судья Колчина Н.А. дело № 5-352/2020
№7-76/2021
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 26 марта 2021 года
Судья Астраханского областного суда Берстнева Н.Н., при секретаре Курмангалиевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Карьерземледобыча» Дидковского А.В. на постановление Приволжского районного суда Астраханской области от 1 декабря 2020 года по делу о привлечении ООО «Карьерземледобыча» к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Приволжского районного суда Астраханской области от 1 декабря 2020 года ООО «Карьерземледобыча» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.
ООО «Карьерземледобыча» обратилось в суд второй инстанции с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, ссылаясь на его незаконность и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения. Заявитель одновременно указывает на необходимость восстановления пропущенного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на решение по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса).
Копия решения по делу об административном правонарушении от 1 декабря 2020 года получена обществом 4 февраля 2021 года (л.д.73). Жалоба на судебное решение подана 15 февраля 2021 года (л.д.74). При таких обстоятельствах, суд второй инстанции приходит к выводу о том, что срок для обжалования решения суда от 1 декабря 2020 года не пропущен.
Суд второй инстанции, огласив жалобу, выслушав объяснения представителя ООО «Каръерземледобыча» Бикеевой И.П., поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа Попова П.В., возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы, приходит к следующему выводу.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:
- объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ч. 1 ст.33);
- государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия (п.5 ч.2 ст. 33);
- сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ч. 1 ст. 40);
- работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания при проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (ч. 1 ст. 45);
- при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (п.2 ч. 1 ст.47.3).
Ответственность по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушения режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдения ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
На основании постановления Главы администрации области от 22 ноября 2000 года № 496 принято под охрану государства и присвоены вновь выявленным памятникам археологии статус памятника археологии местного (областного) значения - грунтовый могильник «Казлар - Тобе» 1 тыс н.э., памятник расположен на восточной окраине с. Яксатово, на левом берегу реки Кизань.
Приказом Минкультуры России от 20 ноября 2015 года № 19745-р памятник зарегистрирован как объект культурного наследия федерального значения, в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации и присвоен регистрационный номер 301440356200006.
Из протокола об административном правонарушении № 52 от 20 октября 2020 года следует, что на государственной охране состоит объект культурного наследия федерального значения «Грунтовый могильник «Казлар-Тобе», 1 тыс.н.э.» памятник расположен на восточной окраине с.Яксатово, на левом берегу <адрес>. Номер регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия № 301440356200006. В границах объекта культурного наследия располагается земельный участок №30:09:000000:760. Данный участок находится в собственности МО «Приволжский район», на основании договора от 05 февраля 2016 года № 27, предоставлен в аренду ООО «Карьерземледобыча» (ОГРН 1123023000737, ИНН 3023003042, адрес: 414042, Астраханская область, город Астрахань, улица Тренева, 25, 37).
В результате осмотра участка 20 июля 2020 года в юго-восточной части объекта культурного наследия было зафиксировано наличие карьера выборки грунта. Работы по разработке карьера осуществляет ООО «Карьерземледобыча».
Письмом от 20 ноября 2014 года управления по сохранению культурного наследия министерства культуры и туризма Астраханской области ООО «Карьерземледобыча» было уведомлено о том, что территория выборки грунта располагается в границах объекта археологического наследия, а также что доведение строительных, земляных и иных работ на данной территории возможно после проведения предварительных археологических работ. Данные условия ООО «Карьерземледобыча» выполнены не были. Забор грунта осуществлялся без проведения предварительного археологического исследования, а также историко-культурной экспертизы.
Между, администрацией МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области и ООО «Карьерземледобыча» заключен договор аренды земель несельскохозяйственного назначения №4с/х, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, площадью 74032 кв.м., с кадастровым № 30:09:000000:760, из категории земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, для использования с целью добычи глины, суглинков и песков на бугре Казлар- Тобе, сроком на 8 лет, с 05 февраля 2016 года по 4 февраля 2024 года.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда все имеющиеся в деле доказательства исследованы в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследованные доказательства получили надлежащую правовую оценку судом.
К выводу о виновности ООО «Карьерземледобыча» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены судьей в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств, судьей проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка, которую подвергать сомнению оснований не имеется.
Действия ООО «Карьерземледобыча» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об охране объектов культурного наследия.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Что касается доводов о существенных процессуальных нарушениях, допущенных на стадии составления протокола по делу об административном правонарушении, то суд второй инстанции учитывает следующее.
Материалами дела подтверждено, что ООО «Карьерземледобыча» уведомлен о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.25). Он также извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (л.д. 31-37), однако в указанное время не явился. Протокол об административном правонарушении от 20 октября 2020 года составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, что не противоречит требованиям процессуального законодательства. Копия протокола об административном правонарушении была направлена юридическому лицу (л.д. 6).
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении в соответствии с частью 2 названной статьи, в этом процессуальном документе отражены, место, время и событие административного правонарушения описано в полном соответствии с диспозицией части 1 статьи 7.13 названного Кодекса и иные сведения имеющие значения для данного дела.
Ссылка заявителя на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процедуры оформления административного расследования, отмену обжалуемого судебного акта не влечет, поскольку указанный срок пресекательным не является.
При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона надлежащим должностным лицом. Не доверять сведениям, указанных в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем, судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Доводы, которыми аргументирована жалоба заявителя, в том числе и о том, что в действиях юридического лица отсутствует состав, а также само событие вмененного административного правонарушения, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не содержат новых обстоятельств, которые не являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судьи, и не являются основанием для отмены судебного акта.
Из доводов поданной в Астраханский областной суд жалобы не следует, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Довод заявителя о снижении размера административного штрафа с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 4.1 названного Кодекса определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 этой статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела, в подтверждение доводов общества о применении положений части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса надлежащих доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не представлено.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Карьерземледобыча» в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 1 декабря 2020 года оставить без изменения, жалобу директора ООО «Карьерземледобыча» Дидковского А.В. - без удовлетворения.
Судья Астраханского
областного суда Н.Н. Берстнева