Решение от 03.02.2022 по делу № 8Г-9520/2021 [88-65/2022 - (88-9668/2021)] от 11.10.2021

88-9668/2021

2-242/2021

25RS0008-01-2021-000203-73

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

                      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

03 февраля 2022 года                                                     г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей     юрисдикции в составе

председательствующего Саломатиной Л.А.,

судей Наконечной Е.В., Кравченко А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробка ФИО5 к Межрайонной ИФНС России №9 по Приморскому краю о взыскании недоначисленных сумм отпускных выплат, компенсации четырехмесячной заработной платы, компенсации морального вреда

по кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России №9 по Приморскому краю на решение Дальнереченского районного суда от 19 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 06 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., судебная коллегия

                                           установила:

Коробка Т.А. обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что с 12.03.2003 она проходила государственную службу в Межрайонной ИФНС России № 2 по Приморскому краю замещая должность <данные изъяты>. Приказом Межрайонной ИФНС России № 2 по Приморскому краю от 24.12.2020 № 02-12/160 служебный контракт с ней расторгнут с 30.12.2020, она уволена с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. Приказом УФНС России по Приморскому краю от 14.09.2020 № ЕД-7-4/663 МИФНС России № 2 по Приморскому краю реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю с 11.01.2021, МИФНС № 9 по Приморскому краю является правопреемником МИФНС № 2 по Приморскому краю. При увольнении истице неправильно были начислены суммы компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск и четырехмесячного денежного содержания, поскольку не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные ей работодателем в период с 01.12.2019 по 30.11.2020. При расчете Коробка Т.А. сумм компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (42 календарных дня) ответчиком не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные ей работодателем за период с 01.12.2019 по 30.11.2020 в общей сумме 371 705 руб. 97 коп. Невыплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составляет 44 401 руб. 56, коп. При расчете четырехмесячного денежного содержания, подлежащего выплате при сокращении, так же не были учтены суммы материального стимулирования, выплаченные ей работодателем за период с 01.12.2019 по 30.11.2020 в общей сумме 371 705 руб. 97 коп. Невыплаченная сумма четырехмесячного содержания составляет 123 901 руб. 94 коп. Невыплаченная сумма отпускных за 11 дней отпуска в марте 2020 года составляет 11 476 руб. 30 коп. Невыплаченная сумма отпускных за 15 дней отпуска в июне 2020 года составляет 18 039 руб. 77 коп. Невыплаченная сумма отпускных выплат за 26 дней отпуска в августе 2020 года составляет 29 664 руб. 38 коп.

В своих исковых требованиях Коробка Т.А. просила суд взыскать с ответчика: сумму четырехмесячной компенсации при увольнении 123 902 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск 44 401 руб. 56 коп., недополученную сумму отпускных выплат, произведенных в 2020 году - 59 180 руб. 49 коп., компенсацию причиненного морального вреда в размере 5 000 руб., денежную компенсацию по ст. 236 ТК РФ за задержку выплат, расходы на оплату услуг представителя 10 000 руб.

Решением Дальнереченского районного суда от 19 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены частично.

С Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю в пользу Коробка Т.А. взыскана сумма четырехмесячной компенсации при увольнении в размере 123 902 руб. 00 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 44 401 руб. 56 коп., сумма отпускных выплат, произведенных в 2020 году - в размере 59 180 руб. 49 коп., компенсация морального вреда в размере 5 000 руб., денежная компенсация за несвоевременную выплату - по ст. 236 ТК РФ в сумме 10 661 руб. 43 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., а всего 253 145 (двести пятьдесят три тысячи сто сорок пять) руб. 48 коп.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 06 июля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Межрайонной ИФНС России №9 по Приморскому краю – без удовлетворения.

В кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России №9 по Приморскому краю ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанции как не соответствующих нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Стороны, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

         Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает решение от 19.04.2021 и апелляционное определение от 06.07.2021 подлежащими отмене в части.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судами установлено, что Коробка Т.А. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 2 по Приморскому краю с 2003 года, в должности главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №1.

Приказом Межрайонной ИФНС России №2 по Приморскому краю от 24.12.2020 истица уволена с 30.12.2020 с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск (42 календарных дня).

При этом расчет денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск произведен без учета выплат материального стимулирования (371 705,97 руб.), полученных истицей за период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года.

При начислении отпускных в 2020 году соответствующие стимулирующие выплаты также не учитывались.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно применил нормы материального права и обоснованно исходил из того, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы, при этом не исключается возможность учесть    дополнительно выделенные средства для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,     при исчислении среднего заработка.

Судами подробно проанализированы и правильно применены положения статьи 51 вышеназванного закона, определяющей порядок формирования фонда оплаты труда.

Также учтено, что Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» были установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта «б» пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

    Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (абзац 8 подпункта «р» п. 2) Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

             С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, оговоренных в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

    Суды первой и второй инстанции правильно исходили из того, что пункт 2 Правил, на который указано в кассационной жалобе, не исключает возможности учесть средства, дополнительно выделяемые для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, для исчисления денежного содержания, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

    Установив, что такие выплаты производились истице в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», и на основании принятых в соответствии с этим Указом распорядительных документов, приказов ИФНС, суды правомерно пришли к выводу о необходимости учета таких выплат при расчете среднего заработка истицы.

Также судами учтено, что согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.

     Применение такого толкования согласуется с функциями Министерства финансов Российской Федерации, закрепленными в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2004 N 329. Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы о неправильном исчислении судами денежного содержания истца сводятся к несогласию с постановленными судебными актами, основаны на ином толковании норм материального права и не влекут их отмену в кассационном порядке.

Вместе с тем, разрешая требования в части взыскания процентов за задержку указанных выплат, суды не приняли во внимание, что спорные суммы ответчиком не начислялись, так как между сторонами возник индивидуальный спор в отношении правомерности расчета заработной платы без учета мер материального стимулирования и в отношении правовой природы данных выплат, в связи с чем оснований для возложения на ответчика ответственности, предусмотренной правилами статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, не имелось.

           При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает необходимым (с учетом положений ч.2 ст.379.6 ГПК РФ) отменить обжалуемые судебные постановления в части взыскания с ответчика процентов за задержку выплат в сумме 10 661, 43 руб. и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.

Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

         ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 06 ░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░ ░░. 236 ░░ ░░ ░ ░░░░░ 10 661 ░░░. 43 ░░░. ░░░░░░░░.

        ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░ ░░. 236 ░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (253 145,48 ░░░.).

        ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 06 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №9 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-9520/2021 [88-65/2022 - (88-9668/2021)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Коробка Тамара Александровна
Ответчики
МИФНС России № 9 по ПК
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Наконечная Елена Валентиновна
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
13.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Судебное заседание
03.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее