Дело № 12- 211 /2024
24RS0059-01-2023-001099-74
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 марта 2024 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе судьи Прохоровой Л.Н. рассмотрев дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении главы Шушенского района Красноярского края д. по жалобе д. на постановление должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ,
Установил:
Постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по городу Красноярску ГУФССП России по <адрес> к. № от ДД.ММ.ГГГГ глава Шушенского района Красноярского края д. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с постановлением д. обратился в Свердловский районный суд города Красноярска с жалобой, мотивируя процессуальными нарушениями при привлечении его к административной ответственности. Просит восстановить пропущенный срок на подачу жалобы.
д. в зал суда не явился, извещен о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении – судебный пристав по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ГУ ФССП России по <адрес> т. в судебном заседании доводы жалобы не признала, пояснила, что д. обоснованно привлечен к административной ответственности поскольку является главой Шушенского района Красноярского края, срок для обжалования постановления восстановлению не подлежит так как лицу своевременно по месту жительства копия постановления направлена, конверт вернулся по истечении срока хранения.
Суд, исследовав доводы жалобы и материалы дела, заслушав участника процесса, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного этой нормой, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Изучив материалы дела, суд установил, что сведений о направлении обжалуемого постановления после его вынесения в 2022 году должностными лицами межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по городу Красноярску ГУФССП России по <адрес> в адрес лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не представлено, имеется только копия конверта о направлении в адрес: <адрес> <адрес> <адрес> д. ДД.ММ.ГГГГ году, однако как следует из копии паспорта д. зарегистрирован по адресу: <адрес>Б <адрес>. Таким образом по месту жительства лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении копия оспариваемого постановления не направлялась.
Следовательно, срок на обжалование постановления, вынесенного начальником отделения – старшим судебным приставом межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по городу Красноярску ГУФССП России по <адрес> к. ДД.ММ.ГГГГ № подлежит восстановлению.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В случаях неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Основанием для привлечения главы Шушенского района Красноярского края д. по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ послужило неисполнение содержащегося в исполнительном листе ФС № от ДД.ММ.ГГГГ (выданного Шушенским районным судам Красноярского края по делу №) требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно: обязать администрацию Шушенского <адрес> предоставить м., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное применительно к условиям Шушенского <адрес>, общей площадью исходя из нормы предоставления в 33 кв. м., с допусками, установленными п 14 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка».
Требованием судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ администрации Шушенского района Красноярского края был установлен срок для исполнения требования исполнительного документа до 01.10.2021, данное требование направлено в адрес администрации Шушенского района Красноярского края, сведений о направлении д. по его месту жительства не имеется.
Поскольку указанное требование не было исполнено в установленный срок, судебным приставом-исполнителем составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по городу Красноярску ГУФССП России по <адрес> к. вынесено обжалуемое постановление.
Вместе с тем обжалуемое постановление законным признать нельзя по следующим основаниям.
Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, административной ответственности может быть подвергнут должник за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Глава Шушенского района Красноярского края д. должником исполнительного производства, находящегося на исполнении судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по городу Красноярску ГУФССП России по <адрес> №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, не является. Как следует из постановления о возбуждении указанного исполнительного производства, должником является администрация Шушенского района Красноярского края, в отношении которой судебным приставом-исполнителем осуществлялись меры направленные на исполнение поступившего на исполнение исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Шушенским районным судам Красноярского края по делу №.
Согласно исполнительному листу, выданному Шушенским районным судам Красноярского края по делу № 2-1344/2019 именно администрация Шушенского района Красноярского края обязана к совершению действий, перечисленных в нем.
В рамках возбужденного исполнительного производства судебным приставом исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Шушенского района Красноярского края исполнительского сбора, а не с главы Шушенского района Красноярского края д.
Сведений о том, что в рамках исполнительного производства была произведена замена должника администрации Шушенского района Красноярского края обязанного к совершению определенных действий на должника главу Шушенского района Красноярского края д. в материалах дела не имеется.
Указание в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении на обязанности главы администрации Шушенского района, не свидетельствует о том, что к главе администрации в безусловном порядке переходят обязанности как должника по исполнительному производству, возбужденному в отношении другого должника. Вручение требования судебного пристава-исполнителя об исполнении требований исполнительного документа, также не свидетельствует о совершении д., а не должником по исполнительному производству вмененного правонарушения. Указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права. Глава Администрации Шушенского района субъектом правонарушения, вмененного протоколом по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не является
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только при установлении его вины.
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании ч. 2. ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ст. 28.1 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Выяснение вопроса о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно предшествовать принятию решения о рассмотрении дела в его отсутствие, с тем, чтобы при осуществлении производства по делу было обеспечено соблюдение необходимых процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Однако материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями законодательства о дне и времени составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного обвинения в совершении административного правонарушения. Кроме того, согласно материалам дела копия протокола об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ д. по месту его жительства не направлена.
Кроме того, в соответствии с ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований закона протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ не содержат сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении - не указано имя, отчество, адрес места жительства (регистрации); место и время совершения правонарушения; обстоятельства совершения правонарушения применительно к должностному лицу.
При указанных обстоятельствах, а также с учетом того, что глава Шушенского района Красноярского края д. субъектом вмененного административного правонарушения не является, постановление о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по городу Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю к. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении главы Шушенского района Красноярского края д. отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Л.Н. Прохорова