Дело № 2-508/2014
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации14 июля 2014 года гор.Лесной Свердловской области
Городской суд города Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В., с участием старшего помощника прокурора города Лесного Свердловской области Смилянской Е.М., при секретаре судебного заседания Безбородовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО «Город Лесной» действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Киномир-Лесной» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО гор.Лесной, действуя в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Киномир-Лесной», в котором просил обязать ответчика в срок до 01.09.2014 г. произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов в здание кинотеатра, расположенного по адресу: г.Лесной ул.Ленина дом 41 литер А: организовать специальный пандус на лестнице входного крыльца помещения кинотеатра, указав в обоснование исковых требований, что прокуратурой города Лесного Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры и мест общего пользования на территории ГО «город Лесной». В ходе проверки было установлено, что здание, в котором расположен кинотеатр ООО "Киномир-Лесной", являющийся местом отдыха, общественным культурно-зрелищным объектом, не соответствует требованиям законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения ввиду отсутствия специальных приспособлений для инвалидов. Вход в здание кинотеатра не оборудован пандусом с поручнями и ограждениями. Отсутствие пандуса нарушает права инвалидов и иных маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и местам общего пользования.
В судебном заседании старший помощник прокурора ЗАТО г.Лесной поддержала исковые требования полностью по изложенным доводам.
Представитель ответчика Авдеев А.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал, указывая, что здание кинотеатра является объектом культурного наследия и установка пандуса на входе в здание нарушит структуру главного северного фасада. В настоящее время решается вопрос об установки кнопки вызова персонала.
Представитель администрации ГО «город Лесной» Таран Д.П. считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Представлен письменный отзыв, поддержанный в судебном заседании.
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Заслушав пояснения явившихся сторон, их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Согласно статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Судом установлено, что в августе 2013 года прокуратурой ЗАТО город Лесной проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения на доступность мест общего пользования, в ходе, которой было установлено, что здание, в котором расположен кинотеатр ООО "Киномир-Лесной", являющийся местом отдыха, общественным культурно-зрелищным объектом, не соответствует требованиям законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения ввиду отсутствия специальных приспособлений для инвалидов - вход в здание кинотеатра не оборудован пандусом с поручнями и ограждениями, чем существенно нарушены права данной категории лиц.
Как следует из акта № 11 от 13.08.2013 г. обследования объектов социальной инфраструктуры, проведенного специалистом ТОИОГВСО-УСЗН, следует то, что доступ в помещение кинотеатра через предусмотренный центральный вход для маломобильных групп населения частично затруднен (в том числе и для инвалидов-колясочников), пандус и ограждения с поручнями отсутствуют. Объект - кинотеатр расположен в отдельно стоящем двухэтажном здании, которое введено в эксплуатацию в 1958 году, объект находится в муниципальной собственности и передан по договору аренды в пользование ООО «Киномир-Лесной».
Как следует из договора аренды от 01 января 2011 г. данный объект - здание, расположенное по адресу г.Лесной ул.Ленина д.41 литер передано ООО "Киномир-Лесной" для пользование под развлекательный киноцентр для публичного кинопоказа.
Пункт 3.2.3 договора аренды № 01/11-К от 01.01.2011 г. предусматривает обязанность арендатора своевременно с письменного разрешения собственника помещения, за счет собственных средств, производить текущий и косметический ремонты; оборудовать входную группу в арендуемые помещения (п.3.21.8).
Согласно пункту 7.2 указанного договора неотделимые улучшения, в том числе капитальный ремонт объекта недвижимости, арендатор производит только с разрешения собственника. Арендатор, выполнивший капитальный ремонт муниципального имущества с письменного разрешения имеет право на установление арендной платы, рассчитанной в соответствии с положением о порядке проведения капитального ремонта арендуемых объектов нежилого фонда городского округа «город Лесной».
Необходимость проведения капитального ремонта или реконструкции здания не установлена, доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку ООО «Киномир-Лесной» использует здание кинотеатра для извлечения прибыли, оно должно нести бремя содержания здания в надлежащем состоянии, в том числе обеспечить доступ в него инвалидов.
Кинотеатр является местом отдыха, общественным культурно-зрелищным объектом.
Положения Закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания.
В результате непринятия ответчиком мер, ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ 29.12.2005 N 832 и государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ 17.03.2011 № 175.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеназванных требований закона условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности, беспрепятственного доступа в здание кинотеатра, не созданы.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. Согласно ст. 44 указанного Федерального закона приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Здание по адресу г.Лесной ул.Ленина д.41 отнесено к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения - «Здание кинотеатра «40 лет Октября» (л.д.37).
Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования (ст.4 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (ст.9.3).
В соответствии со ст. 40 ФЗ проведение работ по оборудованию данного общественно-значимого здания устройствами и приспособлениями для беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями возможно и относится к работам по сохранению объекта культурного наследия (приспособление для современного использования).
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регламентирован ст. 45 ФЗ и ст. 24 Закона Свердловской области от 21.06.2004 N 12-ОЗ (ред. от 17.10.2013) «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области».
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
При этом тот факт, что спорное здание относится к объектам культурного наследия, не влечет отказа в иске.
Собственник имущества не возражает против проведения мер по обеспечению здания приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов.
В связи с вышеизложенным, суд не может согласится с возражениями представителя ответчика.
При определении срока, в течение которого ответчик ООО «Киномир-Лесной» должен устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, суд считает, что четырехмесячный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу является достаточным для выполнения работ по организации пандуса.
С ответчика ООО «Киномир-Лесной», не освобожденного от уплаты госпошлины, судом подлежит взысканию госпошлина в размере *** руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ЗАТО «Город Лесной», действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Киномир-Лесной» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать ООО «Киномир-Лесной» в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: установить специальный пандус с поручнями и ограждениями на лестнице входного крыльца помещения кинотеатра, расположенного по адресу: г. Лесной, ул. Ленина дом 41 литер А.
Взыскать с ООО «Киномир-Лесной» госпошлину в размере *** рублей в доход местного бюджета.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия в окончательной форме, если не обжаловано в апелляционном порядке. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме через городской суд г.Лесного.
Судья Т.В.Саркисян