Дело № 2-2297/2022
24RS0041-01-2022-001789-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2022 года г. Красноярск
Кировский районный суд г.Красноярска,
в составе председательствующего судьи Байсариевой С.Е.,
при секретаре Становкиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> <адрес> к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Истец Администрация <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве материальной помощи. Свои требования мотивировал тем, что на основании приглашения специалиста, ФИО1 был приглашен на территорию МО <адрес> на постоянную работу в качестве врача анестезиолога-реаниматолога КГБУЗ «Норильский межрайонный родильный дом», куда был принят на работу в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с муниципальной программой «Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования <адрес>» на 2017 - 2019 годы», и Порядком оказания единовременной материальной помощи для обустройства, приглашенным работникам, обладающим специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных учреждений муниципального образования <адрес> и краевых государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, предоставляется единовременная материальная помощь для обустройства. ДД.ММ.ГГГГ ответчику выплачена вышеуказанная материальная помощь в размере 100.000 руб. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ трудового договора и абзацем третьим пункта 3,1 вышеназванного Порядка, в случае расторжения трудового договора до истечения пяти лет по инициативе работника, за исключением случая перевода по просьбе работника или с его согласия на работу к другому работодателю на должность (профессию), включенную в Перечень, работник обязан вернуть в бюджет муниципального образования <адрес> единовременную материальную помощь для обустройства, выплаченную ему как приглашенному специалисту. Согласно приказу КГБУЗ «Норильский МРД» от ДД.ММ.ГГГГ № к-472, ответчик был уволен в порядке перевода в КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №», где с ним заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ о работе врачом анестезиологом - реаниматологом в отделении анестезиологии-реанимации №. В соответствии с приказом КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №» от ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО1 расторгнут трудовой договор по инициативе работника по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ. С учетом того, что расторжение трудового договора с ответчиком было осуществлено по инициативе работника и до истечения пяти лет работы в должности, предусмотренной трудовым договором, в связи с чем, истец просит суд взыскать с ответчика денежные средства в размере 100.000 руб., полученные в качестве материальной помощи для обустройства.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил письменные возражения на исковое заявлением, в соответствии с которыми просил отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Суд, изучив позиции сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. При этом муниципальные образования самостоятельно определяют перечни реализуемых программ, порядок принятия решений о разработке муниципальных программ. Порядок их формирования и реализации устанавливается правовым актом местной администрации муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Муниципальные программы могут охватывать все сферы деятельности администрации муниципального образования по реализации как вопросов местного значения, так и переданных с регионального уровня государственных полномочий. Муниципальные программы включают мероприятия и расходы, необходимые для осуществления полномочий в определенной сфере.
В судебном заседании установлено, что на основании приглашения специалиста, ФИО1 был приглашен на территорию муниципального образования <адрес> на постоянную работу в качестве врача анестезиолога-реаниматолога КГБУЗ «Норильский межрайонный родильный дом».
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № к-194 и трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принят на работу в качестве врача анестезиолога-реаниматолога КГБУЗ «Норильский межрайонный родильный дом» на неопределенный срок.
В соответствии с Муниципальной программой «Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования <адрес>» на 2017 - 2019 годы», в редакции, действующей в период трудоустройства ФИО1, и Порядком оказания единовременной материальной помощи для обустройства (далее по тексту Порядок) приглашенным работникам, обладающим специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных учреждений муниципального образования <адрес> и краевых государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, предоставляется единовременная материальная помощь для обустройства. Согласно Перечню должностей (профессий), требующих наличия специальностей, являющихся дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования <адрес>, должность врача анестезиолога-реаниматолога отнесена к должностям, являющимся дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования <адрес>. Единовременная материальная помощь выплачивается в размере, установленном решением Норильского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, предоставляемых за счет средств бюджета муниципального образования <адрес>».
На момент заключения вышеуказанного трудового договора с ФИО1, сумма материальной помощи составляла 100 000 руб.00 коп.
В соответствии с личным заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения начальника Управления по персоналу Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 назначена и выплачена материальная помощь для обустройства в размере 100.000 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из пункта ДД.ММ.ГГГГ трудового договора, а также абзаца 3 пункта 3.1 вышеназванного Порядка, в случае расторжения трудового договора до истечения пяти лет по инициативе работника, либо по инициативе работодателя в соответствии с действующим трудовым законодательством (за исключением случаев ликвидации организации, сокращения численности или штата), а также за исключением случая перевода по просьбе работника или с его согласия на работу к другому работодателю на должность (профессию), включенную в Перечень, работник обязан вернуть в бюджет муниципального образования <адрес> единовременную материальную помощь для обустройства, выплаченную ему как приглашенному специалисту.
Согласно приказу КГБУЗ «Норильский межрайонный родильный дом» от ДД.ММ.ГГГГ № к-472, ФИО1 уволен в порядке перевода в КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №», где с ним на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, заключен трудовой договор о работе в должности врача анестезиолога - реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации №. В соответствии с приказом КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №» от ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО1 расторгнут трудовой договор по инициативе работника по п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что расторжение трудового договора с Ответчиком было осуществлено по инициативе работника и до истечения пяти лет работы в должности, предусмотренной трудовым договором, в соответствии с пунктом 3.3 вышеуказанного Порядка, в адрес ФИО1 Управлением по персоналу Администрации <адрес> была направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ о возврате денежных средств в размере 100.000 руб., требования которой ответчиком не исполнено.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении судом последствий пропуска истцом срока исковой давности.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В силу п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п.3.1 Порядка оказания единовременной материальной помощи, утвержденного Постановлением Администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ N 319, специалист обязан вернуть в бюджет муниципального образования <адрес> предоставленную ему единовременную материальную помощь полностью в том числе в случаях расторжения трудового договора о работе в учреждении, заключенного на неопределенный срок, до истечения пяти лет работы по инициативе специалиста либо по инициативе работодателя в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Согласно п.3.2 вышеуказанного Порядка, в случае наступления событий, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка: 3.2.1. Руководитель учреждения обязан в течение 2 рабочих дней письменно уведомить об этом Управление по персоналу; 3.2.2. Специалист обязан вернуть предоставленную ему единовременную материальную помощь в течение 30 календарных дней со дня расторжения его трудового договора с учреждением посредством внесения денежной суммы в кассу Администрации <адрес>, безналичным путем или способом, определенным соглашением о поэтапном возмещении задолженности (единовременной материальной помощи), заключенным между специалистом и уполномоченным Главой <адрес>, должностным лицом.
Как следует из положений п.3.3 Порядка, в случае невозвращения специалистом предоставленной ему единовременной материальной помощи по основаниям, указанным в пункте 3.1 настоящего Порядка, и (или) в срок, установленный пунктом 3.2.2 настоящего Порядка, денежные средства, подлежащие возврату, взыскиваются Управлением по персоналу в соответствии с Гражданским законодательством. Согласно п.3.4 Порядка, руководители учреждений несут ответственность, предусмотренную Гражданским законодательством, за несоблюдение ими сроков, предусмотренных пунктом 3.2.1 настоящего Порядка, при направлении уведомления в Управление по персоналу.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №» от ДД.ММ.ГГГГ № к-590, ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком расторгнут трудовой договор по инициативе работника. В соответствии с 3.2.2 Порядка, работник был обязан вернуть материальную помощь в течение 30 календарных дней с даты расторжения трудового договора, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок для обращения в суд с иском о взыскании с работника денежных средств, полученных в качестве материальной помощи, истек ДД.ММ.ГГГГ.
С настоящим иском о взыскании денежных средств, полученных приглашенным специалистом в качестве материальной помощи, истец Администрация <адрес> обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока исковой давности.
Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин для пропуска срока давности, а также его восстановления, Администрацией <адрес> суду не представило.
Кроме того суд учитывает, что в соответствии с положениями Постановления Администрации <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи», Постановления Администрации <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении приглашения муниципальными и иными учреждениями муниципального образования <адрес> специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для этих учреждений», Муниципальной программой «Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования <адрес>» на 2017 - 2019 годы», именно на Администрацию <адрес> возложена обязанность по контролю реализации и финансированию данной программы, в том числе контроль применения руководителями муниципальных учреждений муниципального образования <адрес> вышеуказанного Порядка, содержащее обязанность руководителя учреждения в течении 2-х рабочих дней письменно уведомлять Управление по персоналу Администрации <адрес> об увольнении специалистов, получивших материальную помощь.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в иске по мотиву пропуска срока исковой давности. Таким образом, исковые требования Администрации <адрес> к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве материальной помощи, в размере 100.000 руб., не подлежат удовлетворению в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> к ФИО1 (паспорт № №) о взыскании денежных средств, полученных в качестве материальной помощи, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 03 октября 2022 года.
Председательствующий Байсариева С.Е.