Решение по делу № 33-3676/2021 от 15.04.2021

Судья Раскарзенок Н.Н.

Судья-докладчик Васильева И.Л. по делу № 33-3676/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2021 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Рудковской И.А.,

судей Васильевой И.Л., Жилкиной Е.М.,

при секретаре Васильевой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-106/2021 по исковому заявлению ФИО2 к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, обязании принять решение о выдаче свидетельства

по апелляционным жалобам представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – Фокиной Е.А., представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» - Ротарь Е.П.,

на решение Тайшетского городского суда Иркутской области 3 февраля 2020 года

УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований истец ФИО2 указал, что при обращении в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» по вопросу выдачи свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, он получил уведомление Номер изъят от Дата изъята об отказе в назначении. Причиной отказа явилось обращение с заявлением о выдаче свидетельства после установленного срока. С данным отказом не согласен, так как его жилой дом, попал в зону чрезвычайной ситуации, заключением межведомственной комиссии был признан непригодным для проживания. Истец полагает отказ незаконным, так как постановлением Правительства Иркутской области от 10.12.2020 № 1037-пп, срок обращения с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты установлен до 25.12.2020, то есть он не пропустил срок. Затягивания сроков оформления документов не допускал, дважды обращался в Тайшетский городской суд для защиты своих прав. Согласно судебной строительно-технической экспертизы, проведённой ООО «Регион-Эксперт» Дата изъята , техническое состояние жилого дома классифицируется в интервале от ограниченно-работоспособного до аварийного, проведение ремонтно-восстановительных работ экономически нецелесообразно, дом следует признать непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Истец ФИО2 просил суд признать незаконным решение Номер изъят от Дата изъята , решение от Дата изъята Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» об отказе в назначении меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате ЧС, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» принять решение о выдачи ФИО2 меры социальной поддержки «свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате ЧС, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» в связи с утратой жилого помещения по адресу: <адрес изъят>.

Решением Тайшетского городского суда Иркутской области 03.02.2021 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – Фокина Е.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решение вынесено без учета фактических обстоятельств, с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что решением учреждения от Дата изъята истцу обоснованно отказано в выдаче свидетельства на получение мер социальной поддержки, поскольку истец обратился с соответствующим заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп. Продление срока для обращения с заявлением, постановлением Правительства Иркутской области от 10.12.2020 № 1037-ПП не может служить основанием для признания ранее принятых решений незаконными. При этом, истец не соответствует условиям, установленным пунктом 1 Положения, поскольку спорный дом не был утрачен в результате чрезвычайной ситуации.

Кроме того, указывает, что Министерство строительства РФ является заинтересованным лицом при рассмотрении данной категории дел. Вместе с тем, Министерство строительства РФ не привлекалось к участию в рассматриваемом деле, что может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов Минстроя России. Считает, что оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае у суда не имелось.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» - Ротарь Е.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Полагает, что решение об отказе истцу в выдаче свидетельства на получение мер социальной поддержки принято в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а истец обратился с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 Положения. На момент вынесения решения ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» об отказе в назначении мер социальной поддержки «Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 на территории Иркутской области» спорное жилое помещение, не было признано непригодным для проживания. При этом, жилое помещение ФИО12 не соответствует условиям, установленным пунктом 1 Постановления № 556-пп, поскольку не было утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации.

На апелляционные жалобы от истца ФИО2 поступили письменные возражения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО14 представитель ответчика ОГКУ «Управления социальной защиты населения по Тайшетскому району», представитель третьего лица администрации Зареченского муниципального образования, представитель третьего лица администрации Тайшетского района, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Истец ФИО15 извещен о судебном заседании согласно уведомления о вручении извещения, представитель ответчика ОГКУ «Управления социальной защиты населения по Тайшетскому району», согласно ходатайства просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав доклад судьи Васильевой И.Л., объяснения представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – Фокиной Е.А., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 2 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019 введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);

2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Согласно п.7 положения социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. В случае утраты в связи с чрезвычайной ситуацией двух жилых помещений предоставление социальной выплаты осуществляется в отношении каждого из утраченных жилых помещений.

В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).

Из п. 16 Положения усматривается, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения необходимых документов, в том числе сведений о признании жилого помещения утраченным.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно п.11, 12 Положения, гражданин, претендующий на меры социальной поддержки, в срок до Дата изъята включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).

Постановлением Правительства Иркутской области от 10 декабря 2020 года № 1037-пп внесены изменения в Постановление Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №558-пп «Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области», в том числе в части срока обращения граждан с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, который установлен до 25 декабря 2020 года включительно.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец ФИО2 является собственником дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> с Дата изъята .

Постановлением правительства Иркутской области №558-пп от 17.07.2019, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории Бирюсинского муниципального образования Тайшетский район.

Дата изъята межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Зареченского муниципального образования от Дата изъята Номер изъята составлен акт обследования помещения Номер изъят, из содержания которого следует, что комиссией произведено обследование помещения по заявлению ФИО2 по адресу: <адрес изъят>. Общее техническое состояние жилого дома на момент обследования оценивается как непригодное для проживания.

Заключением межведомственной комиссии от Дата изъята Номер изъят об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, выявлены основания для признания помещения (жилого помещения) по адресу: <адрес изъят>, непригодным для проживания. Выражено особое мнение межведомственной комиссии: дом ветхий, физический и моральный износ жилого дома.

Распоряжением администрации Зареченского муниципального образования Номер изъят от Дата изъята жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят> признано поврежденным в результате чрезвычайной ситуации в границах Зареченского муниципального образования, непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.

Из ответа администрации Зареченского муниципального образования следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят> до паводка, произошедшего в июне 2019 года в реестре ветхого жилья не значился, аварийным (не пригодным) для проживания не признавался.

Согласно заключения судебной строительно-технической экспертизе ООО «Регион-Эксперт» Номер изъят от Дата изъята , проведенной по определению Тайшетского городского суда в рамках рассмотрения административного дела Номер изъят, техническое состояние жилого дома классифицируется в интервале от ограниченно-работоспособного до аварийного. В связи с тем, что повреждения основных несущих конструкций превышают 60% от общего объема здания, учитывая масштабность имеющихся повреждений конструктивных элементов жилого дома до момента паводка, а также наличие чрезмерных и неравномерных осадок фундаментов и здания в целом, возникших в результате замачивания грунтов основания, проведение ремонтно-восстановительных работ экономически нецелесообразно, т.к. трудозатраты и стоимость работ по восстановлению данного объекта превысят затраты на возведение аналогичного жилого дома в новоделе. Таким образом, на основании постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. Номер изъят «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» дом следует признать непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Дата изъята ФИО2 обратился с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, приложив к заявлению документы согласно п.12 Положения.

Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» Номер изъят от Дата изъята ФИО2 было отказано в назначении МСП «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением по причине обращения с заявлением о выдаче свидетельства после установленного срока в пункте 11 Положения.

Согласно уведомления Номер изъят от Дата изъята ФИО2 отказано в назначении «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» по причине обращения с заявлением о выдаче свидетельства после установленного срока в пункте 11 Положения. (В целях выдачи свидетельства гражданин обращается в учреждение в срок до Дата изъята включительно).

Разрешая спор по существу, с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции, принимая во внимание право истца на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с утратой жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, в результате чрезвычайной ситуации, в период наводнения, вызванного сильными дождями прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, а также тот факт, что жилой дом истца включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Тайшетский район, до наступления неблагоприятных событий жилое помещение являлось пригодным для проживания, непригодность жилища возникла в результате чрезвычайной ситуации, при этом, заключением специализированной организации и иными письменными материалами дела установлено, одной из причин аварийного состояния жилого дома истца стало подтопление, жилой дом в установленном законом порядке, надлежащим органом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований истца ФИО2

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционных жалоб о том, что истцом не представлено относимых и допустимых доказательств того, что спорное жилое помещение, утрачено в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, а на момент вынесения решения ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» спорное жилое помещение, не было признано непригодным для проживания, основаны на неправильном толковании норм права.

Как следует из вышеизложенных нормативных положений, одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.

Поскольку заключением межведомственной комиссии от Дата изъята . Номер изъят, выявлены основания для признания помещения (жилого дома) по адресу: <адрес изъят>, непригодным для проживания в связи с чрезвычайной ситуацией, а Распоряжением администрации Зареченского муниципального образования Номер изъят от Дата изъята жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, признано поврежденным в результате чрезвычайной ситуации в границах Зареченского муниципального образования, непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.

Доводы жалоб о том, истец обратился с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп являются необоснованными и на правильность принятого решения суда не влияют. Поскольку как обоснованно указано судом первой инстанции Постановлением Правительства Иркутской области от 10 декабря 2020 года № 1037-пп продлены сроки обращения граждан с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты до 25 декабря 2020 года включительно, в связи с чем, основания для отказа истцу в рассмотрения заявления в выдаче свидетельства о предоставлении мер социальной поддержки, отсутствовали.

Ссылка Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в апелляционной жалобе на тот факт, что основания для обращения решения суда к немедленному исполнению отсутствовали, несостоятельна, поскольку принимая во внимание, что сроки предоставления социальных выплат ограничены, а также учитывая наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для истца, с учетом положений ч.1 ст.212 ГПК РФ, суд правомерно обратил решение к немедленному исполнению.

Доводы апелляционной жалобы Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о том, что Министерство строительства РФ является заинтересованным лицом при рассмотрении данной категории дел и не привлекалось к участию в рассматриваемом деле, на законность выводов суда первой инстанции об удовлетворении иска не влияют, о допущении судом нарушений норм процессуального права не свидетельствуют, а потому во внимание судебной коллегией не принимаются.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционных жалоб входили в предмет исследования суда первой инстанции, наделены надлежащей и исчерпывающей оценкой.

Изложенные в апелляционных жалобах доводы, не могут быть приняты во внимание как направленные на переоценку доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, между тем, соглашаясь с оценкой, данной им судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает основания для предлагаемой переоценки.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тайшетского городского суда Иркутской области 3 февраля 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.А. Рудковская

Судьи И.Л. Васильева

Е.М. Жилкина

33-3676/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Федотов Леонид Егорович
Ответчики
Министерство социального развития опеки и попечительства по Иркутской области
ОГКУ Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району
Другие
Администрация Зареченского муниципального образования
Администрация Тайшетского района
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
15.04.2021Передача дела судье
24.05.2021Судебное заседание
09.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2021Передано в экспедицию
24.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее