Решение по делу № 33-10290/2024 от 30.10.2024

    Судья Сорокина Т.Ю.                        УИД38RS0031-01-2022-006052-10

    Судья-докладчик Коваленко В.В.                  № 33-10290/2024

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    17 декабря 2024 года                                                                               г. Иркутск

    Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,

судей Коваленко В.В., Яматиной Е.Н.,

при секретаре Папиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                      № 2-366/2023 по иску Семенюка Александра Александровича к акционерному обществу «Почта России» о признании результатов специальной оценки условий труда недействительными, признании работы по должности водителя-курьера работой во вредных условиях труда, взыскании задолженности по заработной плате, обязании произвести уплату страховых взносов по дополнительному тарифу, взыскании компенсации за сверхурочную работу, компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск, компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока, компенсации морального вреда, признании действий, выразившихся в изменении нормы стопов, незаконными, взыскании денежной компенсации за задержку выплат,

        по апелляционной жалобе акционерного общества «Почта России»

        на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 декабря 2023 года, с учетом дополнительного решения от 10 января 2024 года,

УСТАНОВИЛА:

Истец Семенюк А.А. обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что с 7 июня 2010 г. осуществляет трудовую деятельность в АО «Почта России», с 5 мая 2017 г. - в должности водителя-курьера, с прямой сдельной оплатой труда.

3 марта 2022 г. работодатель принял Положение об оплате труда водителей-курьеров участков курьерской доставки АО «Почта России», утвержденное приказом № 48-п, которое вступило в силу с 1 июня 2022 г.

С даты вступления в силу нового Положения об оплате труда ответчик неправильно начисляет ему заработную плату, нормы Положения не применяет, задолженность по заработной плате за период с 1 июня 2022 г. по 2 мая 2023 г. составляет 802 217,36 руб.

Кроме того, его работа связана с постоянным переносом тяжестей, работодатель поручает к доставке отправления весом до 31 кг, ежемесячно принимает к доставке от 300 до 900 отправлений, при этом суммарный вес принятых к доставке за 1 день направлений может достигать 200 кг. Этот вес он поднимает 4 раза за смену. Часто до места назначения нужно подняться несколько этажей с грузом на руках, в центре города сначала требуется найти место для парковки, затем с грузом на руках пройти к месту вручения посылки. Полагает, что его работа относится к работе во вредных условиях труда.

Коллективным договором АО «Почта России» предусмотрено, что доплата за работу во вредных условиях труда устанавливается при выявлении вредных факторов по результатам проведения работ по специальной оценке условий труда и составляет 4 %. Коллективным договором также предусмотрена выдача молока или компенсационная выплата в размере, эквивалентом стоимости молока или других равноценных продуктов, при работе по вредных условиях.

Однако доплата за работу во вредных условиях труда работодателем ему не выплачивается, дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 7 дней ни разу не предоставлялся, выдача молока или соответствующая компенсационная выплата не производилась.

Полагает, что действия работодателя незаконны и совершены по причине конфликта между сторонами, изменение стопов произведено в нарушение законодательства, без учета мнения профсоюзного органа, объективных причин для повышения нормы труда не имелось. Полагает, что закрепление маршрута за работником может производиться только 1 раз, при приеме на работу, а смена маршрута для действующих работников не предусмотрена.

С учетом заявления об уточнении исковых требований, истец просил суд взыскать задолженность по заработной плате за период с 1 июня 2022 г. по 2 мая 2023 г. в размере 802 217,36 руб.; признать недействительными результаты специальной оценки труда водителя-курьера Семенюка А.А. согласно карте № 144 от 30 ноября 2021 г.; признать его работу по должности водителя-курьера работой с вредными условиями труда по подклассу 3.2 (вредные условия труда 2 степени); обязать ответчика произвести уплату страховых взносов по дополнительным тарифам согласно требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за весь период работы; взыскать с ответчика компенсацию за сверхурочную работу за период с 1 октября 2021 г. по 2 мая 2023 г. в размере 569 739,88 руб., компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 24 дней за 2020-2023 годы в размере 269 370 руб. компенсационную выплату в размере, эквивалентном стоимости молока, за каждую отработанную смену за период с октября 2021 года по 27 апреля 2023 г. в размере 7 388,61 руб., компенсацию морального вреда в размере 350 000 руб.; признать действия АО «Почта России», выразившиеся в изменении нормы стопов с 25 до 31, незаконными с момента введения новых норм выработки – с 29 сентября 2022 г.; взыскать с ответчика компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 1 июня 2022 г. по 11 ноября 2023 г. в размере 264 090,67 руб., компенсацию за задержку выплаты всех причитающихся выплат и компенсаций в размере одной сто пятидесятой ставки действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня вынесения решения суда по день фактического расчета включительно.

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 11 декабря 2023 г., с учетом дополнительного решения от 10 января 2024 г., исковые требования Семенюка А.А. удовлетворены частично. С АО «Почта России» в пользу Семенюка А.А. взыскана задолженность по заработной плате в размере 802 217,36 руб. Признаны недействительными результаты специальной оценки труда водителя-курьера Семенюка А.А. - карты № 144 от 30 ноября 2021 г. Работа Семенюка А.А. по должности водителя-курьера признана работой с вредными условиями труда по подклассу 3.2. На АО «Почта России» возложена обязанность произвести уплату страховых взносов по дополнительным тарифам согласно требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за период, начиная с июня 2022 года. С АО «Почта России» в пользу истца взыскана компенсация за сверхурочную работу за период с 1 октября 2021 года по 2 мая 2023 г. в размере 569 739,88 руб., компенсация за дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 24 дней за 2020-2023 годы в размере 269 370 руб., компенсационная выплата в размере, эквивалентном стоимости молока, за каждую отработанную смену за период с октября 2021 года по 27 апреля 2023 г. в размере 7 388,61 руб., компенсация морального вреда в размере                     25 000 руб.

Действия АО «Почта России», выразившиеся в изменении нормы стопов с 25 до 31, признаны незаконными с момента введения новых норм выработки.

С АО «Почта России» в пользу Семенюка А.А. взыскана денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с 1 июня                    2022 г. по 11 ноября 2023 г. в размере 264 090,67 руб., денежная компенсация за задержку выплаты всех причитающихся выплат и компенсаций в размере одной сто пятидесятой ставки действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня вынесения решения суда по день фактического расчета включительно.

С АО «Почта России» в бюджет Иркутского района взыскана государственная пошлина в размере 17 343,33 руб.

В удовлетворении требований Семенюка А.А. в большем размере отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика АО «Почта России» Ткачева О.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Указывает, что специальная оценка условий труда на рабочем месте истца проводилась в 2021 году ООО «ЭсАрДжи-ЭКО». При проведении идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте Семенюка А.А., работавшего водителем-курьером, экспертом учитывалась вся предоставленная информация работодателем, членами комиссии, включая представителя профсоюзной организации, работников почтовой связи Иркутской области, характеризующая технологический процесс. Истец в своем исковом заявлении указывает период вредных условий труда только с июня 2022 года, при этом с картой аттестации ознакомлен 26 января 2022 г., а объемы работы предоставляет за 2023 год. Объемы, которые были исследованы экспертом при проведении специальной оценки труда в 2021 году, истец не учитывает. Нарушений прав истца проведенной специальной оценкой условий труда не допущено. Возражений и замечаний со стороны работника в письменном виде в адрес работодателя не поступало, что свидетельствует о его добровольном согласии с результатами проведенной специальной оценки. Судом не принято во внимание заявление ответчика о пропуске Семенюком А.А. срока обращения в суд, он был ознакомлен под роспись с результатами оценки 26 января                   2022 г., а с исковым заявлением обратился только 12 октября 2022 г.

Суд неправомерно удовлетворил требования Семенюка А.А. о взыскании компенсации за сверхурочную работу, компенсации дней дополнительного отпуска, компенсации, эквивалентной стоимости молока за каждую отработанную смену. Судом вообще не проверялись расчеты, представленные истцом, не был исследован вопрос об их достоверности, арифметической верности и источнике получения данных, положенных в основу расчета.

Кроме того, суд признал результаты специальной оценки труда, проведенной ООО «ЭсАрДжи-ЭКО», недействительными, в связи с использованием средств измерений, не прошедших поверку и не внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, тем самым затронув интересы указанного общества, которое могло подтвердить или опровергнуть приведенный довод. Однако ходатайство о привлечении ООО «ЭсАрДжи-ЭКО» к участию в деле в качестве третьего лица было судом отклонено.

Судом не исследована и не учтена представленная рецензия на судебную экспертизу, а также необоснованно отказано в назначении повторной судебной экспертизы по формальным основаниям, чем нарушены процессуальные права ответчика. Вместе с тем, в рецензии и ходатайстве указывался тот факт, что ООО «АРМОТ» неверно учтен максимальный вес перемещаемый истцом посылки, во внимание ошибочно принят вес 31,5 кг. Согласно Инструкции по охране труда для водителей автомобиля по экспресс-доставке от 1 марта 2022 г. норма предельно-допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную при разовом поднятии тяжести для мужчины соответствует весу до 30 кг.

В письменных возражениях истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 апреля 2024 г. решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 декабря 2023 г., с учетом дополнительного решения от 10 января 2024 г. отменено с принятием по делу нового решения.

Исковые требования Семенюка А.А. к АО «Почта России» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда удовлетворены частично. С АО «Почта России» в пользу Семенюка А.А. взыскана задолженность по заработной плате в размере 342 305,32 руб. (за вычетом НДФЛ), денежная компенсация за задержку выплат за период с 1 июня 2022 г. по 22 апреля 2024 г. в размере 128 406,21 руб., денежная компенсация в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не начисленных и не выплаченных своевременно сумм заработной платы, за каждый день задержки, начиная с 23 апреля 2024 г. и по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб. В удовлетворении исковых требований Семенюка А.А. о взыскании в большем размере задолженности по заработной плате и денежной компенсации за задержку выплат, а также о признании результатов специальной оценки условий труда недействительными, признании работы по должности водителя-курьера работой во вредных условиях труда, обязании произвести уплату страховых взносов по дополнительному тарифу, взыскании компенсации за сверхурочную работу, компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск, компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока, признании действий, выразившихся в изменении нормы стопов, незаконными отказано. Кроме того, с ответчика в бюджет муниципального образования Иркутский район взыскана государственная пошлина в размере 8 207 руб.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2024 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 апреля 2024 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Семенюка А.А. к АО «Почта России» о признании результатов специальной оценки условий труда недействительными, признании работы по должности водителя-курьера работой во вредных условиях труда, обязании произвести уплату страховых взносов по дополнительному тарифу, взыскании компенсации за сверхурочную работу, компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск, компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока, признании действий, выразившихся в изменении нормы стопов, незаконными, взыскания компенсации морального вреда, а также в части взыскания государственной пошлины с АО «Почта России» в бюджет муниципального образования Иркутский район и в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 апреля 2024 г. оставлено без изменения.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения представителя истца Семенюка А.А. Инешиной Ж.И., представителя ответчика АО «Почта России» Ткачевой О.А., изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, а также выполнять установленные нормы труда.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 апреля 2024 г. решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 декабря 2023 г., с учетом дополнительного решения от 10 января 2024 г. отменено с принятием по делу нового решения, в том числе с АО «Почта России» в пользу Семенюка А.А. взыскана задолженность по заработной плате в размере 342 305,32 руб. (за вычетом НДФЛ), денежная компенсация за задержку выплат за период с 1 июня 2022 г. по 22 апреля 2024 г. в размере 128 406,21 руб., денежная компенсация в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не начисленных и не выплаченных своевременно сумм заработной платы, за каждый день задержки, начиная с 23 апреля 2024 г. и по день фактического расчета включительно.

В указанной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 апреля 2024 г. оставлено без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2024 г.

Разрешая доводы жалобы ответчика и проверяя решение суда, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2024 г. в остальной части, судебная коллегия учитывает, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

В соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

В силу статьи 94 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.

В соответствии со статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с частью 1 статьи 160 Трудового кодекса Российской Федерации нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Статьей 162 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.

Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.

Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.

Опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2 статьи 22, статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Перечень вредных производственных факторов на указанных рабочих местах устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 г.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ«О специальной оценке условии труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условии труда» регламентировано, что условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействии i вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условии труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 данного федерального закона.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.

Пунктом 1 Методики установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

В свою очередь, в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условии труда» разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26).

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенюк А.А. с 7 июня 2010 г. осуществлял трудовую деятельность в АО «Почта России» (ранее - ФГУП «Почта России»), с 5 мая 2017 г. в должности водителя-курьера, что подтверждается трудовым договором № 518/р-10 и заключенными к нему дополнительными соглашениями, из которых следует, что условия работы установлены как нормальные, выплаты за работу во вредных условиях, не предусмотрены.

Согласно дополнительному соглашению № от 15 января 2021 г. к трудовому договору Семенюку А.А. установлена сдельная система оплаты труда.

Приказом АО «Почта России» от 3 марта 2022 г. № 48-п утверждено Положение об оплате труда водителей-курьеров участков курьерской доставки АО «Почта России»; утверждены для должности водителя-курьера участков курьерской доставки – обособленных структурных подразделений УФПС – размеры часовых тарифных ставок.

Действие Положения распространено на работников, занимающих должности водителей-курьеров участков курьерской доставки, с первого числа третьего месяца, следующей за датой издания настоящего приказа, то есть с 1 июня 2022 г.

Согласно пункту 2.3 Положения работников, занимающих должности водителей-курьеров, применяется сдельная оплата труда. Составляющими сдельной оплаты труда являются: фактически выполненный объем работ (операций, услуг); сдельные расценки по видам работ (операций, услуг); территориальный коэффициент; межразрядный коэффициент; объемный коэффициент; фактически отработанное время.

При этом межразрядный коэффициент – устанавливаемый трудовым договором работника коэффициент; объемный коэффициент – коэффициент, отражающий объем выполнения нормы стопов, установленной для территориальной зоны, и определяемый согласно приложению № 2 к Положению; норма стопов – количество стопов, требуемое к выполнению на конкретном маршруте в течение рабочего дня, устанавливается с соответствии с приложением № 1 к Положению; стоп – вручение/прием одного и более отправлений одному клиенту/от одного клиента по указанному адресу (пункты 1.6, 1.7, 1.18, 1.19 Положения).

С Положением об оплате труда водителей-курьеров участка курьерской доставки АО «Почта России», утвержденным приказом общества от 3 марта 2022 г. № 48-п, Семенюк А.А. ознакомлен 30 марта 2022 г., выразив свое несогласие с ним, отказавшись от подписания дополнительного соглашения № 8 к трудовому договору от 7 июня 2010 г. № 518/р-10, предусматривающего изменение с 1 июня 2022 г. условий оплаты труда.

В 2021 году лицензированной организацией ООО «ЭсАрДжи-ЭКО», имеющей регистрационный № 195 от 20 января 2016 г. в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на основании договора, заключенного с АО «Почта России», проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой 30 ноября 2021 г. составлена карта № 144 специальной оценки условий труда водителя-курьера, определен итоговый класс (подкласс) условий труда - 2.

С результатами специальной оценки условий труда водитель-курьер Семенюк А.А. ознакомлен 26 января 2022 г.

Министерством труда и занятости Иркутской области проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, составлено заключение        № 3174 от 14 июля 2023 г.

По результатам проведения государственной экспертизы условий труда эксперт пришел к выводу, что качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте водителя-курьера № 144 не соответствует требованиям Федерального закона № 426-ФЗ.

В заключении указано, что при сопоставлении сведений в таблице 9 с данными Государственного реестра средств измерений Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений установлено, что сведения об указанном в строке 33 таблицы 9 средстве измерения «Угломер с нониусом тип 4» с заводским номером 8311 отсутствует в Государственном реестре средств измерений, а также в нем отсутствует информация о действующей на момент проведения специальной оценки условий труда поверке прибора с регистрационным и заводским номером, указанным в строке 33 таблицы 9. Однако в соответствии с пунктом 14 Методики при проведении измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Наименование профессии (должности) работников, занятых на рабочем месте № 144 водитель-курьер, не соответствует наименованию профессии (должности) работника, указанной в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов или указанной во внедренных работодателем профессиональных стандартах.

В карте специальной оценки условий труда № 144 водителя-курьера код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 октября 1994 г. № 367, указан как 11442 (водитель автомобиля).

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 1992 г. № 31, характеристика выполняемых работ водителя автомобиля включает в себя управление легковыми автомобилями всех типов, их обслуживание, устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов, и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля. Данная профессия (должность) по коду 11442 не включает в себя обязанности курьера, а именно доставку деловых бумаг, пакетов, писем, книг и т.п. по назначению и указанию вышестоящего работника, а также получение их и доставку от других организаций. Характеристика работ курьера установлена Квалификационным справочником профессий рабочих, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102, устанавливаются месячные оклады.

Вместе с тем, в соответствии с должностной инструкцией водителя-курьера, утвержденной директором УФПС Иркутской области АО «Почта России» от 31 марта 2021 г. № 7.5.5.1-04/327, в обязанности работника входят прием, сортировка, подготовка для доставки отправлений, подлежащих курьерской доставке, в том числе их самостоятельная погрузка-разгрузка, не определенная в вышеуказанных документах.

При этом в протоколе проведения исследований (испытаний) и измерений тяжести трудового процесса от 30 ноября 2021 г. № 301121-3/Т-М/21 установлено, что показатели физической динамической нагрузки за рабочий день (кг*м) при перемещении груза на расстояние, массы поднимаемого и перемещаемого груза вручную не характерны на рабочем месте № 144 водителя-курьера.

Следовательно, исследования (испытания) и измерения тяжести трудового процесса на рабочем месте № 144 водителя-курьера были проведены без учета соответствия характера работ определению должности.

Таким образом, сделать однозначный вывод о правильности определения класса (подкласса) условий труда на рабочем месте № 144 водителя-курьера не представляется возможным.

Согласно заключению эксперта ООО «АРМОТ» Колесникова С.В. от 3 ноября 2023 г., работа по должности водителя-курьера в АО «Почта России» является работой с вредными условиями труда по тяжести трудового процесса, условия труда соответствуют итоговому классу (подклассу) условий труда 3.2; работа по должности водителя-курьера в АО «Почта России», выполняемая работником, не соответствует проведенной работодателем оценке условий труда, так как в протоколе по тяжести не учтена работа по приему и доставке отправлений.

Эксперт Колесников С.В. установил, что исследования (испытания) и измерения тяжести трудового процесса на рабочем месте № 144 водителя-курьера проведены без учета характера работ, установленного в должностной инструкции, специальная оценка условий труда, проведенная работодателем, не соответствует действительности по показателям тяжести трудового процесса. Измерение тяжести трудового процесса на рабочем месте водителя-курьера АО «Почта России» показывает, что работник постоянно в течение рабочего дня находится в движении и, помимо управления транспортным средством, перемещает груз на расстояние.

Разрешая требования истца о признании результатов специальной оценки условий труда водителя-курьера недействительными, признании работы по должности водителя-курьера работой во вредных условиях труда, суд первой инстанции принял заключение № 3174 от 14 июля 2023 г. министерства труда и занятости Иркутской области, заключение эксперта ООО «АРМОТ» Колесникова С.В. от 3 ноября 2023 г. в качестве надлежащих доказательств по делу, в связи с чем, признал обоснованными требования истца о признании недействительными результатов специальной оценки труда водителя-курьера Семенюка А.А. (карта № 144 от 30 ноября 2021 г.), признании работы по должности водителя-курьера работой с вредными условиями труда по подклассу 3.2., а также взаимосвязанные требования произвести уплату страховых взносов по дополнительным тарифам согласно требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с июня 2022 года, компенсацию за сверхурочную работу, за дополнительный оплачиваемый отпуск, выплату в размере, эквивалентном стоимости молока.

С такими выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они приняты без учета фактически установленных по делу обстоятельств, с неправильным применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условии труда» порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условии труда» экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

Статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условии труда» предусмотрено, что разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.

Признавая недействительными результаты специальной оценки труда водителя-курьера Семенюка А.А., а работу по должности водителя-курьера - работой с вредными условиями труда по подклассу 3.2, суд первой инстанции исходил из заключения эксперта ООО «АРМОТ» Колесникова С.В. от 3 ноября 2023 г., согласно которому работа по должности водителя-курьера в АО «Почта России» признана работой с вредными условиями труда по тяжести трудового процесса, условия труда – соответствующими итоговому классу (подклассу) условий труда 3.2, однако при этом, судом первой инстанции не было учтено, что оценка условий труда была осуществлена экспертом исходя из предельной массы перемещаемого (поднимаемого) груза отправления 31,5 кг., тогда как инструкция по охране труда определяет для истца предельно-допустимые нагрузки, не превышающие 30 кг. При этом, экспертом не был учтен и тот факт, что за октябрь 2023 г. врученные 839 отправлений имели средний вес 1,845 кг., принятые 270 почтовых отправлений имели средний вес 1,272 кг. То есть, при разрешении вопроса о наличии вредных условий труда, в основу заключения приняты сведения, по сути сообщенные истцом о перемещаемом им грузе, которые не подтверждены фактическими данными, в связи с чем заключение эксперта ООО «АРМОТ» Колесникова С.В. от 3 ноября 2023 г. не могло быть принято в качестве надлежащего доказательства, подтверждающее заявленные исковые требования о работе во вредных условиях труда.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется, в том числе в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда (часть 2 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии таких представительных органов), государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Как было указано выше, по результатам экспертизы, проведенной министерством труда и занятости Иркутской области, был сделан вывод о том, что качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте водителя-курьера №144 не соответствует требованиям Федерального закона № 426-ФЗ, однако класс (подкласс) условий труда на рабочем месте № 144 водителя-курьера, определенный в карте специальной оценки условий труда как 2, экспертом неправильным не признан, поскольку эксперт указал, что сделать однозначный вывод о правильности определения класса (подкласса) условий труда на рабочем месте № 144 водителя-курьера не представляется возможным. Выводов об условиях труда по должности водителя-курьера в АО «Почта России» соответствующими итоговому классу (подклассу) условий труда 3.2 заключение государственной экспертизы не содержит, поскольку таких обстоятельств не установлено.

Кроме того, в суд апелляционной инстанции представлены доказательства, что используемые при проведении ООО «ЭсАрДжи-ЭКО», угломер с нониусом, был поверен ФБУ «Волгоградский ЦСМ».

Таким образом, оснований для удовлетворения требования                 Семенюка А.А. о признании работы по должности водителя-курьера работой с вредными условиями труда по подклассу 3.2 у суда первой инстанции не имелось.

Поскольку Семенюк А.А. не работал во вредных условиях труда, отсутствовали основания для установления ему сокращенного рабочего дня, дополнительного отпуска, компенсационных выплат, в связи с чем не было оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с АО «Почта России» в пользу истца компенсации за сверхурочную работу, компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск, компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока, возложении на работодателя обязанности произвести уплату страховых взносов за Семенюка А.А. по дополнительному тарифу в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Разрешая требования Семенюка А.А. о признании действий работодателя, выразившихся в изменении нормы стопов, незаконными с 29 сентября 2022 г. (момента введения), судебная коллегия учитывает, что в соответствии с пунктом 1.8 Положения об оплате труда водителей-курьеров участков курьерской доставки АО «Почта России», утвержденного приказом АО «Почта России» от 3 марта 2022 г. № 48-п, территориальная зона – совокупность маршрутов, сгруппированная в соответствии с плотностью стопов на единицу площади обслуживаемой территориальной зоны. Для каждого участка курьерской доставки приложением устанавливается до 6 территориальных зон, отраженных в приложении № 1 к Положению. Для каждой территориальной зоны устанавливается территориальный коэффициент, учитывающий структуру потока отправлений, подлежащих вручению клиентам, приему от клиентов, и региональный рынок труда.

Согласно пункту 2.2 Положения при приеме на работу/переводе каждый работник, принимающийся/переводящийся на должность водителя-курьера, должен быть ознакомлен с закреплением маршрута за территориальной зоной по форме приложения № 4 к Положению.

Из содержания вышеприведенных пунктов Положения следует, что за каждым участком курьерской доставки закрепляется до 6 территориальных зон, каждая из которых состоит из совокупности маршрутов в соответствии с плотностью стопов на единицу площади обслуживаемой территориальной зоны.

В силу пункта 2.7.3 Положения за каждым работником, занимающим должность водителя-курьера, для каждого рабочего дня закреплен определенный маршрут в определенной территориальной зоне (согласно приложению № 4 к Положению), которой соответствует норма стопов (согласно приложению № 1 к Положению).

Маршрут отражается в отчетном листе курьера, который оформляется ежедневно (пункт 2.7.4 Положения).

В свою очередь, согласно пункту 2.4 Положения об оплате труда водителей-курьеров участков курьерской доставки АО «Почта России», утвержденного приказом АО «Почта России» от 3 марта 2022 г. № 48-п, норма стопов, территориальный и объемный коэффициенты устанавливаются на срок не менее трех месяцев и могут быть пересмотрены не чаще одного раза в квартал. Пересмотр нормы стопов, территориальных и объемных коэффициентов осуществляется по инициативе заместителя генерального директора по электронной коммерции и с учетом соблюдения статьи 162 ТК РФ.

Как следует из приложения № 1 к Положению об оплате труда водителей-курьеров участка курьерской доставки АО «Почта России», утвержденному приказом общества от 3 марта 2022 г. № 48-п, норма стопов для УФПС Иркутской области (Иркутск УКД) составляет: территориальная зона 1 – 25, территориальная зона 2 - 28, территориальная зона 3 – 31, территориальная зона 4 - 34, территориальная зона 5 – 37, территориальная зона 6 – 40.

С данными нормами стопов по территориальным зонам Семенюк А.А. ознакомлен под роспись.

14 июля 2022 г. Блоком электронной коммерции АО «Почта России» по результатам проведенного анализа использования территориальных зон согласно Положению об оплате труда водителей-курьеров участка курьерской доставки АО «Почта России», утвержденному приказом общества от 3 марта 2022 г. № 48-п, выявлено, что в 63 участках курьерской доставки – объектах почтовой связи филиалов общества 346 маршрутных зон имеют привязку к 1-й территориальной зоне Положения и, как следствие, минимальную норму стопов для водителей-курьеров. В целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов и улучшения качества оказания услуг почтовой связи и оптимизации затрат, предложено в срок до 1 августа 2022 г. инициировать корректировку норм стопов для внутригородских маршрутных зон УКД до значений, соответствующих 2-6 территориальным зонам Положения.

С 1 октября 2022 г. работодателем откорректированы нормы стопов в рамках значений, предусмотренных приложением № 1 к Положению, утвержденному приказом общества от 3 марта 2022 г. № 48-п, с которым Семенюк А.А. был ранее ознакомлен.

Нормы выработки (стопов) установлены АО «Почта России» относительно территориальных зон и маршрутов в Положении об оплате труда водителей-курьеров участков курьерской доставки АО «Почта России», утвержденном приказом АО «Почта России» от 3 марта 2022 г.                     № 48-п, а затем с 1 октября 2022 г. перераспределены и откорректированы в пределах ранее установленных значений, что не является введением новых норм труда, о которых работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца в соответствии со статьей 162 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, корректировка норм стопов произведена работодателем в соответствии с пунктом 2.4 Положения об оплате труда водителей-курьеров участков курьерской доставки АО «Почта России», утвержденного приказом АО «Почта России» от 3 марта 2022 г. № 48-п, и трудовых прав Семенюка А.А. не нарушает, закрепление на постоянной основе, на весь период действия трудового договора конкретного маршрута за работником участка курьерской доставки, замещающим должность водителя-курьера, Положением не предусмотрено, маршрут определяется и закрепляется за водителем-курьером ежедневно.

Кроме того, следует учесть, что нормы выработки (стопов) установлены АО «Почта России» относительно территориальных зон и маршрутов в Положении об оплате труда водителей-курьеров участков курьерской доставки АО «Почта России», утвержденном приказом АО «Почта России» от 3 марта 2022 г. № 48-п, с 1 октября 2022 г. перераспределены и откорректированы в пределах ранее установленных значений, что не является введением новых норм труда, о которых работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца в соответствии со статьей 162 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 декабря 2023 г., с учетом дополнительного решения от 10 января 2024 г., подлежит отмене в части разрешения исковых требований Семенюка А.А. к АО «Почта России» о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда, признании работы по должности водителя-курьера работой во вредных условиях труда, обязании произвести уплату страховых взносов по дополнительному тарифу, взыскании компенсации за сверхурочную работу, компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск, компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока, признании действий, выразившихся в изменении нормы стопов, незаконными.

В связи с отменой решения суда первой инстанции по требованиям, связанным с оспариванием специальной оценки условий труда, установлении норм стопов, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда в части определенного размера компенсации морального вреда также подлежит отмене.

В соответствии п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Исходя из того, что установлены нарушения трудовых прав истца на получение причитающейся заработной платы, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, фактические обстоятельств дела заслуживающие внимание, считает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу Семенюка А.А. компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.

В порядке ст. 103 ГПК РФ, ч. 28 ст. 19 Федерального закона от 8 августа 2024 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 198-ФЗ, с АО «Почта России» в бюджет муниципального образования Иркутский район подлежит взысканию государственная пошлина в размере 8 207 руб.

руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

    ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 декабря 2023 года, с учетом дополнительного решения от 10 января 2024 года, отменить в части разрешения исковых требований Семенюка Александра Александровича к акционерному обществу «Почта России» о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда, признании работы по должности водителя-курьера работой во вредных условиях труда, обязании произвести уплату страховых взносов по дополнительному тарифу, взыскании компенсации за сверхурочную работу, компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск, компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока, признании действий, выразившихся в изменении нормы стопов, незаконными, компенсации морального вреда.

Принять в отмененной части новое решение.

        Взыскать с акционерного общества «Почта России» (ИНН Номер изъят) в пользу Семенюка Александра Александровича (ИНН Номер изъят) компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.

        Исковые требования Семенюка Александра Александровича к акционерному обществу «Почта России» о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда, признании работы по должности водителя-курьера работой во вредных условиях труда, обязании произвести уплату страховых взносов по дополнительному тарифу, взыскании компенсации за сверхурочную работу, компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск, компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока, признании действий, выразившихся в изменении нормы стопов незаконными – оставить без удовлетворения.

        Взыскать с акционерного общества «Почта России» (ИНН Номер изъят) в бюджет муниципального образования Иркутский район государственную пошлину в размере 8 207 руб.

Судья – председательствующий                                                    И.Л. Васильева

Судьи                                                                                                В.В. Коваленко

                                                                   Е.Н. Яматина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 декабря 2024 г.

33-10290/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Иркутского района
Семенюк Александр Александрович
Ответчики
УФПС ИО АО Почта России
Другие
Инешина Жанна Игоревна
Гумарова Нина Викторовна
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
30.10.2024Передача дела судье
25.11.2024Судебное заседание
17.12.2024Судебное заседание
09.01.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2025Передано в экспедицию
17.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее