Решение от 15.01.2020 по делу № 2а-150/2020 от 22.11.2019

50RS0029-01-2019-005081-62

№2а-150/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15.01.2020 г.                         г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд в составе председательствующего судьи Наро-Фоминского городского суда Московской области Даценко Д.В., при секретаре Мурадян А.Т., рассмотрел административное исковое заявление военного прокурора Наро-Фоминского гарнизона в интересах Российской Федерации к призывной комиссии Наро-Фоминского городского округа Московской области, призывной комиссии Московской области, военному комиссариату Московской области о признании незаконными решений призывных комиссий об освобождении гражданина ФИО2 от призыва на военную службу и зачислении в запас,-

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Наро-Фоминского гарнизона в интересах РФ обратился в суд с административным иском о признании решения призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и призывной комиссии Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении ФИО2 от призыва на военную службу незаконными. Возложить на военный комиссариат ФИО1 <адрес> и призывные комиссии <адрес> и ФИО1 <адрес> обязанности по организации мероприятий, связанных с призывом ФИО2 на военную службу.

Из административного искового заявления следует, что Военной прокуратурой Наро-Фоминского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства при освобождении граждан, состоящих на воинском учете в отделе военного комиссариата ФИО1 <адрес> от призыва на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией <адрес> принято решение об освобождении ФИО2 от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья (категория «<данные изъяты>»). Согласно медицинского заключения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 находился на амбулаторном обследовании в <данные изъяты> где ему поставлен диагноз «<данные изъяты>». На основании указанного медицинского заключения врачом - специалистом военно-врачебной комиссии военного комиссариата ДД.ММ.ГГГГ оформлен лист медицинского освидетельствования ФИО2, после чего военно- врачебной, а затем и призывной комиссиями вынесены решения об освобождении его от призыва на военную службу в связи с наличием данного заболевания (ст. <данные изъяты> (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ). ДД.ММ.ГГГГ указанное решение утверждено призывной комиссией ФИО1 <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 военным комиссариатом выдан военный билет серии <данные изъяты> . Однако проведенной прокурорской проверкой установлено, что гражданин ФИО2 от прохождения военной службы освобожден незаконно, поскольку данное решение основано на документах, содержащих неверные сведения о состоянии его здоровья. Во взаимодействии со специалистами <данные изъяты> Министерства обороны России и при изучении личного дела, учётной карты и медицинской карты призывника ФИО2 выявлено, что на ФИО2 отсутствуют сведения, которые на основании проведенного обследования позволили бы установить наличие или отсутствие у того нарушения <данные изъяты>. Так, ФИО2 необоснованно установлена категория годности к военной службе. Из указанного следует, что диагноз, установленный военно-врачебной комиссией ВК ФИО1 <адрес> не обоснован. В результате обследования ФИО2 установлен неверный диагноз, а при освидетельствовании неверно определена категория годности к военной службе.

Прокурор военной прокуратуры ФИО5 просил иск удовлетворить по изложенным в нем доводам.

Представитель административного ответчика – призывной комиссии Наро-Фоминского городского округа Московской области, по доверенности ФИО6, с административными исковыми требованиями не согласился, заявил о пропуске срока обращения с административным иском в суд.

Представитель административного ответчика - военного комиссариата Московской области, по доверенности ФИО7, в судебном заседании просила принят решение на усмотрение суда.

Административный ответчик – призывная комиссия Московской области, в суд не явилась, о месте и времени суда извещена надлежащим образом ходатайств об отложении слушания дела в суд не поступало.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании просил принять решение на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663, далее - Положение), призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном районе решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагаются обязанности о принятии, помимо прочих, также и решений об освобождении граждан от призыва на военную службу.

В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе и утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.06.2013 г. № 565 (далее по тексту - Положение), организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.

В соответствии с п.п. 14 и 15 указанного Положения, при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения различные диагностические исследования, а также освидетельствование соответствующими врачами-специалистами (хирургом, терапевтом и т.д.).

Порядок направления на обследование (лечение) и форма медицинского заключения о состоянии здоровья граждан определены совместным приказом Минобороны и Минздрава России от 23.05.2001 №240/168 и Приложением № 5 к приказу Министра обороны РФ от 16.09.2015 № 533.

Разделом 4 Инструкции о порядке проведения медицинами освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российский Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение 1 к приказу Минобороны    и Минздрава России от 23.05.2001 г. № 240/168) установлено, что призывники, признанные нуждающимися в обследовании, при необходимости могут быть направлены военным комиссаром на обследование в медицинские учреждения субъекта Российской Федерации.

Врачом медицинского учреждения, осуществляющим обследование призывника, признанного нуждающимся в обследовании, после проведенного обследования оформляется медицинское заключение о состоянии здоровья граждан. Обследование призывников должно быть полноценным с учетом основного и сопутствующих заболеваний, В заключении должны быть указаны результаты клинико-инструментальных методов исследования и объективные данные, подтверждающие основной и сопутствующие диагнозы. Диагнозы должны соответствовать принятой международной классификации болезней, иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания или физического недостатка, стадии компенсации, функциональных нарушений пораженного органа (системы). Данное заключение подписывается врачом, проводившим обследование, заведующим (начальником) отделением, руководителем медицинского учреждения, после чего его подпись заверяется гербовой печатью медицинского учреждения.

Первый экземпляр заключения направляется в военный комиссариат, в котором призывник состоит на воинском учете. Второй экземпляр хранится в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного.

В соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663, п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400, решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу выносится    на основании документов, указанных в Перечне документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии (приложение № 32 к данной Инструкции), в том числе медицинского заключения о состоянии здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения; листа медицинского освидетельствования с заключением врачей - специалистов о категории годности призывника и иных документов.

В случае признания гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, решением призывной комиссии муниципального образования он зачисляется в запас.

В силу ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», проверка правильности освобождения граждан от военной службы возложена на призывную комиссию субъекта РФ. Согласно п. 51 вышеназванной Инструкции, личные дела граждан, освобожденных от призыва, представляются на рассмотрение призывной комиссией субъекта РФ. По результатам комиссией принимается решение об освобождении граждан от призыва либо об отмене решения призывной комиссии муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что гражданин ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете в военном комиссариате Московской области по городу <адрес> и подлежал призыву на военную службу ДД.ММ.ГГГГ г.

В ходе медицинского освидетельствования ФИО2 в военном комиссариате выдано направление для обследования в <данные изъяты>

Согласно медицинского заключения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 находился на стационарном обследовании в <данные изъяты> ему поставлен диагноз «<данные изъяты>

На основании указанного медицинского заключения врачом- специалистом военно-врачебной комиссии военного комиссариата ДД.ММ.ГГГГ оформлен лист медицинского освидетельствования ФИО2, после чего военно- врачебной, а затем и призывной комиссиями созданными ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - РГ (<данные изъяты>), вынесены решения об освобождении его от призыва на военную службу в связи с наличием данного заболевания <данные изъяты> (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ было проведено судебное – медицинское исследование, согласно заключению которого установлено, что категория годности к военной службе ФИО2 установлена в соответствии со <данные изъяты> (приложения к положению о военно- врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, утвержденными Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ ). Однако, в представленных на исследование документах на имя ФИО2 отсутствуют сведения, которые на основании проведенного обследования позволили бы установить наличие или отсутствие нарушения функции позвоночника: отсутствуют сведения о неоднократных обращениях за медицинской помощью по <данные изъяты>, отсутствуют сведения о наличии либо отсутствии <данные изъяты>), отсутствуют сведения о наличии либо отсутствии <данные изъяты>; данные, приведенные в протоколе рентгенологического исследования, не отражают характеристики нарушения <данные изъяты>. Установление наличия или отсутствия нарушения функции позвоночника, согласно приложению к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , необходимо для установления категории годности к военной службе. Обследование, выполненное ФИО2 по поводу его призыва на военную службу в амбулаторных условиях в <данные изъяты> согласно данным представленных на исследование медицинских документов, было проведено в неполном объеме, а именно являлось недостаточным для установления наличия или отсутствия нарушения <данные изъяты>. В представленных на исследование документах на имя ФИО2 отсутствуют сведения, которые, на основании проведенного обследования, позволили бы установить у него наличие или отсутствие нарушения <данные изъяты>. Таким образом, пункт «<данные изъяты> расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно- врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) были применены к ФИО2 необоснованно и, следовательно, необоснованно ему была установлена категория годности к военной службе (<данные изъяты>).

Таким образом, решения призывных комиссий Наро-Фоминского городского округа и Московской области об освобождении гражданина ФИО2 от призыва на военную службу являются незаконными и подлежащими отмене, так как вынесены по документам, не соответствующим действительному состоянию здоровья призывника и не дающим ему право освобождения от призыва на военную службу.

Факт вынесения призывными комиссиями вышеуказанных незаконных решений установлен в ДД.ММ.ГГГГ г. при проведении прокурорской проверки и получении медицинского заключения, поэтому срок исковой давности, установленный в 3 месяца ст.219 КАС РФ для обращения в суд с данным иском прокурором не пропущен.

Судом также учитывается, что в соответствии со ст. 28, 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывном комиссии может быть обжаловано в суд.

Призывные комиссии состоят из представителей различных организаций и создаются решением высшего должностного лица субъекта РФ на период призывной кампании, однако не являются ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления, ни их структурным подразделением, однако решения, принятые призывными комиссиями в отношении призывника, влекут возникновение у него определенных прав и обязанностей.

Поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо государственный орган или комиссия, уполномоченные отменять решения призывных комиссий Наро-Фоминского городского округа Московской области и Московской области, рассмотрение данного вопроса подсудно Наро-Фоминскому городскому суду Московской области (по месту принятия решения).

Из статьи 46 Конституции Российской Федерации следует, что решения или действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.ст. 39 и 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены законные интересы Российской Федерации.

Кроме того, право на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации предоставлено прокурору п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 17 данного Федерального закона Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения работниками органов и учреждений приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации.

Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 23.05.2000 г. №96/14 «Об устранении недостатков в организации надзора за исполнением законов о подготовке и призыве граждан на военную службу» определено, что в целях совершенствования надзора за исполнением законодательства, регламентирующего воинскую обязанность граждан, при проверках исполнения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлен порядок, по которому территориальные и военные прокуроры осуществляют, в частности, надзор за соблюдением должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций требований законодательства по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, мероприятий по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности или поступления граждан на военную службу по контракту, о призыве граждан на военную службу.

При этом в соответствии с п. 4 данного указания прокуроры обязаны особое внимание уделять законности в деятельности организаций и должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу, органов государственной власти и местного самоуправления, призывных комиссий и военных комиссариатов.

Таким образом, целью заявленного административного искового заявления является устранение допущенных призывными комиссиями нарушений требований законодательства, регламентирующего вопросы освобождении граждан, состоящих на воинском учете, от призыва на военную службу.

Согласно статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Необоснованные решения призывных комиссий об освобождении призывника ФИО2 от призыва в Вооруженные Силы РФ нарушают неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как государства, на территории которого Конституцией Российской Федерации предусмотрена защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.

Оценивая в совокупности все обстоятельства данного дела, положения закона, представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования прокурора в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 данного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной

комиссии;

явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах на внутригородских территориях городов федерального значения рением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара.

В силу пункта 1 статьи 28 названного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности. Пунктом 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации предусмотрено, что призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации определены в статьи 29 названного Федерального закона и пунктом 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 г. № 400).

Из вышеприведенных положений действующего законодательства не следует, что на призывную комиссию субъекта Российской Федерации возложены полномочия по организации мероприятий по медицинскому освидетельствованию и по призыву на военную службу именно конкретных граждан.

Осуществление призывной комиссией субъекта Российской Федерации предусмотренных пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 полномочий по контролю за деятельностью призывных комиссий районного уровня по осуществлению мероприятий, связанных с призывом, само по себе не означает наличие у призывной комиссии субъекта Российской Федерации полномочий по осуществлению мероприятий, связанных с призывом на военную службу конкретных граждан.

С учетом изложенного, административные исковые требования в части возложения на призывную комиссию Московской области обязанности по организации мероприятий связанных с призывом ФИО2 на военную службу, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд,-

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

2а-150/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Военный прокурор Наро-Фоминского гарнизона
Ответчики
Военный комиссариат Московская область
Призывная комиссия Наро-Фоминского городского округа Московской области
Призывная комиссия Московской области
Другие
ИВАНОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ
Суд
Наро-Фоминский городской суд Московской области
Судья
Даценко Денис Вадимович
Дело на сайте суда
naro-fominsk.mo.sudrf.ru
22.11.2019Регистрация административного искового заявления
22.11.2019Передача материалов судье
22.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2019Подготовка дела (собеседование)
10.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2019Судебное заседание
20.12.2019Судебное заседание
15.01.2020Судебное заседание
15.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020Дело оформлено
15.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее