Решение по делу № 22К-1508/2021 от 17.05.2021

Судья первой инстанции Камынина В.Ф.

Докладчик Гребенникова Н.А.

Дело №22к-1508/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 мая 2021 года

г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

председательствующего

Гребенниковой Н.А.,

при секретаре

Корохове А.С.,

с участием прокурора

Ярковой М.А.,

защитников

Мамутова А.А., Клименко М.Н.,

обвиняемых

ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы защитников обвиняемых ФИО1, ФИО2 – адвокатов ФИО9, ФИО12 на постановление Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым

ФИО1, <данные изъяты>

обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 02 месяца 00 суток, а всего до 07 месяцев 00 суток, то есть до ДД.ММ.ГГГГ,

ФИО2, <данные изъяты>

обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 291.1 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 02 месяца 00 суток, а всего до 07 месяцев 00 суток, то есть до ДД.ММ.ГГГГ,

проверив представленные материалы, заслушав защитников и обвиняемых, поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение прокурора, полагавшего постановление оставить без изменения,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя руководителя следственного отдела по городу Евпатория ГСУ СК РФ по <адрес> и <адрес> возбуждено уголовное дело в отношении ФИО1 по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя руководителя следственного отдела по городу Евпатория ГСУ СК РФ по <адрес> и <адрес> возбуждено уголовное дело в отношении ФИО2 по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 291.1 УК РФ.

Постановлением руководителя следственного органа от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные уголовные дела соединены в одно производство.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 задержаны в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ по подозрению в совершении вышеуказанных преступлений, о чем составлены протоколы с указанием мотивов и оснований задержания.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Евпаторийского городского суда Республики Крым ФИО1 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу до ДД.ММ.ГГГГ. Избранная ФИО1 мера пресечения в виде заключения под стражу неоднократно продлевалась в установленном законом порядке и постановлением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ срок содержания под стражей продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Евпаторийского городского суда Республики Крым ФИО2 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу до ДД.ММ.ГГГГ. Избранная ФИО2 мера пресечения в виде заключения под стражу неоднократно продлевалась в установленном законом порядке и постановлением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ срок содержания под стражей продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, и в этот же день ФИО2 предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 291.1 УК РФ, при обстоятельствах, изложенных в постановлениях следователя.

Срок предварительного следствия по уголовному делу продлен руководителем Главного следственного управления СК РФ по <адрес> и городу Севастополю до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Следователь первого следственного отдела управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по <адрес> и городу Севастополю обратился в суд с ходатайствами о продлении обвиняемым ФИО1 и ФИО2 срока содержания под стражей до ДД.ММ.ГГГГ включительно, положив в обоснование своих ходатайств необходимость выполнения ряда следственных и процессуальный действий.

Постановлением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ материалы по ходатайствам следователя о продлении срока содержания под стражей обвиняемым ФИО1 и ФИО2 соединены в одно производство.

Постановлением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 продлен срок содержания под стражей на 02 месяца 00 суток, а всего до 07 месяцев 00 суток, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

В апелляционной жалобе защитник ФИО9 в интересах обвиняемого ФИО10, ссылаясь на положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, нормы УПК РФ, анализируя судебную практику Европейского суда по правам человека, Верховного суда Российской Федерации, считает постановление суда незаконным и необоснованным.

Указывает, что протокол задержания не соответствует действительности, а задержание необоснованное, поскольку в протоколе не указаны конкретные основания, предусмотренные ст. 91 УПК РФ, а заявление о совершенном преступлении, оформленном в виде явки с повинной, является недопустимым доказательством; дает свою оценку доказательствам по уголовному делу, в том числе в отношении ФИО11

Ссылаясь на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий», полагает, что судом первой инстанции не соблюден баланс между публичными интересами, связанными с применением мер процессуального принуждения и важностью права на свободу личности и не проверена обоснованность предъявленного обвинения и оснований для продления срока содержания под стражей.

Суд первой инстанции также не учел, не обосновал и не мотивировал в постановлении выводы относительно отсутствия возможности применения в отношении ФИО1 иной, более мягкой меры пресечения.

Считает, что упоминание оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, в отсутствие ссылки на конкретные факты, обосновывающие эти основания, свидетельствуют о формальном подходе судьи к применению меры пресечения в виде заключения под стражу.

Обращает внимание на то, что ФИО1 <данные изъяты>

Кроме того, проигнорированы обстоятельства, что с учетом угрозы распространения эпидемии коронавируса и объявления карантина, рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, поддержанной Министерством здравоохранения РФ и Верховным Судом Российской Федерации об обеспечении безопасности здоровья лиц, содержащихся в условиях изоляции, содержание их под стражей в исключительных случаях.

При этом отмечает, что ФИО1 <данные изъяты>

Кроме того, указывает, что суд не принял во внимание и не дал оценку неэффективности расследования, что свидетельствует о нарушении требований ст. 6.1 УПК РФ.

Также обращает внимание на ущемление гражданских прав ФИО1 путем содержания его в металлической клетке во время заседания суда первой инстанции.

С учетом изложенных доводов просит постановление суда о продлении срока содержания под стражей ФИО1 отменить и избрать меру пресечения в виде домашнего ареста либо залога имущества.

В апелляционной жалобе защитник ФИО12 в интересах обвиняемого ФИО2, ссылаясь на нормы УПК РФ и разъяснения Пленума Верховного Суд Российской Федерации, изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий», считает постановление суда незаконным и необоснованным.

Указывает, что судом на момент рассмотрения постановления следователя не проверено наличие, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, оснований, которые должны подтверждаться достоверными сведениями и доказательствами, и не указал в постановлении о наличии этих обстоятельств; следствием и государственным обвинителем не было представлено ни одного доказательства тех обстоятельств, на основании которых они настаивают на продлении меры пресечения в виде заключения под стражу.

Полагает, что при продлении ФИО2 меры пресечения в виде заключения под стражу, суд, в нарушении требований УПК РФ и вопреки разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в вышеуказанном постановлении, не в полной мере обосновал необходимость применения именно этой меры пресечения, а также не обосновал, почему ФИО2 невозможно было применить меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога либо домашнего ареста.

С учетом изложенных доводов, просит постановление суда отменить, избрать ФИО2 меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога либо домашнего ареста.

Проверив представленные материалы, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 109 УПК РФ в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемый в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения, судьей по ходатайству следователя, до 12 месяцев.

Согласно ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. ст. 97, 99 УПК РФ.

Эти и другие требования уголовно-процессуального закона, регламентирующие условия и порядок применения такой меры пресечения, как заключение под стражу, а также продление срока содержания под стражей по настоящему делу не нарушены.

Судом первой инстанции учтено, что следователем были представлены отвечающие требованиям уголовно-процессуального закона ходатайства о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемых ФИО1, ФИО2

Суд, рассмотрев ходатайства следователя, убедился в достаточности данных о возможной причастности к инкриминируемым ФИО1, ФИО2 преступлениям, что подтверждается представленными копиями материалов уголовного дела, и обоснованно принял решение о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемых. Принимая данное решение, суд мотивировал свои выводы о необходимости сохранения обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу, при этом руководствовался положениями ч. 1 ст. 97, ст. 99, ст. 109 УПК РФ. Одновременно суд не нашел оснований для изменения в отношении обвиняемых избранной меры пресечения на более мягкую, что нашло свое отражение в обжалуемом постановлении.

Решая вопрос по заявленным ходатайствам, суд учел, что ФИО1 обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, а ФИО2 обвиняется в совершении тяжкого преступления, направленных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, наказание за которые предусмотрено на срок свыше трех лет лишения свободы, а также конкретные обстоятельства расследуемых преступлений и данные о личностях обвиняемых, в том числе состояние здоровья, семейное положение. В совокупности указанные обстоятельства позволили прийти суду первой инстанции к обоснованному выводу о том, что имеются достаточные основания полагать, что ФИО1, ФИО2, находясь на свободе, с учетом тяжести предъявленного им обвинения, характера деяний, в совершении которых они обвиняются, а также обстоятельств, являющихся предметом расследования по уголовному делу, могут скрыться от органов следствия и суда, или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, а, следовательно, имеются предусмотренные ст. 97 УПК РФ основания для применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Принимая во внимание стадию досудебного производства по делу и необходимость проведения того объема следственных и процессуальных действий, который запланирован следователем и указан в ходатайстве, суд апелляционной инстанции полагает, что испрашиваемый следователем срок продления обвиняемым срока содержания под стражей является необходимым и разумным, а обстоятельств, свидетельствующих о том, что следствие проводится неэффективно, или по делу допускается волокита, не имеется.

Настоящее уголовное дело представляет особую сложность в расследовании, поскольку в его рамках расследуется, в том числе, особо тяжкое преступление, по которому возникла объективная необходимость в производстве ряда следственных и процессуальных действий, проведение которых требует значительных временных затрат.

Выводы суда о необходимости продления срока содержания обвиняемым ФИО1, ФИО2 под стражей и невозможности применения в отношении них меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, в постановлении суда надлежаще мотивированы и основаны на исследованных в судебном заседании материалах, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается.

Доводы апелляционной жалобы относительно незаконности задержания ФИО1 нельзя признать состоятельными, поскольку каких-либо нарушений при его задержании и составлении протокола о задержании от ДД.ММ.ГГГГ в рамках рассматриваемого материала не установлено, обоснованность задержания обвиняемого, а также обоснованность подозрения в причастности к преступлению проверены при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, и в настоящее время основания избрания меры пресечения не изменились.

Вопросы о виновности или невиновности в инкриминируемых преступлениях, квалификации действий обвиняемых, допустимости доказательств, не могут быть предметом судебного разбирательства при рассмотрении ходатайств следователя о продлении срока содержания под стражей и разрешаются судом при рассмотрении уголовного дела по существу.

Доводы стороны защиты о неэффективности организации предварительного следствия, являются несостоятельными, фактов волокиты, нарушений положений ст. 6.1 УПК РФ не имеется. Представленные материалы свидетельствуют о надлежащем проведении следствия и об отсутствии волокиты по делу, данные о неэффективной организации предварительного расследования уголовного дела отсутствуют. Длительность проведения предварительного следствия вызвана объективными причинами, связанными, как с характером и фактическими обстоятельствами расследуемых преступлений, так и с необходимостью проведения большого количества следственных и процессуальных действий, а также числом привлеченных к уголовной ответственности обвиняемых. Само по себе количество следственных действий с обвиняемыми не свидетельствует о волоките по делу, поскольку уголовно-процессуальным законом предусмотрено значительное число процессуальных и следственных действий, проводимых без участия обвиняемых.

Нахождение ФИО1, ФИО2 под стражей не противоречит положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод и решениям Европейского суда по правам человека о разумных сроках уголовного судопроизводства, также соответствует требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других граждан. В данном случае ограничения, связанные с применением в отношении ФИО1, ФИО2 в качестве меры пресечения заключения под стражу, соразмерны тяжести предъявленного им обвинения.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, суд первой инстанции в полном объеме учел данные о личности обвиняемых ФИО1, ФИО2, однако, принимая во внимание представленные материалы, подтверждающие правовые основания для продления обвиняемым срока содержания под стражей, не счел указанные обстоятельства достаточными и безусловными для применения в отношении ФИО1, ФИО2 иной, более мягкой, меры пресечения, в том числе в виде домашнего ареста или залога.

Доводы, касающиеся сведений о личности ФИО1, в том числе, на которые указано в апелляционной жалобе, не могут служить безусловным и достаточным основанием для отмены либо изменения меры пресечения.

Документов, свидетельствующих о наличии у ФИО1, ФИО2 заболеваний, препятствующих содержанию их в условиях следственного изолятора, сведений об ухудшении состояния здоровья, наличия угрозы для их жизней и здоровья, в том числе с учетом распространения коронавирусной инфекции, в материалах дела не содержится и суду не представлено. Кроме того, лицам, содержащимся под стражей, гарантировано оказание необходимой медицинской помощи.

Ссылка стороны защиты на угрозу распространения эпидемии коронавируса не является основанием для освобождения ФИО1, ФИО2 из-под стражи либо изменения меры пресечения, учитывая все изложенное выше.

Доводы жалобы об ущемлении гражданских прав обвиняемого ФИО1 путем содержания его в металлической клетке во время заседания суда первой инстанции также не могут послужить основанием для отмены судебного постановления, поскольку данные вопросы подлежат обжалованию в ином порядке, что соответствует правовой позиции изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену судебного решения, по делу не установлено.

Постановление суда соответствует требованиям ст. 7 УПК РФ и является законным, обоснованным и мотивированным.

Руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционные жалобы защитников обвиняемых ФИО1, ФИО2 – адвокатов ФИО9, ФИО12 оставить без удовлетворения.

Постановление Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о продлении срока содержания под стражей ФИО1, ФИО2 - оставить без изменения.

Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.

Председательствующий Н.А. Гребенникова

22К-1508/2021

Категория:
Уголовные
Статус:
ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
Истцы
Яркова М.А.
Ответчики
Вавренюк Кирилл Александрович
Сердюк Иван Олегович
Другие
Мамутов А.А.
Клименко М.Н.
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Гребенникова Наталья Александровна
Статьи

290

291.1

Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
19.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее