УИД 25ОS0000-01-2020-000565-02
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации18 февраля 2021 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием представителя административного истца Нестеренко А.А. – Труш В.А.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нестеренко Андрея Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо – администрация города Владивостока об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Нестеренко А.А. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка, в обоснование которого указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3240 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание-контора (лит.1, 1", 1А). Участок находится примерно в 24 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>.
Данный земельный участок образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами №.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10 ноября 2020 года кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 17 декабря 2018 года составляет ....
Согласно Отчёту № 05-13/11-20 об оценке объекта оценки от 13 ноября 2020 года, выполненному ООО Консалтинговая Фирма «КОНСАН», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 17 декабря 2018 года составляет ....
Установленная кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определённую в Отчёте № 05-13/11-20 от 13 ноября 2020 года, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечёт увеличение размера земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 240 кв.м, равной его рыночной стоимости в размере ....
Административный истец Нестеренко А.А. в судебное заседание не явился, извещен, в его отсутствие его интересы представляет Труш В.А., действующая на основании доверенности.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в судебное заседание не явился, извещён, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Заинтересованным лицом администрацией города Владивостока подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица и представлен отзыв на административное исковое заявление,согласно которому администрация города Владивостока возражает против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указав, что администрация города Владивостока считает Отчёт об оценке спорного земельного участка не соответствующим требованиям действующего законодательства. Полагает, что оценщиком были выбраны некорректные объекты-аналоги, не выполнены соответствующие корректировки. Просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель административного истца Нестеренко А.А. – Труш В.А., в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинникова Е.А., в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, по доводам, изложенным в ранее представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель Приморского края утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 год № 5-п, которое в настоящее время действует и ни кем не обжаловано. Согласно положительному экспертному заключению Некоммерческого партнёрства по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка» от 5 ноября 2015 года № Э15-0928-01-01 на отчёт об оценке от 1 октября 2015 года
№ 25 00/09.06.15/2015.193042/Ю-1/0661 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края», составленный Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю, следует, что данный отчёт, выводы которого отражены в постановлении департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Выслушав объяснения представителя административного истца Труш В.А., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинниковой Е.А., исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Из содержания положений статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием её результатов, устанавливается переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. В течение указанного переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ или в соответствие с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ). При этом, решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Администрации Приморского края от 21 декабря 2017 года № 536-па «О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что на территории Приморского края проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ осуществляется с 1 января 2018 года.
При таких обстоятельствах, спорные правоотношения регулируются нормами Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края в разрезе населенных пунктов; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края в разрезе кадастровых кварталов. Данное постановление опубликовано 16 декабря 2015 года и с 1 января 2016 года вступило в законную силу.
Актом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краюоб утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 декабря 2018 года № 25-0-1-126/3001/2018-2919/1 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере ... по состоянию на 17 декабря 2018 года.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-Ф3) физические лица могут обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В суде установлено и подтверждается материалам дела, что административному истцу на праве собственности принадлежит: земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3240 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание-контора (лит.1, 1", 1А). Участок находится примерно в 24 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17 декабря 2018 года сделана запись регистрации № №-25/001/2018-1.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 10 ноября 2020 года № КУВИ-002/2020-37435977 в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере ..., которая определена по состоянию на 17 декабря 2018 года, утверждена 17 декабря 2018 года и внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании Акта Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краюоб утверждении кадастровой стоимости от 17 декабря 2018 года № 25-0-1-126/3001/2018-2919/1.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) административный истец является плательщиком земельного налога и вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, так как она влияет на размер земельного налога.
Положения пункта 1.1 статьи 391 НК РФ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, Нестеренко А.А. указал на несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, как плательщика земельного налога, размер которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Так, в обоснование заявленных требований административным истцом Нестеренко А.А. представлен в Отчёт № 05-13/11-20 об оценке объекта оценки, составленный оценщиком ООО Консалтинговая Фирма «КОНСАН» - Шим Н.В. 13 ноября 2020 года, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка площадью 3 240 кв.м с кадастровым номером № по состоянию на 17 декабря 2018 года составляет ....
Суд, оценивая Отчёт № 05-13/11-20 об оценке объекта оценки от 13 ноября 2020 года, составленный оценщиком ООО Консалтинговая Фирма «КОНСАН» Шим Н.В., приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.
Оценка рыночной стоимости земельного участка произведена оценщиком Шим Н.В., имеющей необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности, его площади, разрешенном использовании; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость. Проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. В Отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости в части применения подходов к оценке с обоснованием применения сравнительного подхода и обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов; подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с обоснованием применения метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода.
Доказательств несоответствия Отчёта № 05-13/11-20 об оценке объекта оценки от 13 ноября 2020 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка ими не заявлялось.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Нестеренко А.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 17 декабря 2018 года.
При этом, датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, суд признаёт дату обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка – 16 декабря 2020 года (дата сдачи административного искового заявления в почтовое отделение для направления в суд).
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Нестеренко Андрея Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо – администрация города Владивостока об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 240 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: склады, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание-контора (лит.1, 1", 1А). Участок находится примерно в 24 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 17 декабря 2018 года.
Датой подачи Нестеренко Андреем Александровичем заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № считать 16 декабря 2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.А. Поломошнова