Судья Романова С.Ф. дело № 33-18008/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2015 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Шинкиной М.В.,
судей Качаевой Т.А., Романова П.Г.,
с участием прокурора Кустовой М.Д.,
при секретаре Кирилловой М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты в интересах Клочковой Е.А. к Администрации города Шахты, третье лицо Министерство общего и профессионального образования Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением, по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты, на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 27 августа 2015 года. Заслушав доклад судьи Качаевой Т.А., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Шахты обратился в суд с настоящим исковым заявлением в интересах Клочковой Е.А., сославшись на то, что Клочкова Е.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за ней не закреплено, и в собственности жилое помещение у нее отсутствует.
В соответствии с постановлением Администрации г. Шахты от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Клочкова Е.А. принята на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Однако в нарушение ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областного закона Ростовской области «О социальной поддержке детства в Ростовской области» Клочкова Е.А. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.
На основании изложенного прокурор г. Шахты просил суд обязать Администрацию г. Шахты предоставить Клочковой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 27 августа 2015 г. исковые требования прокурора г. Шахты удовлетворены.
Суд обязал Администрацию г. Шахты предоставить Клочковой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В своей апелляционной жалобе представитель Администрации г. Шахты считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что право Клочковой Е.А. на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением не оспаривается.
Ссылается на то, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Обеспечение Клочковой Е.А. жилым помещением как лица, отнесенного к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда будет иметь место исключительно после выделения средств областного бюджета на указанные цели.
Прокурором поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указано, что решение суда является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не состоятельными, в связи с чем, просил суд обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя Администрации г. Шахты, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление ( л.д. 71)
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав Клочкову Е.А., которая просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, прокурора, полагавшего решение законным и не подлежащим отмене, а жалоба удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Клочкова Е.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Мэра г. Шахты № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. Клочкова Е.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 1 человек.
Жилое помещение за ней не закреплено, по договору социального найма Клочковой Е.А. жильё не предоставлялось и в собственности жилого помещения она не имеет.
Клочкова Е.А. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1 Областного закона Ростовской области от 22 июня 2006 г. № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями РО по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и верно исходил из того, что Клочкова Е.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения.
Данный вывод суда основан на оценке всех доказательств, представленных сторонами спора, и сделан при правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
Суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии со ст. 1 Областного закона от 22 июня 2006 г. № 499-ЗС, именно исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в организациях, в которые они помещались под надзор (образовательные, медицинские, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия).
Следовательно, именно на ответчика законом возложены государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жильем названной категории граждан.
Кроме того, в соответствии со ст. 9.3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой попечительством приложение №1 к Постановлению Администрации области от 18 сентября 2006 г. № 384 администрации муниципальных районов и городских округов: обеспечивают целевое использование средств федерального бюджета и (или) областного бюджета, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам социального найма гражданам указанной категории.
Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот считаются исполненными с момента заключения договора социального найма с ребенком-сиротой.
Следовательно, суд обоснованно обязал Администрацию г. Шахты предоставить Клочковой Е.А. жилое помещение, которым оно должна быть обеспечен в порядке, предусмотренном Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой и попечительством.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно были определены обстоятельства имеющие значение для дела, указаны нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
Судебная коллегия полагает необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что право Клочковой Е.А. быть обеспеченной жилой площадью по договору найма может быть реализовано только после выделения из областного бюджета субвенций органу местного самоуправления на приобретение для нее жилья.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из положений абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из содержания указанных выше положений, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также от иных условий.
Приведенные нормы закона не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Таким образом, обязанность ответчика по предоставлению жилого помещения не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановил решение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 27 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Шахты – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст определения изготовлен 27 ноября 2015 г.