Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.08.2023 Судья Рубан В.В. № 33-3381-2023 УИД 51RS0009-02-2023-000054-90
|
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
30 августа 2023 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Койпиш В.В. |
судей |
Муравьевой Е.А. |
Исаевой Ю.А. |
|
при секретаре |
Кауфман О.Н. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 02/2-40/2023 по исковому заявлению прокурора Терского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Терского района Мурманской области о возложении обязанности направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей,
по апелляционной жалобе администрации Терского района Мурманской области на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Умба Терского района Мурманской области от 25 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы прокурора прокуратуры Мурманской области Попко А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
прокурор Терского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Терского района Мурманской области о возложении обязанности направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, которой установлено, что на территории пгт. Умба ... имеется участок наружной сети холодного водоснабжения, расположенный по адресу: ..., протяженностью 234 п.м., имеющий признаки бесхозяйной недвижимой вещи.
Указанный объект на учете в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в качестве бесхозяйного имущества не состоит, в реестре муниципальной собственности не значится; меры по постановке на учет в органе регистрации прав указанного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного недвижимого имущества администрацией Терского района Мурманской области не приняты.
Учитывая, что участок наружной сети холодного водоснабжения относится к инженерным сетям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бесхозяйность данного объекта может повлечь его ненадлежащее техническое обслуживание, содержание и функционирование, что, в свою очередь, приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное водоснабжение на территории пгт. Умба ....
Уточнив исковые требования в части точного расположения объекта недвижимости, прокурор просил обязать муниципальное учреждение администрацию Терского района Мурманской области в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет участка наружной сети холодного водоснабжения, расположенного по адресу: ..., протяженностью 324 п.м., в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Судом принято решение, которым исковые требования прокурора Терского района Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены; на администрацию Терского района Мурманской области возложена обязанность в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет участка наружной сети холодного водоснабжения, расположенного по адресу: ..., протяженностью 324 п.м., в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
В апелляционной жалобе глава администрации Терского района Самойленко Н.А. просит решение суда изменить в части срока исполнения решения суда, установив срок исполнения решение в течение 12 месяцев.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что совместно с заявлением о постановке на учет элементов сети водоснабжения необходимо предоставить кадастровый и технических паспорт бесхозяйных объектов участка сети холодного водоснабжения, тогда как в настоящее время указанные документы отсутствуют, а их изготовление требует финансовых средств.
Учитывая, что для проведения указанных в решении мероприятий требуются финансовые затраты, которые не предусмотрены в бюджете муниципального образования городское поселение Умба Терского района на 2023 г., считает, что определённый в решении шестимесячный срок исполнения является недостаточным.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Терского района Мурманской области Морозов Д.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Терского района Мурманской области - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика администрации Терского района Мурманской области, представители третьих лиц ГОУП «Мурманскводоканал», Министерства имущественных отношений Мурманской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, извещенные о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для изменения решения суда не усматривает.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).
Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 5 статьи 8 названного закона предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе, водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из указанных норм действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию бесхозяйных сетей водоснабжения, а также обеспечить постановку на учет бесхозяйных сетей водоснабжения.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), который в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее -федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
Согласно пункта 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Терского района Мурманской области проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение надлежащего содержания и эксплуатации бесхозяйных объектов ЖКХ в деятельности администрации Терского района Мурманской области, в ходе которой установлено, что на территории пгт. Умба ... имеются участок наружной сети холодного водоснабжения, расположенный по адресу: ..., протяженностью 324 п.м., в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Согласно сведениям ГОКУ ЦТИ от 25 мая 2023 г. № 4178 регистрация права собственности на указанный объект не проводилась (л.д. 126).
Из представленной Управлением Росреестра по Мурманской области информации от 24 января 2023 г. № 00613/2023 следует, что указанные объекты невозможно идентифицировать в ЕГРН (л.д. 9).
По информации Росимущества в Мурманской области и республике Карелия от 30 марта 2023 г. № 51-ош-07/2831 спорные объекты в реестре федерального имущества не учитываются (л.д. 60).
Также в материалах дела имеется отзыв ГОУП «Мурманскводоканал» от 24 мая 2023 г., из которого следует, что сведениями о принадлежности объекта, указанного в уточненном исковом заявлении, ГОУП «Мурманскводоканал» не располагает (л.д. 128).
Разрешая заявленные требования, руководствуясь приведенными нормами материального права, установив, что спорный объект водоснабжения обладают признаками бесхозяйного, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие администрации Терского района Мурманской области по непринятию мер к постановке на учет спорного объекта бесхозяйного недвижимого имущества противоречит требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное водоснабжение на территории пгт. Умба ..., в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.
Решение суда в данной части не оспаривается, в связи с чем в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Разрешая требования прокурора в части установления срока исполнения решения суда, суд исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить требования федерального законодательства в заявленный шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу, ответчиком не представлено, в связи с чем установил указанный прокурором шестимесячной срок исполнения возложенной на ответчика обязанности по направлению заявления о постановке спорного объекта на учет в качестве бесхозяйного.
Соглашаясь с судом первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы о необходимости увеличения указанного срока до 12 месяцев, судебная коллегия исходит из следующего.
Частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Согласно части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Судебная коллегия считает, что срок, установленный судом в силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Доказательств невозможности исполнения судебного постановления определенный судом срок, как того требует положение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Сам по себе факт отсутствия финансовых средств в бюджете муниципального образования городское поселение Умба Терского района для заключения муниципального контракта на изготовление технических планов, технических паспортов бесхозяйных объектов, не может являться безусловным основанием для увеличения срока исполнения обязанности, возложенной на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, принимая во внимание, что данная обязанность возложена на ответчика в силу закона.
Более того, из представленного письма администрации Терского района, направленного прокурору в ходе проводимой проверки, следует, что ответчик планирует обратиться в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области за дополнительным финансированием в указанных целях (л.д. 16-17).
В этой связи оснований для изменения по доводам апелляционной жалобы решения суда в части установления срока исполнения решения судебная коллегия не усматривает.
При этом судебная коллегия полагает необходимым указать, что отметить, что ответчик при наличии к тому оснований не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Несогласие подателя апелляционной жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Умба Терского района Мурманской области от 25 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Терского района Мурманской области - без удовлетворения.
председательствующий
судьи