Кировский районный суд г. Махачкалы
Судья Мусаев А.М.
№ 2-3677/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по гражданскому делу № 33-2017/2024
г. Махачкала, 15.03.2024
мотивированное: 22.03.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Загирова Н.В.,
судей Пономаренко О.В. и Чоракаева Т.Э.,
при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.,
с участием прокурора ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Махачкалы по доверенности ФИО4 на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 06.10.2023 г. по гражданскому делу по иску Заместителя прокурора <адрес> г. Махачкалы к МБДОУ «Детский сад №», Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Махачкалы» о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности,
заслушав доклад судьи Чоракаева Т.Э.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурор <адрес> г. Махачкалы обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад №», Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Махачкалы» об обязании в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Требования заместитель прокурора обосновал тем, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, свидетельствующие о недостаточности мер направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма, и просил об обязании ответчиков в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- разработать акт практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 п. 9);
- разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности, разработанные в соответствии с разделом XVIII правил противопожарного режима в РФ (Правила противопожарного режима в РФ п. 2);
- разработать журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 пп. 17, 43, 48, 50, 54);
- определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта (ППР РФ 1479 п. 43);
- провести проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций чердачного помещения здания, акт или протокол испытания представить (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 13; СП 2.13130.2012 п. 5.4.5);
- световые знаки табло «Выход» привести в исправное состояние (СП 2.13130.2009 п. 5.1);
- на стене здания установить указатели со светоотражающей поверхностью ближайших местонахождений наружных источников противопожарного водоснабжения (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 13);
- в местах установки приемно-контрольных приборов автоматической системы пожарной сигнализации разработать информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ № 1479 п. 10).
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы от 06.10.2023 исковые требования заместителя прокурора <адрес> г. Махачкалы удовлетворены частично, постановлено:
«Обязать МБДОУ «Детский сад №», Администрацию ГОсВД «город Махачкала» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности: привести в исправное состояние световые знаки табло «Выход».
В удовлетворении остальной части требований отказать».
На указанное решение суда представителем ответчика Администрации г. Махачкалы ФИО4 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного решения с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что Администрация г. Махачкалы не несет ответственность по обязательствам МБДОУ «Детский сад №», которое является самостоятельным юридическим лицом, что следует из устава учреждения. В случае если документально будет установлено неисполнение учреждением своих обязательств в виду отсутствия достаточного финансирования, администрация г. Махачкалы может быть привлечена к участию в деле в качестве субсидиарного ответчика. Между тем, в исковом заявлении прокуратурой не указано, являются ли указанные нарушения следствием невыполнения образовательным учреждением добросовестно возложенных на низ обязательств, либо отсутствием необходимых денежных средств на указанные цели.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры РД ФИО5 поддержал доводы искового заявления и просил удовлетворить требования иска в полном объеме.
Надлежаще извещенные иные лица, участвующие в деле, на рассмотрение дела не явились (ответчики и третьи лица представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения гражданского дела не ходатайствовали).
С учётом сведений о надлежащем извещении судебная коллегия определил рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов гражданского дела, прокуратурой <адрес> г. Махачкалы проводилась проверка соблюдения МБДОУ «Детский сад №» требований правил пожарной безопасности в здании и помещениях учреждения.
В ходе указанной проверки Отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 1 по г. Махачкале составлен и направлен в прокуратуру акт от 27.06.2023, в котором установлены и перечислены нарушения, допущенные в проверяемом образовательном учреждении.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности
Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ч. 1 ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, а также обеспечивающее первичные меры пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.
Во исполнение приведенного выше положения закона Правительством РФ принято Постановление от 16.09.2020 № 1479, которым утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил, они устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Указанные Правила в равной степени распространяются на здания, в которых расположены образовательные учреждения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Распределяя бремя доказывания по рассматриваемому гражданскому делу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом представляются доказательства нарушения в образовательном учреждении требований пожарной безопасности. В свою очередь, ответчиками представляются доказательства выполнения вышеуказанных требований и устранения выявленных нарушений.
Акт Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 по г.Махачкала от 27.06.2023 судом обоснованно расценён как допустимое, достоверное и достаточное доказательство невыполнения в образовательном учреждении положений вышеуказанных Требований.
При этом ответчиками не представлены доказательства выполнения Требований и устранения всех нарушений, указанных в иске.
Согласно п. 20 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
В соответствии со ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
С учётом приведенных норм права суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о том, что обеспечение требований к противопожарной защищенности объектов (территорий) образовательных учреждений является обязанностью органа местного самоуправления, в рассматриваемом случае – Администрации г. Махачкалы, данный ответчик является надлежащим по заявленным исковым требованиям.
Распределение обязанностей и финансирования между внутренними структурными подразделениями органа местного самоуправления является прерогативой самого муниципалитета.
Доказательства того, что Администрацией г. Махачкалы обеспечено финансирование именно тех мер, на которые указано в резолютивной части решения суда, ответчиком не представлены.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно пришёл к выводу о наличии правовых основания для частичного удовлетворения исковых требований, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 06.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации г. Махачкалы – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи