Решение по делу № 2-456/2023 от 09.06.2023

                                                                                                Дело №2-456/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2023 года                                                         город Палласовка

Волгоградская область

Палласовский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Сапаровой Е.П., при секретаре Утюшевой М.А., с участием истца - прокурора Демидова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Палласовского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области об обязанности обеспечения финансирования, муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Колокольчик» г.Палласовки Волгоградской области об обязанности оборудовать образовательное учреждение системами оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения,

                                                 УСТАНОВИЛ:

Прокурор Палласовского района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц - несовершеннолетних обучающихся, к администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности финансирования муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Колокольчик» г.Палласовки Волгоградской области (МКДОУ «Колокольчик») по оборудованию образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения и к МКДОУ «Колокольчик» о возложении обязанности по оборудованию образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МКДОУ «Колокольчик», в ходе которой установлено, что здание МКДОУ «Колокольчик», расположенное по адресу: <адрес>, относится к 4-й категории опасности, обследование и категорирование Учреждения проводилось в 1-м полугодии 2022 года, паспорт безопасности утвержден 16 мая 2022 года, однако системой оповещения и управления эвакуацией людей либо автономной системой (средством) экстренного оповещения указанные здания не оборудованы, система речевого оповещения не установлена.

В соответствии с п.1.3 Устава установлено, что учредителем образовательного учреждения является Отдел по образованию администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области, который осуществляет координацию и регулирование деятельности образовательного учреждения.

Прокуратурой района 6 апреля 2023 года внесено представление в адрес отдела по образованию администрации Палласовского муниципального района по факту несоблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности, которое 5 мая 2023 года рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены, в связи с отсутствием финансирования.

С учетом уточнения к исковому заявлению, истец просит суд: обязать администрацию Палласовского муниципального района Волгоградской области в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МКДОУ «Колокольчик», с целью оборудования здания МКДОУ «Колокольчик, расположенного по адресу: <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать МКДОУ «Колокольчик», в течение 6-ти месяцев со дня финансирования оборудовать здание МКДОУ «Колокольчик», расположенное по адресу: <адрес> системами оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании прокурор Демидов А.Д. исковые требования поддержал с учетом уточнений по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представители ответчиков - администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Колокольчик», третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска - отдела по образованию Администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области не явились, о дне слушания дела уведомлены своевременно и надлежащим образом.

    Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

При рассмотрении дела было установлено, что здание МКДОУ «Колокольчик», расположенное по адресу: <адрес> закреплено за данным учреждением на праве оперативного управления. Собственником данного объекта является Палласовский муниципальный район Волгоградской области.

В марте 2023 года прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МКДОУ «Колокольчик», в ходе которой установлено, что здание МКДОУ «Колокольчик», расположенное по адресу: <адрес> относится к 4-й категории опасности, обследование и категорирование Учреждения проводилось в 1-м полугодии 2022 г., паспорт безопасности утверждён 16 мая 2022 года. Актом обследования и категорирования объекта от 20 апреля 2022 года установлена 4 категория степени потенциальной опасности. Антитеррористическая защищенность частично не соответствует требованиям, предъявляемым к объектам данной категории. Здание МКДОУ «Колокольчик» системами оповещения и управления эвакуацией людей либо автономной системой (средством) экстренного оповещения не оборудованы, не обеспечены пропускной и внутриобъектовый режимы, отсутствует осуществление постоянного контроля за их функционированием.

6 апреля 2023 года прокуратурой внесено представление в адрес учредителя образовательного учреждения - отдела по образованию администрации Палласовского муниципального района по факту несоблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности, которое 5 мая 2023 года рассмотрено и удовлетворено. До настоящего времени нарушения не устранены, в связи с отсутствием финансирования.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.      Пунктом 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п. 5 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года №1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно пп. «е» п.11 Требований в ходе своей работы комиссия по обследованию и категорированию объекта, в том числе определяет перечень необходимых мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

          В силу пп. «д» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Пунктом 1.1 Устава закреплено, что МКДОУ «Колокольчик», по своей организационно-правовой форме является муниципальным учреждением.

Согласно п.1.3 Устава, учредителем МКДОУ «Колокольчик» является Отдел по образованию администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии Договором между учредителем и муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением от 1 октября 2021 года, Администрация Палласовского муниципального района наделяет Образовательную организацию имуществом, которое передается ей в оперативное управление. Имущество является муниципальной собственностью. Источником формирования имущества и финансовых ресурсов являются имущество, переданное администрацией Палласовского муниципального района; бюджетные средства.

Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 1, 3, 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В силу п.3 ч.1 ст. 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Администрация является исполнительно-распорядительным органом Палласовского муниципального района.

Финансирование расходов МКДОУ «Колокольчик» по выполнению требований Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» должно быть осуществлено администрацией Палласовского муниципального района Волгоградской области.      Заявленные прокурором Палласовского района Волгоградской области исковые требования не противоречат положениям пп. «е» п.11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года №1006 (ред. от 5 марта 2022 года). Указанный срок планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, является предельным сроком проведения необходимых мероприятий.

Судом установлено, что Администрацией Палласовского муниципального района меры к оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не предприняты, при отсутствии финансирования образовательная организация не имеет возможности выполнить требования к антитеррористической защищенности объекта.

    Установленные судом нарушения требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, могут повлечь существенное нарушение прав воспитанников образовательной организации, причинить вред их жизни и здоровью, что нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся, а также иных лиц на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения и работы.

В силу ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Поскольку МКДОУ «Колокольчик» лишено возможности исполнить решение суда до обеспечения соответствующего финансирования со стороны органа местного самоуправления, суд полагает возможным установить администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области срок для обеспечения финансирования в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для МКДОУ «Колокольчик» срок исполнения возложенных на него обязанностей – в течение 6 месяцев с даты обеспечения финансирования администрацией Палласовского муниципального района Волгоградской области. Данный срок, не выходящий за пределы срока, установленного п.п.«е» п.11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года №1006 (ред. от 5 марта 2022 года) отвечает принципам разумности, обеспечивает баланс сторон, соответствует созданию условий для первоочередной антитеррористической защиты образовательного учреждения в целях обеспечения жизни и здоровья его воспитанников.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Палласовского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области об обязанности обеспечения финансирования, муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению «Колокольчик» г.Палласовки Волгоградской области об обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения, удовлетворить.

Обязать администрацию Палласовского муниципального района Волгоградской области в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Колокольчик» г. Палласовки Волгоградской области с целью оборудования здания муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Колокольчик», расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик» г.Палласовки Волгоградской области в течение 6-ти месяцев после обеспечения администрацией Палласовского муниципального района Волгоградской области финансирования оборудовать здание муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Колокольчик» г.Палласовки Волгоградской области, расположенное по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Палласовский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения (срок изготовления мотивированного решения -1 сентября 2023 года)

Судья                                                                             Е.П. Сапарова

2-456/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Палласовского района С.В.Крютченко
Ответчики
МКДОУ "Детский сад Колокольчик"
Администрация Палласовского муниципального района Волгоградской области
Суд
Палласовский районный суд Волгоградской области
Судья
Сапарова Е.П.
Дело на сайте суда
palac.vol.sudrf.ru
09.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2023Передача материалов судье
14.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Подготовка дела (собеседование)
27.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
01.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее