом МВД по Республике Мордовия № 636 л/с от 2 июня 2023 г. «По личному составу» со 2 июня 2023 г. отстранен от выполнения служебных обязанностей начальника ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району на период проведения служебной проверки, основанием для его отстранения указан только рапорт заместителя Министра внутренних дел по Республике Мордовия, составленный 1 июня 2023 г., фактов, подтверждающих наличие оснований для временного отстранения, не указано.

Считал, что приказ МВД по Республике Мордовия № 636 л/с от 2 июня 2023 г. издан с нарушением требований пунктов 320, 320.4 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее - Порядок от 1 февраля 2018 г. № 50).

В нарушение процедуры отстранения сотрудника ОВД от служебных обязанностей и положений пункта 321.1 Порядка от 1 февраля 2018 г. № 50 никакого рапорта 2 июня 2023 г. о его отстранении от служебных обязанностей руководством МВД по Республике Мордовия не составлялось и в приказе МВД по Республике Мордовия № 636 л/с о его отстранении рапорт от 2 июня 2023 г., как основание для отстранения, не указывается. В связи с этим считает необоснованным приказ от 2 июня 2023 г. о его отстранении от исполнения служебных обязанностей.

С приказом МВД по Республике Мордовия № 636 л/с от 2 июня 2023 г. он ознакомлен 6 июня 2023 г. Тогда же ему сообщили, что причиной отстранения от службы является нахождение его 1 июня 2023 г. на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, о чем заместителем Министра внутренних дел по Республике Мордовия 1 июня 2023 г. составлен рапорт, с которым он не ознакомлен. Каких-либо доказательств нахождения его 1 июня 2023 г. на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения ему не было представлено, о начале служебной проверки, начатой после издания приказа, он не извещался.

1 июня и 2 июня 2023 г. он лично участвовал в проводимых руководством МВД по Республике Мордовия селекторных совещаниях, где никто не высказывался о совершении им какого-либо нарушения служебной дисциплины. Служебные обязанности в эти дни он выполнял в обычном рабочем порядке и в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией).

Приказом МВД по Республике Мордовия № 650 л/с от 7 июня 2023 г. «О наложении дисциплинарного взыскания» на него было наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.

Основанием для издания данного приказа указано заключение служебной проверки УЛРС МВД по Республике Мордовия от 6 июня 2023 г.

Полагал, что названные приказы подлежат отмене, поскольку никакого нарушения служебной дисциплины он не допускал.

По мнению истца, также была нарушена процедура его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при помощи прибора, используемого для обнаружения содержания алкоголя из выдыхаемых паров воздуха, проведенного примерно в 09 час. 45 мин. 1 июня 2023 г. двумя сотрудниками ОРЧ СБ МВД по Республике Мордовия на его рабочем месте в кабинете здания ОМВД по Рузаевскому муниципальному району после селекторного совещания, проводимого руководством МВД по Республике Мордовия.

Ссылается на нарушение процедуры освидетельствования.

Считал незаконным освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, проведенное 1 июня 2023 г. у него в рабочем кабинете здания ОМВД по Рузаевскому муниципальному району сотрудниками ОРЧ СБ МВД по Республике Мордовия, не являющимися медработниками.

Полагал, что его освидетельствование на алкогольное опьянение, проведенное в ГБУЗ Республики Мордовия «РНД» 1 июня 2023 г., также не отвечает требованиям закона.

Проведенное по его личной инициативе 1 июня 2023 г. примерно в 22 час. 00 мин. в ГБУЗ Республики Мордовия «Рузаевская ЦРБ» медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения прибором не показало наличие содержания алкоголя в выдыхаемых им парах воздуха.

По мнению истца, учитывая совокупность изложенных обстоятельств и действующие правовые нормы, результат медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, оформленный 1 июня 2023 г. врачом-наркологом ГБУЗ Республики Мордовия «РНД», с которым он не был ознакомлен, взятый за основу при принятии решений об отстранении его от служебных обязанностей, а затем о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, не может расцениваться как подтверждающий его нахождение в состоянии алкогольного опьянения, поскольку он является субъективным, оформлен с нарушением процедуры и противоречит результатам медицинского освидетельствования, проведенного 1 июня 2023 г. ГБУЗ Республики Мордовия «Рузаевская ЦРБ», поэтому считает ненадлежащим доказательством медицинское освидетельствование, оформленное 1 июня 2023 г. врачом ГБУЗ Республики Мордовия «РНД»

Истец также полагал, что был нарушен порядок проведения в отношении него служебной проверки и процедуры привлечения его к дисциплинарной ответственности, поскольку он не был ознакомлен как с решением о назначении служебной проверки, так и с материалом служебной проверки, хотя неоднократно ходатайствовал об этом.

Выводы о его виновности в совершении дисциплинарного проступка были сделаны за два дня. При этом были проигнорированы его объяснения, ходатайства о приобщении документальных доказательств его невиновности, полностью проигнорировано материальное положение его семьи. Не учтено то обстоятельство, что у него на иждивении находится двое несовершеннолетних детей, а супруга числилась на учете в центре занятости как безработная.

С учетом уточнения заявленных исковых требований, просил суд:

признать незаконным и отменить приказ МВД по Республике Мордовия от № 636 л/с 2 июня 2023 г. «По личному составу» о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей начальника ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району полковника полиции Бояркина А.Н.;

признать незаконным и отменить акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) № 605 от 1 июня 2023 г., оформленный в ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканский наркологический диспансер» по результатам медицинского освидетельствовании Бояркина А.Н.;

признать незаконным и отменить заключение служебной проверки от 6 июня 2023 г. в отношении начальника ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району полковника полиции Бояркина А.Н., утвержденное Министром внутренних дел по Республики Мордовия генерал-майором полиции Поляковым Ю.С.;

признать незаконным и отменить приказ МВД по Республике Мордовия № 650 л/с от 7 июня 2023 г. «О наложении дисциплинарного взыскания» о наложении дисциплинарного взыскания на начальника ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району полковника полиции Бояркина А.Н., в виде увольнения со службы в органах внутренних дел;

восстановить Бояркина А.Н. в должности начальника ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району;

обязать руководство управления МВД по Республике Мордовия объявить личному составу МВД    по Республике Мордовия о признании приказа об отстранении от службы, заключения служебной проверки и приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, незаконными;

признать незаконным и отменить приказ Министерства внутренних дел России № 905 от 26 июля 2023 г. «По личному составу» о расторжении контракта и увольнении со службы полковника полиции Бояркина А.Н. - начальника ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 82 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ);

признать незаконным и отменить приказ Министерства внутренних дел по Республике Мордовия № 918 л/с от 7 августа 2023 г. «По личному составу» об установлении 7 августа 2023 г. датой увольнения со службы в органах внутренних дел полковника полиции Бояркина А.Н., начальника ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району, по пункту 6 части 2 статьи 82 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, об определении Бояркину А.Н. выслуги лет в органах внутренних дел, об отказе в выплате Бояркину А.Н. единовременного пособия при увольнении со службы в органах внутренних дел, об отказе в выплате премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей за август 2023 года, об отказе в выплате материальной помощи в размере одного оклада денежного содержания за 2023 год;

признать незаконным представление к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации от 17 июля 2023 г. полковника полиции Бояркина А.Н., начальника ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району, по пункту 6 части 2 статьи 82 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 сентября 2023 г. производство по делу в части искового требования Бояркина А.Н. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, МВД по Республике Мордовия и ГБУЗ Республики Мордовия «РНД» о восстановлении Бояркина А.Н. в специальном звании полковника полиции прекращено в связи с отказом истца от данной части требований.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 сентября 2023 г. исковые требования Бояркина А.Н. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца Бояркина А.Н. – Бояркин В.Н. считает решение суда незаконным и необоснованным, приводя доводы о том, что судом первой инстанции не дана должная правовая оценка обстоятельствам и фактам, изложенным Бояркиным А.Н. и имеющим существенное значение для рассматриваемого дела. Фактические обстоятельства дела в полной мере доказаны стороной истца в установленном законом порядке.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела суду первой инстанции ответчиками представлены недостоверные и подложные документы, в частности, направление № 1 от 1 июня 2023 г. должностного лица на медицинское освидетельствование на состояние (алкогольного, наркотического или иного токсического) опьянения. ГБУЗ Республики Мордовия «РНД» суду первой инстанции предоставлены две копии протоколов алкотеста, которые отличаются по рукописным заполнениям в графах «фамилия», «имя», «отчество», его собственноручная подпись отличается от той, которая проставлена в указанных документах.

Указывает, что акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) № 605 от 1 июня 2023 г. является недопустимым доказательством, поскольку содержит недостоверную информацию и составлен в результате проведенного с нарушением процедуры медицинского освидетельствования.

Также, Бояркин А.Н. был лишен возможности осуществить защиту своих прав и законных интересов в ходе проведения служебной проверки, поскольку в графе «Обязанности и права, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ…» предусмотренные данными положения права не разъяснены. Устно данные положения ему также разъяснены не были. Срок проведения служебной проверки 2 июня 2023 г. и 5 июня 2023 г. также свидетельствует о том, что в течение достаточно короткого периода времени у него отсутствовала возможность обратиться за квалифицированной юридической помощью и воспользоваться правами, предусмотренными действующим законодательством.

Полагает, что судом первой инстанции не принят во внимание его довод о том, что приказ МВД по Республике Мордовия № 636 л/с об отстранении Бояркина А.Н. составлен 2 июня 2023 г., - на следующие сутки после рапорта заместителя Министра внутренних дел по Республике Мордовия Зубарова И.Е. от 1 июня 2023 г. Однако с данным приказом он ознакомлен лишь 6 июня 2023 г. При этом в указанный момент Бояркин А.Н. находился на рабочем месте. Вместе с тем, данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции.

Кроме того, указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание то, что в нарушение положений статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ и пункта 318 Порядка от 1 февраля 2018 г. № 50 заместитель Министра внутренних дел по Республике Мордовия Зубаров И.Е., составивший рапорт от 1 июня 2023 г. об отстранении начальника ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району Бояркина А.Н., не являлся непосредственным или прямым руководителем (начальником) Бояркина А.Н., следовательно, не являлся лицом, уполномоченным составлять подобного рода документы на имя прямого руководителя.

Исходя из положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ документы, связанные с организацией в отношении Бояркина А.Н. служебной проверки, и отстранении от службы могли быть составлены только прямым руководителем сотрудника органов внутренних дел.

В нарушение пункта 319 Порядка от 1 февраля 2018 г. № 50 рапорт об обнаружении сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в течение суток с его составления не был передан прямому руководителю (начальнику) для назначения служебной проверки, что также не было учтено судом первой инстанции.

Процедура отстранения Бояркина А.Н. от выполнения служебных обязанностей проведена с нарушениями положений действующего законодательства.

Кроме того, судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что с заключением служебной проверки Бояркин А.Н. ознакомлен лишь 15 июня 2023 г. после неоднократных письменных и устных обращений, то есть после издания приказа МВД по Республике Мордовия № 650 л/с от 7 июня 2023 г. о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.

При проведении служебной проверки МВД по Республике Мордовия в нарушение требований статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации не учтено материальное положение Бояркина А.Н., нахождение на его иждивении двух несовершеннолетних детей и отсутствие трудоустройства супруги.

Выводы суда первой инстанции не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем судом нарушены положения статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Представителем ответчиков МВД по Республике Мордовия и МВД России Волгаевым А.А., представителем ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Республиканский клинический наркологический диспансер» Атмайкиным Д.В., старшим помощником прокурора Ленинского района г. Саранска Мещеряковой И.М. поданы возражения, в которых они просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции учитывается то обстоятельство, что приказом Министра здравоохранения Республики Мордовия от 1 ноября 2023 г. № 1949 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Республиканский наркологический диспансер» переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Республиканский клинический наркологический диспансер».

В судебное заседание истец Бояркин А.Н., его представитель Бояркин В.Н., представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Республиканский клинический наркологический диспансер» (далее – ГБУЗ Республики Мордовия «РКНД»), представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить судебное разбирательство не просили. При этом Киржаева И.А., действующая от имени ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району, представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного лица.

Явившаяся в судебное заседание суда апелляционной инстанции для представления интересов ответчика ГБУЗ Республики Мордовия «РКНД» Сыскаева Л.С. не допущена к участию в деле в качестве представителя указанного лица ввиду того, что она не является адвокатом, ею не представлен диплом о наличии высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности в нарушение части 3 статьи 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

При таких обстоятельствах и на основании частей третьей и четвертой статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя ответчиков МВД по Республике Мордовия и МВД России Волгаева А.А., просивших об оставлении решения суда без изменения, заключение прокурора Умновой Е.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, а потому не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Бояркин А.Н. проходил службу в органах внутренних дел с 25 сентября 2003 г.

Приказом МВД по Республике Мордовия № 1166 л/с от 23 декабря 2022 г. он назначен на должность начальника ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району с 26 декабря 2022 г. Службу проходил в специальном звании «полковник полиции» (т.д. 1, л.д. 132).

1 июня 2023 г. Министром внутренних дел по Республике Мордовия на основании письменного рапорта заместителя Министра внутренних дел по Республике Мордовия полковника полиции Зубарова И.Е. для выявления причин, характера и обстоятельств допущенных нарушений в отношении Бояркина А.Н. назначено проведение служебной проверки сроком до 6 июня 2023 г.

Данное обстоятельство подтверждается резолюцией Министра внутренних дел по Республике Мордовия от 1 июня 2023 г., выполненной на письменном рапорте заместителя Министра внутренних дел по Республике Мордовия: «Захарову С.Н. для организации исполнения резолюции Министра». Кроме того, на обороте рапорта имеется собственноручная запись истца: «Ознакомлен: Бояркин А.Н. 2 июня 2023 г.» и проставлена его подпись (т.д. 2, л.д. 153-154).

В связи с назначением в отношении Бояркина А.Н. служебной проверки на основании рапорта заместителя Министра внутренних дел по Республике Мордовия полковника полиции Зубарова И.Е., 1 июня 2023 г. Министром внутренних дел по Республике Мордовия принято решение о временном отстранении Бояркина А.Н. от выполнения служебных обязанностей со 2 июня 2023 г.

2 июня 2023 г. приказом МВД по Республике Мордовия № 636 л/с Бояркин А.Н. временно отстранен от исполнения служебных обязанностей на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания.

Согласно выводам, изложенным в заключении служебной проверки от 6 июня 2023 г., Бояркин А.Н. допустил грубое нарушение служебной дисциплины, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, выразившееся в несоблюдении требований пунктов 1, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, в части несоблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и обеспечения их исполнения, требований к служебному поведению сотрудника, части 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в части совершения в служебное время действий, наносящих ущерб авторитету полиции, пункта 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, в части выполнения требований к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, подпункта 6.3 пункта 6, подпункта 8.7 пункта 8 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26 июня 2020 г. № 460, в соответствии с которым сотруднику предписано служить примером исполнения законов, неукоснительного соблюдения требований служебной дисциплины, неприемлемы употребления алкогольных напитков накануне и во время выполнения служебных обязанностей, пункта «в» статьи 7 главы 3 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377, в части соблюдения установленного порядка и условий прохождения службы в органах внутренних дел.

Из материалов служебной проверки, проведенной инспектором по особым поручениям инспекции по личному составу УРЛС МВД по Республике Мордовия Захаровым С.Н. в отношении начальника ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району полковника полиции Бояркина А.Н., следует, что факт нарушения Бояркиным А.Н. служебной дисциплины выявлен 1 июня 2023 г., когда во исполнение приказа МВД по Республике Мордовия от 29 ноября 2022 г. № 427 «О создании мобильной группы» сотрудниками инспекции по личному составу Управления по работе с личным составом МВД по Республике Мордовия, а также оперативно-розыскной части собственной безопасности МВД по Республике Мордовия по указанию Министра внутренних дел по Республике Мордовия осуществлен выезд в ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району с целью проведения специального профилактического мероприятия, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений служебной дисциплины с руководителями и личным составом указанного территориального органа. При этом в ходе проверки применялось техническое средство измерения алкотектор «PRО-100 Touch-K» на наличие паров этанола в выдыхаемом воздухе.

Начальнику ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району Бояркину А.Н. было предложено использование вышеуказанного технического средства измерения, с чем он согласился. В 09 час. 50 мин. 1 июня 2023 г. по результатам использования алкотектора у Бояркина А.Н. установлено алкогольное опьянение (согласно показаниям – 0,397 мг/л), с результатами которого он был ознакомлен, что подтверждается объяснениями, собственноручно написанными Бояркиным А.Н. 2 июня 2023 г. в рамках проводимой служебной проверки.

В тот же день, то есть 1 июня 2023 г., на основании направления работодателя МВД по Республике Мордовия в лице генерал-майора полиции Полякова Ю.С. и с личного согласия Бояркина А.Н., последний был освидетельствован на состояние алкогольного опьянения врачом психиатром-наркологом ГБУЗ Республики Мордовия «РНД» (в период с 10 час. 40 мин. до 11 час. 10 мин.), по результатам которого составлен акт медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения № 605 и установлено состояние алкогольного опьянения (первое исследование - 0,35 мг/л, второе исследование - 0,33 мг/л.) с одновременным установлением у Бояркина А.Н. нарушений двигательной сферы (походка неуверенная, неустойчивость в позе Ромберга в виде легкого пошатывания). С результатами освидетельствования Бояркин А.Н. был тогда же ознакомлен (т.д. 2, л.д. 1-67).

По результатам служебной проверки от 6 июня 2023 г. за нахождение 1 июня 2023 г. при исполнении служебных обязанностей в состоянии алкогольного опьянения приказом МВД по Республике Мордовия № 650 л/с от 7 июня 2023 г. на Бояркина А.Н. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел (т.д. 1, л.д. 139).

С указанным приказом Бояркин А.Н. ознакомлен 8 июня 2023 г.

Приказом МВД России № 905 л/с от 26 июля 2023 г. Бояркин А.Н. уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины. Дата увольнения приказом МВД по Республике Мордовия № 918 л/с от 7 августа 2023 г. установлена 7 августа 2023 г. (т.д. 1, л.д. 123, 130-132).

В последний день службы, то есть 7 августа 2023 г., Бояркин А.Н. в ходе телефонного разговора с представителем кадрового подразделения Мишуниной М.В. отказался явиться в Управление по работе с личным составом МВД по Республике Мордовия для ознакомления с приказом об увольнении, в связи с чем в его адрес было направлено заказное письмо (исх. № 7/611) с уведомлением (квитанция № 963780) о дате его увольнения с приложением копии приказа МВД по Республике Мордовия № 918 л/с от 7 августа 2023 г. и указанием о необходимости прибытия в управление по работе с личным составом МВД по Республике Мордовия для получения трудовой книжки.

С приказом МВД России от 26 июля 2023 г. № 905 л/с и приказом МВД по Республике Мордовия от 7 августа 2023 г. № 918 л/с Бояркин А.Н. ознакомлен 8 августа 2023 г.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку факт грубого нарушения Бояркиным А.Н. служебной дисциплины достоверно установлен в ходе служебной проверки, у ответчика имелись основания для увольнения истца и расторжения с ним контракта по пункту 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.

При этом судом отмечено, что процедура отстранения от исполнения служебных обязанностей, процедура медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, порядок проведения служебной проверки, порядок наложения дисциплинарного взыскания, процедура увольнения из органов внутренних дел Бояркина А.Н. ответчиком МВД по Республике Мордовия соблюдены, исполнены в соответствии с нормами действующего трудового законодательства и нормативными правовыми актами органов внутренних дел.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (часть 1 статьи 2 указанного федерального закона).

В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции как в служебное время, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, устанавливающих требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав (подпункт «а» пункта 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377).

Кодексом этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 июня 2020 г. № 460, сотрудникам органов внутренних дел предписано служить примером исполнения законов, неукоснительного соблюдения требований служебной дисциплины, вести себя достойно и вежливо, вызывая доверие и уважение граждан к органам внутренних дел, во внеслужебное время воздерживаться в устной и письменной речи от оскорблений, грубости, нецензурной брани; для сотрудника неприемлемо участие в конфликтах между гражданами в качестве одной из сторон (подпункты 6.3, 6.6 пункта 6, подпункты 7.1, 7.2 пункта 7, подпункт 8.6 пункта 8).

Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ определено, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 данного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.

Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел, в связи с грубым нарушением служебной дисциплины (пункт 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).

В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

В силу пункта 3 части 2 статьи 49 Федерального закона № 342-ФЗ, нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного опьянения является грубым нарушением служебной дисциплины.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным выше требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. № 7-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 460-О, от 16 апреля 2009 г. № 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. № 1547-О-О, от 21 ноября 2013 г. № 1865-О, от 3 июля 2014 г. № 1405-О и от 17 февраля 2015 г. № 278-О).Из содержания приведенных нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время, в том числе на них возложены особые обязанности - заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, расценивается как проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел. В случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним расторжению. Применение к сотрудникам органов внутренних дел меры ответственности в виде увольнения за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено их особым правовым статусом, повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти, что обусловлено возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий.Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2018 г. № 153-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б.А. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 2 статьи 49 и пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, возможность увольнения сотрудника органов внутренних дел, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказавшегося от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, т.е. грубо нарушившего служебную дисциплину, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. Факт появления работника на работе в состоянии опьянения может фиксироваться по его внешним проявлениям наблюдавшими работника людьми, не являющимися специалистами в таком доказывании, и может подтверждаться любыми достоверными доказательствами: устными (показания свидетелей) и письменными (акты о появлении работника на работе в состоянии опьянения, акты об отстранении работника).Исходя из изложенного для решения вопроса о законности увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, юридически значимым обстоятельством является установление совершения сотрудником органов внутренних дел действий, подрывающих деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, а также требования по соблюдению профессионально-этических принципов, нравственных правил поведения, закрепленных приведенными выше положениями нормативных правовых актов. Такие действия истца были установлены по результатам проведенной в отношении него служебной проверки, описаны и квалифицированы как совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, несовместимый с дальнейшим продолжением службы. Обстоятельства совершения проступка подробно приведены в заключении служебной проверки, процедура и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдены. Доводы апелляционной жалобы представителя истца Бояркина А.Н. - Бояркина В.Н. о незаконности и необоснованности служебной проверки и приказа об увольнении со службы в органах внутренних дел являются несостоятельными, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Основания и порядок проведения служебной проверки регламентированы статьей 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ. Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя, а также имеет право представлять заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, знакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований) (часть 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (часть 8 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). Согласно части 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 г. № 161 утвержден Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок).Пунктом 13 Порядка установлено, что основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также заявление сотрудника. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения (пункт 15 Порядка).Разделом III Порядка определены полномочия участников служебной проверки. Так, сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право в том числе: истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации (пункт 28.4 Порядка); пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России (пункт 28.5 Порядка); предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований) (пункт 28.11 Порядка). Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации их прав (пункт 30.3 Порядка); документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину (пункт 30.6 Порядка); осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок (пункт 30.7 Порядка); подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке (пункт 30.14 Порядка).Разделом IV Порядка установлен порядок оформления результатов служебной проверки. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 34 Порядка). Согласно пункту 35 Порядка во вводной части указываются: должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии) (подпункт 35.1); должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий (подпункт 35.2 Порядка). Описательная часть должна содержать основания проведения служебной проверки, объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка, наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника, материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника, иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки (пункт 36 Порядка). С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются: заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия, выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника, предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке, рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи, предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (пункт 37 Порядка). Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления (пункт 39 Порядка). Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд (пункт 47 Порядка). Таким образом, приведенными нормативными правовыми актами определен порядок проведения служебных проверок в органах внутренних дел, правовой статус участников служебной проверки, их права, обязанности и полномочия, установлены обязательные требования к проведению служебной проверки и к заключению служебной проверки. По общему правилу сотрудники (члены комиссии), которым поручено проведение служебной проверки, обязаны выявить причины, характер и обстоятельства совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтвердить наличие или отсутствие этих обстоятельств, разъяснить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, его права и обеспечить условия для их реализации; документально подтвердить дату и время совершения сотрудником дисциплинарного проступка; выявить обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину; подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд. При этом законом установлен ряд норм, касающихся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки. К таким нормам, в частности, отнесены нормы о круге лиц, имеющих право назначать и проводить служебную проверку, а также лиц, имеющих право утверждать ее результаты, нормы о сроках проведения служебной проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится служебная проверка.

Данным требованиям проведенная в отношении истца служебная проверка и заключение по результатам ее проведения соответствуют.

Суд первой инстанции на основании анализа положений статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161, и представленных доказательств, установив, что служебная проверка проведена уполномоченным лицом, без нарушения процедуры и установленного порядка, учтены конкретные обстоятельства дисциплинарного проступка и дана оценка поведению истца, всесторонне изучены и приняты во внимание обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности Бояркина А.Н., как отягчающие, так и смягчающие его вину, получены его письменные объяснения, истец ознакомлен с заключением о проведении служебной проверки, с ним проведена беседа, результаты служебной проверки оформлены в соответствии с указанными выше правовыми нормами, а также учитывая, что избранная в отношении истца мера дисциплинарного взыскания соответствует тяжести проступка и обстоятельствам его совершения, допущение Бояркиным А.Н. дисциплинарного поступка, имея специальное звание полковник полиции и будучи назначенным на должность начальника ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району, находился в нетрезвом состоянии на рабочем месте в служебное время, что подрывало его деловую репутацию как руководителя и авторитет органов внутренних дел в целом, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными заключения служебной проверки от 6 июня 2023 г. и приказа МВД по Республике Мордовия № 650 л/с от 7 июня 2023 г. «О наложении дисциплинарного взыскания» о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.

Заключение служебной проверки, порядок ее проведения судом тщательно изучены, заключение обоснованно признано допустимым доказательством по делу, нарушений порядка проведения служебной проверки не допущено.

Обстоятельства совершенного истцом проступка проанализированы в ходе служебной проверки на основании собранных в ходе нее материалов. Оснований полагать иные обстоятельства произошедшего не имеется.

Принимая во внимание, что факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, у ответчика имелись законные основания для увольнения истца по пункту 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.

Примененное к истцу наказание в виде увольнения соразмерно совершенному им проступку.

Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии доказательств грубого нарушения истцом служебной дисциплины, суд первой инстанции в своем решении дал надлежащую оценку указанным обстоятельствам, факт совершения проступка, явившегося основанием для увольнения истца, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами. Обстоятельства совершения проступка подробно приведены в заключении служебной проверки и сомнений не вызывают.

Сроки проведения служебной проверки вопреки доводам представителя истца, изложенным в апелляционной жалобе, не нарушены и не влияли на возможность получения Бояркиным А.Н. необходимой квалифицированной юридической помощи и оспаривания имеющихся в ее материалах документов, о чем также указано в решении суда. Кроме того, 2 июня 2023 г. Бояркин А.Н. был ознакомлен с рапортом заместителя Министра внутренних дел по Республике Мордовия полковника полиции Зубарова И.Е. и поручением Министра о проведении Захаровым С.Н. в отношении Бояркина А.Н. служебной проверки, следовательно, ему было достоверно известно о ее проведении.

Ссылки в жалобе Бояркина В.Н. на то, что Бояркин А.Н. был лишен возможности осуществить защиту своих прав и законных интересов в ходе проведения служебной проверки, поскольку в графе «Обязанности и права, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ…» предусмотренные данными положения права не разъяснены, устно данные положения ему также разъяснены не были, кроме того, не разъяснялись положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.

Так, судом установлено, что каких-либо нарушений в ходе проведения служебной проверки не установлено. Бояркину А.Н. разъяснялись его права и обязанности, он был опрошен 2 июня 2023 г. уполномоченным должностным лицом и в соответствии с Порядком проведения служебной проверки, при этом собственноручно расписался в том, что обязанности и права, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, ему разъяснены и понятны.

Кроме того, проверяя довод апелляционной жалобы Бояркина В.Н. о процедурных нарушениях, связанных с несвоевременным ознакомлением с заключением служебной проверки от 6 июня 2023 г., судебная коллегия исходит из того, что в соответствии с подпунктом 30.15 пункта 30 Порядка сотрудник, проводящий проверку, обязан ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам в течение пяти рабочих дней с момента обращения.

При этом из материалов дела следует, что Бояркин А.Н. с письменным заявлением об ознакомлении с заключением служебной проверки обратился в МВД по Республике Мордовия лишь 13 июня 2023 г. и ознакомлен с заключением 15 июня 2023 г. Доказательств обратного не представлено.

Таким образом, указанные доводы подлежат отклонению как голословные и опровергаются совокупностью исследованных доказательств.

Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел от исполнения служебных обязанностей регламентирован статьей 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, а также пунктами 315-326 Порядка от 1 февраля 2018 г. № 50.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей в случае назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей - на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания.

Пунктом 318 Порядка от 1 февраля 2018 г. № 50 установлено, что в случае нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения непосредственный руководитель (начальник) немедленно отстраняет данного сотрудника от выполнения служебных обязанностей. Решение о временном отстранении сотрудника в данном случае отражается в рапорте непосредственного руководителя (начальника) на имя прямого руководителя (начальника) и доводится до сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в устной форме.

Согласно пункту 319 Порядка от 1 февраля 2018 г. № 50 рапорт непосредственного руководителя (начальника) об обнаружении сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в течение суток с его составления передается прямому руководителю (начальнику) для назначения служебной проверки.

Из материалов дела следует, что 1 июня 2023 г. в связи с назначением в отношении истца Бояркина А.Н. служебной проверки на основании рапорта заместителя Министра внутренних дел по Республике Мордовия полковника полиции Зубарова И.Е., Министром внутренних дел по Республике Мордовия принято решение о временном отстранении Бояркина А.Н. от выполнения служебных обязанностей со 2 июня 2023 г.

При этом при составлении рапорта о временном отстранении истца, как верно указано судом первой инстанции, учтены требования, предусмотренные пунктом 323 Порядка от 1 февраля 2018 г. № 50, а именно имеются сведения о факте, подтверждающем основание для временного отстранения сотрудника, ссылка на норму Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, в соответствии с которой предлагается временно отстранить сотрудника от выполнения служебных обязанностей, указана дата, с которой предлагается отстранить сотрудника от выполнения служебных обязанностей (т.д. 1, л.д. 162).

То обстоятельство, что рапорт составлен заместителем Министра внутренних дел по Республике Мордовия полковником полиции Зубаровым И.Е., не свидетельствует о том, что он составлен неправомочным лицом, и не способствует иной оценке действий ответчика, чем та, которую дал суд первой инстанции.

В соответствии с частью 3 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ решение о временном отстранении сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей принимается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.

В соответствии с подпунктом 320.4 пункта 320 Порядка от 1 февраля 2018 г. № 50 приказ о временном отстранении сотрудника издается в течение суток с момента принятия руководителем решения о временном отстранении - в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 73 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (назначение служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей - на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания).

2 июня 2023 г. приказом МВД по Республике Мордовия № 636 л/с Бояркин А.Н. временно отстранен от исполнения служебных обязанностей на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания. При этом в приказе о временном отстранении истца указаны исчерпывающие сведения, предусмотренные пунктами 321-322 Порядка от 1 февраля 2018 г. № 50, а именно основания для временного отстранения сотрудника, указание на норму Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, в соответствии с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей, дата, с которой сотрудник временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей, указание на служебное место сотрудника, дата, с которой сотрудник привлекается к выполнению отдельных служебных поручений, руководитель, чьи поручения он будет выполнять, размер денежного довольствия.

Основанием проверки указан рапорт заместителя Министра внутренних дел по Республике Мордовия от 1 июня 2023 г. (т.д. 1, л.д. 163).

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Бояркина В.Н. о том, что издание приказа об отстранении Бояркина А.Н. выполнено с нарушением установленного законом суточного срока, с нарушением процедуры отстранения сотрудника от служебных обязанностей и при отсутствии для этого законных оснований, а также неуполномоченным лицом являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену состоявшегося решения суда.

Доводы апелляционной жалобы представителя истца Бояркина А.Н. – Бояркина В.Н. о недостоверности направления № 1 от 1 июня 2023 г. должностного лица на медицинское освидетельствование на состояние (алкогольного, наркотического или иного токсического) опьянения, протоколов алкотеста, которые, по его мнению, отличаются по рукописным заполнениям в графах «фамилия», «имя», «отчество», его собственноручная подпись отличается от той, которая проставлена в указанных документах, подлежит отклонению. Факт прохождения освидетельствования им не оспаривается. Различие в почерке само по себе не свидетельствует о дефектности указанных документов.

Довод апелляционной жалобы о том, что акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) № 605 от 1 июня 2023 г. является недопустимым доказательством, поскольку содержит недостоверную информацию и составлен в результате проведенного с нарушением процедуры медицинского освидетельствования, также подлежит отклонению.

При разрешении споров, связанных с расторжением трудового договора по подпункту «б» пункту 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения) суды должны иметь в виду, что по этому основанию могут быть уволены работники, находившиеся в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. При этом не имеет значения, отстранялся ли работник от работы в связи с указанным состоянием. Необходимо также учитывать, что увольнение по этому основанию может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в таком состоянии не на своем рабочем месте, но на территории данной организации либо он находился на территории объекта, где по поручению работодателя должен был выполнять трудовую функцию. Состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. № 933н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), целью которого является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 указанного порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) медицинское освидетельствование проводится в отношении работника, появившегося на работе с признаками опьянения, - на основании направления работодателя.

Обязанность прохождения сотрудника органов внутренних дел по направлению уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование (обследование) на состояние алкогольного опьянения закреплена в пункте 16 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

1 июня 2023 г. Бояркин А.Н. добровольно прошел медицинское освидетельствование в ГБУЗ Республики Мордовия «РНД» по направлению работодателя – Министра внутренних дел по Республике Мордовия, при этом вопреки доводам жалобы представителя истца Бояркина В.Н., при проведении освидетельствования нарушений процедуры его проведения, определенной приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», не допущено, о чем в своем решении верно указал суд первой инстанции.

По результатам освидетельствования, которое проводилось в период с 10 час. 40 мин. до 11 час. 10 мин., был составлен акт медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения № 605, где указано, что у Бояркина А.Н. установлено состояние алкогольного опьянения (первое исследование - 0,35 мг/л, второе исследование - 0,33 мг/л.). В акте также указано, что у освидетельствуемого нарушена двигательная сфера, походка неуверенная, в позе Ромберга - легкое пошатывание.

С результатами освидетельствования истец был ознакомлен лично, что им собственноручно отмечено в объяснениях от 2 июня 2023 г.

Суд первой инстанции установив, что истец Бояркин А.Н. был направлен на медицинское освидетельствование уполномоченным лицом, в соответствии с требованиями действующего законодательства и освидетельствован на состояние алкогольного опьянения с последующим составлением акта в соответствии с требованиями Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований истца об отмене акта № 605 от 1 июня 2023 г. и признании его незаконным.

Факт того, что впоследствии у истца, при самостоятельном прохождении медицинского освидетельствования 1 июня 2023 г. примерно в 22 час. 00 мин. в ГБУЗ Республики Мордовия «Рузаевская ЦРБ», состояние алкогольного опьянения не установлено, сам по себе не опровергает результатов его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, полученных ранее.

При таких обстоятельствах, по результатам проведенного в отношении Бояркина А.Н. медицинского освидетельствования обоснованно составлен акт об установлении у него состояния опьянения.

Вопреки доводам жалобы, нарушений процедуры освидетельствования Бояркина А.Н. в медицинском учреждении, не усматривается, оснований для отклонения и критической оценки акта медицинского освидетельствования, а также поводов усомниться в достоверности результатов медицинского освидетельствования, не имеется.

Утверждение заявителя о подложности акта медицинского освидетельствования, протоколов алкотеста, направления № 1 от 1 июня 2023 г. должностного лица на медицинское освидетельствование на состояние (алкогольного, наркотического или иного токсического) опьянения, является несостоятельным.

Данных, опровергающих содержание указанных документов, не имеется. Процедура проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения проведена в соответствии с установленным порядком, нарушений не допущено. Акт медицинского освидетельствования соответствует установленным законом требованиям, заполнен и подписан врачом, проводившим медицинское освидетельствование, заверен печатью медицинской организации, является допустимым доказательством, подтверждающим нахождение Бояркина А.Н. в состоянии опьянения.

Согласно части третьей статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации относится к дисциплинарным взысканиям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вопреки доводам апелляционной жалобы истцом не представлено доказательств явной несоразмерности примененного к нему дисциплинарного взыскания в виде увольнения по пункту 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ за грубое нарушение служебной дисциплины. При выборе вида дисциплинарного взыскания, применяя к нему самый строгий вид наказания, работодателем учтены все имеющие значение обстоятельства. Выбранное дисциплинарное взыскание соответствует тяжести и последствиям совершенного дисциплинарного поступка, не смотря на нахождении на иждивении Бояркина А.Н. двух несовершеннолетних детей и отсутствие трудоустройства его супруги.

Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ, результаты которой указаны в решении суда.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца и его представителя, изложенную в суде первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение при вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены постановленного судебного решения.

Оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нормы материального права применены и истолкованы судом верно и приведены в решении суда.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Бояркина А.Н. – Бояркина В.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий                  Г.Ф. Смелкова

Судьи Е.Я. Дубровина

О.В. Селезнева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 декабря 2023 г.

Судья О.В. Селезнева

33-2301/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Бояркин Александр Николаевич
Прокуратура Республики Мордовия
Прокуратура Ленинского района г. Саранска
Ответчики
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Республиканский клинический наркологический диспансер»
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия
Другие
Бояркин Владимир Николаевич
Отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Селезнева Олеся Валерьевна
Дело на сайте суда
vs.mor.sudrf.ru
22.11.2023Передача дела судье
12.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2023Передано в экспедицию
12.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее