Судья Морев Е.А. Дело № 33а-607/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«12» апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе
председательствующего Зиновьевой О.Н.,
судей Пелевиной Н.В., Ивковой А.В.
при секретаре Дубровиной Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-3692/2021, УИД 44RS0001-01-2020-004951-65) по апелляционной жалобе Батина Александра Александровича на решение Свердловского районного суда города Костромы от 11 декабря 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Батина Александра Александровича к Администрации города Костромы о признании незаконным решения отказано.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения представителя административного истца Харитоновой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Ершовой Г.Н., представителя Департамента лесного хозяйства Костромской области Лебедева О.В. и представителя Федерального агентства лесного хозяйства и Департамента лесного хозяйства по ЦФО Красовского А.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Батин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Костромы (далее также Администрация), в котором просил признать незаконным уведомление Администрации о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 27 июля 2020 года № 71; обязать ответчика в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу направить уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 03 июля 2020 года № 13-01-42-572/20 параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Требования мотивировал тем, что на основании договора аренды от 13 февраля 2020 года №, заключенного с Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы на срок до 13 февраля 2040 года, является арендатором земельного участка площадью 1212 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок был образован на основании постановления Администрации от 21 июня 2019 года № 1070, пунктом 2 которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровых кварталах № №, местоположение земельного участка: Костромская область, г<адрес>, площадью 1212 кв.м, зона малоэтажной, индивидуальной жилой застройки (Ж-1), категория земель: земли населенных пунктов. 24 апреля 2020 года он в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ направил в Администрацию уведомление о планируемом на указанном земельном участке строительстве объекта ИЖС, по результатам рассмотрения которого ему 27 мая 2020 года направлено уведомление о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке. В качестве основания для принятия данного решения указано на частичное отнесение земельного участка к землям лесного фонда. В связи с этим он 22 июня 2020 года обратился в Департамент лесного хозяйства Костромской области с заявлением о согласовании размещения индивидуального жилого дома на земельном участке. 03 июля 2020 года департаментом ему дан ответ о том, что проектируемый объект (индивидуальный жилой дом) на земельном участке, расположенном по адресу: г<адрес>, к землям лесного фонда не относится, смежные участки земель лесного фонда отсутствуют. Учитывая это, он 03 июля 2020 года вновь направил в Администрацию уведомление о планируемом строительстве, аналогичное ранее направленному, с приложением письма Департамента лесного хозяйства Костромской области. Однако 27 июля 2020 года Администрацией ему вновь выдано уведомление о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, по содержанию не отличающееся от ранее полученного. По сведениям ЕГРН арендуемый им земельный участок относится к категории земель «земли населенного пункта», наложения границ участка на земли лесного фонда не имеется, в противном случае в постановке участка на кадастровый учет в 2020 году было бы отказано. Решение Администрации является незаконным и нарушает его права на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, Департамент лесного хозяйства Костромской области, Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Батин А.А., полагая решение суда незаконным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает необоснованным вывод суда о том, что часть арендованного им земельного участка находится на землях лесного фонда, и в связи с этим отмечает, что представленная в материалы дела схема наложения границ спорного земельного участка и земель лесного фонда не может являться допустимым доказательством, поскольку в ней не указано, кем она изготовлена и на основании каких данных; распознать территорию лесного участка на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, поскольку идентификация лесных участков ведется на основании материалов лесоустройства, которые не могут быть преобразованы в систему координат без проведения кадастровых работ, поэтому в данном случае определить наложение границ спорного земельного участка и земель лесного фонда может только кадастровый инженер в рамках проведения кадастровых работ; согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок расположен в границах населенного пункта город Кострома и не относится к землям лесного фонда; в соответствии с Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы г.Костромы от 18 декабря 2008 года № 212, и Правилами землепользования и застройки города Костромы, утвержденными решением Думы г.Костромы от 16 декабря 2010 года № 62, спорный земельный участок расположен в функциональной зоне малоэтажной, индивидуальной жилой застройки (Ж-1) и за границами земель лесного фонда; при проведении кадастровых работ в отношении спорного земельного участка схема расположения данного участка с указанием его координат была согласована Администрацией с Департаментом лесного хозяйства Костромской области в установленном порядке, что исключает вероятность его нахождения на землях лесного фонда; вывод о том, что наличие в ЕГРН сведений об отнесении земельного участка к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «для ИЖС» не опровергает факт нахождения земельного участка на территории земель лесного фонда, сделан судом без учета положений пункта 13 статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Администрации города Костромы Ершова Г.Н. и директор департамента лесного хозяйства Костромской области Голубев А.С. полагают, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия, рассмотрев дело в отсутствие административного истца и заинтересованного лица - Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении, приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением Администрации города Костромы от 21 июня 2019 года № 1070 предварительно согласовано предоставление Батину А.А. в аренду земельного участка, расположенного в кадастровых кварталах №, №, со следующими характеристиками: местоположение земельного участка: <адрес>; площадь земельного участка: 1212 кв.м; территориальная зона: зона малоэтажной, индивидуальной жилой застройки (Ж-1); категория земель: земли населенных пунктов, при условии проведения работ по его образованию.
Этим же постановлением утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории (том 1 л.д. 15 - 16).
14 августа 2019 года сформированный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (том 1 л.д.128-131).
13 февраля 2020 года между Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (арендодатель) и Батиным А.А. (арендатор) заключен договор аренды указанного земельного участка на 20 лет для индивидуального жилищного строительства (том 1 л.д.48-54).
24 апреля 2020 Батин А.А. подал в Администрацию уведомление о планируемом на указанном земельном участке строительстве объекта ИЖС – двухэтажного жилого дома высотой 7,09 м, площадь застройки 100 кв.м (том 1 л.д. 17-18).
27 мая 2020 года Администрация направила Батину А.А. уведомление № 50 о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, указав, что земельный участок частично относится к землям лесного фонда - Костромское лесничество, Пригородное участковое лесничество, квартал 61, выдел 12, и по целевому назначению участок относится к защитным лесам, с категорией защитности – леса, расположенные в лесопарковых зонах; пунктом 2 статьи 114 ЛК РФ в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений (том 1 л.д.26).
22 июня 2020 года Батин А.А. обратился в Департамент лесного хозяйства Костромской области с заявлением о согласовании размещения индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 19).
03 июля 2020 года на указанное заявление Департаментом лесного хозяйства Костромской области подготовлен ответ, в котором указано, что проектируемый объект к землям лесного фонда не относится (том 1 л.д. 20).
В тот же день Батин А.А. повторно обратился в Администрацию с уведомлением о планируемом строительстве на указанном земельном участке (том 1 л.д. 41-44).
27 июля 2020 года Администрация направила в его адрес уведомление № 71 о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, содержание которого аналогично уведомлению № 50 от 27 мая 2020 года (том 1 л.д.21).
Не согласившись с таким решением Администрации, 22 сентября 2020 года Батин А.А. обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая административный спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд проанализировал положения статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, регулирующей порядок подачи и рассмотрения уполномоченным органом уведомления о планируемом строительстве, положения статей 6, 101 Земельного кодекса РФ и статей 8, 6.1, 11, 12 Лесного кодексов РФ об отнесении земельных участков к лесным участкам определенных категорий, нормы статей 91, 111, 114 Лесного кодекса РФ о составе сведений государственного лесного реестра, статусе защитных лесов и запрете осуществления в таких лесах строительства объектов капитального строительства, а также положения Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», и исходил из того, что оспариваемое уведомление принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и при наличии к тому оснований, поскольку часть спорного земельного участка относится к защитным лесам, расположенным в лесопарковой зоне, на которых строительство объектов ИЖС запрещено; административный истец в целях защиты своего права вправе был инициировать процедуру перевода спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, предусмотренную статьями 2, 3, 4, 5 и 15 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» либо процедуру исключения сведений о лесных участках из государственного лесного реестра в порядке статьи 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», однако таким правом не воспользовался.
С выводами суда согласиться нельзя.
Делая вывод о том, что арендуемый административным истцом земельный участок частично расположен на землях лесного фонда, суд руководствовался исключительно представленными Департаментом лесного хозяйства Костромской области информацией о том, что приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 550 от 26 декабря 2016 года установлены границы Костромского лесничества, расположенного на землях лесного фонда Костромской области, что в соответствии с материалами лесоустройства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> частично относится к землям лесного фонда (Костромское лесничество, Пригородное участковое лесничество, квартал 61, выдел 12), по целевому назначению участок относится к защитным лесам, категория защитности – леса, расположенные в лесопарковых зонах, и схемой наложения границ (том 1 л.д.132-135), и указал, что нахождение спорного земельного участка в границах муниципального образования и наличие в ЕГРН сведений об отнесении его к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» не опровергает факт его нахождения на землях лесного фонда, поскольку записи в ЕГРН сделаны без учета сведений, содержащихся в лесном реестре.
Между тем судом не учтено следующее.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Статьей 68 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесоустройство включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1).
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 2).
Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован положениями статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, которой предусмотрено, что образование земельных участков осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1)проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» систематизированным сводом достоверных сведений об учтенном недвижимом имуществе является Единый государственный реестр недвижимости.
В силу статей 7, 8 этого же Федерального закона одной из составных частей Единого государственного реестра недвижимости является реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. При этом к числу основных сведений об объекте недвижимости, которые позволяют определить этот объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, и вносятся в кадастр недвижимости, относится описание местоположения объекта недвижимости.
В соответствии с частью 7 статьи 1 названного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимого имущества, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
По смыслу приведенных законоположений описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Из поступившей в суд апелляционной инстанции выписки из ЕГРН следует, что лесной участок с кадастровым номером № на принадлежность к которому спорного земельного участка ссылается административный ответчик и заинтересованное лицо, поставлен на кадастровый учет 28 апреля 2004 года.
При этом границы земельного участка лесного фонда в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, сведения о соответствующих координатах характерных точек границ этого земельного участка в кадастр недвижимости не внесены (том 2 л.д.67).
В суде апелляционной инстанции представитель Департамента лесного хозяйства Костромской области указанные обстоятельства подтвердил.
Данные о том, что границы обозначенного лесного участка, позволяющие с достоверностью определить его местонахождение, содержатся в государственном лесном реестре, в деле также отсутствуют.
При таких обстоятельствах сам по себе приказ Рослесхоза № 550 от 26 декабря 2016 года «Об установлении границ Костромского лесничества в Костромской области» на который сослался суд первой инстанции, не являлся достаточным и достоверным доказательством отнесения арендованного административным истцом земельного участка к землям лесного фонда.
С учетом изложенного при разрешении административного иска внимания заслуживало и то, что схема расположения предоставленного Батину А.А. в аренду земельного участка, утвержденная постановлением Администрации города Костромы от 21 июня 2019 года № 1070, была согласована Департаментом лесного хозяйства Костромской области письмом от 26 апреля 2019 года № ЛХ/2926, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок согласно картографическим материалам лесоустройства и установленным границам Костромского лесничества в системе координат МСК-44 (приказ Федерального агентства лесного хозяйства № 550 от 26 декабря 2016 года к землям лесного фонда не относится (том 2 л.д.95-97), на что представитель административного истца ссылался в ходе судебного разбирательства.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда не соответствует требованиям статьи 176 КАС РФ, а потому подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Из пояснений представителя административного ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что при повторном рассмотрении уведомления Батина А.А. о планируемом строительстве ему ввиду наличия информации Департамента лесного хозяйства Костромской области об отнесении арендуемого земельного участка к землям лесного фонда будет выдано уведомление, аналогичное оспариваемому.
Учитывая это, а также то, что в ходе судебного разбирательства факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда не подтвержден, а иными обстоятельствами направление уведомления о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке административный ответчик не обосновывал, судебная коллегия, исходя из положений статей 3 и 227 КАС РФ о том, что задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, и решение суда об удовлетворении административного иска об оспаривании решения органа публичной власти должно повлечь восстановление прав административного истца, полагает возможным, признав оспариваемое уведомление незаконным, возложить на административного ответчика обязанность выдать Батину А.А. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу уведомление о соответствии параметров объекта ИЖС, указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 03 июля 2020 года, установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на спорном земельном участке.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда города Костромы от 11 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Батина Александра Александровича удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Администрации города Костромы о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 27 июля 2020 года № 71 и обязать Администрацию города Костромы в течение месяца с момента вступления судебного акта в законную силу выдать Батину Александру Александровичу уведомление о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства, указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 03 июля 2020 года, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Судебные акты по делу могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев с момента принятия апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: