Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 23 декабря 2021 года
дело № 2а-2772/2021
Тобольский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи С.Б.Лешковой
при секретаре Сыропятовой Э.Э.
с участием административного истца Бабкина В.С.,
представителя административного ответчика Военного комиссариата города Тобольска и Тобольского района, Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Тюменской области»-Зеленской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бабкина В.С. к Призывной комиссии города Тобольска Тюменской области, Военному комиссариату города Тобольска и Тобольского района, ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» об оспаривании решения призывной комиссии от 19 ноября 2021 г. №, суд
у с т а н о в и л:
Бабкин В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии <адрес>, Военному комиссару военного комиссариата <адрес> и <адрес> об обжаловании решения о призыве на военную службу.
Требования мотивирует тем, что Призывной комиссией города Тобольска Тюменской области 19 ноября 2021 года принято решение о призыве на военную службу. Считая указанное решение административного ответчика незаконным и подлежащим отмене, административный истец указывает, что он состоит на учёте в военном комиссариате города Тобольска Тюменской области с 2020 года. Решением призывной комиссии города Тобольска от 19 ноября 2021 года он был призван на военную службу, Военным комиссариатом г.Тобольска и Тобольского района ему была вручена повестка на отправку к месту прохождения военной службы на 27 ноября 2021 года. Считая оспариваемое решение необоснованным и незаконным, нарушающим его права, указывает, что в отношении него проводилось медицинское освидетельствование, однако специалистами призывных и медицинских комиссий не были учтены его жалобы на состояние здоровья и медицинские документы, а именно жалобы на боль в грудной клетке сжимающего, жгучего, давящего характера, головные боли в височной области, пульсирующего и давящего характера, сопровождающегося острой реакцией на свет и звук. Полагает, что при определении категории годности нарушен п.20 Расписания болезни, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.07.2013г.№565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», поскольку он не был осмотрен врачами –специалистами, не были изучены медицинские документы, не пройдены обязательные диагностические исследования. Административный истец просит признать незаконным решение Призывной комиссии города Тобольска Тюменской области от 19 ноября 2021 г. №31 о признании годным к военной службе и призыве на военную службу
29 ноября 2021 года Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Тюменской области» привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика (л.д.2-5).
Административный истец Бабкин В.С. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, в нем указанным, пояснив, что иных доказательств, обосновывающих его требование, не имеется.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии города Тобольска Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения иска извещён надлежащим образом (л.д.24,62).
Представитель административного ответчика Военного комиссариата города Тобольска и Тобольского района Тюменской области и ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» Зеленская А.Ю., действующая на основании доверенности от 13.12.2021г. и от ДД.ММ.ГГГГ № с административным иском не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск (л.д.51,52).
Суд, заслушав объяснения административного истца Бабкина В.С., представителя административного ответчика Военного комиссариата города Тобольска и Тобольского района Тюменской области, ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» Зеленской А.Ю., свидетеля Я, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии ), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу требований части 9, части 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, в рамках рассмотрения настоящего дела административный истец должен представить доказательства того, что административным ответчиком нарушены его права, свободы и законные интересы.
Административный ответчик должен представитель доказательства законности своих действий.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (пункт 1 статьи 1), а основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобождённых в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии ; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26); устанавливает категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определённый срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путём прохождения военной службы по призыву.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия в рамках своих полномочий принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Исходя из положений, закреплённых в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военные комиссариаты осуществляют проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учёт и призыве на военную службу.
Статьёй 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565.
В приложении к указанному Положению, имеются требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учёт, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учёт, призыве на военную службу - I графа.
Согласно п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Суд полагает, что освидетельствование проведено в соответствии с установленными правилами, на основании представленных документов.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Бабкин В.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является призывником, состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата города Тобольска и Тобольского района Тюменской области с 30 января 2020 года.
Из личного дела призывника следует, что 19 ноября 2021 г. решением комиссии (протокол №31 от 19.11.2021 г.) (л.д.23) признан годным к военной службе (категория годности к военной службе «Б-3»), выдана повестка на 27 ноября 2021 года.
В ходе медицинского освидетельствования, проведённого в период призыва 2021 г., Бабкин В.С. был осмотрен врачами-специалистами. По результатам проведения медицинского освидетельствования, все медицинские документы, представленные призывником Бабкиным В.С., а именно: справка с диагнозом: Вегетативная дисфункция синусового узла: синусовая брадикардия (л.д.34), эхокардиография от 16 марта 2020 года, протокол осмотра кардиолога от 18 марта 2020 года, томография органов грудной клетки от 16 августа 2021 были исследованы комиссией, приобщены в личное дело призывника.
Согласно заключению врача –специалиста от 19 ноября 2021 г. Бабкину В.С. выставлен диагноз: ВСД, признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (ст.47 Б Расписания болезней. Иных медицинских документов административным истцом представлено не было, доказательств иного административным истцом не представлено.
Оспаривая законность вынесенного решения призывной комиссии, Бабкин В.С. указал, что при проведении медицинского освидетельствования им не были пройдены обязательные диагностические исследования, что по его мнению, является существенным нарушением порядка проведения медицинского освидетельствования.
Вместе с тем, административному истцу 18 ноября 2021г. было выдано направление на прохождение обязательных диагностических исследований, однако Бабкин В.С., в нарушение п.1 Приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663», на призывной пункт с результатами обследования для повторного медицинского освидетельствования и заседание комиссии не явился, что подтверждается направлением от 18 ноября 2021г. (л.д.41 оборотная сторона). Доказательств обратного административным истцом не представлено.
Доказательств того, что у призывной комиссии имелись основания для принятия в отношении Бабкина В.С. решения об определении ему категории годности, освобождающей от прохождения военной службы, суду не представлено.
В ходе производства по настоящему административному делу в качестве свидетеля был опрошен врач -терапевт Я., являющийся членом призывной комиссии г.Тобольска и Тобольского района, который пояснил, что на момент осмотра призывника Бабкина В.С. были учтены все жалобы и представленные им документы, решение о признании ограниченно годным к военной службе принято, в том числе с учётом заключения врача, выставившего диагноз: Вегетативная дисфункция синусового узла по типу «брадикардия». Однако жалобы призывника на состояние здоровья не укладывались в клиническую картину его состояния, противоречили данным осмотра и сбора анамнеза. Необходимости в проведении дополнительного обследования не было.
Таким образом, медицинские документы о состоянии здоровья истца и проведённые исследования, существовавшие на день медицинского освидетельствования были приняты врачебной комиссией во внимание и оценены при определении категории годности.
Дополнительных документов, свидетельствующих о наличии у Бабкина В.С. иных заболеваний, отягчающих его категорию годности, материалы личного дела призывника в себе не содержат и в судебное заседание также не представлены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в материалах дела отсутствуют какие-либо объективные данные, указывающие на наличие у административного истца заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по призыву, основания для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.5,28 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст.ст.14, 59, 175-180, 218,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Бабкина В.С. к Призывной комиссии города Тобольска Тюменской области, Военному комиссариату города Тобольска и Тобольского района, ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» о признании незаконным решения Призывной комиссии города Тобольска Тюменской области от 19 ноября 2021 г. №31 о признании годным к военной службе и призыве на военную службу- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путём подачи жалобы через Тобольский городской суд Тюменской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Б. Лешкова
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2021 года.