Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
28 мая 2024 года п. Яшкуль
Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Шовгурова С.В.,
при секретаре Кужековой Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» к Гаряеву Э.В. о возмещении ущерба в порядке регресса,
у с т а н о в и л :
Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах» (далее – СПАО «Ингосстрах») обратилось в суд с указанным иском, мотивируя тем, что 15 августа 2021 года по вине Сорокина Н.В., управлявшего автомобилем марки Hyundai Sonata c государственными регистрационными знаками ***, произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП), в результате которого причинены механические повреждения автомобилю марки Chevrolet Camaro. На момент данного ДТП гражданская ответственность Сорокина Н.В. была застрахована в СПАО «Ингосстрах» по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который составлен в виде электронного документа. Страхователем автомобиля марки Hyundai Sonata является Гаряев Э.В. Владелец автомобиля марки Chevrolet Camaro обратился с заявлением о выплате страхового возмещения в СПАО «Ингосстрах», которое признало данный случай страховым и произвело страховую выплату в размере 153 875 рублей 84 копеек. В связи с тем, что при заключении договора обязательного страхования Гаряев Э.В. предоставил недостоверные сведения о территории преимущественного использования автомобиля, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, у СПАО «Ингосстрах» возникло право регрессного требования к Гаряеву Э.В. в размере произведенной страховой выплаты.
В связи с этим СПАО «Ингосстрах» просило суд взыскать с Гаряева Э.В. в порядке регресса в возмещение произведенной страховой выплаты 153 875 рублей 84 копейки и расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере 4 278 рублей.
В ходе судебного разбирательства определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сорокин Н.В., ООО МС Интермарк Авто и ООО «АСТРА».
В судебное заседание представитель истца - СПАО «Ингосстрах», ответчик Гаряев Э.В., представитель ответчика Гула Я.Н., третье лицо Сорокин Н.В. и представители третьих лиц - ООО МС Интермарк Авто и ООО «АСТРА», извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились. Представитель истца - СПАО «Ингосстрах» Чекаловец Д.О. - в исковом заявлении, а ответчик Гаряев Э.В. и его представитель Гула Я.Н. - в телефонограмме и письменных возражениях на исковое заявление просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика Гула Я.Н. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что ответчик не имеет отношения к полису ОСАГО, автомобилю и ДТП.
В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица - ООО МС Интермарк Авто Первых Р.В. указал, что на момент ДТП фактическим владельцем автомобиля марки Hyundai Sonata c государственными регистрационными знаками *** являлось ООО «АСТРА», которому ООО МС Интермарк Авто передало данный автомобиль по договору лизинга. В соответствии с договором лизинга на ООО «АСТРА» лежит обязанность страхования данного автомобиля.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 931 ГК РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена. Лицо, риск ответственности которого за причинение вреда застрахован, должно быть названо в договоре страхования. Если это лицо в договоре не названо, считается застрахованным риск ответственности самого страхователя. Договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей), даже если договор заключен в пользу страхователя или иного лица, ответственных за причинение вреда, либо в договоре не сказано, в чью пользу он заключен. В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
На основании ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Статьей 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон об ОСАГО) предусмотрено, что по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Подпунктом «а» п. 3 ст. 9 Федерального закона об ОСАГО предусмотрено, что Банк России устанавливает коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, иного обособленного подразделения.
Из подп. «к» п. 1 ст. 14 Федерального закона об ОСАГО следует, что к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если владелец транспортного средства при заключении договора обязательного страхования предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.
В ст. 14.1 Закона об ОСАГО закреплено, что потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подп. «б» настоящего пункта; б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по договору обязательного страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда в соответствии с правилами обязательного страхования. Реализация права на прямое возмещение убытков не ограничивает право потерпевшего обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, который возник после предъявления требования о прямом возмещении убытков и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным ст. 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона. В отношении страховщика, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае предъявления к нему требования о прямом возмещении убытков применяются положения настоящего Федерального закона, которые установлены в отношении страховщика, которому предъявлено заявление о страховом возмещении. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным ст. 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и возместил в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред, в предусмотренных ст. 14 настоящего Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда.
Согласно п. 1 и 2 ст. 15 Федерального закона об ОСАГО обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована. Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
Для заключения договора обязательного страхования владелец транспортного средства представляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования, а также иные документы, указанные в п. 3 ст. 15 Федерального закона об ОСАГО.
Согласно форме, утвержденной Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в заявлении о заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства (физическое лицо) обязан указать наряду с прочим свой адрес (индекс, государство, республику, край, область, район, населенный пункт, улицу, дом, корпус, квартиру).
Пунктом 7.2 ст. 15 Федерального закона об ОСАГО предусмотрено, что договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 августа 2021 года по вине Сорокина Н.В., управлявшего автомобилем марки Hyundai Sonata (идентификационный номер (VIN) ***) c государственными регистрационными знаками ***, произошло ДТП, в результате которого причинены механические повреждения автомобилю марки Chevrolet Camaro с государственными регистрационными знаками ***.
16 августа 2021 года владелец автомобиля марки Chevrolet Camaro обратился с заявлением о выплате страхового возмещения в СПАО «Ингострах», которое признало данный случай страховым и произвело страховую выплату в размере 153875 рублей 84 копеек.
В подтверждение заключения с Гаряевым Э.В. договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств СПАО «Ингосстрах» представило копию заявления о заключении договора обязательного страхования от 9 июня 2021 года и копию электронного полиса от 8 июня 2021 года, согласно которым в период с 12 июня 2021 года по 11 июня 2022 года автомобиль марки Hyundai Sonata, находящийся в собственности ООО МС Интермарк Авто, был застрахован страхователем Гаряевым Э.В.
Однако из представленных ООО МС Интермарк Авто копий договора финансовой аренды (лизинга) № МСIA/MSC-01012/FL от 27 мая 2021 года и акта приема-передачи предмета лизинга от 31 мая 2021 года следует, что 31 мая 2021 года ООО МС Интермарк Авто передало указанный автомобиль во владение и пользование ООО «АСТРА».
При таком положении и, учитывая, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что на момент ДТП ответчик Гаряев Э.В. являлся владельцем автомобиля марки Hyundai Sonata, исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении исковых требований Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» к Гаряеву Э.В. о взыскании в порядке регресса в возмещение произведенной страховой выплаты 153 875 рублей 84 копеек и расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере 4 278 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) С.В. Шовгуров