Дело № 2-219/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2018 года гор. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Эминова О.Н.,
при секретаре Горяевой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климова Игоря Анатольевича к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании денежной компенсации по оплате коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
Климов И.А. обратился в суд с указанным иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия (далее - Министерство), мотивируя тем, что в период с 02.08.1999 г. по 01.01.2007 г. осуществлял трудовую деятельность в качестве врача-фтизиатра в БУ РК «Яшалтинская РБ», в период с 01.01.2007 г. по 31.12.2014 г. осуществлял в должности врача-фтизиатра в БУ РК «Противотуберкулезный диспансер», в период с 12.01.2015 г. по настоящее время осуществляет свою трудовую деятельность в БУ РК «Яшалтинская РБ» в качестве врача-фтизиатра. Министерством меры по возмещению расходов, понесенных Климовым И.А. по оплате коммунальных услуг, не принимались. Просила суд взыскать с Министерства в его пользу денежную компенсацию по оплате коммунальных услуг в период с 01.01.2015 г. по декабрь 2017 г. по оплате коммунальных услуг за отопление – 52 188 руб. 50 коп., за электроэнергию за период с 01.01.2015 г. по декабрь.2017 г. – 40 286 руб. 64 коп., на общую сумму 92 475 руб. 14 коп.
Истец Климов И.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель ответчика Лиджаев Д.А., действующий по доверенности, разрешение вопроса оставил на усмотрение суда.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. предусматривалось, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08. 2004 г. № 122-ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Статьей 63 Основ в новой редакции определено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются органами местного самоуправления (ч. 4, 6). При этом, при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П, определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 г. № 383-0-П, в которых указано, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ.
В силу ч. 1 ст. 4 и ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. № 149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Часть 1 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 1 января 2005 г. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Климов И.А. является медицинским работником, с 02.08.1999 г. по 01.01.2007 г. осуществлял трудовую деятельность в качестве врача-фтизиатра в БУ РК «Яшалтинская РБ», в период с 01.01.2007 г. по 31.12.2014 г. осуществлял в должности врача-фтизиатра в БУ РК «Противотуберкулезный диспансер», в период с 12.01.2015 г. по настоящее время осуществляет свою трудовую деятельность в БУ РК «Яшалтинская РБ» в качестве врача-фтизиатра. Проживает в сельской местности по адресу: <адрес>
Таким образом, за Климовым И.А. как медицинским работником, проживающим в сельской местности, работающим в государственном учреждении здравоохранения и до 1 января 2005 г. приобретшего право на льготы по оплате коммунальных услуг, указанная льгота сохраняется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Климов И.А. в указанный выше период являлся получателем ежемесячной денежной выплаты за жилищно-коммунальные услуги, с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия подлежит взысканию денежная компенсация по оплате коммунальных услуг, с учетом отопительного сезона, в период с 01.01.2015г. по 15.04.2015г., с 15.10.2015г. по 31.12.2015г., с 01.01.2016г. по 15.04.2016 г., с 15.10.2016 г. по 31.12.2016 г., 01.01.2017г. по 15.04.2017г., с 15.10.2017г. по декабрь 2017г. истец понес расходы по оплате коммунальных услуг за отопление в размере 52 188 руб. 50 коп., за электроэнергию за период с 01.01.2015г. по декабрь 2017г. – 40 286 руб. 64 коп., на общую сумму 92 475 руб. 14 коп.
Согласно чеку-ордеру от 25.12.2017г. при подаче искового заявления Климовым И.А. уплачена государственная пошлина в размере 2 974 руб. 25 коп.
В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в указанном размере.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Климова Игоря Анатольевича удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Климова Игоря Анатольевича денежную компенсацию по оплате коммунальных услуг за отопление за периоды с 01.01.2015г. по 15.04.2015г., с 15.10.2015г. по 31.12.2015г., с 01.01.2016г. по 15.04.2016 г., с 15.10.2016 г. по 31.12.2016 г., 01.01.2017г. по 15.04.2017г., с 15.10.2017г. по декабрь 2017г. в размере 52 188 руб. 50 коп., за электроэнергию за период с 01.01.2015г. по декабрь 2017г. – 40 286 руб. 64 коп., на общую сумму 92 475 руб. 14 коп.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Климова Игоря Анатольевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 974 руб. 25 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Эминов