УИД 21RS0024-01-2021-003460-30
№2-2709/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2021 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Сапаркиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Алексеева А.Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица,
установил:
Алексеев А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, – его матери Алексеевой Л.Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать заявителя - Алексеева Л.Е., которая являлась застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем был открыт индивидуальный счет на ее имя. В специальной части данного лицевого счета учтены страховые взносы, уплаченные работодателем на финансирование накопительной части трудовой пенсии. При жизни Алексеева Л.Е. не подавала в пенсионный фонд заявление о порядке распределения средств пенсионных накоплений, потому эти средства подлежат выплате ее правопреемникам. Шестимесячный срок со дня смерти Алексеевой Л.Е. истек. До истечения шестимесячного срока в пенсионный фонд за получением выплат истец не обращался. Извещение пенсионного органа о наличии средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица после смерти матери истец своевременно не получал, о возможности получения таких выплат не знал. Кроме этого истец просил учесть, что на момент смерти матери он являлся несовершеннолетним, а с декабря 2014 года находится в местах лишения свободы.
Истец Алексеев А.Г. о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, содержится в ФКУ ИК-3 УФСИН Росси по Чувашской Республике– Чувашии.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, извещенного о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представлено заявление с просьбой о рассмотрении дела без участия их представителя, в котором изложена просьба об отказе в удовлетворении исковых требований, ввиду непредставления истцом доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска шестимесячного срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Алексеев А.Г. в судебное заседание не явился, своевременно направленное в его адрес извещение о дате, времени и месте судебного разбирательства возвращено в суд с отметкой почтовой организации «истек срок хранения».
В порядке ст. 167 ГПК РФ судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие истца, представителя ответчика и третьего лица.
Рассмотрев требования истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №424-ФЗ «О накопительной пенсии» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в части 7 статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства.
При отсутствии указанного заявления средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, подлежащие выплате родственникам умершего застрахованного лица, указанным в части 7 статьи, распределяются между ними в равных долях.
Так, в частности в случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: 1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); 2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам (ч. 7 ст. 7 Федерального закона).
Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок.
Аналогичные положения закреплены и в п. 3, 5 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года №711.
Как следует из материалов дела, Алексеева Л.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией повторного свидетельства о смерти (л.д.4).
В соответствии с представленной суду копией повторного свидетельства о рождении истец Алексеев А.Г. является сыном Алексеевой Л.Е., следовательно, и ее наследником по закону первой очереди (л.д.5).
Алексеева Л.Е. являлась застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, и на нее был открыт индивидуальный лицевой счет, в специальной части которого учитывались страховые взносы, уплаченные работодателем на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Шестимесячный срок для обращения правопреемников Алексеевой Л.Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений истек ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный законом шестимесячный срок истец Алексеев А.Г., являющийся правопреемником умершего застрахованного лица Алексеевой Л.Е., не обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений наследодателя.
Иные лица, указанные в ч. 7 ст. 7 Федерального закона «О накопительной пенсии», к ответчику с вышеназванным заявлением в установленный законом срок также не обратились.
Пропуск установленного законом срока истец Алексеев А.Г. мотивирует тем, что извещение пенсионного органа о наличии средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица после смерти матери он своевременно не получал, о возможности получения таких выплат до недавнего времени ему ничего известно не было, а в 2021 году он самостоятельно обратился в пенсионный фонд с заявлением о выплате пенсионных накоплений, в чем ему было отказано, в связи с пропуском срока для подачи такого обращения. Кроме этого, просил учесть, что на момент смерти матери он являлся несовершеннолетним, а с декабря 2014 года находится в местах лишения свободы.
Оценивая доводы истца в указанной части, судом учитывается следующее.
Согласно п. 9 Правил территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Извещение правопреемников осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее 10-ти дней со дня получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
Таким образом, нормативно закреплен порядок обязательного уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о смерти застрахованного лица, а тот в свою очередь должен принять меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений.
Доказательства направления такого уведомления правопреемникам застрахованного лица заказным письмом и его получения стороной истца суду ответчиком, в нарушение положений ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, представлены не были.
При этом суд находит обоснованными доводы истца о невозможности своевременно обратиться в пенсионный фонд с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, поскольку на момент смерти матери истец являлся несовершеннолетним, а с декабря 2014 года находится в местах лишения свободы.
Таким образом, поскольку ответчик доказательств надлежащего извещения наследников Алексеевой Л.Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ, о возможности получения ими средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части ее индивидуального лицевого счета, суду не представил, истец не имел возможности для своевременного обращения в компетентные органы с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в предусмотренный законом шестимесячный срок. При этом судом учитывается и то обстоятельство, что истец до настоящего времени отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии, что обуславливает длительность пропуска им срока.
При таких обстоятельствах, суд признает причину пропуска указанного срока уважительной, в связи с чем находит обоснованными требования истца и считает возможным восстановить пропущенный срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 320 – 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░