РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2013 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области
в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононова В.Е. к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» и Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о перерасчете и выплате ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации и повлекших стойкую утрату трудоспособности,
установил:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кононов В.Е. осуществлял профессиональную служебную деятельность на должностях государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел, в том числе в составе <...> РОВД города Нижний Тагил, в специальном звании <...>.
По заключению служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ <...> Кононов В.Е. ДД.ММ.ГГГГ, находясь на суточном дежурстве по <...> РОВД, в составе группы выехал на задержание преступника, проникшего в видеосалон по <адрес> городе Нижний Тагил.
При задержании гр. Б. оказал физическое сопротивление, ударив <...> Кононова В.Е. гвоздодером по голове, причинив ему телесные повреждения в виде: <...>.
Травма получена <...> Кононовым В.Е. при исполнении служебных обязанностей.
ДД.ММ.ГГГГ <...> РОВД города Нижний Тагил составлен и утвержден акт о несчастном случае на службе.
По результатам освидетельствования в военно-врачебной комиссии при <...> от ДД.ММ.ГГГГ Кононову В.Е. установлен диагноз: <...>.
Согласно свидетельству о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ Кононов В.Е. признан ограниченно годным к военной службе - <...>.
Приказом начальника УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Кононов В.Е. уволен из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ по ограниченному состоянию здоровья (пункт «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГ Кононову В.Е. назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей».
Приказом начальника ГУВД Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № Кононову В.Е. назначена ежемесячная денежная компенсация в размере суммы между получаемым на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией с последующим перерасчетом.
По результатам повторного освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ Кононову В.Е. установлена <...> группа инвалидности в связи с военной травмой, <...> степень ограничения способности к трудовой деятельности, бессрочно.
06.12.2012 Кононов В.Е. обратился в суд с иском к ММУ МВД России «Нижнетагильское» о перерасчете ежемесячной денежной компенсации и выплате ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие военной травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, в зависимости от процента утраты профессиональной трудоспособности с момента приобретения такого права с учетом индексации.
Определением суда от 05.02.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области.
В судебном заседании истец Кононов В.Е. пояснил, что 07.11.2012 обратился с заявлением в ММУ МВД России «Нижнетагильское» о перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации на основании пункта 16 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 18.06.2012 № 590. На обращение истцу дан ответ, в котором предложено обратиться в суд для установления процента утраты профессиональной трудоспособности.
Представитель ответчика - старший юрисконсульт правового отделения МММ МВД России «Нижнетагильское» Мишина И.Г. иск Кононова В.Е. не признала полностью и пояснила, что для перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации в соответствии с новыми правилами, установленными Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» и Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной Приказом МВД России от 18.06.2012 № 590, Кононов В.Е. для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации должен представить в кадровое подразделение МММ МВД России «Нижнетагильское» заявление с приложением копии документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах.
Такими документами государственной медико-социальной экспертной комиссии Кононов В.Е. не располагал, что исключало возможность перерасчета истцу ранее назначенной ежемесячной денежной компенсации в соответствии с новыми правилами.
Представитель ответчика - ГУ МВД России по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, что в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Представитель третьего лица - Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Минтруда России направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения истца и представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Кононова В.Е. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Возникновение и реализация Кононовым В.Е. на основании приказа начальника ГУВД Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № права на получение ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации и повлекших стойкую утрату трудоспособности, подтверждается материалами гражданского дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как установлено в судебном заседании, спорная ежемесячная денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии, была назначена Кононову В.Е. приказом начальника ГУВД Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № на основании действовавшего в тот период законодательства: части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» и Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции, утвержденной Приказом МВД России от 31.01.1993 № 260, которые предусматривали исчисление ежемесячной денежной компенсации как разницы между получаемым сотрудником милиции на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией по инвалидности.
При пересчете сумм назначенных и выплачиваемых пенсий размер денежной компенсации исчислялся с учетом нового денежного содержания, принятого для расчета новой (пересчитанной) пенсии.
С 01.03.2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», статьей 43 которого предусмотрены страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
В случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Размер выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (части 6, 7).
Действие положений статьи 46 настоящего Федерального закона распространено на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (часть 2 статьи 56).
Согласно Федеральному закону от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания (часть 3 статьи 2).
Приказом МВД России от 18.06.2012 № 590 утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам.
В целях реализации настоящей Инструкции в территориальных органах МВД России на региональном уровне создаются постоянно действующие комиссии, в том числе по вопросам выплат ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Комиссия рассматривает представленные документы в течение 20 календарных дней с момента их поступления.
По результатам рассмотрения поступивших в комиссию документов принимается мотивированное решение о производстве соответствующей выплаты или об отказе в ее производстве либо о необходимости представления дополнительных документов.
На основании решения комиссии о производстве выплаты в десятидневный срок с даты вынесения такого решения издается приказ руководителя органа (организации, подразделения) о производстве выплаты.
Размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом размер утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18.04.1991 до 01.01.2012, а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу настоящего приказа, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 01.01.2012, с коэффициентом 1,55.
Для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделением в комиссию представляются:
а) заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, о выплате ежемесячной денежной компенсации с приложением копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине;
б) копии материалов и заключение проверки;
в) документ, подтверждающий прекращение службы в органах внутренних дел;
г) копия заключения ЦВВК (ВВК) о категории годности сотрудника к службе в формулировке «В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел» или «Д - не годен к службе в органах внутренних дел» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма»;
д) справка пенсионного органа соответствующего органа (организации, подразделения) о дате назначения пенсии, ее виде и размере.
Выплаты, предусмотренные данной Инструкцией, производятся с 01.01.2012.
Согласно статье 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 настоящего Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Размер утраченного заработка потерпевшего определяется в процентах к его среднему месячному заработку по выбору потерпевшего - до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае отсутствия профессиональной трудоспособности - до утраты общей трудоспособности (статья 1086 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 789 (в редакции от 01.02.2005), гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.
Функции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы закреплены в статье 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 5 части 3 которой на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается определение степени утраты профессиональной трудоспособности.
В первоначальной редакции данная норма возлагала на Государственную службу медико-социальной экспертизы определение степени утраты профессиональной трудоспособности лишь в отношении лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Однако Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2005, указанное ограничение было отменено, расширен круг лиц, которые могут быть освидетельствованы в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2011 № ГКПИ11-521 признан недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 6 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 789, предписывающий устанавливать степень утраты профессиональной трудоспособности гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, учреждениями судебно-медицинской экспертизы.
Решение суда вступило в законную силу 15.07.2011.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 920 пункт 6 исключен из Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 789.
В соответствии с частью 10 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ при наличии у сотрудника органов внутренних дел признаков стойкой утраты трудоспособности он направляется в учреждение медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности и (или) установления факта инвалидности. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Исходя из приведенной нормы закона, для выплаты сотруднику ежемесячной денежной компенсации необходимо определить наличие стойкой утраты трудоспособности и установить факт инвалидности.
В силу пункта 3 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2007 № 522, вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 4 данных Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Пунктами 6-8 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2008 № 194н, установлено, что стойкая утрата общей трудоспособности определяется в процентах.
Таким образом, для определения размера утраченного денежного довольствия необходимо определение стойкой утраты трудоспособности в процентах, в связи с чем, требование кадрового подразделения МММ МВД России «Нижнетагильское» о представлении Кононовым В.Е. документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах не противоречит положениям статьи 43 (часть 6) Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, статьи 82 (часть 10) Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, и прав и законных интересов истца не нарушает (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2013 № АПЛ12-747).
31.01.2013, то есть после обращения Кононова В.Е. в суд с настоящим иском, Постановлением Правительства Российской Федерации № 70 в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ утверждены Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Направление сотрудника в учреждения медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности осуществляется медицинской организацией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, к которой сотрудник прикреплен на медицинское обслуживание (пункт 2).
Медицинская организация представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заявление сотрудника о направлении его на медико-социальную экспертизу для установления стойкой утраты трудоспособности, а также следующие документы:
а) направление на медико-социальную экспертизу;
б) свидетельство о болезни с заключением военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе в органах внутренних дел Российской Федерации с указанием формулировки «Д - не годен к службе в органах внутренних дел» и причинной связи имеющегося у него увечья или иного повреждения здоровья, определяемой с указанием формулировки «военная травма»;
в) копия приказа (выписка из приказа) об увольнении сотрудника из органов внутренних дел Российской Федерации в связи с болезнью (пункт 3).
По результатам изучения указанных документов учреждение медико-социальной экспертизы выносит заключение об установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника с указанием наименования увечья или иного повреждения здоровья в соответствии с перечнем увечий и иных повреждений здоровья, при которых сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается стойкая утрата трудоспособности, согласно приложению № 1 либо об отказе в установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника.
На основании заключения об установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел принимает решение о выплате ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» (пункт 5).
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к вышеуказанным последствиям (статьи 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
Отсутствие в данных конституционных нормах непосредственного указания на необходимость вины соответствующего должностного лица или лиц, выступающих от имени органа государственной власти, как на условие возмещения государством причиненного вреда, не означает, что вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органа государственной власти и его должностных лиц, в том числе в результате злоупотребления властью, возмещается государством независимо от наличия их вины.
Наличие вины - общий и общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. закреплено непосредственно (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 № 1-П).
Таким образом, суд не находит оснований для признания действий (бездействия) ММУ МВД России «Нижнетагильское» и ГУ МВД России по Свердловской области незаконными и возложении на ответчиков каких-либо обязанностей в порядке гражданско-правовой ответственности без соблюдения истцом установленного законом порядка реализации гражданских прав, в частности, без предварительного досудебного обращения с заявлением о перерасчете спорной ежемесячной денежной компенсации со всеми необходимыми документами, в кадровое подразделение ММУ МВД России «Нижнетагильское» с последующим направлением документов на рассмотрение в постоянно действующую комиссию ГУ МВД России по Свердловской области.
При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу (статья 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 05.02.2013 по ходатайству истца по настоящему гражданскому делу была назначена и проведена амбулаторная судебно-медицинская экспертиза на предмет установления степени утраты Кононовым В.Е. профессиональной трудоспособности. Проведение экспертизы поручено экспертам Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Минтруда России.
По заключению экспертного состава № от ДД.ММ.ГГГГ № степень утраты Кононовым В.Е. профессиональной трудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и далее бессрочно в связи с военной травмой: <...>, полученной Кононовым В.Е. в период прохождения службы в органах внутренних дел, составляет <...> процентов.
Таким образом, наличие указанного экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № предоставляет Кононову В.Е. возможность реализации права на перерасчет и выплаты ежемесячной денежной компенсации на условиях и по нормам, установленным в соответствии с новый правовым регулированием страховых гарантий сотрудникам полиции в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
В силу статей 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесенные истцом Кононовым В.Е. судебные расходы по оплате услуг представителя возмещению ответчиками не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В иске Кононову В.Е. к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» и Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о перерасчете и выплате ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации и повлекших стойкую утрату трудоспособности, отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев
Именем Российской Федерации
19 апреля 2013 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области
в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононова В.Е. к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» и Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о перерасчете и выплате ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации и повлекших стойкую утрату трудоспособности,
установил:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кононов В.Е. осуществлял профессиональную служебную деятельность на должностях государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел, в том числе в составе <...> РОВД города Нижний Тагил, в специальном звании <...>.
По заключению служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ <...> Кононов В.Е. ДД.ММ.ГГГГ, находясь на суточном дежурстве по <...> РОВД, в составе группы выехал на задержание преступника, проникшего в видеосалон по <адрес> городе Нижний Тагил.
При задержании гр. Б. оказал физическое сопротивление, ударив <...> Кононова В.Е. гвоздодером по голове, причинив ему телесные повреждения в виде: <...>.
Травма получена <...> Кононовым В.Е. при исполнении служебных обязанностей.
ДД.ММ.ГГГГ <...> РОВД города Нижний Тагил составлен и утвержден акт о несчастном случае на службе.
По результатам освидетельствования в военно-врачебной комиссии при <...> от ДД.ММ.ГГГГ Кононову В.Е. установлен диагноз: <...>.
Согласно свидетельству о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ Кононов В.Е. признан ограниченно годным к военной службе - <...>.
Приказом начальника УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Кононов В.Е. уволен из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ по ограниченному состоянию здоровья (пункт «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГ Кононову В.Е. назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей».
Приказом начальника ГУВД Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № Кононову В.Е. назначена ежемесячная денежная компенсация в размере суммы между получаемым на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией с последующим перерасчетом.
По результатам повторного освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ Кононову В.Е. установлена <...> группа инвалидности в связи с военной травмой, <...> степень ограничения способности к трудовой деятельности, бессрочно.
06.12.2012 Кононов В.Е. обратился в суд с иском к ММУ МВД России «Нижнетагильское» о перерасчете ежемесячной денежной компенсации и выплате ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие военной травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, в зависимости от процента утраты профессиональной трудоспособности с момента приобретения такого права с учетом индексации.
Определением суда от 05.02.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области.
В судебном заседании истец Кононов В.Е. пояснил, что 07.11.2012 обратился с заявлением в ММУ МВД России «Нижнетагильское» о перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации на основании пункта 16 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 18.06.2012 № 590. На обращение истцу дан ответ, в котором предложено обратиться в суд для установления процента утраты профессиональной трудоспособности.
Представитель ответчика - старший юрисконсульт правового отделения МММ МВД России «Нижнетагильское» Мишина И.Г. иск Кононова В.Е. не признала полностью и пояснила, что для перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации в соответствии с новыми правилами, установленными Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» и Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной Приказом МВД России от 18.06.2012 № 590, Кононов В.Е. для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации должен представить в кадровое подразделение МММ МВД России «Нижнетагильское» заявление с приложением копии документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах.
Такими документами государственной медико-социальной экспертной комиссии Кононов В.Е. не располагал, что исключало возможность перерасчета истцу ранее назначенной ежемесячной денежной компенсации в соответствии с новыми правилами.
Представитель ответчика - ГУ МВД России по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела был надлежащим образом извещен, что в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Представитель третьего лица - Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Минтруда России направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения истца и представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Кононова В.Е. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Возникновение и реализация Кононовым В.Е. на основании приказа начальника ГУВД Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № права на получение ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации и повлекших стойкую утрату трудоспособности, подтверждается материалами гражданского дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как установлено в судебном заседании, спорная ежемесячная денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии, была назначена Кононову В.Е. приказом начальника ГУВД Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № на основании действовавшего в тот период законодательства: части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» и Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции, утвержденной Приказом МВД России от 31.01.1993 № 260, которые предусматривали исчисление ежемесячной денежной компенсации как разницы между получаемым сотрудником милиции на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией по инвалидности.
При пересчете сумм назначенных и выплачиваемых пенсий размер денежной компенсации исчислялся с учетом нового денежного содержания, принятого для расчета новой (пересчитанной) пенсии.
С 01.03.2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», статьей 43 которого предусмотрены страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
В случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Размер выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (части 6, 7).
Действие положений статьи 46 настоящего Федерального закона распространено на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (часть 2 статьи 56).
Согласно Федеральному закону от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания (часть 3 статьи 2).
Приказом МВД России от 18.06.2012 № 590 утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам.
В целях реализации настоящей Инструкции в территориальных органах МВД России на региональном уровне создаются постоянно действующие комиссии, в том числе по вопросам выплат ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Комиссия рассматривает представленные документы в течение 20 календарных дней с момента их поступления.
По результатам рассмотрения поступивших в комиссию документов принимается мотивированное решение о производстве соответствующей выплаты или об отказе в ее производстве либо о необходимости представления дополнительных документов.
На основании решения комиссии о производстве выплаты в десятидневный срок с даты вынесения такого решения издается приказ руководителя органа (организации, подразделения) о производстве выплаты.
Размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом размер утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18.04.1991 до 01.01.2012, а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу настоящего приказа, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 01.01.2012, с коэффициентом 1,55.
Для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделением в комиссию представляются:
а) заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, о выплате ежемесячной денежной компенсации с приложением копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине;
б) копии материалов и заключение проверки;
в) документ, подтверждающий прекращение службы в органах внутренних дел;
г) копия заключения ЦВВК (ВВК) о категории годности сотрудника к службе в формулировке «В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел» или «Д - не годен к службе в органах внутренних дел» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма»;
д) справка пенсионного органа соответствующего органа (организации, подразделения) о дате назначения пенсии, ее виде и размере.
Выплаты, предусмотренные данной Инструкцией, производятся с 01.01.2012.
Согласно статье 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 настоящего Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Размер утраченного заработка потерпевшего определяется в процентах к его среднему месячному заработку по выбору потерпевшего - до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае отсутствия профессиональной трудоспособности - до утраты общей трудоспособности (статья 1086 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 789 (в редакции от 01.02.2005), гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.
Функции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы закреплены в статье 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 5 части 3 которой на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается определение степени утраты профессиональной трудоспособности.
В первоначальной редакции данная норма возлагала на Государственную службу медико-социальной экспертизы определение степени утраты профессиональной трудоспособности лишь в отношении лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Однако Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2005, указанное ограничение было отменено, расширен круг лиц, которые могут быть освидетельствованы в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2011 № ГКПИ11-521 признан недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 6 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 789, предписывающий устанавливать степень утраты профессиональной трудоспособности гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, учреждениями судебно-медицинской экспертизы.
Решение суда вступило в законную силу 15.07.2011.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 920 пункт 6 исключен из Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 789.
В соответствии с частью 10 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ при наличии у сотрудника органов внутренних дел признаков стойкой утраты трудоспособности он направляется в учреждение медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности и (или) установления факта инвалидности. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Исходя из приведенной нормы закона, для выплаты сотруднику ежемесячной денежной компенсации необходимо определить наличие стойкой утраты трудоспособности и установить факт инвалидности.
В силу пункта 3 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2007 № 522, вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 4 данных Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Пунктами 6-8 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2008 № 194н, установлено, что стойкая утрата общей трудоспособности определяется в процентах.
Таким образом, для определения размера утраченного денежного довольствия необходимо определение стойкой утраты трудоспособности в процентах, в связи с чем, требование кадрового подразделения МММ МВД России «Нижнетагильское» о представлении Кононовым В.Е. документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах не противоречит положениям статьи 43 (часть 6) Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, статьи 82 (часть 10) Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, и прав и законных интересов истца не нарушает (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2013 № АПЛ12-747).
31.01.2013, то есть после обращения Кононова В.Е. в суд с настоящим иском, Постановлением Правительства Российской Федерации № 70 в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ утверждены Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Направление сотрудника в учреждения медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности осуществляется медицинской организацией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, к которой сотрудник прикреплен на медицинское обслуживание (пункт 2).
Медицинская организация представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заявление сотрудника о направлении его на медико-социальную экспертизу для установления стойкой утраты трудоспособности, а также следующие документы:
а) направление на медико-социальную экспертизу;
б) свидетельство о болезни с заключением военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе в органах внутренних дел Российской Федерации с указанием формулировки «Д - не годен к службе в органах внутренних дел» и причинной связи имеющегося у него увечья или иного повреждения здоровья, определяемой с указанием формулировки «военная травма»;
в) копия приказа (выписка из приказа) об увольнении сотрудника из органов внутренних дел Российской Федерации в связи с болезнью (пункт 3).
По результатам изучения указанных документов учреждение медико-социальной экспертизы выносит заключение об установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника с указанием наименования увечья или иного повреждения здоровья в соответствии с перечнем увечий и иных повреждений здоровья, при которых сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации устанавливается стойкая утрата трудоспособности, согласно приложению № 1 либо об отказе в установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника.
На основании заключения об установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел принимает решение о выплате ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» (пункт 5).
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к вышеуказанным последствиям (статьи 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
Отсутствие в данных конституционных нормах непосредственного указания на необходимость вины соответствующего должностного лица или лиц, выступающих от имени органа государственной власти, как на условие возмещения государством причиненного вреда, не означает, что вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органа государственной власти и его должностных лиц, в том числе в результате злоупотребления властью, возмещается государством независимо от наличия их вины.
Наличие вины - общий и общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. закреплено непосредственно (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 № 1-П).
Таким образом, суд не находит оснований для признания действий (бездействия) ММУ МВД России «Нижнетагильское» и ГУ МВД России по Свердловской области незаконными и возложении на ответчиков каких-либо обязанностей в порядке гражданско-правовой ответственности без соблюдения истцом установленного законом порядка реализации гражданских прав, в частности, без предварительного досудебного обращения с заявлением о перерасчете спорной ежемесячной денежной компенсации со всеми необходимыми документами, в кадровое подразделение ММУ МВД России «Нижнетагильское» с последующим направлением документов на рассмотрение в постоянно действующую комиссию ГУ МВД России по Свердловской области.
При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу (статья 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 05.02.2013 по ходатайству истца по настоящему гражданскому делу была назначена и проведена амбулаторная судебно-медицинская экспертиза на предмет установления степени утраты Кононовым В.Е. профессиональной трудоспособности. Проведение экспертизы поручено экспертам Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Минтруда России.
По заключению экспертного состава № от ДД.ММ.ГГГГ № степень утраты Кононовым В.Е. профессиональной трудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и далее бессрочно в связи с военной травмой: <...>, полученной Кононовым В.Е. в период прохождения службы в органах внутренних дел, составляет <...> процентов.
Таким образом, наличие указанного экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № предоставляет Кононову В.Е. возможность реализации права на перерасчет и выплаты ежемесячной денежной компенсации на условиях и по нормам, установленным в соответствии с новый правовым регулированием страховых гарантий сотрудникам полиции в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
В силу статей 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесенные истцом Кононовым В.Е. судебные расходы по оплате услуг представителя возмещению ответчиками не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В иске Кононову В.Е. к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» и Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о перерасчете и выплате ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации и повлекших стойкую утрату трудоспособности, отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев