ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-10439/2024 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
№ 2-1555/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Пронин Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 октября 2024 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: | Подлесной И.А. |
судей: | Бойко З.А., Сафонцева Ю.А. |
при секретаре: | Руденко В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Михайловской Ирины Владимировны действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Кришневской Маргариты Максимовны, Кришневской Раисы Максимовны, Кришневской Марьяны Максимовны, к Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым, ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», третьи лица: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Кришневский Максим Сергеевич о признании решения незаконным, по апелляционной жалобе Михайловской Ирины Владимировны на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 августа 2024 года
УСТАНОВИЛА:
Михайловская И.В. предъявила в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Кришневской М.М., Кришневской Р.М., Кришневской М.М., иск к Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя РК о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты, предусмотренной ЗРК от 14.08.2019 года №631 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей».
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в размере <данные изъяты> В установленный срок она обратилась с заявлением о распоряжении средствами ЕДВ, указав что ДД.ММ.ГГГГ заключила договор купли – продажи жилого дома и земельного участка, приобретение которых осуществляется в том числе за счет ЕДВ. ДД.ММ.ГГГГ ею был получен письменный отказ ответчика в распоряжении выплатой в связи с установлением факта намеренного ухудшения жилищных условий. Однако, до отчуждения принадлежавшей ей квартиры на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, на каждого члена семьи приходилось <данные изъяты> жилой площади, что менее нормы предоставления площади помещения по договору социального найма – <данные изъяты> м, установленной решением Симферопольского городского совета РК от ДД.ММ.ГГГГ №. (но более учетной нормы – <данные изъяты>). С момента выдачи сертификата и до обращения с заявлением о распоряжении ЕДВ она не производила отчуждение принадлежащих ей жилых помещений.
Протокольными определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация гор. Симферополя РК, ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально – технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», в качестве третьих лиц-Кришневский М.С., Министерство труда и социальной защиты населения РК. (л.д. 197 т. 1, л.д. 19 т. 3)
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 августа 2024 года в удовлетворении искового заявления Михайловской Ирины Владимировны действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Кришневской Маргариты Максимовны, Кришневской Раисы Максимовны, Кришневской Марьяны Максимовны, к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым, ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», третьи лица: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Кришневский Максим Сергеевич о признании решения незаконным – отказано.
В апелляционной жалобе Михайловская И.В. просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку на момент выдачи сертификата ЗРК от 14.08.2019 №631 –ЗРК / 2019 не содержал положений о намеренном ухудшении заявителем жилищных условий; жилищный сертификат незаконным не признавался. Только с 9.10.2020года в указанный Закон внесены изменения, которые определили понятие намеренного ухудшения жилищных условий и правовые последствия таких действия. Акты гражданского законодательства по общему правилу не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Полагает, что юридически значимым обстоятельством является факт отчуждения жилого помещения не со дня рождения ребенка, как это предусмотрено положениями ЗРК № 631/ЗРК и Порядка № 659, а с момента выдачи сертификата и внесения изменений в данные нормативные акты. Ответчик ввел ее в заблуждение относительно возможности оплаты приобретенного жилого помещения за счет ЕДВ, указав в направленном ей уведомлении о наличии права на обращение с заявлением о распоряжении средствами.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент труда и социальной защиты населения, Министерство труда и социальной защиты приводят доводы о законности и обоснованности судебного постановления. Порядок №659 определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, лицам, которые подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым №116-ЗРК\2020, а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу Закона Республики Крым №116-ЗРК/2020 года. До принятия решения о распоряжении средствами единовременной выплаты Департамент обязан осуществить проверку на предмет намеренного ухудшения жилищного и имущественного состояния семьи заявителя, для чего были направлены дополнительные запросы в Росреестр о наличии в собственности жилых помещений и земельных участков на дату рождения ребенка и отчуждении их до даты подачи заявления на распоряжение средствами единовременной выплаты. После поступления ответа на межведомственный запрос из ЕГРН установлен факт совершения Михайловской И.В. отчуждения жилого помещения по безвозмездной сделке в результате чего обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (на каждого) стала меньше 18 кв.м. Расчет обеспеченности жилой площадью в соответствии с п. 4 Порядка № 659 заключается в следующем: до отчуждения квартиры: (64,2+74,8): 5 =27,8 кв.м; после отчуждения квартиры: 64,2 : 5 = 12,48 кв.м. (л.д. 224 т. 2).
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.
На момент обращения Михайловской в Департамент с заявлением о выдаче жилищного сертификата Закон Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019"О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" действовал в редакции от 17.04.2020 года. В соответствии со статьей 3 названного закона, право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.
Статьей 3 также установлено, что обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
ДД.ММ.ГГГГ Михайловской И.В. с учетом состава ее семьи - супруг и трое несовершеннолетних детей, был выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.
ЗРК N 631-ЗРК в редакции, действовавшей на момент выдачи сертификата не содержал положений о намеренном ухудшений жилищных условий.
Согласно ст. 5 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 (ред. от 17.04.2020) "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", размер единовременной выплаты определяется исходя из общей площади жилого помещения 18 квадратных метров путем ее умножения на среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Крым, устанавливаемую ежеквартально Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на день рождения ребенка.
Таким образом, размер единовременной выплаты не зависит от общей площади жилого помещения, находящегося в собственности либо пользовании семьи, а при постоянной величине 18 кв.м может изменяться только в связи с изменением средней рыночной стоимости 1 кв. м.
Законом Республики Крым от 23.09.2020 N 110-ЗРК/2020 в пункт 4 статьи 4 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 введен подпункт 4, предусматривающий, что основанием для отказа в выдаче сертификата, среди прочего, является установление факта намеренного ухудшения заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи жилищных условий и имущественного положения.
Статьей 2 ЗРК N 631, после дополнения ее пунктом 6 (введен Законом Республики Крым от 23.09.2020 N 110-ЗРК/2020) установлено, что для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
1) дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в Республике Крым - мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий ;
2) единовременная выплата для улучшения жилищных условий - средства бюджета Республики Крым, направленные на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом;
3) сертификат на единовременную выплату - именной документ, подтверждающий право на дополнительную меру социальной поддержки;
5) члены семьи заявителя - проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем;
6) намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 м2:
обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;
перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;
вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги) их детей).
Законом Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 приостановлено до 1 января 2030 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
В соответствии со статьей 2 данного Закона, порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, лицам, которые в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу настоящего Закона, а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
ДД.ММ.ГГГГ Михайловская И.В. подала в Департамент заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты путем направления их на улучшение жилищных условий; был предоставлен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ.
На момент обращения с данным заявлением статьями 2,33 Порядка N 659 (в соответствующей редакции) было определено, что для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в Республике Крым - мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий;
намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров:
обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;
перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;
вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги), их детей).
Решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния (подп. 5).
Согласно пункта 36 Порядка N 659, приобретаемое с использованием средств единовременной выплаты жилое помещение также не может быть приобретено у граждан, состоящих с заявителем в родственных отношениях, к которым относятся: родители (усыновители), дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), в том числе те, с которыми брак расторгнут, братья, сестры, дедушки, бабушки, другие родственники.
В соответствии с пунктом 39 Порядка N 659, в течение 10 рабочих дней после принятия решения о распоряжении средствами единовременной выплаты орган труда и социальной защиты населения формирует заявку на осуществление единовременной выплаты семьям, имеющим детей, в Республике Крым по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку, которая не позднее 2 рабочих дней направляется в ГКУ РК "Центр социальных выплат".
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ у супругов ФИО1 и ФИО5 родилась дочь ФИО2, после чего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий. ФИО1 указала, что в состав ее семьи входят супруг и трое несовершеннолетних детей; место регистрации и проживания – <адрес> (л.д. 164 т. 2). Указанная квартира, общей площадью 64.2 кв.м принадлежала ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 195 т. 2).
ДД.ММ.ГГГГ Михайловской И.В. был выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, на сумму №. (л.д. 69 т. 1). ДД.ММ.ГГГГ Департамент труда и социальной защиты населения администрации гор. Симферополя Республики Крым уведомил Михайловскую И.В. о включении ее в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий (л.д. 70 т. 1) ДД.ММ.ГГГГ Михайловская И.В. подала указанное заявление.
По результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение отказать в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с пунктом 33 Порядка №, так как решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается в случае установления факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного положения.
Как следует из пп. 6 п. 2 Порядка № 659, под намеренным ухудшением жилищных условий и имущественного положения понимаются такие действия заявителя либо членов его семьи, совершенные со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами ЕДВ, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью стала менее 18 кв.м на каждого члена семьи.
Департаментом установлено, что в юридически значимый период - с момента рождения ребенка - ДД.ММ.ГГГГ и до обращения с заявлением о распоряжении средствами ЕДВ- ДД.ММ.ГГГГ, Михайловская И.В. ДД.ММ.ГГГГ подарила, то есть произвела отчуждение имущества по безвозмездной сделке, принадлежавшую ей с ДД.ММ.ГГГГ квартиру по адресу - <адрес>, улицы нет, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> - своей матери Данченко Н.А, проживающей по <адрес>. При этом, ФИО1 указала что ЕДВ в порядке распоряжения указанными средствами подлежит предоставлению и перечислению в связи с заключением между нею и ее матерью Данченко Н.А. ДД.ММ.ГГГГ договора купли – продажи дома по <адрес>.
До заключения договора дарения квартиры в <адрес>, площадью 74,8 кв.м, на каждого члена семьи, состоящей из пяти человек, приходилось с учетом квартиры по <адрес>, площадью 64,2 кв.м – по 27 кв.м, после отчуждения жилого помещения - <данные изъяты>м. На момент выдачи сертификата учитывалась обеспеченность каждого члена семьи – 12, 48 кв.м (л.д. 224 т. 2).
Михайловская И.В. полагает, что на момент выдачи сертификата и на момент обращения с заявлением о распоряжении средствами ЕДВ, ее семья проживает в одной и той же <адрес>, площадью 64,2 кв.м, и отчуждение квартиры, в <адрес> площадью <данные изъяты> не имеет значения, поскольку данное отчуждение хотя и произведено после рождения ребенка, однако на тот момент законодательством не было определено понятие намеренного ухудшения жилищных условий и не были данные обстоятельства предусмотрены в качестве основания для отказа в выдаче жилищного сертификата.
Доводы Михайловской о том, что сертификат был выдан в период редакции ЗРК, не предусматривавшей понятия намеренного ухудшения жилищных условий, а последующие изменения закона обратной силы не имеют, и следовательно, у Департамента возникла обязанность удовлетворить ее заявление о распоряжении средствами ЕДВ, являются ошибочными. ЗРК №631-ЗРК и Порядок №659 предусматривают механизм реализации права на улучшение жилищных условий посредством предоставления гражданам ЕДВ, который состоит из этапа обращения с заявлением о выдаче сертификата, и этапа обращения с заявлением о распоряжении ЕДВ. На этапе обращения Михайловской с заявлением о распоряжении ЕДВ, Департаментом установлены в соответствии с Порядком № №659 (в редакции на момент обращения с заявлением о распоряжении ЕДВ), факт намеренного ухудшения жилищных условий в предусмотренный законодателем период – с момента рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты. Кроме того, как на момент обращения с заявлением о распоряжении средствами ЕДВ, так и на момент подачи заявления о выдаче жилищного сертификата, статьей 10 ГК РФ были предусмотрены положения о недопущения осуществления действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав.
Представитель Департамента в заседании апелляционного суда пояснил, что в качестве основания для отказа Михайловской И.В. в распоряжении ЕДВ, не указывалось нарушение требований пункта 36 Порядка N 659 о запрете приобретения с использованием средств единовременной выплаты жилого помещения у граждан, состоящих с заявителем в родственных отношениях, поскольку Департамент полагает, что вследствие намеренного ухудшения жилищных условий у истца вообще отсутствует право на распоряжение средствами ЕДВ.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайловской Ирины Владимировны – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 ноября 2024 г.
Председательствующий:
Судьи: