Решение по делу № 3а-306/2019 от 18.09.2019

Дело № 3а-306/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29октября 2019 года город Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,

с участием:

- представителя административного истца ***Г.И.Х. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, удостоверение адвоката от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный ),

- представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ , диплом , регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ),

- представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по УР Н.И.М. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению *** оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной,

установил:

***(далее–административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой земельного участка категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: спорт (5.1) (Зона делового, общественного и коммерческого назначения – Д1), с кадастровым номером , общей площадью 2427 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 2 685 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и объекта недвижимости –нежилого здания, назначение: нежилое, 2-х этажный (подземных этажей -1), с кадастровым номером , общей площадью 1773,2 кв.м., расположенного по адресу:<адрес> равной его рыночной стоимости в размере 24 564 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости.

Административный истец полагает, что кадастровая стоимость объектовнедвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что приводит к нарушению его прав, как собственника недвижимости и плательщика налоговых платежей.

*** был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания, но в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании представитель административного истца – Г.И.Х. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме. Заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением по требованию об установлению кадастровой стоимости нежилого здания.

Представитель Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю.возражала против удовлетворения требований по объекту недвижимости, пояснила, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд, оснований для его восстановления не имеется. С административным иском в части оспаривания кадастровой стоимости земельного участка полагала, что административный истец вправе обратиться в суд, но удовлетворение требований приведет к существенной потере доходов бюджета Удмуртской Республики.

Представитель ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственнойрегистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по УР Н.И.М. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явка представителя в суд не обеспечило.

Администрация «Город Глазов» извещенанадлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку представителя в суд не обеспечила.

В силу статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью 2427 кв.м. расположенногопо адресу: <адрес>.

По итогам государственной кадастровой оценки земель Удмуртской Республики, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 № 531 кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2015 года в размере7 455 744,00 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ осуществлен учет изменений характеристик земельного участка, в результате которого изменен вид разрешенного использования земельного участка с «для обслуживания торгово-развлекательного центра» изменена на «спорт (5.1) (Зона делового, общественного и коммерческого назначения – Д1).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4 204 049, 40 рублей. Дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимость –ДД.ММ.ГГГГ.

Также из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание,назначение: нежилое, 2-х этажный (подземных этажей -1), с кадастровым номером , общей площадью 1773,2 кв.м., расположенного по адресу:<адрес>.

На территории Удмуртской Республики кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участок), была определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а результаты оценки были утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года № 419 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики» (далее – Постановление № 419).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена в размере 31 667 182,8 рублей.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость является ДД.ММ.ГГГГ и составляет 31 667 182,8 рублей. Датой внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости является ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером относится к ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет, а его кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением № 419 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, внесена в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника недвижимости, последний обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Положения статьи 24.18Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной сто&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;???????????&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;

Абзацем 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 28 от 30 июня 2015 года) разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости (на сегодняшний день - Единый государственный реестр недвижимости) сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

В силу статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований ил возражений.

Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости земельного участка представлен в суд Отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество Плюс», согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 685 000 рублей.

Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований отчета об определении рыночной стоимости здания, выполненного Обществом с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество Плюс» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки: здания, назначение: нежилое, 2-х этажный (подземных этажей -1), с кадастровым номером , на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ составила 24 564 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в Отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленные отчеты об оценке рыночной стоимости подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющим необходимое образование. При этом отчеты содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.

В ходе подготовки к слушанию, а также в ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.

Однако таких ходатайств заявлено не было.

В судебном заседании представитель Правительства Удмуртской Республики возражений по представленным Отчетам об оценке также не заявлял.

Учитывая, что доказательств, опровергающих изложенные в отчетах выводы об установлении рыночной стоимости, а также сведений об иной рыночной стоимости земельного участка и здания административными ответчиками и заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлялось, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает отчеты об оценке и от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанных в них величин рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и здания с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Суд признает, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка и здания по отношению к их рыночной стоимости влечет увеличение налоговых платежей, поэтому размер кадастровой стоимости спорных объектов непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка и объекта недвижимости в размере их рыночной стоимости, являются обоснованными.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.

Материалами административного дела подтверждено, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости здания, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим административным исковым заявлением в суд *** обратилсяДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока.

С учетом требований части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Принимая во внимание, что Правительством Удмуртской Республики до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки в отношении спорного объекта недвижимости, оспариваемая кадастровая стоимость является действующей, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

С учетом изложенного, и установленного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Настоящий судебный акт является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и объекта недвижимости органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление *** оспаривании кадастровой стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: спорт (5.1) (Зона делового, общественного и коммерческого назначения – Д1), с кадастровым номером , общей площадью 2427 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 685 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания, назначение: нежилое, 2-х этажный (подземных этажей -1), с кадастровым номером , общей площадью 1773,2 кв.м., расположенного по адресу:<адрес> равной его рыночной стоимости в размере 24 564 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Датой подачи заявления *** об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции – 4 апелляционный суд города Нижний Новгород, через суд принявший решение в течение месяца со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2019 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова

3а-306/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лекомцев Андрей Вячеславович
Ответчики
Правительство УР
ФГБ "ФКП Росреестра по УР"
Управление Росреестра по УР
Другие
Администрация г. Глазова
Гильмуллин Ильшат Хаузирович
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Сентякова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
18.09.2019Регистрация административного искового заявления
19.09.2019Передача материалов судье
20.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.10.2019Предварительное судебное заседание
29.10.2019Судебное заседание
31.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2020Регистрация административного искового заявления
29.08.2020Передача материалов судье
29.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.08.2020Предварительное судебное заседание
29.08.2020Судебное заседание
29.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2019Дело оформлено
29.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее