дело №2-467/2022
25RS0007-01-2021-008112-67
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
08 февраля 2022 года г.Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Харченко А.Н.,
при секретаре Иващук А.Е.,
с участием помощника прокурора г.Артема Михеевой Е.А.,
представителя ответчика Алтуниной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Артема в интересах Винокурова В.А. к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
прокурор г.Артема обратился в суд в интересах Винокурова В.А. с исковыми требованиями к администрации Артемовского городского округа, в обоснование которых указал, что Винокуров В.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Артемовскому городскому округу от <дата> <номер>-р Винокуров В.А. определен на полное государственное обеспечение в КГОБУ НПО «Профессиональный лицей №19», окончил учебу <дата> и ему выдан диплом НОП серии <номер> <номер>, регистрационный номер <номер>. Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Артемовскому городскому округу <номер>-р от <дата> Винокуров В.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения, однако до сегодняшнего дня жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлено.
По изложенному прокурор просил суд возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность обеспечить Винокурова В.А. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не менее учетной нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Артемовского городского округа, на территории Артемовского городского округа.
Определением Артемовского городского суда от 10.01.2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Правительство Приморского края и Министерство образования Приморского края.
В судебном заседании помощник прокурора г.Артема Михеева Е.А. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации АГО по доверенности Алтунина Т.Ю. с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что неисполнение положений Закона Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения связано с недостаточным финансированием переданных субъектом полномочий. Полагала, что решение суда по настоящему делу нарушит права иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилой площади в порядке очередности.
Представители третьих лица Правительства Приморского края и Министерства образования Приморского края в судебное заседание не явились, направили отзыв, в котором просили дело рассмотреть в ее отсутствие, указали, что Правительство Приморского края и Министерства образования Приморского края являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку в силу Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ и Закона Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений переданы на исполнение органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края, в частности Артемовскому городскому округу.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст.40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно абз.1 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. Аналогичная норма предусмотрена положениями ч.1 ст.7 Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 ч.1 ст.8 этого же Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Что также указано в ч.2 ст.7 Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
В соответствии с ч.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в ч.1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч.1 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии со ст.9 Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов Приморского края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Согласно п.4 ст.2 Закона Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ органы местного самоуправления, в том числе наделяются государственными полномочиями по формированию муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления жилых помещений данного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, посредством: приобретения жилых помещений, в том числе с правом заключения договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором было размещено извещение о проведении закупки (в случае доведения лимитов бюджетных обязательств на следующий финансовый год), в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность муниципальных образований; строительства жилых помещений, в том числе в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 года №563, в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на строительство объектов недвижимого имущества муниципальной собственности при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором было размещено извещение о проведении закупки; осуществления капитального ремонта (реконструкции), текущего ремонта имеющихся в муниципальном жилищном фонде жилых помещений в течение текущего финансового года.
В связи с передачей указанных полномочий, на основании п.1 ч.2 ст.5 Закона Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ, органы государственной власти Приморского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов и финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, в том числе, Артемовскому городскому округу (ст.3 Закона Приморского края от 06.12.2018 года №412-КЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Винокуров В.А., <дата> года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать В.Т.А., умерла <дата> (свидетельство о смерти серии I-ВС <номер>, выдано <дата> Управлением ЗАГС администрации АГО по ПК), сведения об отце В.А.Н. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (справка о рождении <номер>, выдана <дата> Управлением ЗАГС администрации АГО по ПК).
<дата> Винокуров В.А. достиг совершеннолетия.
Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Артемовскому городскому округу <номер>-р от <дата> Винокуров В.А. определен на полное государственное обеспечение в КГОБУ НПО «Профессиональный лицей <номер>».
Согласно справке КГБПОУ «Артемовский колледж сервиса и дизайна» <номер> от <дата>, Винокуров В.А. <дата> окончил учебу в КГОБУ НПО «Профессиональный лицей №19» по профессии «Повар, кондитер» и ему выдан диплом НОП серии <номер>, регистрационный номер <номер>.
Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Артемовскому городскому округу <номер>-р от <дата> Винокуров В.А., принят на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Уведомлениям Росреестра по ПК <номер> от <дата> и <номер> от <дата>, справки КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» от <дата> <номер>, по состоянию на <дата> в собственности Винокурова В.А. объектов недвижимого имущества не имеется.
В настоящее время Винокуров В.А., сохраняет право на обеспечение жилым помещением, как лицо оставшееся без попечения родителей.
Постановка Винокурова В.А. на регистрационный учет, в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения, означает констатацию уполномоченным органом наличия оснований для реализации Винокуровым В.А. права на предоставление ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени не предоставлено. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено, судом не добыто.
Гарантированное законом право истца на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилой площади.
Отсутствие финансирования или недостаточный объем финансирования не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению Винокурова В.А. жилым помещением.
Поскольку Винокуров В.А. состоит на учете для улучшения жилищных условий в списках детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, на территории Артемовского городского округа Приморского края, что подтверждено распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Артемовскому городскому округу <номер>-р от <дата>, с учетом положений Закона Приморского края №433-КЗ от 24.12.2018 года и Закона Приморского края №412-КЗ от 06.12.2018 года, обязанность по предоставлению ему жилого помещения возлагается на администрацию Артемовского городского округа Приморского края.
Предусмотренная ч.1 ст.6 Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ обязанность уполномоченного органа в области образования формировать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, не освобождает орган местного самоуправления Артемовского городского округа от обязанности обеспечения указанных лиц жилыми помещениями.
В силу ч.3 и ч.4 ст.7 Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно на территории муниципального образования Приморского края, на территории которого лицо подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии со списком, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального образования Приморского края и отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям действующего законодательства. Норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.
Решением Думы Артемовского городского округа от 24.02.2016 года №590 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в Артемовском городском округе» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 13 кв. м общей площади на одного человека.
Руководствуясь положениями ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края», оценив в совокупности установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установлено нереализованное Винокуровым В.А. право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Артемовского городского округа Приморского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 13 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.02.2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░